Напоминание

Формирование лингвоэкологической компетенции обучающихся на уроках русского языка в школе


Авторы: Коротыч Юлия Дмитриевна, Рябченко Наталья Николаевна
Должность: студентка группы 4рл факультета заочного и дистанционного образования, доцент кафедры русского, родных языков и лингводидактики
Учебное заведение: Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ставропольский государственный педагогический институт"
Населённый пункт: Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: Формирование лингвоэкологической компетенции обучающихся на уроках русского языка в школе
Раздел: среднее образование





Назад




УДК. 374

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ

выполнила: Коротыч Юлия, студентка группы 4РЛ

научный руководитель: доцент кафедры русского, родных языков и лин-

гводидактики Рябченко Наталья . Николаевна.

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме формирования

лингвоэкологической компетенции обучающихся на уроках русского языка в

школе. Определены сущность и содержание понятия «лингвоэкологическая

компетенция», проанализированы проблемы и задачи методики по формиро-

ванию лингвоэкологической компетенции обучающихся на уроках русского

языка в школе.

Ключевые слова: лингвоэкология, , русский язык, школа, формирова-

ние компетенций.

Лингвистическая наука развивается безостановочно. Исследователи об-

ращают внимание на ранее не рассматриваемые аспекты языка и подходят к

их анализу с новых позиций. Примером служит возникновение новой дисци-

плины – лингвоэкологии. Само это название еще не устоялось и требует

уточнения, как и его значение, сфера исследования, используемая терминоло-

гия, методы, а также аспекты изучения.

Лингвистическая экология (лингвоэкология) - новое научное направле-

ние в русистике, появившееся в 90-е годы XX века на стыке двух наук - лин-

гвистики и экологии и до сих пор не имеющее как устоявшегося названия

(лингвоэкология, эколингвистика или экология языка), так и чёткого научно-

го состояния его бытия (это наука, научное направление или область науч-

ных знаний), а также сформировавшейся научно признанной дефиниции [3].

Явление синонимии и вариантности терминов, свойственное этапу ста-

новления любой научной дисциплины, присуще и метаязыку лингвоэколо-

гии. Природа лингвистической синонимии в терминосистеме лингвоэкологии

имеет общеязыковую направленность и не приводит, как правило, к принци-

пиальному содержательному искажению при функционировании терминов-

синонимов, а самое главное - не вызывает практически никаких коммуника-

тивных затруднений в лингвоэкологическом дискурсе.

Лингвоэкология является важной составной частью экологии культуры.

Опираясь на этнолингвистику, лингвосоциологию и социально-исторические

категории, она заботится о бережном отношении к языку как инструменту

речи, важнейшему средству человеческого общения и передачи мысли, в ко-

тором аккумулируется историческая память народа, неразрывная связь поко-

лений, пронесенная через века.

В мире постоянно умирает какой-нибудь язык. Это происходит по двум

причинам:

1) язык постепенно забывается, так как снижается число его носителей,

2) происходит смешение одного языка с другими. Именно второй вари-

ант развития русского языка можно наблюдать на данным момент. Мо-

лодёжь, бизнесмены, политики, экономисты всё чаще употребляют в речи

иностранные слова, в частности английские. Язык формирует мышление,

мировоззрение, влияет на поведение человека, является средством коммуни-

кации и инструментом управления. Всю познавательную деятельность чело-

века рассматривают как развивающую умение ориентироваться в мире, а эта

деятельность сопряжена с необходимостью отождествлять и различать

объекты. Высокий уровень речевой культуры является показателем благопо-

лучия общества. Именно поэтому государство и каждый отдельный человек

должны заботится о сохранении национального языка. [1].

Бедность словарного запаса является следствием низкого уровня начи-

танности и образованности. В школах и университетах зачастую уделяют

недостаточное внимание русскому языку, из-за чего молодое поколение

упускает множество аспектов грамотной речи, считает это ненужным и бес-

полезным, а во взрослом возрасте не многие хотят навёрстывать упущенное.

В настоящее время всё больше развивается всемирная сеть Интернет,

что ведёт к сокращению устной речи и упрощению письменной. В пере-

писках люди всё чаще используют сокращённые формы слов, не обращают

внимания на знаки препинания. Это ведёт к недопониманию, обеднению сло-

варного запаса и истощению языка. Культуру современного русского языка

обязательно нужно повышать. Язык – это инструмент получения и передачи

информации. Грамотное использование речевых конструкций является зало-

гом успешной коммуникации. Очень трудно общаться и понимать человека,

который допускает речевые ошибки, использует заимствованные слова, зна-

чение которых зачастую понятно не всем. Намного приятнее взаимодейство-

вать с людьми, которые соблюдают нормы языка, не делают грамматических

и лексических ошибок. Русский язык является огромным достоянием нашей

страны. Повышая культуру речи, мы повышаем и уровень общей культуры,

т.к. языковая культура является её составляющей. Использование большого

количества иностранных слов снижает уникальность и самобытность русско-

го языка. [5].

