Автор: Дудина Алла Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГБОУ "Барнаульская общеобразовательная школа - интернат №5"
Населённый пункт: город Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: "Робототехника для обучающихся с интеллектуальными нарушениями"
Раздел: среднее образование
Дудина А.Г.,
воспитатель
Робототехника для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями.
Учебный
предмет
«Робототехника»
входит
во
внеурочную
деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности».
Техническое творчество — мощный инструмент, активно помогающий
закладывать
прочные
основы
системного
мышления.
Занятия
робототехникой - многогранная деятельность, которая
стала
частью
повседневной жизни ребят.
Кабинет робототехники
оборудован обучающими конструкторами
LEGO MINDSTORMS educational EV-3, наборами MORPHUN JUNIOR
ПРОектирование, CUBORO basic sets, VEX IQ. Указанные конструкторы -
удачное образовательное решение, которое позволяет, с одной стороны,
показать все базовые принципы робототехники, с другой — воплощать в
реальности и оживлять свои самые смелые идеи.
Целью данного курса является использование
образовательных
конструкторов в системе внеурочной деятельности и дополнительного
образования для
овладения навыками начального технического конструирования,
моделирования;
развития тонкой (мелкой) моторики, координации «глаз-рука»;
изучения начальных основных понятий конструкций и моделей, их
основных свойств (жесткости, прочности и устойчивости);
развития навыков взаимодействия в группе, применения полученных
практических
умений
в
повседневной
жизни
обучающимися
с
интеллектуальными нарушениями.
Исходя из особенностей обучающихся курс «робототехника» опирается
на возможности каждой нозологии, следовательно, сложнотехнические
процессы предпочтительно заменяются конструированием и моделированием
механических манипулятивным деталей, конструкций и конечных изделий.
Занятия робототехникой (конструированием, моделированием), а также
общение в процессе начального технического творчества
способствуют
разностороннему развитию обучающихся, есть возможность удовлетворять
свои интересы и сочетать различные направления и формы занятий.
Курс носит сугубо практический характер, поэтому центральное место
занимают практические умения и навыки работы с образовательными
конструкторами.
Общая характеристика организации учебного процесса
Технологии:
разноуровневого и дифференцированного подхода;
здоровьесберегающие;
игровые;
личностно-ориентированные;
информационно-коммуникативные.
Методы:
методы
организации
и
осуществления
учебно-воспитательной
и
познавательной деятельности:
словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;
практический метод;
наглядные методы:
иллюстрация;
демонстрация;
наблюдение;
работа с опорными схемами и карточками,
работа по аналогии;
методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
методы стимулирования мотивов интереса к учению:
познавательные игры,
занимательность,
создание ситуации новизны, ситуации успеха;
методы стимулирования мотивов старательности:
убеждение;
приучение;
поощрение;
требование.
методы контроля и самоконтроля деятельности:
устные или письменные методы контроля;
фронтальные, групповые или индивидуальные;
итоговые и текущие.
Формы обучения:
по охвату детей в процессе обучения (коллективные; групповые;
индивидуальные);
по месту организации (школьные);
традиционные
(урок,
экскурсия,
предметные
занятия,
домашняя
учебная работа);
нетрадиционные
формы
обучения:
занятия-практикумы;
занятия-
викторины; занятия-конкурсы; занятия-игры, занятия-выставки и т.д..
Отдельно следует выделить основные направления коррекционной
работы, опирающиеся на нозологию обучающихся:
в процессе обучения опора на практические действия с реальными
предметами или их заместителями, на возможность производить с ними
действия, на использование схем, рисунков, иллюстраций и других опорных
материалов;
соблюдение единых требований в процессе обучения;
привлечение к адекватным эмоциональным реакциям;
обеспечение сенсорного и эмоционального комфорта в процессе
обучения;
коррекция и развитие когнитивной сферы;
коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы;
коррекция и развитие психомоторной сферы;
формирование и развитие коммуникативных навыков;
активизация мыслительной деятельности;
учёт
индивидуального
темпа
освоения
учебного
материала,
дозирование новой информативной и практической нагрузки;
создание на занятиях дополнительного отдыха при колебаниях
работоспособности;
формирование мыслительных операций анализа, аналогии, синтеза,
сравнения, обобщения.
