Напоминание

"Работа над ошибками на уроках русского языка как средство формирования орфографической зоркости"


Авторы: Гиря Анна Андреевна И, Рябченко Наталья Николаевна
Должность: студент заочного и дистанционного образования, доцент кафедры русского, родных языков и лингводидактики
Учебное заведение: Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ставропольский государственный педагогический институт"
Населённый пункт: г.Ставрополь, Ставропольский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Работа над ошибками на уроках русского языка как средство формирования орфографической зоркости"
Раздел: среднее образование





Назад




Статья на тему: «Работа над ошибками на уроках русского языка как средство

формирования орфографической зоркости»

Выполнила:

студентка 4 курса

группы 4РЛ

факультет заочного и

дистанционного образования

Гиря А.А.

Научный руководитель:

доцент кафедры русского,

родных языков и

лингводидактики

Рябченко Н.Н.

г.Ставрополь, 2022 г

Под орфографической зоркостью понимаем умение пользоваться правилами, а

затем безошибочно писать все слова с орфограммами, не проверяются.

Орфографическая зоркость - это умение выявлять орфограммы. Если же рассмотреть

данный термин со стороны фонетической концепции, то он представляет из себя

способность к оценке каждого звука в слове, возможности определения слабой и

сильной позиции. Процесс восприятия орфограмм человеком бывает двух видов —

зрительный и слуховой. Высокий уровень грамотности предполагает наличие обоих

вариантов. Как правило, комплексы упражнений специально созданы для развития

зрительного восприятия, однако слуховая орфографическая зоркость является основой

для правильной устной и письменной речи.

Работа над ошибками – неотъемлемая часть методики преподавания любого предмета.

Но особенно она актуальна на уроках русского языка. Учителя постоянно используют

этот вид работы с целью формирования у учащихся действия самоконтроля: Учитель

может и должен вооружить учащихся таким способом письма, при котором ученик

получит возможность делать меньше ошибок или не допускать их вовсе.

Сделать процесс усвоения слов, которые нельзя проверить, более эффективным,

по нашему мнению, поможет этимологический анализ. Этот прием способствует

расширению общего и лингвистического кругозора учащихся в связи с тем, что

позволяет рассматривать языковые факты в тесной связи с историей развития родного

языка.

Объективная значимость орфографической зоркости определила ее место в

современной

программе

по

русскому

языку.

Работа

над

формированием

орфографических умений и навыков осуществляется на пропедевтическом уровне и

предполагает формирование орфографической зоркости – умения правильно писать

ряд

указанных

в

программе

так

называемых

словарных

слов,

применять

орфографические правила, предусмотренные программой, которые основываются

преимущественно на фонетическом принципе правописания.

Сформировать орфографическую зоркость школьников на уроках русского

языка помогут упражнения на применение работы над ошибками, предусматривающие

тренировки не только в нахождении орфограммы, определении ее типа, но и в

исполнении орфографического действия (подбор проверочного слова).

Работа над ошибками предполагает их объяснение, исправление и закрепление

правильного

написания

слов.

Специальная

работа

по

предупреждению

орфографических ошибок имеет две формы: самоконтроль учащихся за выполнением

работы и организуемая учителем словарно-орфографическая работа. Важными

условиями в работе над ошибками является учёт ошибок, их предупреждение и

преодоление. Цель работы над ошибками – объяснить орфограммы, закрепить навыки

правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу.

Система работы по исправлению ошибок строится следующим образом:

1. Использование цифрового обозначения орфограмм.

2. Дифференцированное исправление ошибок учителем.

3. Сочетание индивидуальных и фронтальных форм работы.

4.

Заполнение

пропусков в словах с

“дырками”,

пользуясь цифровым

обозначением орфограмм.

5. Использование памятки в работе над ошибками.

Нет необходимости доказывать, что данные приёмы работы над ошибками (учёт

ошибок, их предупреждение и преодоление; индивидуальный подход в исправлении

ошибок при проверке письменных работ; дать возможность ученикам писать не

ручкой, а карандашом) активизируют мыслительную деятельность школьников,

формируют у них умение сознательно применять изученные правила. Самое важное в

работе над ошибками — добиться того, чтобы учащиеся стремились избавиться от

них.

Педагог же включается в новую для него деятельность и овладевает ею точно

так же,

как ученик.

Возникает

необходимость «взращивания»

рефлексивных

способностей педагога, так как все компоненты учебной деятельности пронизаны

рефлексией.

В методической орфографии известны методы, объединяющиеся в разные типы.

В процессе формирования орфографической зоркости учащихся на уроках

русского языка в школе широко применяется орфографический разбор, который

рассматривается в методике как вид орфографических упражнений и методический

прием, помогающий соотносить правило с конкретным написанием.

Достаточно распространено и списывание. Оно основано на зрительно-моторной

памяти и сопровождается лексико-грамматическим осмыслением, орфографическим

анализом и запоминанием. К зрительно-моторному восприятию присоединяются

слуховые, речево-двигательные ощущения.

Особое

внимание

в

формировании

орфографической

зоркости

уделено

диктантам. Диктанты развивают внимание, учат сознательно применять правила. В

процессе задействованы различные виды восприятия, так как проводится первичное

восприятие текста, графическое воспроизведение слова, проверка записанного на слух,

с доской или по учебнику.

Свободное письмо сочетает орфографические задачи и развитие речи.

Дети анализируют правописание слов, учатся делить текст на части, выполняют

разнообразные упражнения творческого характера.

Эффективность процесса формирования орфографической зоркости школьников

в значительной степени зависит от ее систематичности и целеустремленности.

Решающую роль в этом процессе играют среда и система учебно-тренировочных

упражнений. Однако стоит отметить, что современные дети нуждаются в новых

подходах в обучении, поэтому образовательную деятельность надо перевести на

инновационную основу через перестройку педагогической психологии учителя и

учебной технологии ученика, изменив подход к получению знаний.

Работа над ошибками обеспечивает дифференцированный подход к ученикам,

позволяет своевременно ликвидировать пробелы в знаниях и навыках детей,

формирует умение систематизировать и обобщать, закреплять полученные знания.

Получив рабочую тетрадь, ученик начинает выполнение домашнего задания с работы

над ошибками; он работает над теми словами и выражениями, в которых допустил

ошибки. И только после этого приступает к выполнению домашнего упражнения.

Учитель же, выбрав слова и выражения с орфографическими и пунктуационными

ошибками, встретившимися у многих учащихся на ранее изученные и изучаемые в

данный момент правила, использует их в качестве дидактического материала в

«Словарной диктовке» на следующем уроке.

В работе над ошибками используются следующие приёмы формирования

орфографической зоркости обучающихся: учёт ошибок, их предупреждение и

преодоление,

индивидуальный

подход

в

исправлении

ошибок

при

проверке

письменных работ, дать возможность ребятам писать не ручкой, а карандашом.

Определены

следующие

методы

формирования

орфографической

зоркости

обучающихся: орфографический разбор, списывание, диктант, свободное письмо.



В раздел образования