Напоминание

Курс лекций для подготовки к экзаменационным билетам по учебному предмету "История изобразительного искусства" для 5 класса ДПОП "Дизайн"


Автор: Носырев Олег Васильевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Охинская детская школа искусств №2"
Населённый пункт: г.Оха
Наименование материала: Курс лекций
Тема: Курс лекций для подготовки к экзаменационным билетам по учебному предмету "История изобразительного искусства" для 5 класса ДПОП "Дизайн"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка

«Курс лекций для подготовки к экзаменационным билетам по учебному

предмету «История изобразительного искусства» 5 класса ДПОП

«Дизайн»

1.

Кораваджо великий художник Италии.( Римская школа) Он был одним из

выдающихся новаторов в истории мировой живописи.

Караваджо стремился к передаче простых сюжетов, взятых из реальной жизни.

Он был связующим мостом, соединивший Высокое Возрождение и возрождающееся в то

время искусство реализма. Художник сделал простой народ главным действующим лицом

своей живописи. Караваджо утверждал своим искусством превосходство живой модели

перед античными мраморными произведениями.

Караваджо считал:

Сюжеты картин должны быть заимствованы из жизни и ничего не может быть лучше, как

следовать натуре. Он был сильно привержен натуре.

Его сюжеты картин были доступны для понимания каждого. Среди избранных им

сюжетов не встречаются праздничные библейские сюжеты. В его полотнах преобладают

физические страдания, смерть и жестокость приметы тяжкой земной жизни.

Характерная светотень станет одним из мощных средств художественной

выразительности художникаобъемно, почти осязаемо

Его картины создавали в свое время скандальную славу и зависть.

Манера его письма так называемое ТЕНЕБОРО т.е. «погребное освещение» (когда свет

падает сверху словно в глубокий погреб), мастерское владение светотенью, как бы

вырванные светом из тьмы руки, лица, фигуры. Все это было новым в изобразительном

искусстве. Фигуры в своих картинах он стремился изображать выпукло.

РАБОТЫ: «Призвание св. Матфея», «Положение во гроб», «Обращение Савла»,

«Усекновение головы Иоанна Крестителя», «Св. Иероним», «Неверие апостола Фомы»,

«Смерть Марии», «Мария Магдалена», «Юдифь» и другие.

2.

Искусство Нидерландского Возрождения возникло в 15 веке. Основоположником

Нидерландского Возрождения был художник Ян ван Эйк и его брат.

Главное открытие Нидерландского Возрождения это - изобретение масленой живописи.

Они первыми стали применять белый грунт, который просвечивался через слой краски,

делал её ещё ярче. Миниатюры украшавшие рукописи постепенно перешли в большие

картины, которые стали украшать их картины и створки церковных алтарей.

Нидерландские художники редко изображали людей красивыми с правильными чертами

и лицами и фигурами, и этим отличались от итальянских художников. Если Итальянское

Возрождение проникнуто пафосом великого в человеке, гуманизмом, и к классическим

формам в изображении человека, то Нидерландским художникам нет дела до

классической красоты. У них было сильное пристрастие к изображению деталей, будь

то цветок, ковер, книга, человеческое лицо, капля воды всё это они изображали

скрупулёзно и с большой любовью. Они любят игру линий в изображении картин. У них

нет центра в картине, выделения главных фигур. У них как бы картина в картине.

В отличие от Итальянских художников - у них нет Античного прошлого искусства

( искусства Древнего Рима и Греции). Их возрождение тесно связанно с Искусством

Средневековой Европы и Готики.

Нидерландская школа живописи разделилась на Голландскую и Фламандскую школы.

Художники: Ян ван Эйк, Гуго ван дер Гус, Босх, Брейгель Старший.

3.

Основателем Венецианской школы живописи является итальянский художник

ЯКОБО БИЛЛИНИ. «Великим Венецианцем " называли итальянского художника

ТИЦИАНА.

Тициан был учеником Джованни Биллинни. Его называли: « Королем живописцев и

живописцем королей». Он был официальным живописцем Венецианской республики.

Князья , короли, папы и кардиналы, вельможи, ученые, писатели стремившись иметь

картину написанную Тицианом. Тициан был прекрасным колористом, он раскрыл

неисчерпаемые возможности цвета и краски. Художник любил «Золотистые цвета»,

краски темно-золотистых тонов их ещё называют «Тициановскими».

