Автор: Шабалина Анна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "2-Пристанский детский сад "Полянка"
Населённый пункт: д. Пристань 2-я
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование дидактических игр в развитии речевой активности у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
«Использование дидактических игр в развитии речевой
активности у детей дошкольного возраста»
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем
богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его
возможность в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее
отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое
развитие.
Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и
активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи
решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе
идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения.
У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать
параллельно и своевременно.
Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью,
которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или
многих предложений, разделенных по функционально - смысловому типу на описание,
повествование, рассуждение. Развитие речевой активности одна из главных задач
речевого воспитания дошкольника.
Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и
правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются
любые отклонения от общепринятых норм данного языка. В дошкольном возрасте
большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются
речевые функции, содержание и средства общения. Использование в коррекционной
работе с детьми игровых технологий способствует предупреждению или вытеснению или
фиксированию ребенка на своем дефекте. Ребенок, свободно выражая свои мысли и
чувства, развивает в игре речевые навыки.
Полноценное развитие всех средств речи и её основных функций в период дошкольного
детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей,
успешного становления учебной деятельности и адаптации к школьному обучению.
Среди методов коррекции речевых нарушений дошкольников с положительной стороны в
плане эффективности зарекомендовали себя методы игровой терапии. Именно в ходе игры
выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются
психические функции, среди которых речь занимает основное место. Использование в
коррекционной работе с детьми игровых технологий способствует предупреждению или
вытеснению или фиксированию ребенка на своем дефекте. Ребенок, свободно выражая
свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки. Игра дошкольников:
- побуждает детей к общению друг с другом;
- способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;
- способствует совершенствованию разговорной речи;
- способствует обогащению словаря;
- оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.
Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается
взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и
дидактической задачи.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление:
она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой
обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
воспитания личности ребенка.
Дидактические игры – это широко распространенный метод словарной работы. Игра
является
одним
из
средств
умственного
воспитания.
В
ней
ребенок
отражает
окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами.
Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую
(ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга
и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным
средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы,
вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать
любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение,
стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи
различных
разделов
речевой
работы,
что
создаёт
предпосылки
для
наиболее
эффективного усвоения речевых умений и навыков. Кроме того игра на занятиях и в
режимных моментах способствует снижению психических и физических нагрузок.
Каждая игра решает и воспитательные задачи. У детей развивается культура речевого
общения в широком смысле этого понятия,
нравственные чувства и качества,
формируются этические представления.
Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять
самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни.
Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий,
например «назови одним словом» или «назови три предмета».
Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию, - главная задача многих
словесных игр. Если ребенку достается роль гида в игре «Путешествие по городу», то он
охотно рассказывает «туристам» о достопримечательностях города. Так развивается
монологическая речь ребенка.
В современной дефектологии дидактическая игра создается педагогом специально в
обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В
дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и
закрепляет их. Игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма
организации взаимодействия логопеда с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие.
Таким образом, использование дидактических игр в работе педагога, способствуют и
развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной
работы. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи
дошкольников - попытка учить детей светло, радостное без принуждения.
Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук
и больших затрат в подготовке игры. Одна из главных задач подобрать такие варианты
игры, чтобы вызвать у детей интерес к играм со словом.
Необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формировать
фонетический и речевой слух ребёнка. Для развития фонетик - фонематической стороны
речи проводятся такие игры, например, как «Поиграем в сказку», «Испорченный
телефон», «Светофор», «Повтори», где требуется найти картинку и четко произнести
звукосочетание, правильно передать звучание слова соседу, выбрать слово, которое по
звуковому составу не похоже на остальные три и т. д.
Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка входить в
воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным
особенностям дошкольника.
Трудно научить ребенка описывать предмет, учитывая всю совокупность признаков как
сложно ему осваивать последовательность описания, избегать повторов. Именно эти
трудности и помогают преодолеть дидактические игры типа: «У кого какой предмет?»,
направленная на обучение детей приемам сравнения двух одинаковых по названию, но
внешне различных объектов (две чашки, две пуговицы и т.п.), способствующая
активизации в речи дошкольников слов, наиболее точно характеризующих цвет, размер,
форму предметов.
В игре «Что изменилось» ребенок не только отгадывает, какого предмета не стало, но и
называет его, а также описывает по основным признакам, не видя его. Игра требует от
ребенка умения запомнить качества предмета и описать их по памяти. Предметы в игре
подбираются различные по цвету, по форме, по материалу. Например, шарик, бочонки,
кубики красного, коричневого, зеленого цветов, деревянные, железные, стеклянные.
Настольно - печатные игры – это интересное занятие для детей при ознакомлении с
окружающим
миром,
миром животных и растений, явлениями живой и неживой
природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки". С помощью
настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические
способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать
решения, развивать навыки самоконтроля .
Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и
развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети
самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы,
выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и
различия этих предметов и явлений природы.
Таким образом, подводя итог, мы пришли к выводу, что дидактическая игра является
широко распространенным методом активности речевого развития дошкольников.
Следовательно, педагогам в дошкольных учреждениях необходимо развивать речь детей
при помощи дидактических игр. Это поможет детям обогатить свой словарный запас,
научит их выражать свои мысли точно, последовательно, улучшит общение с
окружающими людьми и сверстниками.
Также для повышения уровня речевого развития детей использовались различные формы
и методы вовлечения родителей в педагогический процесс: консультации, предоставление
наглядного материала по развитию речевых умений (папки передвижки, памятки,
методическая литература), организация игротеки дидактических игр с родителями. На
консультации «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста» мы познакомили
родителей с тем, какие речевые навыки наиболее характерны для дошкольников, а также,
какие основные ошибки встречаются в речи детей. Подготовили индивидуальные
рекомендации для родителей. Родители активно участвовали в создании речевых
дидактических играх. По результатам этой работы в группе создалась игротека
настольных игр.
В заключении хотелось подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение — два важных
социальных института для развития ребенка. Без родительского участия процесс
воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт взаимодействия с
родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия
позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные
участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об
эффективности
использования
современных
форм
в
работе
с
родителями
по
формированию речевой культуры дошкольников.