Напоминание

Бинарный урок как средство реализации межпредметной интеграции в процессе обучения литературе


Автор: Левшакова Ирина Евгеньевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа № 4"
Населённый пункт: Смоленская область, г. Рославль
Наименование материала: статья
Тема: Бинарный урок как средство реализации межпредметной интеграции в процессе обучения литературе
Раздел: среднее образование





Назад





И.Е.Левшакова
МБОУ «Средняя школа № 4», Рославль
БИНАРНЫЙ УРОК КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ

МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

ЛИТЕРАТУРЕ
Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи. Я.А. Коменский Основой модернизации российского образования является компетентностная парадигма, в рамках которой образовательный процесс представляет собой комплексную деятельно сть, направленную на формирование у учащихся компетенций. Компетенция представляет собой комплекс взаимосвязанных знаний, умений и навыков и накопленного учащимся личного опыта выполнения определенного вида деятельности и эмоционального отношения к данному виду деятельности и различным способам его осуществления [3. С. 9]. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность современных школьников. Одним из перспективных направлений в плане решения этой задачи является внедрение в систему образования интегрированных уроков. Интеграция – это объединение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале 1
обобщённых знаний в той или иной области. Особенности интеграции предметов гуманитарного цикла определяются общими целями гуманитарного образования, которые направлены на эстетическое воспитание. Реализация интегрированных уроков способствует общему гуманитарному развитию обучающихся, позволяет повысить уровень развития речевых умений. Уроки, на которых демонстрируется связь литературы с другими дисциплинами, другими видами искусства развивают нравственную культуру, творческие способности учащихся. Ученики становятся более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и умеют аргументировано её отстаивать. А самое главное – у ребёнка развивается эмоциональная сфера, его чувства, душа. Думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся. В какой-то мере бинарные и интегрированные уроки как раз способствуют тому, чтобы знания представали перед школьниками целостными и взаимосвязанными, формируют деятельностный подход в обучении, о котором в настоящее время много говорят в связи с переходом на ФГОС второго поколения. В своей работе я попытаюсь обобщить опыт интеграции на уроках литературы.
Бинарный

урок
основывается на межпредметных связях, интеграции предметов, предполагает использование сплава из различных педагогических технологий. Является важным этапом в формировании мировоззрения учащихся, развитии их мышления. Ведут его два или несколько специалистов-предметников. Я.А. Каменский сформулировал так называемое
золотое

правило

успешного

освоения

материала
: "Пусть предметы сразу 2
схватываются несколькими чувствами, зарисовываются, чтобы запечатлеваться через зрение и действие руки... всеми средствами нужно воспламенять жажду знаний и пылкое усердие к учению". Бинарные уроки являются одной из форм реализации этого "золотого правила". Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать проблемы, рассуждать над путями решения этих проблем, с тем чтобы они делали акцент на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль. На бинарном уроке создаются п о д о б н ы е у с л о в и я р а з в и т и я у ч а щ и х с я .
Бинарный урок помогает в решении следующих задач:
развивает сотрудничество педагогов, способствует сплочению педагогического коллектива; расширяется кругозор у учащихся и педагогов; интегрирует знания из разных областей; способствует формированию у учащихся убеждения в связности предметов, в целостности мира; служит средством повышения мотивации к изучению предметов, т. к. создает условия для практического применения знаний; развивает у обучающихся навыки самообразования, потому что подготовку к уроку учащиеся частично могут осуществлять самостоятельно и во внеурочное время; развивает аналитические способности и изобретательность; обладает огромным воспитательным потенциалом; позволяет учащимся принимать решения в творческих ситуациях. На интегрированных уроках в обстановке приподнятых чувств обостряется внимание к теоретическому материалу, происходит приобщение учащихся к актуальным проблемам жизни общества, 3
придается новая окраска изучаемому содержанию. Важным моментом интегрированных уроков является реализация принципов личностно развивающего образования: личностного подхода, приоритета смыслообразующих мотивов, формирования обобщенных структур, системности, проблемности, диалогичности. Помня слова М. Цветаевой, что литература – «очевидец истории», вместе с учителем истории и обществознания мы планируем интегрированные уроки литература – история, обществознание – литература (к слову сказать, учитель истории и обществознания Сетченкова В.С. с удовольствием поддержала мою инициативу, и до сих пор мы работаем в творческом содружестве). Были проведены
урок-диалог

