Автор: Галина Юлия Ринатовна
Должность: студент
Учебное заведение: Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Раздел: начальное образование
ГАЛИНА Ю.Р.
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ
УЧЕБНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
«Людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали
знания не из книг, а наблюдая сами небо и землю, дубы, буки, т.е. чтобы они ис-
следовали и познавали самые предметы, а не помнили бы только чужие наблю-
дения и объяснения.»
Я.А.Коменский
В условиях вступившего в cилу Федерального государственного образо-
вательного стандарта начального образования (далее ФГОС НОО) подчёркива-
ется направленность на стратегию организации и планомерного формирования
учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, по-
знавательному и социальному развитию растущего человека. Новый стандарт
ориентирован на становление и формирование у школьников, начиная с началь-
ной школы, «умения учиться».
Приоритетным направлением начального общего образования определено
формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в
значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения. Основ-
ной результат образования рассматривается на основе деятельностного подхо-
да, как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения
ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для
изучаемых предметов. Реализация этой особенности в образовательном процес-
се требует его новой организации на основе планирования совместной деятель-
ности учителя и учащихся.
В настоящее время в образовательной деятельности педагоги используют
различные формы и методы обучения для того, чтобы ребёнку не только было
проще освоить материал, но и процесс освоения информации стал более увле-
кательным. Одним из таких методов обучения является проектная деятель-
ность.
Ещё более трехсот лет назад великий чешский мыслитель, основополож-
ник теоретической педагогики Я.А.Коменский высказал идею внесения в дея-
тельность педагога исследовательского стимула для успешности обучения. Он
писал: «Людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали
знания не из книг, а наблюдая сами небо и землю, дубы, буки, т.е. чтобы они
исследовали и познавали самые предметы, а не помнили бы только чужие на-
блюдения и объяснения».
Развитие организационных умений осуществляется через проектную дея-
тельность, как в урочное, так и во внеурочное время. Главной особенностью
данного метода является обучение на активной основе, через целесообразную
деятельность ученика, соответствующую его личным интересам.
Для того чтобы понять, что подразумевается под учебным проектирова-
нием, нужно дать чёткое определение термину «проект». В словаре В.И.Даля
2
проект определяется как план, предположение, предначертание, задуманное,
предположенное дело, и самое изложение его на письме или в чертеже.
Метод проектов был разработан в начале XX века американским учёным
Дж. Дьюи, с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность
детей с учётом их личных интересов. Школы, организованные в соответствии с
методом проектов, предоставляли ученикам право свободного выбора занятий.
Учебная программа рассматривалась как совокупность взаимосвязанных опы-
тов. Ученики сами выбирали виды деятельности, посредством которых приоб-
ретались новые знания. Они также определяли содержание школьной програм-
мы. Учитель лишь оказывал им помощь в исполнении запланированного.
Основная суть метода проекта была в стимулировании интереса ребят к опреде-
ленным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и че-
рез проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого
ряда проблем, показывающих практическое применение полученных знаний.
Проблемой разработки и внедрения проектной деятельности на разных
этапах образования занимались многие отечественные исследователи. Однако
до сих пор не удалось достигнуть единства в определении понятия «проектная
деятельность».
В исследованиях Н.В.Матяш учебное проектирование рассматривается
как форма учебно-познавательной активности школьников, заключающаяся в
мотивированном достижении сознательно поставленной цели по созданию
творческих проектов, обеспечивающая единство и преемственность различных
сторон процесса обучения и являющаяся средством развития личности субъек-
та учения.
В то же время термин «учебное проектирование» можно рассматривать
не только с точки зрения целей, содержания и характеристик (особенностей) де-
ятельности, но и с точки зрения субъекта в ней участвующего. Так, для педаго-
га это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания,
которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки
проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:
- проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению под-
проблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекаю-
щих из этой проблемы);
- целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
- самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения
проблемы проекта);
- представлению результатов своей деятельности и хода работы;
- презентации в различных формах, с использованием специально подго-
товленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презен-
тации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических пред-
ставлений и др.);
- поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого зна-
ния;
3
- практическому применению школьных знаний в различных, в том числе
и нетиповых, ситуациях;
- выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовле-
ния продукта проектирования;
- проектированию исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипоте-
зы, детализации и обобщению).
Если же рассматривать учебное проектирование со стороны обучающего-
ся, то это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциа-
ла. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформу-
лированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой
деятельности – найденный способ решения проблемы носит практический ха-
рактер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и
значим для самих открывателей.
Метод проектов включает в себя совокупность исследовательских, поис-
ковых, проблемных методов. Проект предполагает создание образовательных
ситуаций, которые сталкивают младших школьников с явлениями, которые
входят в противоречие с имеющимися у них представлениями:
побуждают учащихся высказывать свои предположения, догадки;
предоставляют возможность исследовать эти предположения;
предоставляют учащимся возможность представить результаты сво-
его исследования одноклассникам, учителям, родителям, чтобы они оценили
значимость полученных данных.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность школь-
ников, которая может осуществляться индивидуально, в паре или группе в тече-
ние определённого временного промежутка (от одного урока до нескольких).
