Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на уроках математики.
Автор: Комарова Людмила Леонидовна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ КГО "СОШ №25" Населённый пункт: Киселевск Наименование материала: статья Тема: Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на уроках математики. Раздел: среднее образование
Людмила Леонидовна Комарова,
учитель математики,
МБОУ КГО «СОШ № 25», г.Киселевск, Кемеровская обл.
Духовно-нравственное развитие и воспитание
учащихся на уроках математики.
Аннотация:
урок
математики
никак
не
связан
с
духовно-нравственным
воспитанием, но математика обладает большим воспитательным потенциалом.
Ключевые
слова: духовно-нравственное
развитие
и
воспитание
учащихся,
реализация воспитательного потенциала урока математики
«Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт
впереди
обучения,
ибо
вызванные
им
к
действию
духовные
силы
будут
впитывать
знания
как
пищу,
необходимую
для
дальнейшего
роста
и
становления личности школьника». Ш.А.Амонашвили.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются
первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют
собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию
отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского
общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие
чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад
культурно-досуговой
деятельности
с
детьми
и
молодежью;
отсутствие
патриотического
воспитания
и
некоторые
другие.
На
фоне
пропаганды
средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной
продукции
и
табачных
изделий
ситуация
ещё
более
осложняется:
представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются
материальными.
Перед
семьёй,
общеобразовательной
школой
стоит
задача
воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать
происходящее
и
строить
свою
деятельность
в
соответствии
с
интересами
окружающих
его
людей.
Решение
этой
задачи
связано
с
формированием
устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.
Главные для человека вопросы о цели и смысле жизни тесно связаны с его
ми р о во з зр е н и е м.
И ме н н о
в
школ ь н ом
во зр а с т е
ф о р м и р у ю т с я
мировоззренческие,
нравственные,
интеллектуальные,
художественные
и
прочие вкусы у детей. Каждый школьный предмет предназначен учить тем или
иным знаниям, прививать детям определенные умения и навыки.
Реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и
ответственнее,
чем
передача
предметных
знаний
и
возможна
при
особом
состоянии души учителя, определяющемся ясностью его духовного зрения. По
словам
К.Д.Ушинского
настоящего
учителя
и
учеников
роднит
«особенная
теплота
и
задушевность
отношений»,
основой
которой
являются
духовные
качества личности педагога: вера, любовь, честность, открытость, мудрость,
красота души. И не важно, какой предмет он ведёт, главное, какие условия
создает учитель на своих уроках для гармоничного развития личности.
Считается, что духовно-нравственное воспитание легко решать на уроках,
связанных с гуманитарными науками и гораздо труднее на уроках математики.
На первый взгляд, урок математики никак не связан с духовно-нравственным
воспитанием, но математика обладает большим воспитательным потенциалом.
Ни
один
школьный
предмет
не
может
конкурировать
с
возможностями
математики в воспитании мыслящей личности.
Ещё в 19 веке польский математик Хуго Штейнгаус заметил, что «между духом
и материей посредничает математика». Реализация воспитательного потенциала
урока
математики
возможна
через
отбор
содержания
материала,
через
структуру
урока,
организацию
общения.
Математика
является
не
просто
областью знаний, но прежде всего существенным элементом общей культуры,
языком
научного
восприятия
мира.
Математическая
наука
неизбежно
воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и
способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном
облике. Ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями
математики в воспитании мыслящей личности. Даже выполнение скучных и
рутинных
преобразований
опосредованно
способствует
выработке
таких
качеств, как собранность и систематичность. Что же кроется за решением той
или
иной
математической
задачи?
Что
дают
самому
ученику
такие
математические
операции
как
преобразование
выражений,
извлечение
квадратного корня, решение квадратных уравнений? Оказывается, выполнение
логически выстроенных задач помогают выработать такие качества личности
как усидчивость, терпение, трудолюбие, взаимовыручка, умение анализировать,
сопереживать
за
товарища,
принимать
самостоятельные
решения,
разрабатывать
пути
решения
проблемы,
заниматься
исследовательской
деятельностью. Данные качества как раз помогают ребятам формировать свой
нравственный облик.
Математика учит строить и оптимизировать деятельность, вырабатывать и
принимать
решения,
проверять
действия,
исправлять
ошибки,
различать
аргументированные
и
бездоказательные
утверждения,
а
значит,
видеть
манипуляцию и хотя бы отчасти противостоять ей. Решение задач требует от
учащихся
добросовестной
и
серьезной
работы
над
приобретением
и
укреплением
знаний,
что
приводит
к
систематическому
напряжению
умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей. При этом у
учащегося
воспитываются
такие
черты
характера
как
трудолюбие,
усидчивость,
упорство
в
преследовании
намеченной
цели,
умение
не
останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах.
У многих выдающихся людей есть короткие, но содержащие много
смысла,
емкие,
лаконичные
высказывания
культурно-развивающего
содержания, которые можно использовать в качестве эпиграфов на уроках.
Воспитательную деятельность можно начинать с эпиграфа к уроку,
которым
могут
стать
строчки
стихотворений,
высказывания
и
афоризмы
известных людей не только о математике и математиках, но и нравственного
содержания. Например:
«Человек
есть
дробь.
Числитель
это
–
сравнительно
с
другими
–
достоинства
человека;
знаменатель
–
это
оценка
человеком
самого
себя.
Увеличить свой числитель – свои достоинства – не во власти человека, но
всякий может уменьшить свой знаменатель – свое мнение о самом себе, и этим
уменьшением приблизиться к совершенству» Л.Н. Толстой.
