Автор: Шадрина Елена Ильинична
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с "Теремок" пгт Пижанка
Населённый пункт: пгт Пижанка, Кировской области
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Приобщение старших дошкольников к истокам культуры родного края"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК» ПГТ ПИЖАНКА КИРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Тема: «Приобщение старших дошкольников к
истокам культуры родного края»
(из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории
Шадриной Елены Ильиничны)
пгт Пижанка, 2022 год
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания,
стремлением понять и познать историю, культуру своего народа.
П
оэтому назрела
необходимость качественных изменений в деятельности дошкольной образовательной
организации как первой ступени системы непрерывного образования подрастающего
поколения, ведь от того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование
его сознания и отношение к окружающему. Одной из задач Федерального
Государственного
Стандарта
дошкольного
образования
является
объединение
обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-
нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры
личности
детей,
развития
их
социальных,
нравственных,
эстетических,
интеллектуальных качеств. В связи с этим особую актуальность приобретает
овладение народным наследием, естественным образом приобщающее ребенка к
основам национальной культуры. Поэтому, приступая к работе по данному
направлению, мы ясно представляли себе, что она будет успешна только тогда, когда в
этом участвуют все: педагогический коллектив, дети и родители.
Перед знакомством старших дошкольников с традиционной культурой
родного края проведён ряд бесед с ребятами и опрос родителей, хотят ли они, чтобы
их ребёнок изучал традиционную культуру русского и марийского народов в
дошкольном учреждении. Результаты этого опроса оказались положительными. В
основу плана работы по знакомству старших дошкольников с традиционной
культурой родного края нами был взят раздел «Человек в культуре родного края»
парциальной программы «Дорогою добра» Людмилы Владимировны Коломийченко с
целью формирования
познавательного
интереса
и
осознанного
отношения
дошкольников к явлениям истории и культуры своей семьи, детского сада, посёлка,
страны, толерантность по отношению к представителям других национальностей и
национальных культур через использование различных компонентов культурно-
исторического наследия (устное, музыкальное, декоративно-прикладное творчество и
т.п.).
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
— знакомить детей с культурой и традициями родного края и включать их в детскую
жизнь;
—
воспитывать уважение к культурному прошлому родного края средствами
эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово.
- вовлечь родителей в работу по приобщению детей к национальной культуре.
Для выполнения задач были выбраны следующие направления работы:
Ознакомление с бытом и трудом русского и марийского народа (Фотографии №
1, 2); приобщение детей к истокам русской и марийской праздничной и традиционной
культуре; ознакомление с игровым, песенным и танцевальным творчеством русского и
марийского народов (Фотографии № 3, 4, 5, 6). Наряду с обычными занятиями в
разных
разделах
при
перспективном
планировании
учитывались
темы
по
этнокультурному развитию детей: цикл занятий познавательного характера (два
занятия в месяц непосредственно посвящались ознакомлению с культурой русского и
марийского народов, при этом конкретный выбор ведущей темы месяца определялся
ритмом народного календаря); занятия по изобразительной деятельности, связанные
тематически
с
познавательными
занятиями;
занятия
по
ознакомлению
с
художественной литературой: произведениями русского и марийского народного
творчества (Фотографии № 7, 8).
Музыкальный руководитель планировал свою работу с народными песнями и
традиционной пластикой русского и марийского этноса. Вместе с воспитателями
знакомил
детей
с
народными
традициями,
народными
песнями,
музыкой,
пословицами,
поговорками,
закличками.
Завершалось
изучение
каждой
темы
комплексным занятием или развлечением. Сделать праздник интересней помогали
музыкальные инструменты, на которых играли и дети и взрослые. Игра на детских
музыкальных инструментах усиливала впечатления от праздника, давала возможность
показать гостям умения и навыки в этой области, тем самым закрепляла уверенность
ребенка в своих силах, возможностях.
Большое значение в области приобщения детей к историческому наследию
родного края имеет работа по расширению кругозора путём организации экскурсий в
краеведческий музей.
В содержание работы входило знакомство с бытом и
декоративным прикладным искусством русского и марийского народов.
Одним из важных педагогических условий формирования этнокультурной
компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту
деятельность. Использование потенциала семьи осуществлялось путём привлечения
родителей к участию в выставках национальных раритетов. Родители охотно
предоставляли альбомы с фотографиями, предметы быта и искусства, хранящиеся в
семье.
Посещали вместе с детьми выставки народного творчества в Областном центре
марийской культуры, организовывали экскурсии в краеведческий музей, посещали по
приглашению педагогов фольклорный фестиваль в РДК (Фотографии № 9, 10).
Педагоги и родители вместе с детьми участвовали в игровом исполнении старинных
обрядов. Такой воспитательный подход не только создаёт атмосферу гуманных
отношений в семье, но и позволяет старшим обрести тот авторитет, на основе
которого они получают право давать детям советы, наставления.
Весьма важным качеством у русского и марийского народов является гуманизм и
вежливость, проявляемые в правилах гостеприимства. Умение принимать гостей —
большое
искусство,
которому
старшие
с
любовью
обучают
младших,
это
продемонстрировали дети на итоговом мероприятии, организованном музыкальным
руководителем и основным воспитателем (Фотография № 11).
Таким образом, анализируя проведённую работу, мы пришли к выводу, что
выбранная нами система по приобщению дошкольников к национальной культуре
дала положительные результаты, а именно:
•
У детей появился интерес к изучению марийской и русской народных культур.
•
Расширились знания о традициях народов.
•
Возросло желание детей изучать фольклор русского и марийского народов во
время свободного досуга.
•
Повысилась заинтересованность родителей к возрождению культуры своего
народа.
Новизна
представленного
опыта
заключается
в
том,
что
осуществлено
комплексное рассмотрение функционирования русских и марийских традиций и
обычаев
в
условиях
дошкольного
учреждения;
раскрыты
разные
варианты
использования традиций в единой системе дошкольного и семейного воспитания.
В новом учебном году с детьми планируем продолжить знакомством с
культурой, бытом, этносом русского и марийского народов, народов соседних
регионов (Татарстана, республики Коми и др.)
Список литературы:
1.
Л.В. Коломийченко, Чугаева Г.И., Югова Л.И. «Занятия для детей 6 - 7 лет по
социально - коммуникативному развитию». - М.: ТЦ Сфера, 2015 г.
2.
Н.В, Алешина «Знакомство дошкольников с родным городом и страной»
(патриотическое воспитание). Конспекты. – М.: УЦ «Перспектива», 2011 г.
3.
Шепелев С.Е. «Легенды и обряды вятских мари: Легенды и предания».- Йо.: РО
«Союз писателей России» РМЭ, 2015 г.
4.
Сост. О.П. Груенко «Легенды и мифы Пижанского района». – Пижанка, 2013 г.
5.
Сост. Г. Бузмаков «Радуга над Вяткой». – М.: Современник, 1986 г.
6.
М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова Народные праздники в детском саду. Для работы
с детьми 5-7 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008 г.
Приложение фотографий
№1 №2

№3 №4
№5 №6
№7 №8
№9 №10
№ 11