Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ


Автор: Галина Юлия Ринатовна
Должность: студент
Учебное заведение: Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Раздел: начальное образование





Назад




ГАЛИНА Ю.Р.

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ

УЧЕБНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

«Людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали

знания не из книг, а наблюдая сами небо и землю, дубы, буки, т.е. чтобы они ис-

следовали и познавали самые предметы, а не помнили бы только чужие наблю-

дения и объяснения.»

Я.А.Коменский

В условиях вступившего в cилу Федерального государственного образо-

вательного стандарта начального образования (далее ФГОС НОО) подчёркива-

ется направленность на стратегию организации и планомерного формирования

учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, по-

знавательному и социальному развитию растущего человека. Новый стандарт

ориентирован на становление и формирование у школьников, начиная с началь-

ной школы, «умения учиться».

Приоритетным направлением начального общего образования определено

формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в

значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения. Основ-

ной результат образования рассматривается на основе деятельностного подхо-

да, как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения

ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для

изучаемых предметов. Реализация этой особенности в образовательном процес-

се требует его новой организации на основе планирования совместной деятель-

ности учителя и учащихся.

В настоящее время в образовательной деятельности педагоги используют

различные формы и методы обучения для того, чтобы ребёнку не только было

проще освоить материал, но и процесс освоения информации стал более увле-

кательным. Одним из таких методов обучения является проектная деятель-

ность.

Ещё более трехсот лет назад великий чешский мыслитель, основополож-

ник теоретической педагогики Я.А.Коменский высказал идею внесения в дея-

тельность педагога исследовательского стимула для успешности обучения. Он

писал: «Людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали

знания не из книг, а наблюдая сами небо и землю, дубы, буки, т.е. чтобы они

исследовали и познавали самые предметы, а не помнили бы только чужие на-

блюдения и объяснения».

Развитие организационных умений осуществляется через проектную дея-

тельность, как в урочное, так и во внеурочное время. Главной особенностью

данного метода является обучение на активной основе, через целесообразную

деятельность ученика, соответствующую его личным интересам.

Для того чтобы понять, что подразумевается под учебным проектирова-

нием, нужно дать чёткое определение термину «проект». В словаре В.И.Даля

2

проект определяется как план, предположение, предначертание, задуманное,

предположенное дело, и самое изложение его на письме или в чертеже.

Метод проектов был разработан в начале XX века американским учёным

Дж. Дьюи, с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность

детей с учётом их личных интересов. Школы, организованные в соответствии с

методом проектов, предоставляли ученикам право свободного выбора занятий.

Учебная программа рассматривалась как совокупность взаимосвязанных опы-

тов. Ученики сами выбирали виды деятельности, посредством которых приоб-

ретались новые знания. Они также определяли содержание школьной програм-

мы. Учитель лишь оказывал им помощь в исполнении запланированного.

Основная суть метода проекта была в стимулировании интереса ребят к опреде-

ленным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и че-

рез проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого

ряда проблем, показывающих практическое применение полученных знаний.

Проблемой разработки и внедрения проектной деятельности на разных

этапах образования занимались многие отечественные исследователи. Однако

до сих пор не удалось достигнуть единства в определении понятия «проектная

деятельность».

В исследованиях Н.В.Матяш учебное проектирование рассматривается

как форма учебно-познавательной активности школьников, заключающаяся в

мотивированном достижении сознательно поставленной цели по созданию

творческих проектов, обеспечивающая единство и преемственность различных

сторон процесса обучения и являющаяся средством развития личности субъек-

та учения.

В то же время термин «учебное проектирование» можно рассматривать

не только с точки зрения целей, содержания и характеристик (особенностей) де-

ятельности, но и с точки зрения субъекта в ней участвующего. Так, для педаго-

га это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания,

которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки

проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

- проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению под-

проблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекаю-

щих из этой проблемы);

- целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;

- самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения

проблемы проекта);

- представлению результатов своей деятельности и хода работы;

- презентации в различных формах, с использованием специально подго-

товленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презен-

тации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических пред-

ставлений и др.);

- поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого зна-

ния;

3

- практическому применению школьных знаний в различных, в том числе

и нетиповых, ситуациях;

- выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовле-

ния продукта проектирования;

- проектированию исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипоте-

зы, детализации и обобщению).

Если же рассматривать учебное проектирование со стороны обучающего-

ся, то это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциа-

ла. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформу-

лированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой

деятельности – найденный способ решения проблемы носит практический ха-

рактер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и

значим для самих открывателей.

Метод проектов включает в себя совокупность исследовательских, поис-

ковых, проблемных методов. Проект предполагает создание образовательных

ситуаций, которые сталкивают младших школьников с явлениями, которые

входят в противоречие с имеющимися у них представлениями:

побуждают учащихся высказывать свои предположения, догадки;

предоставляют возможность исследовать эти предположения;

предоставляют учащимся возможность представить результаты сво-

его исследования одноклассникам, учителям, родителям, чтобы они оценили

значимость полученных данных.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность школь-

ников, которая может осуществляться индивидуально, в паре или группе в тече-

ние определённого временного промежутка (от одного урока до нескольких).

