Автор: Карнаух Анастасия Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 137 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Речевые игры как средство активизации словаря детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ
КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРЯ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Воспитатель Карнаух Анастасия Игоревна
ГБДОУ детский сад № 137
комбинированного вида
Выборгского района Санкт-Петербурга
Дошкольный возраст — это время активного усвоения разговорного
языка
ребенком,
мощнейший
процесс
становления,
развития
и
совершенствования всех сторон речи.
Актуальность темы заключается в том, что формирование словарного
запаса занимает важнейшее место в развитии речи ребенка, но на
сегодняшний день проблема речевого развития детей младшего дошкольного
возраста характеризуется как неудовлетворенная. Хорошая речь – важнейшее
условие
всестороннего
полноценного
развития
детей,
чем
богаче
и
правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире
его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее
и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее
осуществляется его психическое развитие.
Основой развития речи являются знания ребенком окружающей
действительности, которые активно закладываются в ведущей деятельности
дошкольника – игре. Постоянно, находясь в игровой среде, дети, общаясь
друг с другом, совместно решают поставленные речевые задачи. В нашем
случае это будут речевые игры, потому что каждый вновь усвоенный
предмет или явление должны быть скреплены соответствующим словом.
Речь в своём прикладном значении является, как известно, средством
общения. Наша речь – это не только знание языка, его нормы, речевые
умения и навыки, но и творчество. Знания человека должны всё время
пополняться, его умения и навыки постоянно совершенствоваться, речь его
должна становится всё более понятной и выразительной, всё более
культурной
Исследования отечественных психологов (А.П Усова, Ф.А. Сохин, О.
С. Ушакова) и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто
что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю
деятельность.
Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи.
Поэтому
процесс
речевого
развития
рассматривается
в
современном
дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Овладение речью - одна из самых сложных и таинственных проблем
детской психологии и педагогики, развитие речи является одним из самых
важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в
современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания детей.
Остается непонятным, как маленький ребенок, не умеющий ни на чем
сосредоточиться, не владеющий интеллектуальными операциями, всего за 1-
2 года практически в совершенстве овладевает столь сложной знаковой
системой, как язык.
К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого
умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и
правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием
полноценного
психического
развития
и
одним
из
направлений
в
педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи
нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
В настоящее время значительно возросли требования к речевому
развитию
детей
дошкольного
возраста.
Они
должны
достигнуть
определенного
уровня
развития
речевой
активности,
словаря,
грамматического строя речи, перейти от диалогической речи к связному
высказыванию. Развивать не только навыки правильной речи, но и
формирование речи выразительной, образной.
По мнению Л.С. Выготского, развитие значения слова представляет
собой развитие понятий. Процесс образования понятий начинается с раннего
детства, с момента знакомства со словом. Однако только в подростковом
возрасте созревают психические предпосылки, которые создают основу
образования понятий.
В возрасте от 1 года до 2 лет дети усваивают слова, соотнося их только
с конкретным предметом. В процессе развития значения слова, в основном у
детей от 1 до 2,5 года, отмечаются явления сдвинутой референции, или
«растяжения» значений слов. При этом отмечается перенесение названия
одного предмета на ряд других, ассоциативно связанных с исходным
предметом.
Ребенок
вычленяет
признак
знакомого
ему
предмета
и
распространяет его название на другой предмет, обладающий тем же
признаком.
В возрасте от 1 года до 2 лет дети усваивают слова, соотнося их только
с конкретным предметом. В процессе развития значения слова, в основном у
детей от 1 до 2,5 года, отмечаются явления сдвинутой референции, или
«растяжения» значений слов. При этом отмечается перенесение названия
одного предмета на ряд других, ассоциативно связанных с исходным
предметом.
Ребенок
вычленяет
признак
знакомого
ему
предмета
и
распространяет его название на другой предмет, обладающий тем же
признаком. Ребенок использует слово для называния целого ряда предметов,
которые имеют один или несколько общих признаков (форма, размер,
движение, материал, звучание, вкусовые качества и др.), а также общее
функциональное назначение предметов.
При этом обращает на себя внимание то, что ребенок объединяет,
одним
словом,
признаки,
которые
являются
психологически
более
значимыми для него на данном этапе психического развития. Лалаева Р.И.,
Серебрякова Н.В. определяют этот этап как ситуационный, а группы слов -
ситуационные поля.
В возрасте 3 лет дети начинают усваивать слова - обобщения,
обозначающие
родовые
понятия,
передающие
обобщенно
названия
предметов, признаков, действий в форме имени существительного.
Несмотря на то, что к 3,5-4 годам предметная отнесенность слова у
ребенка
приобретает
достаточно
устойчивый
характер,
процесс
формирования предметной отнесенности слова на этом не заканчивается. В
процессе формирования лексики происходит уточнение значения слова.
Изменение значения слова, таким образом, отражает развитие представлений
ребенка об окружающем мире, тесно связано с когнитивным развитием
ребенка.
