Напоминание

Производная суммы, разности, произведения и частного функций


Автор: Филипова Елена Константиновна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ- лицей г. Владикавказ
Населённый пункт: г. Владикавказ
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Производная суммы, разности, произведения и частного функций
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ОТКРЫТЫЙ УРОК

тема: «Производная суммы, разности,

произведения и частного функций»

Разработала: Филипова Елена Константиновна,

преподаватель математики

Владикавказ

2022г.

Тема занятия:

«Производная суммы, разности, произведения и частного

функций».

Вид

занятия

(тип

урока):

комбинированный

(фронтальный

опрос,

индивидуальная работа, лекция с элементами объяснения, практическая работа).

Задачи урока:

Образовательная: продолжить формирование знаний по теме «Производная»,

изучить основные правила дифференцирования; отработать навыки нахождения

производных суммы, разности, произведения и частного функций.

Развивающая:

развивать

общие

компетенции

и

универсальные

учебные

действия; умение применять основные формулы и правила дифференцирования при

решении; развитие математического мышления; совершенствование навыков.

Воспитательная:

формировать коммуникативную компетентность, вовлечь в

активную деятельность; формировать умения, осуществлять самоконтроль в процессе

самостоятельной работы обучающихся; продолжить воспитание усердия и упорства,

желания добиваться поставленной цели.

Цели занятия:

Учебные:

o

закрепить знания по теме «Производная»,

o

рассмотреть и изучить основные правила дифференцирования;

o

отработать навыки нахождения производных суммы, разности, произведения

и частного функций

Воспитательные:

o

воспитывать познавательный интерес к предмету;

o

способствовать формированию ответственного отношения к учебному труду.

Развивающие:

o

развивать память и логическое мышление;

o

развивать

речевую

активность

путем

обогащения

математической

терминологии;

o

развивать коммуникативные навыки и навыки самоконтроля.

Основные методы обучения: фронтальный, проблемный, частично-поисковый,

наглядно-иллюстративный, информационно-коммуникационная технология.

Ожидаемый

результат:

освоение

общих

компетенций

посредством

демонстрации знаний и умений.

Оборудование:

компьютер,

проектор,

презентация

к

уроку,

раздаточный

материал.

Ход урока

Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Вовлеки меня, и я научусь.

Китайская мудрость

1. Организационный момент

1. Взаимное приветствие;

2. Проверка внешнего вида и состояния рабочих мест,

3. Проверка отсутствующих.

2. Постановка целей и задач урока

1. Повторение предыдущего материала;

2. Изучение основных правил дифференцирования в нахождении производной

суммы, разности, произведения и частного функций;

3. Упражнения для закрепления пройденной темы.

3. Основная часть.

Преподаватель: Здравствуйте! Садитесь. Мы очень рады видеть на нашем уроке

гостей. Сегодня мы продолжаем работу по теме «Производная». Цель нашего урока -

еще раз повторить необходимый материал для успешного нахождения производных

функций и дать возможность каждому из вас самому оценить степень усвоения

материала по изученной теме.

Эпиграфом к нашему уроку послужит китайская мудрость: Скажи мне, и я

забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь.

Проверка домашнего задания

3 обучающихся получают задание на карточках:

Карточка №1.

Найти производную функции в точке х

0

y

=

5 x

3

, x

0

=−

1

Карточка №2. Найти производную функции в точке х

0

y

=

2 x

4

, x

0

=−

1

Карточка №3. Найти производную функции в точке х

0

y

=

3 x

3

, x

0

=−

1

Пока 3 учащихся выполняют задания по карточкам, остальные отвечают на

вопросы.

1.

Что называется приращением аргумента.

2.

Что называется приращением функции.

3.

В чем состоит геометрический смысл производной функции.

4.

В чем состоит механический смысл производной функции.

5.

Дайте определение производной функции f(x) в точке х

0

.

4. Подготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению нового

материала

Преподаватель. Повторили как находятся производные элементарных функций.

Как решить задачи с более сложной функцией?

Найдите производную следующих функций:

1.

2.

3.

(Ответят,

скорее

всего,

неправильно,

потому

что

не

знают

правил

дифференцирования.)

– Сегодня изучим эти правила.

5. Объяснение новой темы

– Запишите новую тему «Производная суммы(разности), произведения и частного

функций». (Слайд 1)

Рассмотрим основные правила дифференцирования без доказательств.

Обозначим для краткости функции

Правило 1. Если функции U и V дифференцируемы в т. x, то их сумма (разность)

дифференцируема в этой точке

(

U

±

V

)

=

U

'

±

V

'

(Слайд 2)

Пример:

Правило 2. Если функции U и V дифференцируемы в т. x, то их произведение

дифференцируемо в этой точке

(

U

V

)

=

U

'

V

+

U

V

'

(Слайд 3)

Пример:

Следствие. Если функция дифференцируема в т. Х, а С –постоянная, то функция

СU дифференцируема в этой точке и

(CU)'=CU'. (Слайд 4).

