Автор: Перепечкина Татьяна Игоревна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ детский сад №68 "Ромашка"
Населённый пункт: г.о. Люберцы
Наименование материала: статья
Тема: Особенности развития произвольного внимания у детей 5-6 лет
Раздел: дошкольное образование
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
Внимание - это процесс, обеспечивающий упорядоченный
и целенаправленный
информационный отбор, избирательность процессов познания и продолжительную
концентрированность психической активности человека на объект или деятельность.
Внимание в жизни и деятельности людей выполняет много разных функций. С
помощью внимания происходит
формирование направленности и продуктивности
воображения, предметной ориентации мышления, четкости и конкретизации восприятия,
точности и избирательности памяти, кроме того, внимание играет существенную роль в
регуляции интеллектуальной активности.
Внимание – это особое состояние сознания отличное от таких процессов познания как
восприятие, память, мышление,
тем, что не имеет своего особого содержания, но
способно проявляться внутри этих процессов, однако одновременно неотъемлемо связана
с ними. Именно этой особенности касается множество дискуссий и существует огромное
количество различных точек зрения.
Сложность изучения внимания давно осознана психологами, которые стремились
исследовать его феномены и раскрыть его специфичность.
Огромную роль в исследовании внимания оказали такие авторы как: П.Я. Гальперин,
Эльконин Д.Б., К.Д. Мухина, Р. С. Немов, Л.С. Выготский, А.А. Ухтомский, Д.Е.
Бродбент, И.П. Павлов, Н.Н. Ланге, Д.Н. Узнадзе и др. По-прежнему остается актуальной
и очень важной проблема специфики внимания, несмотря на большое количество
исследований.
Исходя из этого, внимание является фундаментальным психическим процессом, от
которого зависят другие психические процессы.
В психологии выделяют три вида внимания: непроизвольное (пассивное), произвольное
и послепроизвольное.
Одно
из
важнейших
приобретений
старшего
дошкольного
возраста
является
формирование произвольного внимания. Очевидна значимость произвольного внимания в
жизни старшего дошкольника, так как играет огромную роль в развитии всей системы
психологического знания. По мнению большинства исследователей с одной стороны,
произвольное внимание является важнейшим новообразованием старшего дошкольного
возраста, а с другой именно внимание является чуть ли не главным условием успешного
учения.
Таким образом, данный этап развития формирования произвольного внимания играет
важную роль в подготовке ребёнка к школьному обучению, так как данный процесс
неотделим от развития волевых качеств и тесно взаимосвязан с общим умственным
развитием ребенка.
Высокий уровень произвольного внимания старших дошкольников способствует
улучшению показателей интеллектуального аспекта психологической готовности детей к
школе, повышает уровень развития познавательных процессов, необходимых для
дальнейшей успешной учебной деятельности.
Несомненно, что возрастные характеристики познавательных процессов у ребенка
раннего возраста изначально являются непроизвольными,
непреднамеренными.
В
дошкольном возрасте под влиянием новых видов деятельности и новых требований перед
ребенком возникают особые цели – сосредоточить и удержать на объекте свое внимание,
запомнить и воспроизвести материал, построить замысел игры и т. д. он начинает
использовать определенные способы, усваиваемые от взрослых. Это приводит к
формированию нового уровня внимания, который характеризуется произвольностью.
Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его
свойств, таких, как объем, концентрация, распределение, переключение и устойчивость.
На основе теоретического анализа, мы пришли к выводу, что волевое поведение
возникает в том случае, если субъект сталкивается с личностно значимой для него
проблемой, противоречием, задачей.
Опираясь на труды А. Маклакова, нами были выделены следующие критерии и
показатели произвольного внимания:
Объем – показатель количества однородных объектов, находящихся в
фокусе
внимания
(у
ребенка
не
более
2-3
объектов),
предполагающий
одновременное объединение, совмещение и удержание нескольких объектов в поле
внимания.
Переключение – легкий и достаточно быстрый переход от одного вида
деятельности к другому; сознательное и осмысленное перемещение внимания с
одного предмета на другой.
Распределение внимания –
умение выполнять две и более различные
деятельности, удерживая на них свое внимание.
Сосредоточенность (концентрация) – выделение сознанием объекта и
направление на него внимания.
Устойчивость - длительное сосредоточение на значимом объекте.
На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки показателей
исследования и получения количественных результатов были описаны уровни развития
произвольного
внимания
у
детей
старшего
дошкольного
возраста:
высокий,
средний,низкий.
Высокий: преобладание произвольного внимания; высокая концентрация внимания:
удерживает
полностью
весь
объект
деятельности; внимание
сосредоточенное;
присутствует волевое управление процессом внимания; переключение внимания с
одного предмета (или вида деятельности) на другой происходит сознательно и
достаточно быстро; данный уровень отличается умением распределять внимание.
