Напоминание

"Приобщение старших дошкольников к истокам культуры родного края"


Автор: Шадрина Елена Ильинична
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с "Теремок" пгт Пижанка
Населённый пункт: пгт Пижанка, Кировской области
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Приобщение старших дошкольников к истокам культуры родного края"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК» ПГТ ПИЖАНКА КИРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Тема: «Приобщение старших дошкольников к

истокам культуры родного края»

(из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории

Шадриной Елены Ильиничны)

пгт Пижанка, 2022 год

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания,

стремлением понять и познать историю, культуру своего народа.

П

оэтому назрела

необходимость качественных изменений в деятельности дошкольной образовательной

организации как первой ступени системы непрерывного образования подрастающего

поколения, ведь от того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование

его сознания и отношение к окружающему. Одной из задач Федерального

Государственного

Стандарта

дошкольного

образования

является

объединение

обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-

нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм

поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры

личности

детей,

развития

их

социальных,

нравственных,

эстетических,

интеллектуальных качеств. В связи с этим особую актуальность приобретает

овладение народным наследием, естественным образом приобщающее ребенка к

основам национальной культуры. Поэтому, приступая к работе по данному

направлению, мы ясно представляли себе, что она будет успешна только тогда, когда в

этом участвуют все: педагогический коллектив, дети и родители.

Перед знакомством старших дошкольников с традиционной культурой

родного края проведён ряд бесед с ребятами и опрос родителей, хотят ли они, чтобы

их ребёнок изучал традиционную культуру русского и марийского народов в

дошкольном учреждении. Результаты этого опроса оказались положительными. В

основу плана работы по знакомству старших дошкольников с традиционной

культурой родного края нами был взят раздел «Человек в культуре родного края»

парциальной программы «Дорогою добра» Людмилы Владимировны Коломийченко с

целью формирования

познавательного

интереса

и

осознанного

отношения

дошкольников к явлениям истории и культуры своей семьи, детского сада, посёлка,

страны, толерантность по отношению к представителям других национальностей и

национальных культур через использование различных компонентов культурно-

исторического наследия (устное, музыкальное, декоративно-прикладное творчество и

т.п.).

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

— знакомить детей с культурой и традициями родного края и включать их в детскую

жизнь;

воспитывать уважение к культурному прошлому родного края средствами

эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово.

- вовлечь родителей в работу по приобщению детей к национальной культуре.

Для выполнения задач были выбраны следующие направления работы:

Ознакомление с бытом и трудом русского и марийского народа (Фотографии №

1, 2); приобщение детей к истокам русской и марийской праздничной и традиционной

культуре; ознакомление с игровым, песенным и танцевальным творчеством русского и

марийского народов (Фотографии № 3, 4, 5, 6). Наряду с обычными занятиями в

разных

разделах

при

перспективном

планировании

учитывались

темы

по

этнокультурному развитию детей: цикл занятий познавательного характера (два

занятия в месяц непосредственно посвящались ознакомлению с культурой русского и

марийского народов, при этом конкретный выбор ведущей темы месяца определялся

ритмом народного календаря); занятия по изобразительной деятельности, связанные

тематически

с

познавательными

занятиями;

занятия

по

ознакомлению

с

художественной литературой: произведениями русского и марийского народного

творчества (Фотографии № 7, 8).

Музыкальный руководитель планировал свою работу с народными песнями и

традиционной пластикой русского и марийского этноса. Вместе с воспитателями

знакомил

детей

с

народными

традициями,

народными

песнями,

музыкой,

пословицами,

поговорками,

закличками.

Завершалось

изучение

каждой

темы

комплексным занятием или развлечением. Сделать праздник интересней помогали

музыкальные инструменты, на которых играли и дети и взрослые. Игра на детских

музыкальных инструментах усиливала впечатления от праздника, давала возможность

показать гостям умения и навыки в этой области, тем самым закрепляла уверенность

ребенка в своих силах, возможностях.

Большое значение в области приобщения детей к историческому наследию

родного края имеет работа по расширению кругозора путём организации экскурсий в

краеведческий музей.

В содержание работы входило знакомство с бытом и

декоративным прикладным искусством русского и марийского народов.

Одним из важных педагогических условий формирования этнокультурной

компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту

деятельность. Использование потенциала семьи осуществлялось путём привлечения

родителей к участию в выставках национальных раритетов. Родители охотно

предоставляли альбомы с фотографиями, предметы быта и искусства, хранящиеся в

семье.

Посещали вместе с детьми выставки народного творчества в Областном центре

марийской культуры, организовывали экскурсии в краеведческий музей, посещали по

приглашению педагогов фольклорный фестиваль в РДК (Фотографии № 9, 10).

Педагоги и родители вместе с детьми участвовали в игровом исполнении старинных

обрядов. Такой воспитательный подход не только создаёт атмосферу гуманных

отношений в семье, но и позволяет старшим обрести тот авторитет, на основе

которого они получают право давать детям советы, наставления.

Весьма важным качеством у русского и марийского народов является гуманизм и

вежливость, проявляемые в правилах гостеприимства. Умение принимать гостей —

большое

искусство,

которому

старшие

с

любовью

обучают

младших,

это

продемонстрировали дети на итоговом мероприятии, организованном музыкальным

руководителем и основным воспитателем (Фотография № 11).

Таким образом, анализируя проведённую работу, мы пришли к выводу, что

выбранная нами система по приобщению дошкольников к национальной культуре

дала положительные результаты, а именно:

У детей появился интерес к изучению марийской и русской народных культур.

Расширились знания о традициях народов.

Возросло желание детей изучать фольклор русского и марийского народов во

время свободного досуга.

Повысилась заинтересованность родителей к возрождению культуры своего

народа.

Новизна

представленного

опыта

заключается

в

том,

что

осуществлено

комплексное рассмотрение функционирования русских и марийских традиций и

обычаев

в

условиях

дошкольного

учреждения;

раскрыты

разные

варианты

использования традиций в единой системе дошкольного и семейного воспитания.

В новом учебном году с детьми планируем продолжить знакомством с

культурой, бытом, этносом русского и марийского народов, народов соседних

регионов (Татарстана, республики Коми и др.)

Список литературы:

1.

Л.В. Коломийченко, Чугаева Г.И., Югова Л.И. «Занятия для детей 6 - 7 лет по

социально - коммуникативному развитию». - М.: ТЦ Сфера, 2015 г.

2.

Н.В, Алешина «Знакомство дошкольников с родным городом и страной»

(патриотическое воспитание). Конспекты. – М.: УЦ «Перспектива», 2011 г.

3.

Шепелев С.Е. «Легенды и обряды вятских мари: Легенды и предания».- Йо.: РО

«Союз писателей России» РМЭ, 2015 г.

4.

Сост. О.П. Груенко «Легенды и мифы Пижанского района». – Пижанка, 2013 г.

5.

Сост. Г. Бузмаков «Радуга над Вяткой». – М.: Современник, 1986 г.

6.

М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова Народные праздники в детском саду. Для работы

с детьми 5-7 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008 г.

Приложение фотографий

№1 №2



№3 №4

№5 №6

№7 №8

№9 №10

№ 11



В раздел образования