Напоминание

" От романса к песне"


Автор: Цветкова Татьяна Александровна
Должность: преподаватель вокала
Учебное заведение: МБУ ДО "ДМШ №3 им. Р. Яхина"
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: Сценарий концерта
Тема: " От романса к песне"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Концерт-лекция из цикла «Музыкальная гостиная»

для учеников и родителей.

Песни исполняет преподаватель по вокалу Цветкова

Т.А.

В зале оформление:

Цветы, фонарики под свечи и несколько восковых

свече в подсвечниках, на столах чайники с чаем и

чашки, создаем непринужденную, легкую атмосферу.

Ведущий начинает концерт.

Добрый вечер, дорогие друзья!

Наш концерт посвящен романсу и романсовой

лирике, но поприветствовать вас хотим сегодня

песней «Хорошее настроение». Потому что все самое

замечательное начинается с хорошего настроения.

Пусть этот вечер будет для вас приятным и

запоминающимся.

Звучит песня:

1.«Хорошее настроение»

Ведущий:

Дорогие друзья, мы начали наш концерт немного

задом наперед, наш вечер называется «От романса к

песне», но сейчас постараемся исправиться. Вот я

сейчас попрошу ответить вас на вопрос. Слышали ли

вы в многообразии современной музыки эдакий

жанр под названием «современный романс», и

можно ли некоторые современные песни назвать

романсом? (зрители предлагают свои ответы)

Конечно, думаю у каждого современного

исполнителя есть песни романсы. Вспомним хотя бы

«Романс» в исполнении Н. Носкова «Однообразные

мелькают…» или Ваенгу с ее песней «Шопен». Ну,

хорошо, давайте все же по порядку начнем с русского

романса.

Романс- это и музыкальный и литературный термин, в

наиболее распространенном значении, это

музыкальное сочинение для голоса и сопровождения

на стихи лирического характера. Само слово

«романс» испанского происхождения, оно означало

когда-то светскую песню на испанском (романском)

языке. Но именно русский романс придал этому слову

его особый смысл.

Со времени появления первых романсов в России

прошло более двухсот лет. В чем же секрет их

популярности и притягательности в наше время?

Наверное, в том, что в них много искренности,

простоты, сердечности, все что связано с чувствами,

переживаниями, все что свойственно испытывать

каждому человеку.

В романсе, как ни в каком другом лирическом

вокальном жанре, достигли совершенного слияния,

гармонии и цельности - русский лирический стих и

высокая задушевная мелодия.

19 века сформировалось несколько под жанров-

салонный романс, жестокий романс, городской

романс и др.

Один из самых ярких представителей русского

бытового романса второй половины 19в. П.П.

Булахов. Он прославился такими романсами: «Не

пробуждай воспоминанья», «Гори, гори, моя звезда»,

«Тройка», «Не хочу».

А мы исполним романс «Не хочу».

Звучит романс:

2. «Не хочу»

Ведущий:

Еще один известный русский романс «Калитка»

написан в 19в. Автор музыки Всеволод Буюкли, поэт

Алексей Будищев. В свое время Будищев был очень

известным писателем, поэтом драматургом, но со

временем забыт и его книги не переиздавались, но по

этим строчкам мы всегда можем его вспомнить

«Лишь только вечер затеплится синий». Молодой

тогда композитор, очарованный стихотворением,

создает неповторимую мелодию, которую до сих пор

любят и исполняют многие певцы, заставляя

слушателей вспомнить свои любовные переживания.

Звучит романс:

3. «Калитка»

Ведущий:

Есть романсы, которые так давно и прочно вошли в

нашу жизнь, что кажется, будто они существовали

всегда. Вот, например, романс «Я ехала домой». Все

его знают, а кто автор?

Дотошные любители, может, и

докопаются — какая-то М. Пуаре. Но мало кому

известно, что за этой фамилией стоит яркая

талантливая актриса, волновавшая российскую

публику и своими сценическими выходами, и

подробностями личной жизни.

Ее жизнь напоминала пестрый калейдоскоп событий,

в которых фигурировали виднейшие и богатейшие

люди России. А она успела побывать и в роли

городской сумасшедшей, и любимицы публики двух

столиц, и аристократической дамы, и

изобретательной авантюристки, и узницы

Петербургской тюрьмы… И старым, всеми позабытым

обломком великой империи…

Артистка, певица, блиставшая в оперетках и

цыганских романсах, композитор, поэтесса,

журналистка — все эти многообразные таланты

сочетались в миловидной голубоглазой блондинке с

неожиданно низким голосом, москвичке

французского происхождения Марии Пуаре,

родившейся 4 января1863 года.

Звучит романс:

4. «Я ехала домой»

Ведущий:

Абсолютно фантастическая история произошла с

одним русским романсом. Авторов его никто

достоверно установить не может, а авторы эти могли

бы гордиться: их романс живет уже более 100 лет,

более того – он, уже «обновленный», живет и сейчас.

Но что еще удивительнее: в годы кровавой

Гражданской войны он был гимном

противоборствующих сторон одновременно.

Белой акации гроздья душистые

Вновь аромата полны,

Вновь разливается песнь соловьиная

В тихом сиянии чудной луны!

Это самый первый вариант текста романса – 1902 год.