Виды деятельности:
обогащение и уточнение словаря;
чтение литературы по изучаемому материалу;
называние и характеристика предметов и явлений по их основным
свойствам;
сравнение предметов и явлений между собой и с другими предметами
и
явлениями,
их
классификация,
установление
элементарных
зависимостей;
активное участие в беседе;
составление простых и сложных распространённых предложений
посредством союзов (с помощью учителя);
связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам;
дополнение высказываний собеседников на основе материала личных
наблюдений и прочитанного;
использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи;
освоение на практике полученных знаний.
Метапредметные результаты освоения курса, которые формируют
универсальные учебные действия (УУД):
познавательные УУД:
определять, различать и называть детали конструктора;
конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по аналогии,
по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного; перерабатывать полученную информацию: делать выводы
в
результате
совместной
работы
всего
класса,
сравнивать
и
группировать предметы и их образы.
регулятивные УУД:
умение работать по предложенным инструкциям;
умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать
свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить
ответы на вопросы путем логических рассуждений;
определять и формулировать с помощью учителя. цель деятельности на
занятии.
коммуникативные УУД:
умение работать в паре и в коллективе;
умение рассказывать о конструкции и модели;
умение работать в команде, эффективно распределять обязанности.
Для реализации поставленной цели и соответствующих задач необходимо:
определить функции и состав БУД, учитывая психофизические
особенности и своеобразие внеурочной деятельности обучающихся;
определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных
предметов.
Таким образом курс внеурочной деятельности «робототехника призван:
научить работать с различными материалами для конструирования и
моделирования;
научить составлять конструкцию и модель по словесной инструкции,
описанию, условиям, схемам;
научить
аккуратно
работать
с
различными
материалами
и
инструментами;
уметь сопоставлять геометрические формы друг с другом и объектами
окружающей жизни;
уметь выделять образ в различных моделях и конструкциях.
Мы с вами затронули основные теоретические моменты организации
курса. Но уверена, что каждого из вас интересует практическая сторона
вопроса – как ежедневно проходят занятия.
В начале, на первых занятиях, мы знакомимся с кабинетом робототехники,
его оборудованием и оснащением.
Далее очень важный момент – техника безопасности при нахождении в
кабинете робототехники и работе с конструкторами. Изучаем её столько,
сколько нужно, потому что кабинет относится к классу повышенной
опасности. Следовательно, главное, что нужно усвоить всех обучающимся –
без разрешения и сопровождения педагога не совершать никаких действий,
не вставать с места, не ходить по кабинету, не включать-выключать приборы
и оборудование, не кричать, не брать предметы с рабочего места другого
обучающегося. Думается, все понимают, что это очень важный и непростой
этап работы, т.к. нашим ребятам сложно принять эти правила в силу их
индивидуальных особенностей. Но педагог в этом вопросе должен быть
настойчив и последователен, и результат будет.
Далее за каждым закрепляется его рабочее место, объясняются правила
использования рабочего места, по окончании урока - наведение порядка в
конструкторе, на рабочем столе. Акцент педагог делает на том, что такой
порядок действий в кабинете робототехники действует всегда, а не только на
первом уроке. Следует здесь отметить, что «минутка безопасности»
выделяется в начале каждого занятия с целью напомнить данные правила.
Следующий
этап
работы
могу
назвать
мониторинговым,
т.к.
происходит
знакомство
с
общеинтеллектуальным
и
общетехническим
уровнем каждого обучающегося. Использую такие формы как
групповые беседы («Кто такие роботы», «Какие бывают роботы?»,
«Какие роботы присутствуют в жизни каждого из нас?»);
просмотр видеороликов («Роботы в жизни человека», «Роботы-
помощники»);
творческий труд (изготовление фантазийных роботов);
математический диктант (в результате в тетради появляется контур
робота.
что
помогает
определить
уровень
координации
каждого
обучающегося).
Отмечу,
что
данные
занятия
вызывают
большой
интерес
и
показывают, что многие из наших ребят уже имеют общее представление о
роботах, имеют начальные технические навыки работы.
Следующие этапы работы непосредственно вводят обучающихся в мир
робототехники. Мы практически знакомимся с теми конструкторами,
которые есть в нашей школе, делаем первые шаги по пути робототехники.
Знакомство с обучающими конструкторами, классификация деталей,
сортировка деталей конструкторов по форме, цвету, величине и назначению
увлекает ребят, они с удовольствием сортируют детали (каждый в силу своих
возможностей). Данный вид деятельности помогает развитию мелкой
моторики, координации психических процессов, концентрации внимания.
