Автор: Зуева Наталия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Радуга" комбинированного вида"
Населённый пункт: Республика Мордовия,г.Рузаевка
Наименование материала: Нравственное воспитание у детей старшего дошкольного возраста
Тема: Методическая разработка
Раздел: дошкольное образование
«Нравственное воспитание у детей старшего дошкольного возраста»
Нравственное воспитание является одной из сложных для выполнения задач
в условиях дошкольного образования. Именно нравственное воспитание
является приоритетной задачей практически всех программ дошкольного
образования. В наше время человечество столкнулось с угрожающим
падением нравственности, бездуховности. Отбор и рациональное
использование разнообразных методов нравственного воспитания личности
является одной из главных задач, которую ставят перед собой педагоги
дошкольных образовательных организаций
1.
Процесс нравственного воспитания рассматривается в федеральном
государственном образовательном стандарте дошкольного образования
как одно из направлений личностного развития дошкольника.
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования направлен (п. 1.6)
2.
на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс;
3.
формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей и
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества;
4.
формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей
здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирования
предпосылок учебной деятельности.
Следовательно, в общей системе нравственного воспитания важное
место занимает группа методов, форм и средств, направленных на
формирование соответствующего уровня нравственности у детей
старшего дошкольного возраста.
- беседы на этические темы,
- чтение художественной литературы,
- рассказ,
- рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов;
- метод убеждения.
Вопросы нравственного воспитания, совершенствования личности
ребенка волновали общество всегда и во все времена
Именно поэтому приоритетным направлением в дошкольном
образовании является нравственное развитие личности ребенка,
формирование ценностных мотивов, самостоятельности,
любознательности, приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
Ребенок учится осуществлять моральный выбор посредством освоения
этических эталонов, направленности и соподчинения мотивов, их
устойчивости. Если у личности не сформированы нравственные нормы
поведения и взаимоотношений, то формирование нравственности будет
носить характер усвоения знания, запоминания, а не понимания и
принятия этих норм. Обществу нужна личность, обладающая
позитивными нравственными знаниями и нравственными качествами.
Нравственность - это внутренняя мораль, не для других - для себя. С
течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе
нормами и правилами поведения и взаимоотношений.
В дошкольный период ребенок под руководством взрослых приобретает
первый опыт нравственного поведения, отношения к близким, сверстникам,
природе, вещам, усваивает моральные нормы общества.
Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают
формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и
привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.
Дети в возрасте 5-7 лет усваивают правила, условно объединённые в
несколько групп: культурно-гигиенические правила, правила поведения на
занятиях, правила, связанные с отношением к своим обязанностям, вещам,
правила взаимоотношений с взрослыми и детьми, правила поведения в
общественных местах. В старшем дошкольном возрасте на основе
формирующихся нравственных чувств воспитывается чувство собственного
достоинства, зачатки чувства долга, справедливости, уважения к людям, а
также ответственности за порученное дело.
Особое значение приобретает воспитание патриотических чувств: любви к
малой Родине, уважение к людям других национальностей.
Можно говорить о возможности наличия этапности процесса развития
начал нравственного сознания дошкольников.
1 этап заключается в прояснении начал нравственного сознания, которое
понимается как уточнение, обогащение и коррекция нравственных
представлений детей.
2 этап предполагает развертывание начал нравственного сознания,
подразумевающее сознания связано с освоением детьми наиболее общих
понятий морали и этики - "добро", "зло" и др. На этом этапе детей не только
побуждают к освоению и проявлению высших нравственных чувств и
эмоций, но и способствуют их осознанию.
С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе
людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений
Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в
личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее
сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в
обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его
нравственности со стороны окружающих.
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно
проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка
будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его
необходимости и о преимуществах овладения им.
Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях с
взрослыми и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к
содержательному общению с взрослыми. Авторитет взрослого, его
оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении.
Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию
способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными
нормами. Возникают внутренние “этические инстанции”, которые начинают
определять поступки старшего дошкольника Дети проявляют активное
стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в
результате которого формируется “детское общество”. Это создает
определенные предпосылки для воспитания коллективных
взаимоотношений.
Таким образом, нравственное воспитание дошкольников особенно важно,
потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к
усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных
сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами,
духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста можно
рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в
обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его
поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает
действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому,
что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного
правила в отношениях между людьми.