Автор: Гизатуллина Татьяна Александровна
Должность: учитель, гкоу "школа - интернат №3"г.оренбурга
Учебное заведение: учитель, ГКОУ "Школа - интернат №3"г.Оренбурга
Населённый пункт: г.Оренбург
Наименование материала: методическая разработка урока русского языка
Тема: "Части речи"
Раздел: начальное образование
ГКОУ «Специальная (коррекционная)школа-интернат №3» Оренбурга
Урок русского языка в 4 «б» классе
по теме «Части речи»
Учитель высшей квалификационной категории
Гизатуллина Т.А.
Урок русского языка в 4 классе по теме «Части речи»
УМК: «Школа России»
Тип урока: урок обобщения изученного материала.
Цель: закрепление и осмысление изученного материала.
Задачи:
- закрепить и обобщить знания об изученных частях речи (имени
существительном, имени прилагательном, глаголе);
- формировать умения различать слова по значению и вопросам;
- совершенствовать умения определения частей речи, умения проверки
изученных орфограмм в словах, относящихся к разным частям речи;
- воспитывать активную творческую личность, умеющую видеть, ставить и
разрешать учебные проблемы;
- способствовать созданию атмосферы хорошего настроения при организации
работы на уроке;
- развитие любознательности и интереса к учебной деятельности;
- формирование умения аргументировать своё мнение.
Технологии: методы и приемы технологии развития критического
мышления через чтение и письмо, технологии дифференцированного
обучения
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран
Прогнозируемые результаты:
Личностные:
ценностное отношение к морфологическому разбору слов;
осознание практической важности определения морфологических
признаков разных частей речи;
ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
осознание учащимися практической значимости результатов каждого
этапа урока.
Метапредметные:
умение принимать и сохранять цель урока;
умение планировать, контролировать и оценивать свои действия,
умение высказывать свою точку зрения, правильно говорить,
умение провести рефлексию своих действий.
Предметные:
знание о грамматическом значении, морфологических и
синтаксических признаках частей речи;
умение применять знания на практике.
Ход урока
I.Организационный момент
-Ребята, вы хотели бы найти клад?
-А что это такое? (Клад - это богатство, деньги, золото)
- Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя
потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Это дружба.
Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Как и в любом
путешествии на нашем пути могут быть трудности , но я верю ,то мы с ними
обязательно справимся. Итак, берем с собой в дорогу старание, опираемся на
поддержку друзей и отправляемся в путь!
II. Речевая разминка.
«Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно!»
Нейрогимнастика. Пальчиковая разминка.
Нам обязательно поможет в пути упражнение «Колпак».(выполнение)
Пальчиковая разминка «Кулак, ребро, ладошка».
-Запишите сегодняшнее число, классная работа. Следите за посадкой.
III.Минутка чистописания.
Друз.я позн.ются (в) б.де.
-Как вы понимаете эту пословицу?
-Сегодня на минутке чистописания мы запишем букву из слова друзья,
которая обозначает согласный непарный твердый звук.(«р»,запишите ее в
соединении заглавной со строчной и в соединении с каждой гласной из этого
слова) (Рр,ру,ря)
IV. Актуализация знаний.
-Объясните орфограммы, которые встретились в этой пословице.
-Запишите эту пословицу к себе в тетрадь.
--А
теперь
нужно
выйти
к
доске
,дать
характеристику
этому
предложению ,разобрать предложение по членам предложения. Кто хочет
выйти к доске ?
-Все ли изученные части речи встретились в этом предложении?
V.Самоопределение к деятельности.
-Кто догадался, какая тема нашего урока.
-Какие задачи перед собой поставим?
VI.Работа по теме урока.
1.-На какие две большие группы можно поделить части речи?
(на самостоятельные и служебные).
-Назовите знакомые вам самостоятельные части речи.
(имя существительно, прилагательное, глагол, местоимение, числительное).
-Назовите известные вам служебные части речи.
(предлог, союз, частица).
-Что вы можете сказать о служебных частях речи?
(служебные части речи сами по себе ничего не обозначают. Они не являются
членами предложения. Они служат для связи слов в предложении и для связи
простых предложений в составе сложного.
2.Распределительный диктант.
Разделите в тетради 4 строчки на 3 столбика.
Сторож, честный, летать, восемь, березка, мы, грустный, пробегал, беседка
радостный , дремать.
Сущ. Прилаг. Глаг.
сторож честный летать
березка грустный пробегал
беседка радостный дремать
VII.Физминутка.
Продолжение работы по теме урока.
3.Работа по учебнику.
Работа в паре.
Стр.70, упр.117 .
Найдите 4 строчку.
Составьте и запишите в тетрадь предложение из слов. Укажите над каждым
словом часть речи.
-Прочитайте полученное предложение.
-Как вы понимаете смысл этой пословицы?
(проверка с образцом на доске. Назовите служебные части речи в этом
предложении. Какие самостоятельные части речи встретились в пословице? )
-Ребята, а какими качествами нужно обладать, чтобы дружба была крепкая?
(честность,преданность,отзывчивость…)
-Посмотрите на слайд. Прочитайте строчку из песни.(Дружба крепкая не
сломается..)
-Как вы понимаете это предложение?
4.Морфологический разбор слова (коллективно,1 уч.у доски)
Дружба-сущ.,(что?),н.ф.-дружба,нариц.,одуш.,ж.р.,И.п.,ед.ч.,подлеж.
VIII.Итог урока.(самостоятельная работа)
Игра «Убери лишнее слово».(слова на доске)маркером зачеркнуть.
Подлежащее, местоимение, имя прилагательное, имя существительное.
Приставка, частица, предлог, союз.
Глагол, сказуемое , имя числительное, местоимение.
-Как определить ,к какой части речи относится слово?(задать вопрос к
слову,определить,что оно обозначает).
Прочитайте высказывание.(на слайде.)
«Наши знания- это богатство,которое мы складываем в сундучок и ,когда
надо,используем».
-Уместно ли это высказывание на нашем уроке?
VIII.Рефлексия.
Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке и работу всего класса вместе.
Д.З.стр.71 ,упр.120.по заданию.