Напоминание

Методическая разработка


Автор: Зуева Наталия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Радуга" комбинированного вида"
Населённый пункт: Республика Мордовия,г.Рузаевка
Наименование материала: Нравственное воспитание у детей старшего дошкольного возраста
Тема: Методическая разработка
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Нравственное воспитание у детей старшего дошкольного возраста»

Нравственное воспитание является одной из сложных для выполнения задач

в условиях дошкольного образования. Именно нравственное воспитание

является приоритетной задачей практически всех программ дошкольного

образования. В наше время человечество столкнулось с угрожающим

падением нравственности, бездуховности. Отбор и рациональное

использование разнообразных методов нравственного воспитания личности

является одной из главных задач, которую ставят перед собой педагоги

дошкольных образовательных организаций

1.

Процесс нравственного воспитания рассматривается в федеральном

государственном образовательном стандарте дошкольного образования

как одно из направлений личностного развития дошкольника.

Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования направлен (п. 1.6)

2.

на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный

процесс;

3.

формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей и

принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека,

семьи, общества;

4.

формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей

здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных,

эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,

самостоятельности и ответственности ребенка, формирования

предпосылок учебной деятельности.

Следовательно, в общей системе нравственного воспитания важное

место занимает группа методов, форм и средств, направленных на

формирование соответствующего уровня нравственности у детей

старшего дошкольного возраста.

- беседы на этические темы,

- чтение художественной литературы,

- рассказ,

- рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов;

- метод убеждения.

Вопросы нравственного воспитания, совершенствования личности

ребенка волновали общество всегда и во все времена

Именно поэтому приоритетным направлением в дошкольном

образовании является нравственное развитие личности ребенка,

формирование ценностных мотивов, самостоятельности,

любознательности, приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Ребенок учится осуществлять моральный выбор посредством освоения

этических эталонов, направленности и соподчинения мотивов, их

устойчивости. Если у личности не сформированы нравственные нормы

поведения и взаимоотношений, то формирование нравственности будет

носить характер усвоения знания, запоминания, а не понимания и

принятия этих норм. Обществу нужна личность, обладающая

позитивными нравственными знаниями и нравственными качествами.

Нравственность - это внутренняя мораль, не для других - для себя. С

течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе

нормами и правилами поведения и взаимоотношений.

В дошкольный период ребенок под руководством взрослых приобретает

первый опыт нравственного поведения, отношения к близким, сверстникам,

природе, вещам, усваивает моральные нормы общества.

Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают

формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и

привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.

Дети в возрасте 5-7 лет усваивают правила, условно объединённые в

несколько групп: культурно-гигиенические правила, правила поведения на

занятиях, правила, связанные с отношением к своим обязанностям, вещам,

правила взаимоотношений с взрослыми и детьми, правила поведения в

общественных местах. В старшем дошкольном возрасте на основе

формирующихся нравственных чувств воспитывается чувство собственного

достоинства, зачатки чувства долга, справедливости, уважения к людям, а

также ответственности за порученное дело.

Особое значение приобретает воспитание патриотических чувств: любви к

малой Родине, уважение к людям других национальностей.

Можно говорить о возможности наличия этапности процесса развития

начал нравственного сознания дошкольников.

1 этап заключается в прояснении начал нравственного сознания, которое

понимается как уточнение, обогащение и коррекция нравственных

представлений детей.

2 этап предполагает развертывание начал нравственного сознания,

подразумевающее сознания связано с освоением детьми наиболее общих

понятий морали и этики - "добро", "зло" и др. На этом этапе детей не только

побуждают к освоению и проявлению высших нравственных чувств и

эмоций, но и способствуют их осознанию.

С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе

людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений

Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в

личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее

сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в

обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его

нравственности со стороны окружающих.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно

проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка

будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его

необходимости и о преимуществах овладения им.

Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях с

взрослыми и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к

содержательному общению с взрослыми. Авторитет взрослого, его

оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении.

Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию

способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными

нормами. Возникают внутренние “этические инстанции”, которые начинают

определять поступки старшего дошкольника Дети проявляют активное

стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в

результате которого формируется “детское общество”. Это создает

определенные предпосылки для воспитания коллективных

взаимоотношений.

Таким образом, нравственное воспитание дошкольников особенно важно,

потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к

усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных

сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами,

духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста можно

рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в

обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его

поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает

действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому,

что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного

правила в отношениях между людьми.



В раздел образования