Напоминание

Особенности развития произвольного внимания у детей 5-6 лет


Автор: Перепечкина Татьяна Игоревна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ детский сад №68 "Ромашка"
Населённый пункт: г.о. Люберцы
Наименование материала: статья
Тема: Особенности развития произвольного внимания у детей 5-6 лет
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

Внимание - это процесс, обеспечивающий упорядоченный

и целенаправленный

информационный отбор, избирательность процессов познания и продолжительную

концентрированность психической активности человека на объект или деятельность.

Внимание в жизни и деятельности людей выполняет много разных функций. С

помощью внимания происходит

формирование направленности и продуктивности

воображения, предметной ориентации мышления, четкости и конкретизации восприятия,

точности и избирательности памяти, кроме того, внимание играет существенную роль в

регуляции интеллектуальной активности.

Внимание – это особое состояние сознания отличное от таких процессов познания как

восприятие, память, мышление,

тем, что не имеет своего особого содержания, но

способно проявляться внутри этих процессов, однако одновременно неотъемлемо связана

с ними. Именно этой особенности касается множество дискуссий и существует огромное

количество различных точек зрения.

Сложность изучения внимания давно осознана психологами, которые стремились

исследовать его феномены и раскрыть его специфичность.

Огромную роль в исследовании внимания оказали такие авторы как: П.Я. Гальперин,

Эльконин Д.Б., К.Д. Мухина, Р. С. Немов, Л.С. Выготский, А.А. Ухтомский, Д.Е.

Бродбент, И.П. Павлов, Н.Н. Ланге, Д.Н. Узнадзе и др. По-прежнему остается актуальной

и очень важной проблема специфики внимания, несмотря на большое количество

исследований.

Исходя из этого, внимание является фундаментальным психическим процессом, от

которого зависят другие психические процессы.

В психологии выделяют три вида внимания: непроизвольное (пассивное), произвольное

и послепроизвольное.

Одно

из

важнейших

приобретений

старшего

дошкольного

возраста

является

формирование произвольного внимания. Очевидна значимость произвольного внимания в

жизни старшего дошкольника, так как играет огромную роль в развитии всей системы

психологического знания. По мнению большинства исследователей с одной стороны,

произвольное внимание является важнейшим новообразованием старшего дошкольного

возраста, а с другой именно внимание является чуть ли не главным условием успешного

учения.

Таким образом, данный этап развития формирования произвольного внимания играет

важную роль в подготовке ребёнка к школьному обучению, так как данный процесс

неотделим от развития волевых качеств и тесно взаимосвязан с общим умственным

развитием ребенка.

Высокий уровень произвольного внимания старших дошкольников способствует

улучшению показателей интеллектуального аспекта психологической готовности детей к

школе, повышает уровень развития познавательных процессов, необходимых для

дальнейшей успешной учебной деятельности.

Несомненно, что возрастные характеристики познавательных процессов у ребенка

раннего возраста изначально являются непроизвольными,

непреднамеренными.

В

дошкольном возрасте под влиянием новых видов деятельности и новых требований перед

ребенком возникают особые цели – сосредоточить и удержать на объекте свое внимание,

запомнить и воспроизвести материал, построить замысел игры и т. д. он начинает

использовать определенные способы, усваиваемые от взрослых. Это приводит к

формированию нового уровня внимания, который характеризуется произвольностью.

Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его

свойств, таких, как объем, концентрация, распределение, переключение и устойчивость.

На основе теоретического анализа, мы пришли к выводу, что волевое поведение

возникает в том случае, если субъект сталкивается с личностно значимой для него

проблемой, противоречием, задачей.

Опираясь на труды А. Маклакова, нами были выделены следующие критерии и

показатели произвольного внимания:

Объем – показатель количества однородных объектов, находящихся в

фокусе

внимания

ребенка

не

более

2-3

объектов),

предполагающий

одновременное объединение, совмещение и удержание нескольких объектов в поле

внимания.

Переключение – легкий и достаточно быстрый переход от одного вида

деятельности к другому; сознательное и осмысленное перемещение внимания с

одного предмета на другой.

Распределение внимания –

умение выполнять две и более различные

деятельности, удерживая на них свое внимание.

Сосредоточенность (концентрация) – выделение сознанием объекта и

направление на него внимания.

Устойчивость - длительное сосредоточение на значимом объекте.

На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки показателей

исследования и получения количественных результатов были описаны уровни развития

произвольного

внимания

у

детей

старшего

дошкольного

возраста:

высокий,

средний,низкий.

Высокий: преобладание произвольного внимания; высокая концентрация внимания:

удерживает

полностью

весь

объект

деятельности; внимание

сосредоточенное;

присутствует волевое управление процессом внимания; переключение внимания с

одного предмета (или вида деятельности) на другой происходит сознательно и

достаточно быстро; данный уровень отличается умением распределять внимание.