Словарная работа в дошкольном учреждении направлена на создание
лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы
по речевому развитию детей. Словарь – это слова, обозначающие предметы,
явления, действия и признаки окружающей действительности.
Сегодня принято выделять четыре основные задачи развития
словаря:
Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми
ранее неизвестных слова, также новых значений ряда слов, уже имеющихся в
их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет
общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств,
действий, процессов и др.).
Во-вторых, закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена
тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они
часто не знают точного наименования предметов. Поэтому необходимо
углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным
содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира,
дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие
умения пользоваться общеупотребительными словами.
В-третьих, активизация словаря. Усваиваемые детьми слова делятся на
две категории: пассивный словарь. Активный словарь – это слова, которые
говорящий не только понимает, но и употребляет. В активный словарь
ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях – ряд
специфических слов, повседневное употребление которых объясняется
условиями жизни ребенка. Пассивный словарь – слова, которые говорящий
понимает, но сам не употребляет. В работе с детьми важно, чтобы новое
слово вошло в активный словарь. Ребенок должен не только слышать речь
воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии
участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении - еще и
мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы.
В-четвертых,
устранение
из
речи
детей
нелитературных
слов
(диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда
дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды. Уровень
развития
словаря
определяется
количественными
и
качественными
показателями.
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей
имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и
средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой
деятельности.
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом
развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и
произвольное поведение, активно развиваются психические процессы и речь,
творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества
формируются не на учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности
дошкольника - в игре.
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ
переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре
ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его
эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.
Большую роль в развитии речи детей играют специальные игры и
занятия, преимущество которых заключается в том, что при их организации
целенаправленно создаются условия для развития у малышей разных сторон
Специфика дошкольной игры заключается в том, что свобода и
самостоятельность играющих сочетаются со строгим, безоговорочным
подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам
происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из
содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее
прелесть. В дошкольных образовательных учреждениях педагоги широко
используют дидактические игры, которые не только позволяют всесторонне
развивать дошкольников, но и способствуют формированию у детей навыков
словарной деятельности.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное
педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей
дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой
деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Именно
в
дидактической
игре
ребенок
получает
возможность
совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.
В младших группах игры со словом направлены в основном на
развитие речи, воспитание правильного звукового произношения, уточнение,
закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в
пространстве. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание
заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает
активнее, трудности умственной работы ребёнок преодолевает легко, не
замечая, что его учат. Словесные игры направлены на развитие речи,
воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и
активизацию словаря.
Использование дидактических игр в работе воспитателя, способствуют
развитию речевой активности детей.
Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в
творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что
они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении
задач, поставленных в игровой форме.
Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя
обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка
важным условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с
остальными участниками. Кроме этого, играя с ребенком, вы создаете
эмоциональную связь, дружеские доверительные отношения с ребенком.
Играть в речевые игры весело и занимательно. Дети соревнуются друг
с другом. В результате возникающего интереса к играм поставленные звуки
быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, а скучные
и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализу
превращаются в увлекательное занятие.
Все речевые игры условно можно поделить на игры:
— по формированию правильного звукопроизношения;
— по развитию фразовой речи;
— по формированию навыков словообразования;
— по формированию грамматического строя речи;
— по формированию связной речи.
Цель игр по формированию звукопроизношения заключается в том,
чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук, то
есть автоматизировать и дифференцировать его, что является зачастую
длительным периодом. Именно эта проблема, заключающаяся в длительном
периоде работы и многократном повторении одного и того же речевого
материала, утомляющая ребенка, ставит использование речевых игр во главу
угла. Для примера можно привести наиболее полюбившиеся детям игры:
Целью игр на формирование фразовой речи является обучение детей
выделению в предмете свойств, признаков и определению действий, которые
предмет может совершать. Именно это и составляет основу для построения
высказывания, о каком — либо предмете. (Какой это предмет? Что он может
делать? Как он это делает?). В дальнейшем, упражняясь в таких построениях,
дети строят высказывания и начинают ими пользоваться самостоятельно.
Поводом и предметом для речевого развития детей может стать
абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние
дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить
детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы
В ходе изучения вопроса об особенностях игровой деятельности детей
младшего дошкольного возраста было выяснено, что игра наиболее
доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из
окружающего мира впечатлений, знаний. Благодаря игре возникают основы
личности,
складывается
воля
и
произвольное
поведение,
активно
развиваются
психические
процессы
и
речь,
творчество,
общая
инициативность. Специфика дошкольной игры заключается в том, что
свобода
и
самостоятельность
играющих
сочетаются
со
строгим,
безоговорочным подчинением правилам игры. Использование дидактических
игр, в том числе речевых, в работе воспитателя, способствуют развитию
речевой активности детей.
С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься
умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее,
трудности умственной работы ребёнок преодолевает легко, не замечая, что
его учат.