Данный метод позволяет сделать учёбу интересной, расширяет кругозор

ребёнка, повышает его культурный уровень, стимулирует интеллектуальную

активность и учебную деятельность в целом.

Именно поэтому необходимо выделить педагогические условия развития

метапредметных компетенций через выполнение учебных проектов.

Прежде всего, это изменение роли учителя. Являясь организатором, коор-

динатором и консультантом проекта, учитель формирует ряд умений: ставить и

выявлять проблемы, уточнять неясные вопросы, формулировать и проверять

гипотезы, планировать и разрабатывать исследовательские действия, собирать

данные (накапливать факты, наблюдать, доказывать), анализировать, синтези-

ровать и сопоставлять их, выступать с подготовленными сообщениями, делать

обобщения и выводы и др.

В ходе работы над проектами нужно поддерживать детскую любознатель-

ность, а не блокировать её высказываниями: «Ты сделал не так», «Много бу-

дешь знать…». В то же время учитель должен совершенствоваться в накоплен-

ном опыте: принимать участие в конкурсах в качестве научного руководителя

проекта, посещать курсы повышения квалификации и мастер-классы по данной

тематике, интересоваться новыми публикациями, участвовать в обсуждении

4

применения метода проектов на методических объединениях и педагогических

советах, посвящённых проблемам ученических исследований.

Овладение метапредметными компетенциями будет эффективнее, если

правильно организовать работу с родителями. Они должны стать помощниками

и консультантами при выполнении проекта: так же, как и учитель, помогать в

поисках источников информации, координировать весь процесс, поддерживать

и поощрять детей, оказывать им помощь в изготовлении продукта и др. Полез-

но пригласить родителей на защиту проектов, чтобы они участвовали в обсу-

ждении, задавали вопросы.

Тогда ученик будет получать необходимую поддержку не только в стенах

школы, но и дома.

Достижение этих целей требует от педагога знания некоторых особенно-

стей организации проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе

начальной школы. У учащихся младшего школьного возраста наглядно-образ-

ное мышление. Любопытство и интерес к окружающему миру подталкивают их

к выбору темы на основе конкретного содержания предмета. Темы детских

проектных работ выбираются в зависимости от содержания учебных предметов

или из близких к ним областей. Для проекта требуется личностно и социально

значимая проблема, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятель-

ную работу, находящаяся в зоне ближайшего развития младшего школьника.

Педагогу очень важно учесть и то, что учащиеся, начиная работу

над проектом, чаще всего сталкиваются с рядом трудностей. Например, у

первоклассников низкая техника чтения, что вызывает трудности в созна-

тельности освоения текстов при отборе нужной информации для осуще-

ствления проекта. Здесь младшему школьнику будет необходима помощь

взрослого. Для понимания прочитанного большое значение имеет анализ

содержания текстов. Он осуществляется посредством вопросов о значении

отдельных слов и выражений, о смысле целых предложений и связи меж-

ду ними. Взрослый — учитель или родитель — ставит вопросы непосред-

ственно по тексту в соответствии с последовательностью предложений. В

ходе

анализа

целесообразно

включать

вопросы

для

установления

при-

чинно-следственных отношений в прочитанном. Вопросы взрослого долж-

ны быть конкретными, помогать ребёнку выделить и обдумать смысловые

единицы текста. Если учащийся с легкостью будет отвечать на поставлен-

ные вопросы, значит, он понимает смысл текста, а это поможет ему раз-

граничить нужную для него информацию от ненужной.

Результаты проектной деятельности должны быть, что называется, «ося-

заемыми», т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное её решение,

если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уро-

ке, в школе, в реальной жизни).

Основные

виды

творческих

работ:

поделки

и

мероприятия.

Формы проектной деятельности: выставка, журнал, игра, карта, коллекция,

макет, модель, письмо, праздник, прогноз, серия иллюстраций, компьютерная

презентация, видеофильм, экскурсия. Продуктами проектной деятельности мо-

5

гут быть: сборник законов, новогодняя газета, новогодний праздник, различные

коллективные поделки, коллективное сочинение.

Виды презентаций проектов: деловая игра, демонстрация видеофильма,

диалог персонажей литературных или исторических лиц, инсценировка, науч-

ная конференция, пресс-конференция, ролевая игра, соревнования, спектакль,

экскурсия, компьютерная презентация и т.д.

Таким образом, методы и приёмы учебного проектирования могут быть

успешно использованы как в учебной, так и во внеклассной работе с младшими

школьниками. Причём внеклассная работа предоставляет большие возможно-

сти для развития у младших школьников познавательного интереса и творче-

ских способностей в свободной исследовательской деятельности.

Итак, организация метода учебного проектирования будет эффективна в

формировании метапредметных компетенций у младших школьников, если

соблюдать следующие условия:

- использовать современные технологии обучения младших школьников;

- проектная деятельность должна быть организована с учётом возрастных

особенностей младших школьников, мотивированности их деятельности и со-

здания ситуации успеха;

- обеспечено систематическое сотрудничество учителя, родителей и уча-

щихся, предполагающее постепенное увеличение доли самостоятельной работы

младшего школьника.



В раздел образования