Тени на картинах Тициана как и у Джорджоне были всегда цветными.

КОЛЛОРИТ его картин,( т.е. гармоничное сочетание различных цветов в картине)

создавали особый настрой в картине. Тициан- художник мыслитель, реалист, в своих

аллегорических и мифологических картинах он ставил на первое место в картинах, он

ставил человека, изображая его жизнью чувства, его мысли и поступки.

Работы: «Портрет Папы Павла с племянниками», « Динарий Кесаря», » Юноша с

перчаткой», «Св. Себастьян» « Спящая Венера», и другие.

4.

Работы « Мадонна канцлера Ролена», « Портрет четы Арнольфини» написаны

известным художником ЯН ван ЭЙКОМ. Он представитель Нидерландской школы

живописи.

Сюжет картины « Мадонна канцлера Ролена»: Художник изображает Мадонну Марию

с младенцем и поклоняющегося ей заказчика в небольшой капелле (церкви) , где через

арки колонн лоджии открывается бескрайний городской пейзаж с рекой, на острове

высится сказочный замок, по мосту в дали двигаются повозки с людьми на фоне

голубых гор. В этой картине в первые был воздан красивый ландшафтный

панорамный пейзаж в Европейском искусстве.

Работа « Портрет четы Арнольфини»: Это первый в Европейском искусстве

изображение парного портрета. На нём изображены молодые супруги, приносящие

клятву верности друг другу. Каждый предмет в картине кроме обычного бытового

назначения имеет смысловой знак. Так туфли обозначают уют домашнего очага,

собачка - преданность, апельсин - райское блаженство, свеча зажжённая в люстре –

присутствие бога, освещающая их клятву.

Работы : «Гентский Алтарь», « Портрет четы Арнольфини», « Мадонна канцлера

Ролена.

5.

Художники: Караваджо, Тициан, Джорджоне относятся к Высокому

Возрождению. « Королем живописцев и живописцем королей» называли Художника

ТИЦИАНА. Он был официальным живописцем Венецианской республики. Тициан

был учеником Джованни Биллинни. Его называли: « Королем живописцев и

живописцем королей». Он был официальным живописцем Венецианской республики.

Князья, короли, папы и кардиналы, вельможи, ученые, стремившись иметь картину

написанную Тицианом. Тициан был прекрасным колористом, он раскрыл

неисчерпаемые возможности цвета и краски. Художник любил «Золотистые цвета»,

краски темно-золотистых тонов их ещё называют «Тициановскими». Тени на

картинах Тициана как и у Джорджоне были всегда цветными. КОЛЛОРИТ его картин,(

т.е. гармоничное сочетание различных цветов в картине) создавали особый настрой в

картине. Тициан- художник мыслитель, реалист, в своих аллегорических и

мифологических картинах он ставил на первое место в картинах, он ставил человека,

изображая его жизнью чувства, его мысли и поступки.

Работы: «Портрет Папы Павла с племянниками», « Динарий Кесаря», » Юноша с

перчаткой», «Св. Себастьян» « Спящая Венера», и другие.

6.

«Работа «Гентский алтарь» написана известным художником ЯН ван ЭЙКОМ.

Он представитель Нидерландской школы живописи. ЯН ван ЭЙК известный художник

Нидерландского Возрождения 15 века. Он создал масляную живопись со

своим старшим братом Губертом ван Эйком. Он основоположник СТАНКОВОЙ

картины в Нидерландской живописи. Одна из лучших его работ: «Гентский Алтарь», «

Чета Арнольфины», « Мадона канцлера Ролена».

Наиболее известные художники Нидерландского Возрождения: Ян ван Эйк, Гуго ван

дер Гус, Босх, Брейгель Старший.

В Нидерландской школе Живописи появились жанры: Религиозный, Бытовой,

Мифологический,Портретный,Батальный, Анималистический,Морской( Марины).

7.

Джорджоне относится к Венецианской школе живописи.

Джорджоне один из самых лиричных художников эпохи Возрождения.Современники

ценили джорджоне не только как художника, но и как музыканта,его игра и пение

почитались вте времена « Божественными». Музыкальные темы постоянно

присутствуют в его картинах. Джорджоне принес в живопись новое понимание связи

между человеком и природой, и новое восприятие цвета. Он первый понял и

привнес в живопись понимание взаимодействие цвета и света в картине. Он первый

из художников Италии передал в своих работах цветные тени, - что являлось новым

открытием в живописи. В работах художника есть одна особенность: его герои, как

правило, не смотрят на зрителя. Глаза либо закрыты, либо устремлены куда- то по

верх головы смотрящего на картину или же слегка опущены Джорджоне сделал

живопись достоянием не только церкви, но и простых людей. Живопись при

Джорджоне стала украшением богатых интерьеров, то есть она стала « СВЕТСКОЙ».