Данный этап позволяет обучающимся предъявить педагогу и соученикам
степень самостоятельности в усвоении программного материала
,
называние и
характеристика предметов по их основным свойствам помогает пассивным и
инертным обучающимся усвоить учебный материал. Также закрепляет
зрительный
паттерн
образов
изученных
деталей
конструкторов,
вырабатывает навык ориентации в механических деталях конструкторов.
Следующий этап учебной работы – изучение видов соединения деталей
конструктора.
Пользуемся
устным
разъяснением,
показом
педагога,
типовыми схемами, здесь главное место отводится индивидуальной работе,
т.к. данный вид деятельности в основном не знаком большинству наших
обучающихся.
Работа
в
конкретно
заданных
условиях
закрепляет
использование в речи обучающихся вновь усвоенных слов и оборотов речи.
Первые
этапы
учебной
деятельности
позволяют
выработать
и
закрепить навык слушать инструкцию педагога и принимать её, обращаться
за помощью к педагогу в случае непонимания своих действий.
Настал момент первого опыта создания простейших конструкций.
Совместно с педагогом ведётся предварительная работа – выбор
необходимых деталей, сортировка, повторение последовательности действий
(пооперационно).
Набор
MORPHUN JUNIOR ПРОектирование имеет 6 уровней
сложности, от первого, самого простого, до шестого, самого сложного и
затратного.
Первый и второй уровни в нашем общении с ребятами я бы назвала
тестовыми.
Они
в
реальном
размере
показывает
образец
изделия.
Обучающийся путём простого наложения деталей на рисунок получает
нужный результат (при условии усвоения способов крепления деталей).
После первого уровня можем переходить к последующим уровням.
Некоторые ребята не нуждаются в данном этапе, способны сразу освоить и
второй, и третий уровень конструирования.
Работа
на
шестом
уровне
конструктора
MORPHUN
JUNIOR
ПРОектирование многозатратна по деталям, по сложности и по времени.
Для изготовления одного изделия, например, вертолёта, по количеству
требуются
детали
нескольких
конструкторов.
Подобная
тщательная
творческая работа приносит удовлетворение обучающимся через победы в
школьных конкурсах, во Всероссийском конкурсе «Защитникам Отечества
– СЛАВА!», номинация «моделирование оружия и военной техники»
Общественного педагогического детско-юношеского движения Алтайского
края «Озарение» (Тагильцев Д.. Макаров Д., Паулкин И., Казанцев С.
(надомное обучение) являются лауреатами первой, второй, третьей степени
данного конкурса.
Конструктор CUBORO basic sets на первый взгляд кажется обманчиво-
простым, ну что там, говорят ребята, обычные деревянные кубики, мы с
ними мгновенно справимся!
Но когда мы перешагнули одноуровневые
конструкции и дело дошло до схем, тут уже возник настоящий азарт!
Посмотрите, как выглядит мыслительно-творческий процесс работы по схеме
– думаю, фотографии говорят сами за себя.
На данный момент самым сложным конструктором, находящемся в
работе, является LEGO MINDSTORMS educational EV-3, С ним работают
несколько человек, которые обладают достаточным уровнем подготовки для
работы в среде данного набора – могут работать по условиям, заданным
схемой, умеют выделять по фрагментам схемы конечный образ в различных
моделях и конструкциях, умеют сопоставить условия схемы и конечный
результат.
Таким
образом
можем
сделать
вывод,
что
обучающимся
с
интеллектуальными нарушениями доступна учебная работа на внеурочной
занятости «робототехника» с использованием деятельностного принципа
организации работы
с опорой на игровые и познавательные методы;
с конструкторами с крупными блоками ( MORPHUN JUNIOR
ПРОектирование, CUBORO basic sets);
конструирование и моделирование объёмных, многоплоскостных,
многоуровневых моделей.
Подобная
организация
работы
позволяет
отметить
следующие
позитивные изменения в
тонкой моторике рук;
пространственной
ориентации,
концентрации
и
продуктивности
внимания;
образной памяти;
умении планировать свою деятельность;
навыках сотрудничества и коммуникации;
в развитии логического и образного мышления (незначительные).
Опираясь на имеющийся опыт работы хочется сделать акцент на том,
что курс внеурочной деятельности «робототехника», это, по сути, инклюзия в
её чистом виде. Также «робототехника» является важной составляющей
образовательного интенсива в персональной траектории развития, одной из
ключевых составляющих компетентностного профиля
обучающихся с
интеллектуальными нарушениями.