Напоминание

"Использование элементов цветотерапии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ"


Автор: Выхрыстюк Галина Сергеевна
Должность: учитель- логопед
Учебное заведение: МБДОУ №3 "Ласточка" г. Тихорецка
Населённый пункт: г. Тихорецк
Наименование материала: статья
Тема: "Использование элементов цветотерапии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №3 «ЛАСТОЧКА» ГОРОДА ТИХОРЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН

Выступление на тему

«Использование элементов цветотерапии в работе

учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»

Учитель- логопед Выхрыстюк Г.С.

Цвет – это яркая сторона детства. Малыши реагируют на него, играют и

увлекаются им, учатся распознавать и различать разные цвета.

Цветотерапия – это наука, изучающая свойства света и цвета. Я сейчас

расскажу какие элементы цветотерапии

эффективно использую в своей

логопедической работе.

Ученые давно заметили, что одни цвета ласкают взгляд, успокаивают,

способствуют приливу внутренних сил, бодрят, другие раздражают и угнетают.

Но тем не менее, все цвета нужны для гармоничного равновесия, так как у

каждого цвета свои специфические свойства и сила.

Синий цвет стимулирует умственную деятельность, оказывает успокаивающее

воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли,

понижает аппетит.

Голубой цвет оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении.

Фиолетовый цвет угнетает психические процессы, снижает настроение.

Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность,

улучшает кровообращение, нормализирует работу пищеварительного тракта,

оказывает благотворное действие на нервную систему при депрессии, стрессе,

головных болях, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические

процессы.

Зеленый цвет успокаивает, повышает защитные силы организма.

Розовый цвет оказывает тонизирующее воздействие.

Желтый цвет

вызывает чувство покоя, нейтрализует негативные действия.

Белый цвет считается цветом очищения, единения, открытости, оказывает

тонизирующее действие на организм человека.

Технология использования хромотерапии я применяю на разных этапах

работы:

- автоматизация и дифференциация звуков;

- совершенствование грамматического строя речи;

- развитие связной речи;

- развитие общей и мелкой моторики;

- развитие правильного дыхания.

Использование элементов цветотерапии может превратить скучную работу в

интересную, живую с помощью таких игр:

Например, игры «Путешествие в Желтый город». При автоматизации звука

«ж», можно предложить ребенку найти среди желтых предметов сначала те, что

содержат в своем названии звук «ж» (желтая жаба, желтый жук, желтый жираф

и т. д., а потом те, в которых встречается звук «з» (желтая змея, желтый зонтик,

желтый зайчик, желтая звезда и т. д.) – задание на развитие дифференциации

звуков «ж» - «з». По такой аналогии можно использовать предметы разного

цвета, закрепляя различные звуки.

При автоматизация звука «р» можно взять картинки таких цветов:

красный, розовый, бордовый, серый, чёрный, оранжевый.

При автоматизации звука «рь»: сиреневый, коричневый, серебряный.

При автоматизации звуков «с» и «сь»: красный, синий, серый,

серебряный.

При автоматизации звуков «з» и «зь»: золотой, розовый, зелёный.

При автоматизации звука «ж»: жёлтый, оранжевый.

При автоматизации звука «л»: белый, золотой, голубой, жёлтый.

При автоматизации звука «ль»: зелёный, фиолетовый.

При автоматизации звука «ч»: чёрный, коричневый.

Главной целью при использовании игры с кубиками «Подбери по

цвету» является автоматизация звука [Р] в словах и словосочетаниях.

Также при её использовании решаются и другие важные задачи:

- Активизация словарного запаса,

- Закрепление умения согласовывать прилагательные с существительными

- Развитие навыков звукового, слогового анализа и синтеза.

- Развивитие восприятия цвета, закрепление умения правильно называть

красный, оранжевый, розовый, бордовый, чёрный, серый цвета.

Для игры понадобится 9 кубиков, на грани каждого из которых картинки

красного, оранжевого, бордового, розового, серого чёрного цвета (это цвета и

картинки, имеющие в названии звук [Р]).

Взрослый сообщает ребёнку, что в названии каждой картинки и каждого

цвета имеется звук [Р] и предлагает найти на каждом кубике, например, все

розовые картинки, и при этом чётко проговаривать цвет предмета и его

название: «розовая коробка, розовая расческа, розовый карандаш» и т.д.

На следующем занятии можно предложить ребёнку аналогичное задание, но

уже с картинками другого цвета (красными, оранжевыми, бордовыми, серыми,

чёрными).

Упражнения на развитие дыхания «Радуга», «Разноцветные шарики»,

«Флажки» , «Тучки» «Цветик-семицветик»

Для развития речевого дыхания, формирования умения делать плавный и

длительный выдоха полезны будут такие упражнения «Радуга», «Разноцветные

шарики», «Флажки» , «Тучки» «Цветик-семицветик». При выполнении игры

на развитие дыхания «Цветик-семицветик» перед детьми цветок. Дети должны

определить, какого цвета каждый лепесток у этого цветка, загадать желание

и оторвать лепесток.

Затем помочь ветру унести лепесток, подуть на него длительно и плавно.

Игра «Горки»

(на дифференциацию звуков в словах, предложениях, в связной речи). Ребенок

строит две горки, далее дается задание расположить фигурки или, как в моем

случае, картинки, в названии которых есть звук [р] на одной горке, а в названии

которых есть звук [л]- на другую. Можно в каждую горку вставить флажок с

буквой, чтобы ребенок не путался, например, в на оранжевом флажке буква

«р», а на голубом – буква «л».

Игра «Что перепутал художник?»

Дидактическая игра по развитию речи «Что перепутал художник?» для детей

подготовительной группы

Оборудование: картинки с изображениями животных, растений и т.д., которые

раскрашены в нехарактерные для них цвета.

Задача: Продолжать развивать связную монологическую речь, обогащать и

закреплять активный словарь детей; Развивать произвольное внимание,

логическое мышление, Воспитывать чувство юмора, умение выслушивать и не

перебивать участников игры. Игровая задача: найти ошибки допущенные в его

картинах. Игровые действия: Дети рассматривают картинки, находят, что в них

изображено с ошибками, рассказывают в чем они заключаются, аргументируют

свое мнение.

Таким образом, проведение занятий с использованием цвета, позволяет

активизировать внимание ребёнка, удерживать работоспособность на

достаточно высоком уровне, сохранять интерес к занятию до его окончания.



В раздел образования