Напоминание

Пальчиковая игра, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.


Автор: Гусарова Валерия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 137 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Пальчиковая игра, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Пальчиковая игра , как средство развития речи

детей младшего дошкольного возраста.

Воспитатель Гусарова Валерия Викторовна

ГБДОУ детский сад № 137

комбинированного вида

Выборгского района Санкт-Петербурга

Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и

заключается в том, что многие современные концепции дошкольного

образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое

развитие ребёнка.

В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности – игра. Опыт общения и

поведения, связанный со словом, накапливаются ребенком именно через

игру.

Одним из средств стимулирования речи являются игры, направленные

на развитие мелкой моторики рук.

“Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.”( В.А Сухомлинский)

Данное высказывание я считаю, раскрывает основное значение пальчиковых

игр: развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи и творческие

способности. Пальчиковые игры – это не только развитие мелкой моторики у

детей дошкольного возраста, но и общение ребенка со взрослыми и

сверстниками,

формирование

коммуникативных

отношений

и

эмоциональных переживаний, также они имеют и развивающее значение, так

как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики

рук, но и речи. Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи

взаимосвязаны.

Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой

моторики, но и один из вариантов радостного общения.

Как известно у дошкольников ведущий вид деятельности - игра, поэтому,

когда мы хотим обучить чему-то ребенка, мы конечно делаем это через игру.

Если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое

развитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает –

задерживается и развитие речи. Ученые Т. А. Ткаченко Е. Косина, Ю.

Соколова, отмечают большое стимулирующее значение функций руки.

Практика показывает: чем раньше начинается работа по развитию мелкой

моторики,

тем

больший

положительный

эффект

оказывает

она

на

формирование детской речи.

Пальчиковые игры – лучший способ совершенствования мелкой

моторики рук у дошкольников, а также процесса развития речи ребенка.

Мелкая моторика — это способность выполнения мелких движений

пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной,

мышечной и костной систем. Мелкая моторика начинает развиваться уже с

младенческого возраста, когда малыш учится хватать предмет, после у

ребенка появляются умения перекладывание из рук в руки предмет. С

возрастом моторные навыки становятся более разнообразными и сложными.

Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных движений

обеих рук.

Используя

пальчиковые

игры

необходимо

придерживаться

двух

принципов обучения - это «от простого к сложному» и «самостоятельно по

способностям». Этот союз позволит разрешить в игре сразу несколько

проблем, связанных с развитием творческих способностей:

во-первых, пальчиковые игры могут дать пищу для ума;

во-вторых,

они

всегда

создают

условия,

опережающие

развитие

способностей;

в-третьих, выполняя самостоятельно, ребенок развивается наиболее успешно;

в-четвертых, они могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а

кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу

свободного и радостного творчества;

в-пятых, играя в эти игры со своими детишками, папы и мамы, бабушки и

дедушки, а также все специалисты, работающие с детьми, незаметно для себя

приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать, ребенку

самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может

и должен сделать сам.

Все

движения

организма

и

речевая

моторика

имеют

единые

механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается

на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек,

в

которых сочетаются речь и движения рук.

Любому ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде,

а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую

моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл

услышанного и улавливать ритм речи.

Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от

степени

сформированности тонких движений рук. Пальчиковые игры

обладают развивающим, оздоравливающим воздействием. В пальчиковых

играх, которые известны всем: «Ладушки», «Сорока – Белобока», «Коза -

рогатая» и другие, дети подражают словам и действиям взрослых.

В этих играх дети легко улавливают музыкальность, напевность,

ритмичность, лаконичность языка. При этом эмоциональная отзывчивость

ребёнка на художественный образ находится в тесной связи с ритмическими

движениями под стихотворный текст.

Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на

уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта “глаза в

глаза”. Игры дают возможность “прочувствовать” свои пальцы, ладони,

сформировать схему собственного тела.

Главной целью этих игр можно назвать переключение внимания,

улучшение координации движений и мелкой моторики, что напрямую

воздействует на интеллектуальное развитие ребенка. Следует отметить, что

при произношении небольших стихотворений и одновременном движении

пальцами, у детей улучшается звукопроизношение, развивается память,

умение быстро и четко говорить, способность согласовывать движения с

речью. Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками,

ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются,

начинают

быстрее

говорить,

речь

становится

более

связной

и

эмоциональной.

Замечательный

педагог

В.А.

Сухомлинский

писал,

что

истоки

способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев, от них, образно

говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой

мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской

руки, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в

детской руке, тем ребенок умнее.

"Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель.

"Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.

Известный физиолог И.П. Павлов считал: «Руки учат голову, затем

поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию

мозга. Можно сделать вывод: начало развитию мышления дает рука».

Пальчиковые игры служат закреплению знаний, полученных на занятиях и

активизируют

словарь

детей

младшего

возрастов.

Игры

являются

естественным состоянием, потребностью детского организма, средством

общения и совместной деятельности детей. Игра создаёт тот положительный

эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают

наиболее активно.

Пальчиковая игра – это инсценировка каких – либо рифмованных

историй, сказок при помощи пальцев. Владея методикой пальчиковых игр,

необходимо помнить о следующих правилах: сначала объясняя, как

выполняется то, или иное упражнение, надо показать ребёнку позу пальцев и

кисти.

Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные

указания; начинать пальчиковую гимнастику нужно только с разминки

пальцев: сгибания и разгибания; произносить тексты, которые сопровождают

упражнения пальчиковой гимнастики или игр; для некоторых пальчиковых

упражнений игрового характера можно надевать на пальчики бумажные

колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик; наибольшее

внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пение.

Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой

моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны

для детей, а также исключительно полезны для их общего развития:

1)

Способствуют развитию речи.

2)

Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого.

3)

Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно

«рассказывать» целые истории!

4)

Активизируют моторику рук.

5)

Помогают

в

игре

формировать

элементарные

математические

представления.

6)

Учат

ребенка

концентрировать

внимание

и

правильно

его

распределять.

7)

Развивают память, ведь в пальчиковых играх нужно запоминать

многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и

просто стихи.

8)

Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения

между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Пальчиковые игры необходимо включать как в непосредственно

образовательную деятельность (например, во время занятий по искусству,

развитию речи и др.), так и в режимные моменты: вовремя утренней

гимнастики, во время умывания, одевания, физкультминуток, в свободное

время утром, на прогулке и после сна.



В раздел образования