Напоминание

"ЭТНОКАЛЕНДАРЬ" КАК ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Авторы: Гребенюк Оксана Сергеевна, Анисимова Екатерина Александровна
Должность: воспитатель, старший воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 137 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "ЭТНОКАЛЕНДАРЬ" КАК ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование





Назад




«ЭТНОКАЛЕНДАРЬ» КАК ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ

РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Старший воспитатель ГБДОУ детский сад № 137

комбинированного вида

Выборгского района Санкт-Петербурга

Анисимова Екатерина Александровна

Воспитатель ГБДОУ детский сад № 137

комбинированного вида

Выборгского района Санкт-Петербурга

Гребенюк Оксана Сергеевна

Задача

образования

воспитание

гражданина

демократического

государства

независимо

от

его

национальности

и

вероисповедания.

Российское правительство на государственном уровне уделяет этой проблеме

большое внимание.

В нашем городе также уделяется огромное значение миграционным

процессам и проблемам миграции. В докладе о Положении детей в Санкт-

Петербурге (2010 года) большая часть посвящена этой проблеме, а также

поэтапному внедрению в практику городской программы «Толерантность»,

в которой тесно взаимодействуют органы государственной власти Санкт-

Петербурга, органы местного самоуправления в

Санкт — Петербурге,

научные,

образовательные

учреждения

и

учреждения

культуры,

общественные организации Основная цель городской программы укрепление

толерантной среды многонационального российского общества.

В связи с этим возникла необходимость создания программ, которые

смогли бы совместить в себе две противоположные тенденции. С одной

стороны, было важно увязать их с процессами глобализации, интеграции,

интернационализации, с другой – сохранить своеобразие этнокультур.

Начиная с 2008 года, в нашем учреждении на группах старшего дошкольного

возраста

активно

апробируется

Проект

«Этнокалендарь»,

программы

Правительства Санкт-Петербурга «Толерантность». Проект представляет

собой

комплект

учебных

и

информационно-справочных

материалов

«Этнокалендарь Санкт-Петербурга», разработанный ведущими учеными

города. Этот инновационный идеологический проект петербургских ученых

может быть интересен коллегам из других регионов.

«Этнокалендарь» — это информационно-справочное пособие для

проведения

занятий

по

формированию

толерантных

установок

и

представлений в образовательных учреждениях, дополняющее учебники

истории и обществоведения. Он является основным компонентом работы по

воспитанию толерантности во всех без исключения детских садах, школах,

частично – в учреждениях начального и среднего профессионального

образования Санкт-Петербурга. В комплект входит книга-буклет, набор

настенных плакатов, сборник методических пособий для педагогов по работе

с плакатами, медиаприложение на диске с информацией, интерактивной

картой

и

викторинами.

«Этнокалендарь»

-

замечательное

учебно

методическое пособие, которое каждый год видоизменяется, дополняется,

развивается – одним словом, растет вместе с детьми. Но к основному

содержанию прикладывается и диагностическая работа: комплект оснащен

методиками,

позволяющими,

например,

проанализировать

индекс

толерантности педагога. Важно начать работу именно с диагностических

мероприятий.

Огромная работа проводилась по выявлению информации о знаниях и

отношениях педагогов, детей и родителей к данной проблеме. Были

проведены педагогические советы по темам: «Воспитание толерантности у

детей дошкольного возраста»; «Ребенок 21 века или особенности социально-

нравственного воспитания дошкольника в современном обществе», по

результатам

которых

была

предоставлена

информация

о

готовности

педагогов, родителей и детей к этнокультурному образованию, об уровне их

владения знаниями. Часть диагностического материала представлена в

методических рекомендациях по работе с «Этнокалендарем», полученные

результаты стали основанием для создания в дошкольном учреждении

определенных педагогических условий и становлению этнокультурной

компетенции детей дошкольного возраста.

В Санкт-Петербурге живут представители разных народов единой

России, говорящих на разных языках, соблюдающие разные традиции.

Соответственно и современный ребенок живет в динамичном мире, где

соседствуют разные религии и жизненные уклады.

Для

того,

чтобы

спроектировать

образовательную

деятельность,

направленную на воспитание толерантности, надо помнить, что человек не

рождается с какой-либо национальностью, а становиться им в результате

пребывания в соответствующей национальной общности людей. У людей

разных национальностей, воспитанных на одинаковых культурных условиях,

развиваются

одинаковые

взгляды,

стремления,

способы

мышления

и

деятельности.

На этапе дошкольного детства важно – что бы ребенок знал и понимал

особенности

своей

культуры

и

других

национальностей,

умел

взаимодействовать с представителями разных национальностей, ценил

многообразие

мира.