«Герои Отчественной войны 1812

года

в

жизни,

истории,

литературе»

(8

класс),
цель которого заключалась не только в том, чтобы закрепить знания об участниках событий войны 1812 года, опираясь на литературные и исторические источ ники, но и во спитывать ч увство т о в а р и щ е с т в а , интернационализма, любовь к родной истории и литературе;
урок-

исследование «Человек на войне» (10 класс)
, где ребята работали с историческими документами о гражданской войне и говорили о произведениях М.Шолохова «Родинка» и «Продкомиссар», делая вывод, что в «Донских рассказах» есть кровавый отблеск неистовых классовых битв. Отдельные сцены заставляют содрогнуться: вот к чему может привести классовая ненависть; анализировали отрывок из новеллы И.Э.Бабеля «Переход через Збруч», который как нельзя лучше показал, что нужно человеку. И это не идеи, не революции; анализировали новеллу «Письмо», общий вывод: жизнь человека и так коротка по отношению к вечности, а люди еще более ее укорачивают, бе столково и б е зд ум н о ;
урок-размышление

«Разобьется сердце на осколки, если мы разучимся любить…» (9
4

класс),
в ходе которого учащиеся должны были получить представление об особенностях межличностных отношений, а работая с текстом повести А.Грина «Алые паруса», рассмотреть такие проявления межличностных отношений как дружба и любовь; для того чтобы воспитать гражданина, патриота своей Родины, имеющего собственное мировоззрение, необходимо ему рассказывать как о радостных, так и о трудных страницах биографии родной земли, давая почувствовать свою сопричастность к судьбе Отечества. Только переживание и понимание событий исторического прошлого Родины способно сформировать у подрастающего человека настоящее чувство гражданственности и патриотизма, именно этому был посвящен
литературно-исторический альманах

«Я говорю с тобой из Ленинграда…»

(11 класс)
;
философский час

«В

чём

смысл

жизни…»
был проведен в 11 классе с целью формирования мировоззрения, связанного с пониманием смысла жизни как духовной стороны бытия;
урок-размышление «Семья –

это счастье» (5 класс)
был построен на литературном произведении В.Г.Короленко «Дети подземелья». Одна из самых главных целей э того урока формировать нравственные качества на основе прочитанного произведения; прививать любовь и уважение к общечеловеческим ценностям. Ведь нам важно, каким будет Человек! Более того, есть опыт проведения подобных уроков с учителями естественно-математического цикла: «Имя числительное» (русский язык - математика), «Экология души человеческой» (биология - литература). Подводя итог вышесказанному, хочу отметить, что интегрированные уроки являются мощными стимуляторами мыслительной деятельности ребёнка. Такие уроки зачастую 5
сопровождаются открытиями и находками. Это, в каком-то смысле, научная деятельность. Особая ценность этого явления в том, что роль исследователей выполняют ученики. Помимо вышеперечисленного, уроки такого типа как нельзя лучше раскрывают творческий потенциал педагога. Это не только новый этап в профессиональной деятельности учителя, но и замечательная возможность для него выйти на новый уровень отношений с классом. Список литературы 1. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. //Литература в школе. № 5, 1996. 2. Балагурова, М.И. Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира [текст]/ М.И. Балагурова. – М.: Просвещение, 2006. – 3с. 3. Гребенюк Т.Б. Методологические основы компетентностного подхода в образовании // Проблемы компетентностного подхода в среднем и высшем образовании: сб. науч. тр. / под ред. Т.Б. Гребенюк. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008. С. 7– 17. 4. Данилюк А.Я. Учебный предмет как интегрированная система. // Педагогика, №4, 1997. 5. Кол ож ва р и И . , С еч е н и ко ва Л . Ка к о р г а н и з о в а т ь интегрированный урок? //Народное образование 1996, № 1. 6. Кропотова , Л.А. Проектирование и анализ современного урока [текст] / Л.А. Кропотова. – Новокузнецк, 2001. – 310с 6
7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393//Учительская газета 2002. - №31. 8. Ломова, О.Р. Интеграция, как методическое явление в школе [текст]/ О.Р. Ломова. – М., 2004 г. – 32 с. 10. Подрезова И.И. Интеграция на уроках словесности //Проблемы организации и содержания педагогических практик в ТГПУ: Материалы I Всероссийской учебно-методической конференции (19 апреля 2007г.): Издательство Томского государственного педагогического университета. 2007.С.273- 281. 7


В раздел образования