У Джорджоне светская и бытовая тематика в его живописи стала преобладать над

религиозным и мифологическим сюжетом. РАБОТЫ: «

Юдифь», «Три философа», Поклонение пастухов», « Спящая Венера», « Гроза», «

Концерт», « Три возраста», «Портрет старухи» , «Поклонение волхвов».

8.

Автором гравюры « Святой Иероним в келье» является известный художник

Германии Альбрехт Дюрер.

Альбрехт Дюрер величайший художник, график, новатор немецкой живописи.

Он родился в Нюрнберге в городе, где процветало книгопечатанье, появились первые

карманные часы, и астрономические приборы.

Он составляет астрономические карты, увлекается геометрией, оптикой,

архитектурой, почти в совершенстве постигает математические науки, был

теоретиком искусства,

сочинял стихи. Он писал картины, создавал гравюры на дереве, одним из первых

обратился к

гравюре на медных дощечках (офорт).

Молодым человеком он едет в Италию, где в это время работали Рафаэль, Леонардо

да Винчи, Микеланджело. Эта поездка производит на него огромное впечатление. Он

был в Венеции, где познакомился с основоположником Венецианской школы

живописи - Беллини.

На одной из лучших гравюр «Св. Иероним в келье» (1514г.). Он изобразил старого

отшельника похожего на ученого своего времени в обстановки кельи ( монашеская

комната).

Мы видим уютную комнату, наполненную светом, где царит тишина. На полках

стоят книги, на стене песочные часы, на подоконнике лежит череп. На полу заснули

лев и собака, верные спутники Иеронима. За столом сидит сам Иероним и пишет

трактат. Вокруг его головы «нимб», символизирующий зарево мысли. С виртуозным

мастерством художник передает мягкий свет, льющийся из окна, все мелочи

обстановки его скромной кельи.

РАБОТЫ: « Рыцарь и дьявол», « Меланхолия», «Апокалипсис», Святой Иероним в

келье», « Четыре апостола», « Автопортрет», « Портрет Эразма Ротердамского».

9.

Альбрехт Дюрер- величайший художник, график, новатор немецкой живописи. Он

родился в Нюрберге в городе, где процветало книгопечатанье, появились первые

карманные часы, и астрономические приборы. Его отец был ювелиром. Первые

навыки рисования Дюрер получил в мастерской отца. Видя, что его сын проявил

необычайные способности к живописи, он отдает его к лучшим художникам города.

Дюрер был другом многих образованных людей. Он составляет астрономические

карты, увлекается геометрией, оптикой, архитектурой, почти в совершенстве

постигает математические науки, был теоретиком искусства, сочинял стихи. Он

писал картины, создавал гравюры на дереве (ксилография), и одним из первых

обратился к гравюре на медных дощечках (офорт). Молодым человеком он едет в

Италию, где в это время работали Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Эта

поездка производит на него огромное впечатление. Он был в Венеции, где

познакомился с основоположником Венецианской школы живописи - Беллини. Через

11 лет работами Дюрера восхищалась та же Венеция и Италия. Его слава как

художника распространилась по всей Германии. Особенно он был известен своими

гравюрами, где ему не было равных. Знаменитый немецкий писатель ЭРАЗМ

РОТЕРДАМСКИЙ говорил о его гравюрах: «Чего только он не может выразить в

одном цвете: тень, блеск, выступы и углубления, огонь, лучи, молнию, пелену тумана,

все ощущения чувств, наконец, душу человека.» Дюрер жил в тревожное время, это

время все ждали конца света. Германия была охвачена революционными движениями

и восстаниями крестьян. Это было время недовольство католической церковью,

религиозных войн. Все эти события отображены в его гравюрах – иллюстрациях

«АПОКАЛИПСИС».

На гравюре мы видим четырех всадников, скачущих на конях. Они символизируют

страшные бедствия людей: войну, мор, неправедный суд, голод и саму смерть с

вилами на дохлом коне. Железные копыта коней топчут грешников. В углу гравюры

дьявол пожирает епископа.