Пример:

у

'

=

(

5 х

2

)

=

5

(

x

2

)

'

=

5

2 x

=

10 x

Правило 3. Если функции U и V дифференцируемы в т.х и функция V не равна 0 в

этой точке, то частное

дифференцируемо в х и

(

U

V

)

=

U

'

V

U

V

'

V

2

(Слайд 5)

Пример:

6. Закрепление материала

Вернемся к примерам, которые рассматривали ранее. Теперь зная правила

дифференцирования, как бы вы их решили? (Слайд 6)

1.

2.

3.

7. Самостоятельная работа (дифференцированная) (карточки).

Вариант 1 – на «3»

Вариант 2 – на «4»

Вариант 3 – на «5»

Вариант 1

1)

f

(

x

)=(

3

+

4 x

)(

4 x

3

)

2)

f

(

x

)=

4

3 x

x

3)

f

(

x

)

=

х

2

(

х

+

3

)

4)

f

(

x

)

=

х

+

2 ln x

Вариант 2

1)

f

(

x

)=(

x

2

5 x

)(

5 x

+

2

)

2)

f

(

x

)=

5 x

1

3 x

+

2

3)

f

(

x

)

=(

х

2

1

)(

х

2

+

1

)

4)

f

(

x

)

=

x

2

1

x

2

+

1

Вариант 3

1)

f

(

x

)=

(

x

2

x

)

⋅(

x

3

+

х

)

2)

f

(

x

)=

2 x

2

x

3

+

3

3)

f

(

x

)

=

х

2

3 х

+

1

х

2

+

х

+

1

4)

f

(

x

)

=

(

x

2

3 x

+

1

)

(

х

2

+

х

+

1

)

(№4 - при наличии времени)

Самостоятельно в тетрадях выполняем упражнения

Упражнение № 208(а, б), 209(а, б), 210(а, б).

Домашнее задание

1) Повторить основные правила дифференцирования.

2) Выучить 3 правила дифференцирования.

3) Выполнить упражнения №208(в, г), 209(в, г), 210(в, г) [2].

8. Подведение итогов

Преподаватель подводит итоги работы обучающихся, дает качественную оценку

работы группы, отдельных обучающихся.

- Как Вы считаете, достигнута ли цель сегодняшнего урока?

Сообщение оценок. Анализ деятельности обучающихся на занятии.

ЛИСТ ОТВЕТОВ

Ф.И.______________________________________________

Самостоятельная работа (дифференцированная)

Вариант 1 – на «3» Вариант 2 – на «4» Вариант 3 – на «5»

Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3

1)

f

(

x

)=(

3

+

4 x

)(

4 x

3

)

1)

f

(

x

)=(

x

2

5 x

)(

5 x

+

2

)

1)

f

(

x

)=

(

x

2

x

)

⋅(

x

3

+

х

)

2)

f

(

x

)=

4

3 x

x

2)

f

(

x

)=

5 x

1

3 x

+

2

2)

f

(

x

)=

2 x

2

x

3

+

3

3)

f

(

x

)

=

х

2

(

х

+

3

)

3)

f

(

x

)

=(

х

2

1

)(

х

2

+

1

)

3)

f

(

x

)

=

(

x

2

3 x

+

1

)

⋅(

х

2

+

х

+

1

)

4)

f

(

x

)

=

х

+

2 ln x

4)

f

(

x

)

=

x

2

1

x

2

+

1

4)

f

(

x

)

=

х

2

3 х

+

1

х

2

+

х

+

1

решение________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

ОТВЕТЫ:

1 вариант

1)

32 x

2)

4

x

2

3)

3 x

2

+

6 x

4)

1

2

x

+

2

x

2 вариант

1)

15 x

2

46 x

10

2)

13

(

3 x

+

2

)

2

3)

4 x

3

4)

4 x

(

x

2

+

1

)

2

3 вариант

1)

3 x

4

x

3

+

2 x

2

2 x

2)

12 x

2 x

4

(

x

3

+

3

)

2

3)

4 x

3

6 x

2

2 x

2

4)

4 x

2

4 x

3

4

(

x

2

+

x

+

1

)

2

Карточка №1.

Найти производную функции в точке

х

0

y

=

5 x

3

, x

0

=−

1

Карточка №2.

Найти производную функции в точке

х

0

y

=

2 x

4

, x

0

=−

1

Карточка №3.

Найти производную функции в точке х

0

y

=

3 x

3

, x

0

=−

1



В раздел образования