Романс был очень популярным, пели его самые

знаменитые певцы и певицы того времени: В. Панина,

Н. Северский и другие. Началась первая мировая

война, за ней революция и цыганский романс был

переделан. Романс «Белой акации гроздья

душистые» стал одновременно гимном

Добровольческой армии генерала Деникина и песней

красной армии «Смело мы в бой пойдём». Слова

только поменялись, мелодия была все той же.

Раскол, война, кровавое месиво – а песня одна.

Можно было бы дальше и не продолжать. А что

скажешь, когда лирический любовный романс стал

одновременно маршем Белой армии и маршем

Красной Армии?

Не случайно и в СССР «Белая акация» как

белогвардейский романс прозвучала в спектакле

«Дни Турбиных» по роману М. Булгакова «Белая

гвардия» (МХАТ).

А в 1976 году режиссером В. Басовым был снят

художественный фильм «Дни Турбиных». Без «Белой

акации» обойтись не представлялось возможным. Но

«Белая акация» была уже «рассечена» надвое, самой

историей разделена.

Так в фильме появились две песни: песня о

бронепоезде и новый романс. Музыку к фильму

написал В. Баснер, слова к песням – М. Матусовский.

За основу того романса из фильма, который многие

должны помнить, стала та, прежняя,

дореволюционная «Белая акация»

Так началась вторая жизнь старого романса. Точнее,

сейчас существуют два романса: «Белая акация»

начала 20 века и романс «Белая акация» из фильма

«Дни Турбиных».

Звучит романс:

5. «Белой акации гроздья душистые».

Ведущий:

Интересно, этот разлом определил конец века

русского романса. В 20х годах старинный романс был

под обстрелом прессы, причем ругали не

композиторов и певцов, а сам жанр. Ну, так как все

песни были направлены на воспитание и

формирование советского человека и в 30 х годах

романс совсем запретили. Но конечно жанр не умер,

романсы продолжают исполнять. А современные

композиторы продолжают развивать романс и в наше

время.

В 20м. веке много романсов появилось в

кинематографе. Послушаем некоторые из них.

Давайте вспомним песню «Одна снежинка еще не

снег». Которая прозвучала в фильме «Три дня в

Москве», а исполнила ее Нина Бродская. Муз.

Эдуарда Колмановского ст. Леонида Дербенева

«Одна снежинка»

Звучит песня:

6. «Одна снежинка»

Ведущий:

Пахмутова – талантливый композитор нашего

времени. Она писала о людях, профессиях, любви,

дружбе, верности. Есть у нее цикл произведений

«Обнимая небо» о летчиках и космонавтах. Самая

известная песня из этого цикла песня «Нежность».

Большую популярность получила эта песня благодаря

фильму «Три тополя на плющихе». Режиссер Татьяна

Лиознова так прониклась, услышав эту песню, что

пообещала себе, что найдет сценарий, в котором

обязательно прозвучит эта песня. Итак, Александра

Пахмутова, Н. Добронравов.

Звучит песня:

7. «Нежность»

Ведущий:

Вспомним еще один фильм для которого музыку

написала написала Александра Пахмутова, Песни

«Старый клен», которая была написана специально

для фильма, до сих пор имеют ошеломительный

успех. Они настолько вошли в нашу жизнь, сделались

неотделимой частью. Старый клен некоторые до сих

пор считают народной песней, а я думаю, что ее тоже

можно назвать романсом, где герой фильма передает

свои лирические переживания.

Звучит песня:

8. «Старый клен».

Ведущий:

Давайте вспомним фильм Эльдара Рязанова.

Название фильма «Жестокий романс» по сюжету

пьесы Островского «Бесприданница» у режиссера

появилось сразу. Большой поклонник старинных

романсов Рязанов предполагал вначале использовать

романсы «Я ехала домой», «Снился мне сад». Но в

одной из предыдущих экранизаций в фильме у

Протозанова такое уже было. Перечитав своих

любимых поэтесс: Цветаеву, Ахмадуллину, понял-то,

что надо. Одно из стихотворений «Я словно бабочка к

огню» написал сам… Замечательная Валентина

Пономарева исполнительница цыганских песен и

романсов спела все женские песни из этого фильма.

А мы исполним романс, который звучит в фильме на

стихи М. Цветаевой на муз. А. Петрова «Под лаской

плюшевого пледа»

Звучит песня:

10. «Под лаской плюшевого пледа».

Ведущий:

Еще один фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы».

Сколько там прекрасных песен в том числе и

романсов «Мне нравится, что вы больны не мной»,

«Никого не будет в доме», «На тихорецкую состав».

В заключении концерта прозвучит одна из этих песен

«Никого не будет в доме».

Звучит песня:

11. «Никого не будет в доме».

Ведущий:

Сегодня, рассказывая о романсах и их талантливых

создателей, окутав вас прекрасной музыкой, вырвав

из современного грохочущего и суетливого мира, мы

хотели погрузить вас в мир нежных, трепетных,

тонких и глубоких душевных порывов, чувств и

эмоций. Пока живы эти эмоции, будет жить и романс.

Спасибо за внимание! До новых встреч. Ждем вас

снова в нашей «Музыкальной гостиной».

Сценарий сольного концерта

Преподавателя вокала

«ДМШ №3 им.Р.Яхина»

Цветковой Т.А.

Для детей и родителей в

рамках музыкального

лектория и осуществления

программы Пушкинской

карты.

.

.



В раздел образования