гравюры на дереве называют (ксилография), гравюре на металле или на медных

дощечках (офорт). РАБОТЫ: « Рыцарь и дьявол», « Меланхолия», «Апокалипсис»,

Святой Иероним в келье», « Четыре апостола», « Автопортрет», « Портрет Эразма

Ротердамского».

10 В Голландской школе живописи 17 века существовали следующие жанры

станковой картины: Бытовой, анималистический ( изображение животного мира),

портретный, морской ( марины), батальный ( изображение битв и сражении),

натюрмортный, трактирный, мифологический, пейзажный, флористический

( изображение цветов), ландшафтный ( изображение городской или деревенской

местности),библейский и мифологический.

Нидерландская школа живописи в 16 веке разделилась на Голландскую и

Фламандскою школу.

Художники Голландской школы: ФРАНС ХАЛЬС, ЯН ВЕРМЕЕР ДЕЛЬФТСКИЙ,

РЕМБРАНТ ван РЕЙН.

Художники Фламандской школы: АНТОНИС ван ДЭЙК, ПАУЛЬ РУБЕНС,ЯКОБ

ЙОРДАНС, ФРАНС СНЕЙДЕРС.

11 Автором картин «Слепые», « Охотники на снегу», «Крестьянский танец» является

известный художник Нидерландского Возрождения ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ

СТАРШИЙ.

Художник родился в городе Антверпене, в столице Нидерландов, во времена, когда

Нидерландцы начали свою борьбу за независимость от Испании. Им были

разработаны такие жанры живописи как бытовой и пейзажный в станковой

картине. Благодаря ему в Европейской живописи стали появляется картины с

изображением торговцев в лавках, крестьян, изображение из жизни простых людей.

Любимый художником тип композиций художника – это большое пространство, как

бы увиденное сверху. Он мастер « ГРОТЕСКА» (то есть как бы преувеличения

событий). Изображение в его картинах тесно связаны с «ФОЛЬКЛЁРОМ»

(народной мудростью) или с «ПРИТЧЕЙ» (это небольшой рассказ, который

повествует о моральных и нравственных поступках людей).

Питер Брейгель открыл для живописи полную, самостоятельного значения жизнь

окружающей человека природу, смысл смены времен года (весна- лето-осень- зима)

величие и красоту пейзажа. Природа у этого художника стала главным героем его

картин. Она у него - разумный организм, который является противоположной миру

человека, грубому, суетливому, где все делается во вред и вопреки человеческому

разуму. Им было написано серия картин - пейзажей под общим названием «Времена

года». Одна из лучших картин из этой серии считается картина «Охотники на

снегу». В этой картине пейзаж стал самостоятельным жанром, что было по тем

временам новым явлением в Европейской живописи.

За год до смерти художник написал свою знаменитую картину «СЛЕПЫЕ».

СЮЖЕТ: На картине мы видим цепочку идущих на окраине села держащихся друг

задруга нищих слепцов, их ведет за собой слепой поводырь (ведущий). Их пустые

глазницы страшны на бледных не человеческих уродливых лицах. Всё это прописано

с достоверной реалистической правдой. Они прямиком, своими не верными шагами

под гору, падая в реку, куда уже свалился их слепой поводырь, тянущий за собой

всех остальных нищих слепцов. Это картина «ПРИТЧА-ГРОТЕСК» говорящая как

бы о слепоте народа, о его трагедии и глухоте. В противоположность

этим трагическим фигурам написан сельский мирный и спокойный пейзаж с

уютной сельской церквушкой, с нежной зеленью деревьев и полной тишиной и

речкой в которую через несколько секунд упадут и утонут идущие к своей смерти

слепцы. Это картина была как бы завещанием художника человечеству говорящая

языком библейской притчи - « Горе слепцам, идущим за слепцом».

12 ГАНС ГОЛЬБЕЙН младший родился в семье художника. Первым его учителем

был его отец. В юности он учился в известном Европе Базельском университете

в Германии, центре образования и книгопечатания, здесь он познакомился с

великим гуманистом Эразмом Роттердамским. Ганс Гольбейн младший – был

живописцем, графиком и прекрасным рисовальщиком, он украшал дома

различными росписями на античные темы». Ганс Гольбейн младший

путешествовал по Италии, где познакомился с живописью Итальянского

Возрождения и многими известными художниками того времени.. В 1532 г.