Средний:
преобладание
непроизвольного
внимания;
объект деятельности
удерживается частично, намечает план действий, но выполнить его может лишь при
стимулирующей помощи взрослого; волевое усилие присутствует не всегда; с трудом
переключается с одного вида деятельности на
другой,
осуществляется
при
неоднократном повторении цели деятельности со стороны взрослого; внимание
устойчивое, но часто отвлекается; недостаточная активность и самостоятельность при
выполнении заданий, нужна помощь взрослого. Использование в научных и учебных
целях
Низкий:
внимание
непроизвольное;
не
сосредоточенное,
волевое усилие
отсутствует или неустойчивое; переключение внимания происходит с большим
трудом; внимание рассеянное; при переносе с графического образца допускает
грубые искажения; низкий уровень активности и самостоятельности, при выполнении
задания требуется постоянная обучающая помощь, внешняя стимуляция, хотя и она
часто не дает должного результата.
На основании описанных критерий и показателей было проведено 5 методик:
«Запомни и расставь точки» (из сборника Богомолова В. А. «Тестирование
детей»).
«Перепутанные линии» Рей А.
Методика «Найди и вычеркни» Марцинковская Т. Д.
Тест Пьерона-Рузера
«Найди такую же картинку» Павлов Н.Н. Руденко Л.Г.
Было организованно и проведено экспериментальное исследование, система работы
которой
оказывает
целенаправленную
диагностику
уровня
развития
свойств
произвольного внимания,
а именно диагностику уровня развития концентрации,
устойчивости, объема, продуктивности произвольного внимания.
Исследование проходило на базе: МКДОУ Архангельский детский сад «Ромашка». В
исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 5-6 лет, из них 13 девочек и 7
мальчиков.
В ходе исследования свойств произвольного внимания детей старшего дошкольного
возраста, по результатам проведенных методик было выявлено, что у большинства детей
преобладает средний уровень произвольного внимания (13 детей),
но
объект
деятельности
удерживается
частично,
частая
отвлекаемость
и
большой
уровень
рассеянности, что говорит о низком уровне устойчивости. Малая доля детей с высоким
уровнем развития произвольного внимания (2 ребенка), что говорит о недостаточной его
сформированности. Дети с трудом переключаются с одного объекта на другой объект и с
одного вида деятельности на другой. Прослеживается недостаточная активность детей. Но
несмотря на это дети старались выполнить задания самостоятельно. У большинства детей
средний уровень объема внимания, а также имеют средний уровень распределения и
переключения и трудности с концентрацией внимания.
Диагностика произвольного внимания показала, что в данной группе старших
дошкольников 10% детей с высоким уровнем произвольного внимания, 65% - со средним
уровнем и 25% - с низким. Таким образом, результаты указывают на средний уровень
развития произвольного внимания в группе, следовательно, необходимо провести
коррекционную работу по развитию свойств данного вида внимания.
Проанализировав результаты исследования можно сделать вывод, что произвольное
внимание детей недостаточно сформировано, следовательно, необходимо развивать
данный вид внимания. В итоге, на основании полученных результатов и анализе
психолого-педагогической
литературы
мною
были
составлены
рекомендации
для
педагогов и родителей, направленных на развитие произвольного внимания детей 5-6 лет.
1.
Занимаясь с ребенком необходимо улыбаться и проявлять интерес.
2.
Взрослые должны взять на себя руководство вниманием, вовлекая его в разные
виды
деятельности,
освещая
их
привлекательные
стороны.
Находить
новые,
оригинальные средства организации детского внимания. Так, например, пошаговая
инструкция, которая организует внимание ребенка и способствует планированию его
деятельности.
3.
Инструкция, даваемая ребенку должна проговариваться вслух и быть пошаговой,
конкретной, понятной. Задания для выполнения должны быть таковыми, которые требуют
усилия, чуть превосходящие потенциал ребенка для его стимуляции.
4.
В комнате, где занимается ребенок должно быть как много меньше отвлекающих
факторов.
5.
Если ребенок занят, не следует его отвлекать, давая новые задания.
Под влиянием различных видов деятельности у ребенка в дошкольном возрасте
развиваются такие свойства внимания, как концентрация и устойчивость, объем,
распределяемость
и
переключаемость.
Осуществляется
это
благодаря
играм
и
упражнениям, которые включают в себя умственную и двигательную активность.
Таким образом, следует использовать различные упражнения в игровой форме, которые
способствуют развитию свойств произвольного внимания.
Например, «Недорисованные картинки» - способствует развитию устойчивости
внимания; «Графический диктант» - развитие концентрации и объема внимания; «Найди
отличия» - развитие переключения внимания; «Выкладывание из мозаики по образцу» -
развитие устойчивости, избирательности внимания.
Исходя из этого, развитие произвольного внимания, основанное на рассмотренных
рекомендациях должно протекать эффективнее.
Литература
1.
Белошистая Н.В. О преемственности между дошкольным и начальным звеньями
системы. 2011. №6. С. 39-46.
2.
Васильева И.В. Психодиагностика. – Тюмень.: «Тюменский государственный
университет», 2012.
3.
В.И.
Загвязинский,
Р.А.
Атаханов
Методология
и
методы
психолого-
педагогичского исследовния. – М.: «Академия», 2011.
4.
Змановский Ю.Ф. Психофизиологические и психологические особенности
шестилетних детей / Дошкольное воспитание. 2013. №3. С. 49.
5.
Путляева Л. Воспитание внимания. 2015. №8. С. 58-60.