Автор: Мельникова Евгения Алексеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №28 комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Ухта
Наименование материала: Статья
Тема: "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста как неотъемлемая часть музыкального воспитания"
Раздел: дошкольное образование
Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей
дошкольного возраста как неотъемлемая часть музыкального
воспитания»
Автор: Мельникова Е.А.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является
неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой
предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой
ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является
интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды
детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.
Цель воспитания:
Заложить основы духовно-нравственной личности с активной
жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному
взаимодействию с другими людьми.
Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать
обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во
взаимоотношениях со всеми.
Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла,
зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения,
поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
Способствовать сохранению чистоты, целомудрия.
Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и
родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и
познанию отечественной культуры.
Задачи:
Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные
поколения.
Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.
Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий
потенциал каждого ребенка.
Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь
детей.
Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение
православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности,
единения.
Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей,
ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии,
формирование представлений о формах семейного уклада.
Воспитание духовной личности возможно только совместными
усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из
проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания
не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются
возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки
зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними
проблемы, что служило для них маяком и источником созидания.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-
нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой
деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что
именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм,
моральных требований и образцов поведения на основе подражания.
Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в
первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные
духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно
родители ответственны за воспитание детей.
Характерной особенностью работы по формированию духовно-
нравственного отношения к культурному наследию и чувства
сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и
быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с
народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно.
Педагоги нашего детского сада совместно с родителями помогают детям
получить представление о разных видах народного искусства и пережить
отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности. Знакомство ребенка
с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к
материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.
Также необходимо не забывать о том, в какой прекрасной, богатой в
широком смысле слова республике мы живём, и донести это детям. Ведь у
коми народа самобытная культура, имеющая как сходства, так и множество
различий с культурой русской. Только при условии тесной сплочённой
работы педагога по коми языку, воспитателей, хореографа, работника по
физической культуре и музыкального руководителя можно добиться
поставленной выше цели. Дети старшего дошкольного возраста получают
представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-
прикладного искусства. Педагоги вовлекают детей в процесс изготовления
народных игрушек и других предметов, в ходе которого дети приобретают
навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими
руками приятные и полезные для людей вещи. Музыкальный руководитель
знакомит детей с народным костюмом, особенностью народной музыки и
народных игр, с элементарными традиционными танцевальными
движениями, учит музицировать на народных инструментах. Это очень
важно, так как наша общая задача не допустить утраты многовековой связи
поколений.
Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных
эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры
являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания
дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт,
национальные устои, представления о чести. У малышей формируется
устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной
страны, создается эмоционально положительная основа для развития
духовно-нравственных чувств. По содержанию народные игры лаконичны,
выразительны и доступны ребенку. Народные игры в комплексе с другими
воспитательными средствами представляют собой основу формирования
гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное
богатство и физическое совершенство. Перед игрой рассказываем о культуре
и быте того или иного народа (русские народные игры “Гуси-лебеди”, “У
медведя во бору” и т.д.).
Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду
является проведение сезонных музыкально-игровых праздников (на примере
подготовительной группы): осенью — «Поход в Парму с Перой-богатырём»,
«День матери»; зимой — «Новый год», «Колядки», «Наша армия сильна»,
«Масленица»; весной— «Посиделки с элементами коми традиций», «Никто
не забыт и ничто не забыто». А также оптимальными являются такие формы
работы как участие в городских фестивалях детского творчества: «Свет
Рождественской звезды», «Öшка-мȍшка».