Чтобы предотвратить «загрязнение», необходимо уделять больше вни-

мания русскому языку в учебных заведениях. Из-за скучных уроков у моло-

дежи пропадает любовь к родному языку. Но если расширять программу и

рассказывать школьникам и студентам больше об истории, литературных

нормах, интересных фактах и способах предотвращения вымирания русского

языка, ребята сами будут проявлять интерес к его изучению. Огромное влия-

ние на развитие языка оказывают и средства массовой информации, поэтому

необходимо освещать данный вопрос через них. Чем больше люди будут

знать про эколингвистику, тем больше они будут задумываться о сохранении

своего родного языка и его обогащении. Подводя итоги, следует отметить,

что лингвоэкология является относительно новым направлением науки, но

крайне важным для народа России. Очистить и сохранить самобытность рус-

ского языка может каждый, стоит только начать с себя.

Лингвоэкологический подход к изучению языка является синтезирую-

щим, поскольку сформирован на пересечении максимально общих понятий:

«языковая среда», «языковая личность», «языковая компетенция», «языковая

культура». Данные понятия взаимосвязаны и представляют единое концеп-

туальное ядро лингвоэкологического тезауруса.

Экологические проекты, факультативы, кружки, игровая деятельность,

экологические практикумы, туристско-краеведческая деятельность и др. Они

направлены на решение учебных задач воспитательной и практической

направленности с учетом региональных специфики и личностной ориента-

ции. Такой подход обеспечит скоординированную на деятельностной основе

сквозную пунктирно-модульную линию реализации содержания экологиче-

ского образования. [5].

Уроки родного языка могут и должны стать самыми увлекательными,

самыми любимыми. Учитель должен показать детям, что система языка не

менее красива и интересна, чем устройство Вселенной или молекулы белка.

В языке сжат тысячелетний опыт наших предков: их мысли, достижения,

чувство прекрасного. Поэтому о родном языке никогда нельзя знать доста-

точно – он неисчерпаем.

Учащимся была предложена следующая структура словарной статьи:

1. Заголовок, включающий приветственную формулу, – выбирается

детьми из материала урока.

2. Функционально-ситуативная характеристика приветствия (кому оно

адресовано и в какой ситуации используется) – формулируется коллективно

по материалам урока.

3. Текстовая иллюстрация – из нескольких предложенных детям фраг-

ментов текста ими выбирается тот, в котором ситуация употребления описа-

на наиболее подробно.

4. Художественные иллюстрации (фотографии, рисунки, раскрываю-

щие ситуации приветствия и отражающие невербальные компоненты привет-

ствий – рукопожатие, объятия и т.п.) – подбираются детьми. В большинстве

случаев такими иллюстрациями становились фотографии, где сами учащиеся

инсценировали ситуации приветствий [4].

Список литературы

1.

Акимова, Э.Н. Анализ лингвоэкологичности русскоязычных лон-

гридов: модель "язык - коммуникант" / Э.Н. Акимова, Е.О. Котова // Научные

исследования и разработки. Современная коммуникативистика. – 2021. – Т.

10. – № 4. – С. 11-17.

2.

Бец, Ю.В. Лингвоэкологические параметры в преподавании рус-

ского языка как иностранного / Ю. В. Бец // Филология: научные исследова-

ния. – 2021. – № 4. – С. 57-67.

3.

Внуковская, А.В. Лингвоэкологичность как основа коммуника-

тивного взаимодействия / А. В. Внуковская // Общественная безопасность,

законность и правопорядок в III тысячелетии. – 2020. – № 6-3. – С. 95-99.

4.

Осокина, С. А. Проблемы лингвоэкологии в аспекте теории языка

/ С. А. Осокина // Межкультурная коммуникация и СМИ. – 2019. – № 20. – С.

60-65.

5.

Трошина, Н. Н. Эмотивная лингвоэкология и проблемы рус-

скоязычной речевой коммуникации / Н. Н. Трошина // Социальные и гумани-

тарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 6: Языкозна-

ние. Реферативный журнал. – 2020. – № 4. – С. 152-164.



В раздел образования