Средний:

преобладание

непроизвольного

внимания;

объект деятельности

удерживается частично, намечает план действий, но выполнить его может лишь при

стимулирующей помощи взрослого; волевое усилие присутствует не всегда; с трудом

переключается с одного вида деятельности на

другой,

осуществляется

при

неоднократном повторении цели деятельности со стороны взрослого; внимание

устойчивое, но часто отвлекается; недостаточная активность и самостоятельность при

выполнении заданий, нужна помощь взрослого. Использование в научных и учебных

целях

Низкий:

внимание

непроизвольное;

не

сосредоточенное,

волевое усилие

отсутствует или неустойчивое; переключение внимания происходит с большим

трудом; внимание рассеянное; при переносе с графического образца допускает

грубые искажения; низкий уровень активности и самостоятельности, при выполнении

задания требуется постоянная обучающая помощь, внешняя стимуляция, хотя и она

часто не дает должного результата.

На основании описанных критерий и показателей было проведено 5 методик:

«Запомни и расставь точки» (из сборника Богомолова В. А. «Тестирование

детей»).

«Перепутанные линии» Рей А.

Методика «Найди и вычеркни» Марцинковская Т. Д.

Тест Пьерона-Рузера

«Найди такую же картинку» Павлов Н.Н. Руденко Л.Г.

Было организованно и проведено экспериментальное исследование, система работы

которой

оказывает

целенаправленную

диагностику

уровня

развития

свойств

произвольного внимания,

а именно диагностику уровня развития концентрации,

устойчивости, объема, продуктивности произвольного внимания.

Исследование проходило на базе: МКДОУ Архангельский детский сад «Ромашка». В

исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 5-6 лет, из них 13 девочек и 7

мальчиков.

В ходе исследования свойств произвольного внимания детей старшего дошкольного

возраста, по результатам проведенных методик было выявлено, что у большинства детей

преобладает средний уровень произвольного внимания (13 детей),

но

объект

деятельности

удерживается

частично,

частая

отвлекаемость

и

большой

уровень

рассеянности, что говорит о низком уровне устойчивости. Малая доля детей с высоким

уровнем развития произвольного внимания (2 ребенка), что говорит о недостаточной его

сформированности. Дети с трудом переключаются с одного объекта на другой объект и с

одного вида деятельности на другой. Прослеживается недостаточная активность детей. Но

несмотря на это дети старались выполнить задания самостоятельно. У большинства детей

средний уровень объема внимания, а также имеют средний уровень распределения и

переключения и трудности с концентрацией внимания.

Диагностика произвольного внимания показала, что в данной группе старших

дошкольников 10% детей с высоким уровнем произвольного внимания, 65% - со средним

уровнем и 25% - с низким. Таким образом, результаты указывают на средний уровень

развития произвольного внимания в группе, следовательно, необходимо провести

коррекционную работу по развитию свойств данного вида внимания.

Проанализировав результаты исследования можно сделать вывод, что произвольное

внимание детей недостаточно сформировано, следовательно, необходимо развивать

данный вид внимания. В итоге, на основании полученных результатов и анализе

психолого-педагогической

литературы

мною

были

составлены

рекомендации

для

педагогов и родителей, направленных на развитие произвольного внимания детей 5-6 лет.

1.

Занимаясь с ребенком необходимо улыбаться и проявлять интерес.

2.

Взрослые должны взять на себя руководство вниманием, вовлекая его в разные

виды

деятельности,

освещая

их

привлекательные

стороны.

Находить

новые,

оригинальные средства организации детского внимания. Так, например, пошаговая

инструкция, которая организует внимание ребенка и способствует планированию его

деятельности.

3.

Инструкция, даваемая ребенку должна проговариваться вслух и быть пошаговой,

конкретной, понятной. Задания для выполнения должны быть таковыми, которые требуют

усилия, чуть превосходящие потенциал ребенка для его стимуляции.

4.

В комнате, где занимается ребенок должно быть как много меньше отвлекающих

факторов.

5.

Если ребенок занят, не следует его отвлекать, давая новые задания.

Под влиянием различных видов деятельности у ребенка в дошкольном возрасте

развиваются такие свойства внимания, как концентрация и устойчивость, объем,

распределяемость

и

переключаемость.

Осуществляется

это

благодаря

играм

и

упражнениям, которые включают в себя умственную и двигательную активность.

Таким образом, следует использовать различные упражнения в игровой форме, которые

способствуют развитию свойств произвольного внимания.

Например, «Недорисованные картинки» - способствует развитию устойчивости

внимания; «Графический диктант» - развитие концентрации и объема внимания; «Найди

отличия» - развитие переключения внимания; «Выкладывание из мозаики по образцу» -

развитие устойчивости, избирательности внимания.

Исходя из этого, развитие произвольного внимания, основанное на рассмотренных

рекомендациях должно протекать эффективнее.

Литература

1.

Белошистая Н.В. О преемственности между дошкольным и начальным звеньями

системы. 2011. №6. С. 39-46.

2.

Васильева И.В. Психодиагностика. – Тюмень.: «Тюменский государственный

университет», 2012.

3.

В.И.

Загвязинский,

Р.А.

Атаханов

Методология

и

методы

психолого-

педагогичского исследовния. – М.: «Академия», 2011.

4.

Змановский Ю.Ф. Психофизиологические и психологические особенности

шестилетних детей / Дошкольное воспитание. 2013. №3. С. 49.

5.

Путляева Л. Воспитание внимания. 2015. №8. С. 58-60.



В раздел образования