художник переселяется в Англию, где живет до конца своей жизни. Он

становится придворным живописцем Английского короля Генриха VIII. Ганс

Гольбейн прославился как прекрасный портретист.

Так в «Портрете жены с детьми» художник изобразил свою супругу (жену) в

окружении двоих детей. Жена художника выглядит задумчивой и грустной.

Дети художника тоже не веселы. Сын с мольбой смотрит вверх. Скупая

цветовая гамма картины передает настроение печали, грусти, словно

предвещающая долгую разлуку. печаль и радость, огорчение и усмешка, его рука

точно фиксировала всё ,что видел глаз

В работе « Послы» Ганс Гольбейн младший изобразил двух французских

послов – дипломатов стоящих опиравшихся руками на высокий стол. На столе

сложены глобусы, приборы, лютня, ноты и книги. Предметы рассказывают о

широте интересов послов. Все эти предметы символизируют как бы стихии

человеческой деятельности: магию, музыку, науку, космографию, путешествия.

Богатые одежды, роскошный зеленый занавес, узоры шикарных ковров

показывает состоятельность послов. Характер этого парадного портрета

подчеркивает не только размеры и изображение персонажей в их рост, но и сама

композиция картины и её колорит. Послы смотрят на зрителя, словно не замечая

друг друга, словно это два портрета, объединённые

Творчество Гольбейна, отмеченное уравновешенностью, занимает особое место в

искусстве немецкого Возрождения. Его искусство оказало огромное влияние и на

формирование портретного жанра в английском искусстве.

РАБОТЫ: « Послы», « портрет короля Генриха VIII», « Портрет Анны Болейн»,

«Портрет жены с детьми», « Автопортрет».

13. На протяжении большей части 16 столетия Испанская школа не играла

значительной роли в общем развитии Европейского искусства. Подлинное

возрождение национальной культуры Испании начинается лишь в последнее

десятилетие 16 века. Ее расцвет был столь ярким, что столетие 1580—1680 г.г.

принято называть «ЗОЛОТЫМ ВЕКОМ ИСПАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ И

ИСКУССТВА»

На рубеже 16-17 веков окончательно складывается, отмеченная яркими

национальными чертами, испанская школа живописи.

Но их творчеству во многом были близки реалистические принципы искусства

КАРОВАДЖО, некоторые живописцы были его прямыми последователями,

например, РИБЕРА. В испанском искусстве «ЗОЛОТОГО ВЕКА» суровая

простота и жизненная достоверность сочетаются с глубоким драматизмом и

выразительностью образов

Главными заказчиками произведений искусства в Испании были королевский двор,

аристократия и, особенно, католическая церковь и многие монастыри. Религиозные

сюжеты играют в ней преобладающую роль. Среди светских жанров особое

значение принадлежит портрету

Испанское искусство 16 -17 веков прославили такие художники, как: ЭЛЬ

ГРЕКО, РИБЕРА, СУРБАРАН, ВЕЛАСКЕС.

14. Автором картин « Блудный сын» и « Ночной дозор» является великий

голландский художник РЕМБРАНДТ ВАН РЕЙН.

Рембрант является одним из крупнейших художников всех времен. Он умел

придать обыденным явлениями обобщающий смысл, выразить сложнейшие

религиозно – философские идеи, проблем морали и нравственности простых и

ясных образах. Искусство Рембранта демократично, проникнуто сочувствием к

простому человеку, к униженным и оскорбленным, нетерпимо ко злу и

несправедливости. Он раскрыл самые сокровенные глубины человеческой души,

умел выразить сложнейшие чувства и мысли и переживания. Он был художником

непристано ищущим, прокладывающим новые пути в искусстве

РЕМБРАНДТ Ван Рейн был сыном мельника. Он рано обнаружил

влечение к искусству и после не долгого пребывания в университете всецело

отдался

живописи. По окончании обучения у местного художника Рембрандт .

Отправляется учиться живописи в Амстердам, где сделался учеником Питера

Ластмана. Усвоив уроки и приемы этого художника, он

воспринял влияние реалистического искусства итальянского художника

Караваджо.

