Автор: Стародубова Елена Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с "Теремок" пгт Пижанка
Населённый пункт: пгт Пижанка, Кировской области
Наименование материала: опыт работы
Тема: Использование LEGO-технологии в процессе сенсорного развития детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Опыт работы по теме
Использование LEGO-технологии в процессе сенсорного развития детей
дошкольного возраста.
Подготовила воспитатель МКДОУ д/с «Теремок» пгт Пижанка Стародубова
Елена Ивановна, высшая квалификационная категория
С самого раннего детства человек по крупице приобретает
бесценный опыт. Ребёнок приобщается к познанию окружающего
мира
в
период
развития
у
него
познавательного
интереса
и
любознательности. Значение сенсорного развития в этом возрасте
трудно
переоценить.
Оно
направлено
на
развитие
у
ребенка
процессов восприятия и получение представлений о предметах и
явлениях
окружающего
мира.
Все
другие
формы
познания
–
запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов
восприятия, непроизвольного внимания и являются результатом их
переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно
без опоры на полноценное восприятие, первой ступенью которого
является чувственный опыт. Успешность умственного, физического,
эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня
сенсорного
развития
детей,
т.е.
от
того
насколько
совершенно
ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
В качестве средств сенсорного воспитания у детей младшего и
среднего
дошкольного
возраста
использую
развивающие
конструкторы,
получившие
свое
название
–
LEGO
(LEGO-
технология)
и
обладающие,
большим
диапазоном
возможностей,
многофункциональностью,
современными
техническими
и
эстетическими характеристиками, использованием их в различных
игровых
и
учебных
целях.
LEGO-технология
непосредственно
связана
с
сенсорным
воспитанием,
так
как
в
процессе
конструирования идет формирование представлений о предметах, их
свойствах
и
качествах,
форме,
цвете,
величине,
положению
в
пространстве. Использование LEGO–технологии и конструирования
в образовательном процессе с детьми раннего возраста является
средством
интеллектуального
развития
дошкольников,
обеспечивающих
интеграцию
образовательных
областей
(познавательное
развитие,
речевое
развитие,
социально
коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие,
физическое
развитие),
объединяет
игру
с
исследовательской
и
экспериментальной
деятельностью,
предоставляет
ребенку
возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир.
Так же, использование конструкторов LEGO при организации
воспитательно-образовательного
процесса,
дает
возможность
приобщать
детей
к
техническому
творчеству,
что
способствует
формированию
задатков
инженерно-технического
мышления,
способность
к
целеполаганию
и
познавательным
действиям,
что
является
приоритетным
в
Стратегии
развития
воспитания
в
Российской
Федерации
на
период до 2025, а также нашло свое
отражение в изменениях в Федеральном законе об образовании в
РФ, которые были внесены не так давно.
При
использовании
LEGO–технологии,
решаются
следующие задачи:
- развитие свободного общения между взрослыми и детьми во
время конструктивной деятельности;
- установление эмоционального контакта с ребенком;
-
формирование
умений
слушать
педагога,
реагировать
на
обращение, выполнять простую инструкцию;
- побуждение к взаимодействию между детьми через организацию
«игр рядом» (передать игрушку, выполнить совместные действия -
построить башню, поочередно ставя кубики один на другой);
- объединение в процессуальных играх, введение элементов сюжета
(«Построим дом»);
-
обучение
умениям
обращаться
друг
к
другу
по
имени,
здороваться, прощаться, проявлять сочувствие, симпатию.
Известно,
что
характер
творческой
активности
ребенка
находится
в
прямой
зависимости
от
развивающей
предметно-
пространственной среды, которая его окружает. Своей яркостью,
новизной среда побуждает детей исследовать ее, действовать в ней,
развивать
инициативу
и
творчество.
Необходимо
отметить,
что
сенсорный уголок должен быть мобильным, чтобы можно было
менять
местоположение
оборудования
в
зависимости
от
темы
непосредственно образовательной деятельности и запланированных
дидактических игр.
