Автор: Чапрак Анна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 345"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через ознакомление детей с промыслами Нижегородской области.
Раздел: дошкольное образование
Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через
ознакомление детей с промыслами Нижегородской области.
Исследователь, один из специалистов в области дошкольного образования
Евгения Александровна Флерина говорила: «Мы уверены в том, что
народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым
источником мудрой и творческой педагогики».
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические
изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы
воспитания у подрастающего поколения любви к своей Родине выпали из
поля зрения ученых и практиков на многие годы.
С введением в действие закона РФ «Об образовании» произошли
существенные изменения в развитии системы образования. Одним из
приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с
национальным и региональным культурным наследием, и историей страны,
края.
В настоящее время рушатся традиции, передаваемые веками. У детей слабо
развит познавательный интерес к народной культуре, к её истории. Родители
практически не покупают народные игрушки и изделия народных
промыслов. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения
детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому
наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь.
Поэтому детям необходимо знать, изучать культуру и традиции своих
предков. Исходя из этого, встаёт острая необходимость приобщения детей к
русской народной культуре уже с дошкольного возраста.
Тема декоративно – прикладного искусства, несомненно, привлекательна
для детей, как все творческое, красивое, яркое и достаточно необходимое в
повседневной жизни. Вместе с тем, это приобщение детей к истокам русской
культуры, традициям и изобразительному искусству. Хочется отметить , что
декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического
воспитания детей. Одним из важных направлений работы является
ознакомление детей с народной декоративной росписью Нижегородского
края , чтобы показать ребенку , что наш Нижегородский край славен своими
умельцами, мастерами .
Цель проекта: приобщение детей к истокам русской культуры посредством
народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
1. Познакомить с разнообразием видов народного декоративно-прикладного
искусства, историей их возникновения, приемами работы;
2. Формировать у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к игрушкам
и изделиям народных промыслов;
3. Развивать художественные и творческие способности детей в процессе
восприятия народных промыслов и детской деятельности: рисование, лепка;
4. Создание условий для проявления способности испытывать эстетические
чувства к предметам народных промыслов Нижегородского края
5. Совершенствовать навыки и умения в декоративно-прикладной росписи;
6. Воспитывать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к
Родине;
7. Воспитывать уважение и чувство гордости к труду народных мастеров;
8. Прививать эстетический вкус к окружающему миру через ознакомление с
предметами народного искусства, средствами выразительности изделий.
Этапы работы:
1.
Подготовительный этап:
Разработка проекта, постановка цели и задач
Сбор информации и изучение литературы по данной теме
Создание ПРС
Составление плана работы
2. Основной этап:
Работа с детьми (беседы о народных промыслах, просмотр
презентаций, дидактические игры, оформление выставок по русским
народным промыслам, изготовление игрушек, поделок, рисунков,
чтение и заучивание стихов, отгадывание загадок и др.)
Работа с родителями (круглый стол, мастер- класс по изготовление
шкатулок, организация совместных тематических выставок, папки –
передвижки, экскурсии )
1.
Заключительный этап – презентация проекта
Выявление у детей представлений о народном декоративно-
прикладном искусстве, отношения к предметам народных
промыслов
Распространение опыта работы в МБДОУ, РМО, педагогических
сообществах
Одним из условий успешного решения задач является создание предметно-
развивающей среды, которая способствует накоплению информации, с этой
целью в группе создан мини -музей. Музей – не традиционен: экспонаты не
располагаются за стеклом и не огорожены верёвкой. Здесь не только можно,
но и нужно все потрогать, рассмотреть поближе, использовать в деле,
обыграть. Кроме предметов декоративного творчества в мини-музее
представлены: стихи, загадки, частушки о народных промыслах;
тематические альбомы по разным видам росписей, дидактические игры;
книжки – малышки . Задачи воспитания реализовались в течение всего
времени нахождения ребенка в детском саду. В процессе : режимных
моментов, совместной деятельности с детьми и индивидуальной работы. Для
успешной работы по данному направлению использовались разнообразные
виды и формы работы.
Виды и формы воспитательной деятельности с детьми:
Беседы с просмотром презентации: «Народные промыслы
Нижегородской области», «Золотая хохлома», «Дымковская игрушка»,
«Семеновская матрешка», «Полохов –Майдан», «Гончарное ремесло»,
«Резьба по дереву»
Интерактивные игры: «Хохлома», «Квест-игра», «Городец»
Квест-игры: «Путешествие в город мастеров », «Путешествие по
городам Нижегородской области»
Сюжетно-ролевые игры: «Экскурсия в художественный музей»,
«Мастерская народных умельцев»
Фольклорные праздники: « Нижегородская ярмарка», «Город
мастеров»
Творческая мастерская – выставка рисунков «Золотые руки мастеров»,
«Творим, конструируем , мыслим»; изготовление книжек-
малышек ,изготовление городецких дощечек
Работа с родителями:
Круглый стол «Духовно –нравственное воспитание старших
дошкольников через ознакомление детей с промыслами
Нижегородской области
Мастер-класс для родителей «В гостях у
народных умельцев Нижегородской области»
(изготовление шкатулок)
Организация совместных
тематических выставок : «Весёлый Городец»,
«Ой, да мы матрёшки!»
Папка –передвижка «Духовно –нравственное
развитие детей»
Экскурсия в музей декоративно – прикладного творчества.
РЕЗУЛЬТАТЫ:
1.
Дети познакомились с народными промыслами, их особенностями и
средствами художественной выразительности: золотая Хохлома,
веселый Городец, русская матрешка (Семеновская и Полхов-
Майданская).
2.
Дети стали обращать внимание на красоту окружающих предметов
народных промыслов, правильно их называть и узнавать материал, из
которого сделано изделие.
3.
Воспитанники стали проявлять самостоятельность в подборе
изобразительных материалов, в продумывании содержания работы,
активно проявлять творчество, выдумку.
4.
Занятия развили у детей эстетический вкус и эстетическое восприятие
действительности.
5.
Дети стали активнее и свободнее отражать свои впечатления от
общения с предметами декоративно – прикладного искусства в
продуктивной деятельности.
6.
Произведения народного творчества пробудили в детях яркие
представления о Родине, о ее культуре, способствовали воспитанию
патриотических чувств.