Основные черты его искусства, круг его интересов охватывает не только

религиозные сюжеты, но и историю, мифологию, портрет, бытовой жанр, пейзаж,

натюрморт. В центре внимания всегда стоит человек, психологически верная

передача переживаний и характеров. Обостренное внимание к сущности явлений, к

внутреннему миру и психологии человека заставляло Рембрандта

искать новые изобразительные средства. Он поглощен живописными поисками их

проблемами, главной из которых является СВЕТОТЕНЬ. Своеобразие ее решений

принесло Р. Славу величайшего живописца. Трактовка цвета становится одним из

главных средств для выявления характеров и образов. Композиции художника

строятся на соотношении освещенных и теневых планов.

В известной работе «Ночной дозор» он изобразил солдат - стрельцов г.

Амстердама . Но вместо обычной портретной группы художник

изобразил в картине выступления вооруженной людей, устремляющейся под звуки

барабана за своими командирами офицерами. Портретное сходство и

характеристика изображенных, отступила на второй план перед динамичностью

сцены. Живописность контрастности светотени сообщила картине романтический

характер, что и дало картине название «Ночной дозор».

Эта работа не понравилась заказчикам, и они потребовали возврата денег.

В работах над портретами Рембрант старался проникнуть в душевный мир

человека, стараясь передать процесс переживаний во всей их многогранности и

сложности. В зрелые годы Рембрандт создает ряд автопортретов, которые

являются шедеврами и замечательным человеческим документом. В этот период

Рембрандт создает не только большое количество портретов, но и пишет на

религиозно - мифологические сюжеты. К числу лучших таких работ относится

«Возвращение блудного сына». Сцена примирения раскающегося сына и

всепрощающего отца по тонкости передачи человеческих переживаний остается

непревзойденной в мировом искусстве.

Композиция сводится к нескольким монументальным обобщенным фигурам.

Мимика лиц на картине и жесты - выражают сдержанность, лаконизм и

выразительность. Эмоциональное напряжение определяется насыщенным

колоритом, в котором важнейшее значение приобретает красный цвет одежды отца,

а также широкая свободная манера письма художника.

Также Рембрандт оставил большое графическое наследие. Он является величайшим

мастером офорта ( гравюры на металле).

Его искусство в целом осталось непонятным его современникам. Умер Рембрандт

в 63года.

15. Наиболее известными художниками Фламандской школы живописи были:

ПАУЛЬ РУБЕНС, АНТОНИСВАН ДЭЙК , а так же ФРАНС СНЕЙДЕРС

и ЯКОБ ЙОРДАНОС.

«Богом живописи» называли Фламандского художника ПАУЛЯ РУБЕНСА.

Он был основоположником нового направления, которое появилось в Европейском

искусстве 17 века «БОРРОКО» (с итальянского «причудливый»).

РУБЕНС -- был одним из самых образованных людей своей эпохи. Он глубоко

знал и любил античную культуру и искуство,свободно владел несколькими

современными и древними языками. Правители Фландрии зная его ум и блестящий

дар слова, не раз давали ему дипломатические поручения. Все европейские дворы

считали за честь принять его к себе. Современники Рубенса знали его как

величайшего художника, наставника молодых талантов, человека огромной

эрудиции, блестящего дипломата, серьезного коллекционера, создавшего в своем

особняке прекрасный музей. Из его мастерской вышло около трех тысяч картин и

бесчисленное множество рисунков. Проявив ранние способности к живописи, он

стал учиться мастерству художника у местных мастеров. Но главной школой для

него стала Италия, куда он приехал в 1600 г. для изучения произведений лучших

мастеров Итальянского Возрождения. Много времени он посвятил изучению

античного искуства и литературы, а так же он постигал и изучал творения

Леонардо да Винчи, Микеланджело, Джорджоне, Кораваджо, Тициана. Из Италии

Рубенс отправляется в Испанию, а позже он приезжает к себе на родину. Через

год он становится придворным живописцем правителей Фландрии. С этого

времени и до конца своей жизни у Рубенса появляются бесчисленные заказы. Они

идут как от дворца, церкви, и от множества лиц, кроме того заказы поступали из-за

границы. Из портретов этотго периода особенно интересен портрет

"КАМЕРИСТКИ" овеянный глубокими лирическими чувствами и отличающийся

необычной тонкостью письма. Глядя на него, зритель поддается очарованию

портретируемой, видя умное лицо озаренное мягкой улыбкой. Рубенс виртуозно

очерчивает лицо как бы высвечивая его из темноты, как величайшую

драгоценность, оправленную золотом волос, с тончайшими, сверкающими

прядями, обрамленное

белоснежным кружевным воротником. Черное платье с жесткими отворотами,

белый платок, поверх которого лежит золотая цепь, усиливают впечатление

официальной торжественности.