Для
того,
чтобы
работа
велась
в
системе,
разработала
перспективный
план
по
дидактическим
играм
на
основе
методических
пособий
Комаровой
Л.Г.
«Строим
из
LEGO»
и
Фешиной Е.В. «LEGO-конструирование в детском саду: пособие
для педагогов».
В первый год дети в возрасте от 3 до 4 лет знакомились с
конструктором LEGO. Рассматривали: из каких деталей состоит
конструктор LEGO, какого цвета его кирпичики и как можно их
соединять. Далее стала проводить игры 1 раз в неделю. В основном
делали дорожки разного размера и цвета. Строили башенки разной
величины и цвета. К концу года дети конструировали мебель для
кукол.
Для развития сенсорных эталонов очень важно, чтобы дети не
только получали сведения о том, что для чего употребляется, что
как
называется,
но
и
углубляли
восприятие
этих
предметов:
испытывали
различные
ощущения
от
прикосновения
к
ним,
от
действия
с ними. На развитие тактильных ощущений играли в
«Чудесный мешочек» (в непрозрачный мешочек кладем детали
LEGO дети наощупь, не заглядывая в мешочек, должны найти и
назвать деталь; узнать фигуру; догадаться, что за предмет и другие
игры).
Для
детей
в
возрасте
от
4
до
5
лет
организовывались
дидактические
игры
и
упражнения
на
закрепление
понятия
величины: «Сравни башни по высоте» (выделить высокая,
низкая; сравнить — какая выше, какая – ниже); «Детали в ряд»,
«Лесенки»,
«Дорожки»
и
другие.
Дидактические
игры
и
упражнения на закрепление цвета: «Собери кирпичики LEGO» (на
столе
кирпичики
LEGO
у
детей
цветные
карточки
нужно
разложить кирпичики по цвету), «Какого цвета не стало?», «Какие
цвета
использованы?»,
«Повтори
узор»,
«Светофор»
и
другие
игры.
Дидактические игры на ориентировку в пространстве:
«Угадай» (разложить на столе разные детали LEGO и показать
детям. Затем закрыть ширмой, убрать одну деталь. Предложить
детям
отгадать
чего
не
стало),
«Что
находится
впереди,
слева,
справа, сзади?», «Веселый колокольчик», «Найди место».
Для
успешного
воспитания
ребенка
важно
взаимодействие
родителей
и
воспитателя.
В
работе
с
семьей
опираюсь
на
родителей не только как на помощников детского сада, но и как на
равноправных участников формирования детской личности. Они
принимали участие в изготовлении дидактических игр, научились
правильно
играть
со
своими
детьми.
Для
чего
использовала
индивидуальные беседы: «Игры и упражнения, способствующие
сенсорному
развитию
и
воспитанию».
Организовала
родительское
собрание
по
теме:
«Сенсорное
воспитание»,
на
котором
провела
консультацию
«LEGO
–
конструирование
как
фундамент
сенсорного
развития
детей
дошкольного
возраста».
Организовала
фото-выставку
«Что
мы
умеем». Создала картотеку дидактических игр с использованием
LEGO. Провела занятие «В гости к черепахе», видео которого было
продемонстрировано родителям.
Считаю, что такой союз родителей и педагога способствует
правильному сенсорному развитию детей, а так же гармонизации
детско–родительских отношений.
На завершении этапов проводила мониторинг по сенсорному
воспитанию оказались следующие результаты: во второй младшей
группе: высокий уровень – 50%, средний уровень – 49%, низкий
уровень – 1%. Среди детей средней группы выявлены следующие
показатели: высокий уровень - 75%, средний уровень – 24,5%,
низкий уровень – 0,5%.
Таким
образом,
в
результате
проведенной
работы
по
сенсорному
развитию
с
помощью
LEGO–технологии
дети
в
возрасте 4-5 лет стали более подготовленными к освоению нового
типа
перцептивных
действий
(действий
основанных
на
использовании
сенсорных
эталонов),
овладению
новыми
(продуктивными) видами деятельности