Отдельное

внимание

мы

стали

уделять

детям,

приехавшим из других городов, регионов, стран, активно привлекая к

участию в образовательной деятельности.

Наш детский сад идет в ногу со временем, основывая свою

деятельность

на

нормативной

базе,

которая

представляет

политику

государства

и

соответствует

требованиям

современного

мира,

предоставлением

выбора

каждому

ребенку,

педагогу,

родителю

оптимального пути достижения в воспитании и развитии образованного

человека будущего. Для более успешного развития ребенка мы выбрали

современную

образовательную

программу

дошкольного

образования

«Успех», даже в её название заложена мотивация на достижение самых

высоких

результатов,

а

воплощение

ее

в

практику

дает

большую

возможность в творческом, индивидуальном, компетентном подходе к

каждому ребенку. Хорошо вписался в вариативную часть программы

учреждения и «Этнокалендарь».

Данная

технология

предоставила

огромные

возможности

для

оптимизации

образовательной

деятельности

и

имеет

ориентационный

характер, что позволяет, исходя из условий нашего учреждения, выбирать

события для организации образовательной деятельности, основанные на

опыте и знаниях педагогов, детей и родителей, добавляя свои наработки,

которые дополняют основу, заложенную «Этнокалендарем».

Чтобы полноценно использовать «Этнокалендарь», при этом учитывая

ресурсы детского сада – мы решили проводить образовательные мероприятия

по трем направлениям/блокам:

1.

Расширение осведомленности.

2.

Региональный компонент

3.

Внутренний социум учреждения

Примерное содержание блоков может быть следующим:

В

первом

блоке

(Осведомленность)

происходит

знакомство

с

праздником, прописанном в «Этнокалендаре», где педагог дает общий

материал, рассказывая о нем и показывая иллюстративный материал,

возможно привлечение родителей и предварительная подготовка. Это блок

может использоваться в любом из регионов нашей страны.

Одним из примеров такой работы, является проведение «Пушкинских

чтений» в феврале в день памяти поэта, где родителям рекомендуют

провести домашние чтения произведений Пушкина, подготовить ребенка к

конкурсу чтецов, также поучаствовать в творческой выставке совместных

работ по произведениям поэта

В апреле месяца традиционно уже проходит «Международный день

птиц», основная задача которого – вовлечь детей в заботу о сохранении

пернатых, а также познакомить с народными традициями, связанными с

народной

любовью

к

птицам

и

весне.

Вместе

с

родителями

дети

подготавливают

информационный

материал,

принимают

участие

в

изготовлении скворечников и кормушек. Играют в игры, напоминающие или

берущие начало в жизни птиц, изучают ознакомительные материалы, в том

числе в формате Power point.

Осень время немного грустное и уже большой традицией в нашем

детском саду стало в ноябре месяце проводить незабываемые радостные

мероприятия, это может быть один

осенний день – день «Оранжевого

фонарика» или же целая Разноцветная радужная неделя смайликов, вот один

из разнообразных осенних праздников - 15 ноября отмечается старинный

японский праздник «Сити Го Сан» , перевод названия невероятно прост :

сити – семь, го – пять, сан – три. Это детский праздник, история которого

насчитывает уже более 300 лет, можно назвать общим днем рождения всех

детей, которым в текущем году исполнилось 3, 5 или 7 лет. Эти нечетные

цифры издревле считались в Японии магическими, а соответствующие им

возраста отражали важные переломные этапы взросления детей.

16 ноября считается международным днем толерантности, мы также не

могли

пройти

мимо

этого

праздника,

поставив

основной

целью

формирование уважения к различным народам населяющим нашу планету и

решив несколько основных задач, воспитывая уважение к людям разных

национальностей, их культуре, обеспечить реализацию потребности детей в

общении

по

поводу

этнической

проблематики,

привлечение

детей

дошкольного возраста к музыкальной культуре (фото «Толерантность»).

Каждый

года

в

нашем

учреждении

проходит,

ставший

уже

традиционный

конкурс

чтецов

по

произведениям

детских

поэтов

отмечающие

юбилей.

Алгоритм

проведения

мероприятия

происходит

следующим

образом: подборка стихотворного

материала, воспитатель

знакомит со стихами детей – ребенок выбирает понравившееся ему, при

непосредственное помощи родителей готовится к выступлению в конкурсе,

который проходит в два этапа: первый этап жюри выбирает лучших чтецов

на каждой возрастной группе, второй этап лучших из каждой возрастной

категории: младший возраст и старший возраст .