«Арифметика и геометрия нужны каждому воину». Платон.
«Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако
уравнения, по-моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного
момента, а уравнения будут существовать вечно» Альберт Эйнштейн.
«Полет – это математика»
В. Чкалов
«Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии»А.С. Пушкин.
«Геометрия
полна
приключений,
потому
что
за
каждой
задачей
скрывается
приключение
мысли.
Решить
задачу
–
это
значит
пережить
приключение» В. Произволов.
В обучении математике, с точки зрения духовно-нравственного
воспитания, огромную роль играет подбор математических задач для уроков с
учётом дидактических и методических требований.
Элементы краеведения на уроках математики положительно влияют на
результативность
знаний
учащихся,
на
развитие
их
как
личности,
носят
воспитательный характер. Решение на уроках математики задач, содержащих
информацию о городе, повышает интерес к предмету. Такие задания способны
оставить глубокий след в личностном становлении подростка. Можно включать
задания по математике, составленные с опорой на краеведческий материал по
теме
«Мой
город»,
«Архитектура,
памятники»,
«Достопримечательности
родного
края»
с
краткими
историческими
справками,
определяющими
содержание
задач.
Задачи
помогают
открыть
красоту
родного
края,
её
уникальные природные и культурные ландшафты. Огромное воспитательное
значение
имеют
задачи,
построенные
на
краеведческом
материале
ВОВ.
Главное, выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе
ребенка.
Решение задач, включающих исторические сведения, способствует
развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету. И урок
математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать,
вычислять
и
заучивать
формулы,
а
пробуждает
чувства
сопричастности
к
величию своей страны, собственных предков. История русской и зарубежной
математики
богата
фактами,
знакомство
с
которыми
способствует
христианскому
взгляду
на
вещи.
И
среди
этих
фактов
есть
немало
таких,
понимание которых доступно учащимся в достаточной мере для того, чтобы
они могли оценить их принципиальное или практическое значение.
Скажите,
кто
назвал
науку
математику
математикой?
Пифагор.
Пифагор
впервые объяснил подчинённость явлений Вселенной определённым числовым
соотношениям. Всем известна теорема Пифагора, а что мы знаем о самом
Пифагоре, жившем примерно в период с 570 до н. э. - 490 до н. э.? И почему у
него это странное имя – Пифагор? Оказывается, Пифагор, значит «тот, о ком
объявила Пифия». Пифия сообщила отцу мальчика, что Пифагор принесет
столько пользы и добра людям, сколько не приносил и не принесет в будущем
никто другой. На уроке геометрии можно рассказать детям о судьбе этого
великого
человека,
о
школе
пифагорейцев.
Два
с
половиной
тысячелетия
прошло с момента его смерти, а заповеди Пифагора живут и поражают сердца
людей своей мудростью и современностью. Приведу некоторые из них:
«Статую красит вид, а человека – деяние его»
«Истинное отечество там, где есть благие нравы»
«Спеши
делать
добро
лучше
настоящим
утром,
чем
наступающим
вечером, ибо жизнь скоротечна и время летит»
«Не
делай
ничего
постыдного
ни
в
присутствии
других,
ни
втайне.
Первым твоим законом должно быть уважение к самому себе»
«Огорчающий ближнего, едва ли сам избежит огорчения»
Есть над чем задуматься, не правда ли?..
Математика является не просто областью знаний, но прежде всего
существенным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира.
Математическая
наука
неизбежно
воспитывает
в
человеке
целый
ряд
черт,
имеющих
яркую
моральную
окраску
и
способных
в
дальнейшем
стать
важнейшими моментами в его нравственном облике.
На уроке математики духовно-нравственное воспитание осуществляется
посредством четырех факторов:
•
через содержание образования;
•
через методы и формы обучения;
•
через
использование
случайно
возникших
и
специально
созданных
воспитывающих ситуаций;
•
через личность самого учителя (прежде всего и в наибольшей степени).
Нравственность определяется качеством поведения человека, а духовность
– качеством помыслов. При этом существует некая определенная зависимость
нравственной
сферы
от
духовной.
Духовное
воспитание
–
это
воспитание
помыслов,
а
нравственное
–
поступков.
Надо,
чтобы
добро
становилось
естественным
проявлением
человеческой
природы,
а
не
средством
выгоды.
Именно этим и отличается воспитание духовное от воспитания нравственного.
Они
связаны
между
собой.
И
связаны
так,
что
духовное
определяет
нравственное.
Как
писал
Жан
Жак
Руссо:
«
Вся
нравственность
человека
заключается в его намерениях». Мы, учителя, только смеем надеяться, что
сделали все возможное, чтобы эти намерения были чистыми и светлыми.
Д.И.
Менделеев
сказал:
«Знания
без
воспитания
–
это
меч
в
руках
сумасшедшего»
Литература:
1.
Ушинский
К.Д.
Избранные
педагогические
сочинения:
в
2
т.
/К.Д.Ушинский//- М., 1974.
2. Глейзер Г.И.
История математики в школе/ Г.И. Глейзер//Пособие для
учителей. - М.: Просвещение,1964.
3. Харламов И.Ф., Педагогика: Уч. пособие:/И.Ф.Харламов//Высш. Шк., 1999.
4 .
С е л е в ко
Г. К . ,
С е л е в ко
А . Г. ,
С о ц и а л ь н о - в о с п и т а т е л ь н ы е
технологии/Г.К.Селевко, А.Г.Селевко// М.:Народное образование, 2002.