Напоминание

Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через ознакомление детей с промыслами Нижегородской области.


Автор: Чапрак Анна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 345"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через ознакомление детей с промыслами Нижегородской области.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через

ознакомление детей с промыслами Нижегородской области.

Исследователь, один из специалистов в области дошкольного образования

Евгения Александровна Флерина говорила: «Мы уверены в том, что

народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым

источником мудрой и творческой педагогики».

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические

изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы

воспитания у подрастающего поколения любви к своей Родине выпали из

поля зрения ученых и практиков на многие годы.

С введением в действие закона РФ «Об образовании» произошли

существенные изменения в развитии системы образования. Одним из

приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с

национальным и региональным культурным наследием, и историей страны,

края.

В настоящее время рушатся традиции, передаваемые веками. У детей слабо

развит познавательный интерес к народной культуре, к её истории. Родители

практически не покупают народные игрушки и изделия народных

промыслов. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения

детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому

наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь.

Поэтому детям необходимо знать, изучать культуру и традиции своих

предков. Исходя из этого, встаёт острая необходимость приобщения детей к

русской народной культуре уже с дошкольного возраста.

Тема декоративно – прикладного искусства, несомненно, привлекательна

для детей, как все творческое, красивое, яркое и достаточно необходимое в

повседневной жизни. Вместе с тем, это приобщение детей к истокам русской

культуры, традициям и изобразительному искусству. Хочется отметить , что

декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического

воспитания детей. Одним из важных направлений работы является

ознакомление детей с народной декоративной росписью Нижегородского

края , чтобы показать ребенку , что наш Нижегородский край славен своими

умельцами, мастерами .

Цель проекта: приобщение детей к истокам русской культуры посредством

народного декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

1. Познакомить с разнообразием видов народного декоративно-прикладного

искусства, историей их возникновения, приемами работы;

2. Формировать у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к игрушкам

и изделиям народных промыслов;

3. Развивать художественные и творческие способности детей в процессе

восприятия народных промыслов и детской деятельности: рисование, лепка;

4. Создание условий для проявления способности испытывать эстетические

чувства к предметам народных промыслов Нижегородского края

5. Совершенствовать навыки и умения в декоративно-прикладной росписи;

6. Воспитывать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к

Родине;

7. Воспитывать уважение и чувство гордости к труду народных мастеров;

8. Прививать эстетический вкус к окружающему миру через ознакомление с

предметами народного искусства, средствами выразительности изделий.

Этапы работы:

1.

Подготовительный этап:

Разработка проекта, постановка цели и задач

Сбор информации и изучение литературы по данной теме

Создание ПРС

Составление плана работы

2. Основной этап:

Работа с детьми (беседы о народных промыслах, просмотр

презентаций, дидактические игры, оформление выставок по русским

народным промыслам, изготовление игрушек, поделок, рисунков,

чтение и заучивание стихов, отгадывание загадок и др.)

Работа с родителями (круглый стол, мастер- класс по изготовление

шкатулок, организация совместных тематических выставок, папки –

передвижки, экскурсии )

1.

Заключительный этап – презентация проекта

Выявление у детей представлений о народном декоративно-

прикладном искусстве, отношения к предметам народных

промыслов

Распространение опыта работы в МБДОУ, РМО, педагогических

сообществах

Одним из условий успешного решения задач является создание предметно-

развивающей среды, которая способствует накоплению информации, с этой

целью в группе создан мини -музей. Музей – не традиционен: экспонаты не

располагаются за стеклом и не огорожены верёвкой. Здесь не только можно,

но и нужно все потрогать, рассмотреть поближе, использовать в деле,

обыграть. Кроме предметов декоративного творчества в мини-музее

представлены: стихи, загадки, частушки о народных промыслах;

тематические альбомы по разным видам росписей, дидактические игры;

книжки – малышки . Задачи воспитания реализовались в течение всего

времени нахождения ребенка в детском саду. В процессе : режимных

моментов, совместной деятельности с детьми и индивидуальной работы. Для

успешной работы по данному направлению использовались разнообразные

виды и формы работы.

Виды и формы воспитательной деятельности с детьми:

Беседы с просмотром презентации: «Народные промыслы

Нижегородской области», «Золотая хохлома», «Дымковская игрушка»,

«Семеновская матрешка», «Полохов –Майдан», «Гончарное ремесло»,

«Резьба по дереву»

Интерактивные игры: «Хохлома», «Квест-игра», «Городец»

Квест-игры: «Путешествие в город мастеров », «Путешествие по

городам Нижегородской области»

Сюжетно-ролевые игры: «Экскурсия в художественный музей»,

«Мастерская народных умельцев»

Фольклорные праздники: « Нижегородская ярмарка», «Город

мастеров»

Творческая мастерская – выставка рисунков «Золотые руки мастеров»,

«Творим, конструируем , мыслим»; изготовление книжек-

малышек ,изготовление городецких дощечек

Работа с родителями:

Круглый стол «Духовно –нравственное воспитание старших

дошкольников через ознакомление детей с промыслами

Нижегородской области

Мастер-класс для родителей «В гостях у

народных умельцев Нижегородской области»

(изготовление шкатулок)

Организация совместных

тематических выставок : «Весёлый Городец»,

«Ой, да мы матрёшки!»

Папка –передвижка «Духовно –нравственное

развитие детей»

Экскурсия в музей декоративно – прикладного творчества.

РЕЗУЛЬТАТЫ:

1.

Дети познакомились с народными промыслами, их особенностями и

средствами художественной выразительности: золотая Хохлома,

веселый Городец, русская матрешка (Семеновская и Полхов-

Майданская).

2.

Дети стали обращать внимание на красоту окружающих предметов

народных промыслов, правильно их называть и узнавать материал, из

которого сделано изделие.

3.

Воспитанники стали проявлять самостоятельность в подборе

изобразительных материалов, в продумывании содержания работы,

активно проявлять творчество, выдумку.

4.

Занятия развили у детей эстетический вкус и эстетическое восприятие

действительности.

5.

Дети стали активнее и свободнее отражать свои впечатления от

общения с предметами декоративно – прикладного искусства в

продуктивной деятельности.

6.

Произведения народного творчества пробудили в детях яркие

представления о Родине, о ее культуре, способствовали воспитанию

патриотических чувств.



В раздел образования