Второй блок - «Региональный компонент». Здесь обязательным словом

является «региональный», где происходит знакомство с теми праздниками

(событиями), которые присущи только нашему городу и которые невозможно

не отметить.

Одним из них является «День снятия блокады», как подготовка к нему:

разучивание стихов, песен, просмотр презентаций, иллюстраций, слушанье

аудиозаписей, а как итог проведение досугового мероприятия в группах

старшего дошкольного возраста.

Ярчайшим событием, которое невозможно было бы обойти, является

«День города». В рамках подготовки и проведения этого события в

учреждении проводятся:

Викторины:

- « Наша Родина – Россия» (игра имеет 9 секторов (мультфильмы,

государство, история, литература и т.д., в каждом секторе 9 вопросов

(например, вопрос из сектора «литература» – «Как называют в России

итальянского сказочного героя Пиноккио?»)

- « Серебряный пояс России» ( история и география Ленинградской

области, включает в себя знакомство с городами Ленинградской

области, с их достопримечательностями и особенностями архитектуры,

герба; например вопросы из блиц – опроса: «Какая река соединяет

Ладожское озеро и Финский залив (Балтийское море) – ответ Нева,

Какие

старинные

крепости

стоят

на

территории

нынешней

Ленинградской области – можно перечислить Кронштадт, Копорье,

Шлиссельбург, Старая Ладога; второй тур надо соотнести герб города

Ленинградской области и короткую зашифрованную историю, третий

тур построить крепость по образцу.);

- «Мой любимый город» (разнообразие заданий повышает интерес к

участию: блиц - опросы, нарисовать, собрать картинку, узнать по

картинке, рассказать свою историю и т.д.)

И как итоговое мероприятие проведение музыкального досуга с

участием детей и педагогов: песни, танцы, игры ( викторина,

конструирование, подвижные игры)

(фото «День города»).

Третий блок – блок «внутреннего социума». Как «внутренний социум»

мы расцениваем возможности педагогов, детей и других участников

образовательных отношений. Это может быть опыт, переданный педагогом,

исходя, например, из его национальности. Традиция, переданная нам семьей.

Естественно, так как этот опыт очень зависит от временных рамок (детей,

посещающих ДОУ, педагогов, которые могут приходить и уходить и т.д.) – и

образовательная деятельность по этому направлению постоянно изменяется.

Одним из примеров деятельности в рамках этого направления может

послужить проект «Кухня народов мира», реализованный в ДОУ. Семьи

воспитанников

делились

национальными

рецептами,

оформляли

все

собранные рецепты в альбом, который могли посмотреть и почитать все

желающие. Изюминкой проекта было то, что все участники старались не

только передать рецепт, но и поведать о его истории, национальных

особенностях. И было очень интересно наблюдать, с каким живым интересом

дети в группе слушают и обсуждают очередной необычный для многих

рецепт.

При знакомстве детей дошкольного возраста с традициями своей

страны

решается

одна

из

главных

задач

воспитания

развитие

познавательных способностей. Наша Россия – многонациональная страна.

Издавна на ее территории проживает множество народов, каждый из которых

по-своему самобытен и имеет богатые традиции. Тысячелетний опыт

совместного проживания на российских просторах обобщен и зафиксирован

в фольклоре. В многочисленных хрестоматиях для дошкольников показан

огромный нравственный потенциал фольклора народов России, на примере

сказок и народных игр, демонстрируя богатые педагогические возможности

народной мудрости по воспитанию в детях чувства дружбы, миролюбия,

взаимопомощи, добрососедства. Народные подвижные игры всегда связаны с

инициативой,

фантазией,

протекают

творчески

и

эмоционально,

стимулируют двигательную активность. В формировании толерантности у

дошкольников мы опираемся на игровые методы воспитания, так как игра

является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Игра –

способ познания окружающего мира. В детском саду, особенно в старшем

дошкольном возрасте, активно используется в свободной и самостоятельной

деятельности детей – дидактическая игра.

Дидактические игры можно

разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и

словесные. Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они

разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки.

Решить поставленные задачи

всегда можно,

выбрав правильно

деятельность, в которой ребенку будет интересно и увлекательно закрепить

полученные знания и умения, одной из таких деятельностей можно назвать

художественно-продуктивную: где ребенку в процессе своего творчества,

полученных знаний, можно будет увидеть практический результат своих

действий.

Таким

образом,

приобщение

детей

дошкольного

возраста

к

социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства,

способствует сохранению индивидуальности ребенка при формировании

общей культуры и развития их нравственных качеств.



В раздел образования