Данный метод позволяет сделать учёбу интересной, расширяет кругозор
ребёнка, повышает его культурный уровень, стимулирует интеллектуальную
активность и учебную деятельность в целом.
Именно поэтому необходимо выделить педагогические условия развития
метапредметных компетенций через выполнение учебных проектов.
Прежде всего, это изменение роли учителя. Являясь организатором, коор-
динатором и консультантом проекта, учитель формирует ряд умений: ставить и
выявлять проблемы, уточнять неясные вопросы, формулировать и проверять
гипотезы, планировать и разрабатывать исследовательские действия, собирать
данные (накапливать факты, наблюдать, доказывать), анализировать, синтези-
ровать и сопоставлять их, выступать с подготовленными сообщениями, делать
обобщения и выводы и др.
В ходе работы над проектами нужно поддерживать детскую любознатель-
ность, а не блокировать её высказываниями: «Ты сделал не так», «Много бу-
дешь знать…». В то же время учитель должен совершенствоваться в накоплен-
ном опыте: принимать участие в конкурсах в качестве научного руководителя
проекта, посещать курсы повышения квалификации и мастер-классы по данной
тематике, интересоваться новыми публикациями, участвовать в обсуждении
4
применения метода проектов на методических объединениях и педагогических
советах, посвящённых проблемам ученических исследований.
Овладение метапредметными компетенциями будет эффективнее, если
правильно организовать работу с родителями. Они должны стать помощниками
и консультантами при выполнении проекта: так же, как и учитель, помогать в
поисках источников информации, координировать весь процесс, поддерживать
и поощрять детей, оказывать им помощь в изготовлении продукта и др. Полез-
но пригласить родителей на защиту проектов, чтобы они участвовали в обсу-
ждении, задавали вопросы.
Тогда ученик будет получать необходимую поддержку не только в стенах
школы, но и дома.
Достижение этих целей требует от педагога знания некоторых особенно-
стей организации проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе
начальной школы. У учащихся младшего школьного возраста наглядно-образ-
ное мышление. Любопытство и интерес к окружающему миру подталкивают их
к выбору темы на основе конкретного содержания предмета. Темы детских
проектных работ выбираются в зависимости от содержания учебных предметов
или из близких к ним областей. Для проекта требуется личностно и социально
значимая проблема, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятель-
ную работу, находящаяся в зоне ближайшего развития младшего школьника.
Педагогу очень важно учесть и то, что учащиеся, начиная работу
над проектом, чаще всего сталкиваются с рядом трудностей. Например, у
первоклассников низкая техника чтения, что вызывает трудности в созна-
тельности освоения текстов при отборе нужной информации для осуще-
ствления проекта. Здесь младшему школьнику будет необходима помощь
взрослого. Для понимания прочитанного большое значение имеет анализ
содержания текстов. Он осуществляется посредством вопросов о значении
отдельных слов и выражений, о смысле целых предложений и связи меж-
ду ними. Взрослый — учитель или родитель — ставит вопросы непосред-
ственно по тексту в соответствии с последовательностью предложений. В
ходе
анализа
целесообразно
включать
вопросы
для
установления
при-
чинно-следственных отношений в прочитанном. Вопросы взрослого долж-
ны быть конкретными, помогать ребёнку выделить и обдумать смысловые
единицы текста. Если учащийся с легкостью будет отвечать на поставлен-
ные вопросы, значит, он понимает смысл текста, а это поможет ему раз-
граничить нужную для него информацию от ненужной.
Результаты проектной деятельности должны быть, что называется, «ося-
заемыми», т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное её решение,
если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уро-
ке, в школе, в реальной жизни).
Основные
виды
творческих
работ:
поделки
и
мероприятия.
Формы проектной деятельности: выставка, журнал, игра, карта, коллекция,
макет, модель, письмо, праздник, прогноз, серия иллюстраций, компьютерная
презентация, видеофильм, экскурсия. Продуктами проектной деятельности мо-
5
гут быть: сборник законов, новогодняя газета, новогодний праздник, различные
коллективные поделки, коллективное сочинение.
Виды презентаций проектов: деловая игра, демонстрация видеофильма,
диалог персонажей литературных или исторических лиц, инсценировка, науч-
ная конференция, пресс-конференция, ролевая игра, соревнования, спектакль,
экскурсия, компьютерная презентация и т.д.
Таким образом, методы и приёмы учебного проектирования могут быть
успешно использованы как в учебной, так и во внеклассной работе с младшими
школьниками. Причём внеклассная работа предоставляет большие возможно-
сти для развития у младших школьников познавательного интереса и творче-
ских способностей в свободной исследовательской деятельности.
Итак, организация метода учебного проектирования будет эффективна в
формировании метапредметных компетенций у младших школьников, если
соблюдать следующие условия:
- использовать современные технологии обучения младших школьников;
- проектная деятельность должна быть организована с учётом возрастных
особенностей младших школьников, мотивированности их деятельности и со-
здания ситуации успеха;
- обеспечено систематическое сотрудничество учителя, родителей и уча-
щихся, предполагающее постепенное увеличение доли самостоятельной работы
младшего школьника.