Рубенс прожил долгую бурную и яркую жизнь. Творчество его оказало огромное

влияние на многих Европейских художников.

Художник пишет мног картин на мифологические библейские темы, прославляя

красоту, мощь человека, его силу, энергию и жизнелюбие. Наряду с динамичными

работами подобного характера Рубенс создал и ряд прекрасных лиричкских

произведений как на мифологические сюжеты, так и в портретном жанре. В

работе "ПЕРСЕЙ И АНДРОМЕДА" Он изображает момент , когда мифический

герой ПЕРСЕЙ сын ЗЕВСА, прилетает на своем крылатом коне Пегасе,

освобождает прикованную к скале АНДРОМЕДУ, убивая морское чудовище.

Андромеда представлена в образе белакурой фламандской красавицы. Картина

красива по колориту, она как бы светится изнутри.

Светом он передает живую теплоту тела и холодный блеск металла, лоснящую

конскую гриву и легкость переливающегося золотыми и алыми отсветами щелка.

Работы:

"Автопортрет с изабелой брант", "Портрет сыновей художника ", " Елена

Фоурмен и ее дети", "Шубка", "Голова ребенка", портрет "Камеристки, "Персей

и Андромеда", «Снятие с креста».

16. ЭЛЬ ГРЕКО (1541—1614)

Грек Доминико Теотокопули, прозванный за свое происхождение ЭЛЬ ГРЕКО –

один из своебразнейших живописцев 2-ой половины 16 века и начала 17 века.

Художественное первоначальное образование он получил у себя на родине, на о.

Крит, у местных живописцев, приверженцев Византийской манеры, а затем

переехал в Италию. Ему хорошо было знакомо творчество ТИЦИАНА, у которого

он одно время учился. В 1577 году Эль Греко переселятся в Испанию в г. Толедо в

столицу тогдашней Испании. В Испании, в тот период был силен

религиозный фанатизм, там получили распространения различные мистические

учения.

Техника его живописи сильно отличалась от других живописцев Европы того

времени Он применяет многослойную живопись активным

использованием белильных прокладок. Многослойная живопись, сложная по

технике, уже сама по себе имеет эмоциональный характер, фактура динамична,

краски переливаются, вспыхивают неожиданные рефлексы, мерцает призрачный

свет, вытянутые пропорции фигур, бледные лица, нервные жесты, и

фантастическая среда вокруг персонажей, создают напряженную эмоциональную

выразительность в его картинах.

Картины сравнивали с вихрем, словно кто-то проносился внутри картины с

факелом в руках. Мчавшийся свет, как вспышка молний, фигуры в картинах Греко

вытягиваются в длину и причудливо деформируются, словно в зеркале с кривой

поверхностью. Как узкие колеблющиеся языки пламени, они тянутся ввысь. У него

деформация фигур выглядит неожиданным и загадочным, они не диктуются общим

стилем времени, а вытекают из индивидуального стиля художника, построены по

законам его духа.

Эль Греко - художник, прекрасно владеющий законами перспективы, анатомии,

освещения, сознательно их видоизменяет во имя выразительности.

Его композиции озарены призрачными вспышками света, не имеющего реального

обоснованного единого источника. Больше всего похожи на грозовое освещение,

когда молнии вспыхивают то здесь, то там.

Наиболее известная его работа : «ПОГРЕБЕНИЕ ГРАФА ОРГАСА».

Композиция картины делится на две части: землю и небо. Внизу на переднем

плане, святые Августин и Стефан , в одеждах горящих золотом, опускают графа в

гробницу. За ним стоят испанская знать-« идальго» , среди которых ученые и

поэты города. Их лица бледны, глаза одних подняты вверх или опущены. Умные

благородные лица с тонкими нервными чертами, сочетают в себе спокойное

достоинство аристократа с печатью духовной жизни и мощного интеллекта

Даже в лицах святых – молодого Стефана и старого Августина – тоже портреты

реалистичны, они как бы жители Испании города Толедо . Таких тонких

одухотворенных лиц, такого целомудренного воплощения красоты, чистой, строгой

юности и красоты старости, искусство еще не знало. В верхней части картины

изображен рай, куда ангел несет душу покойного в виде спеленатого младенца.

Картина написана на цветовых контрастах небесного и земного мира. В нижней

части господствует черный и золотой цвет, в верхней – цветовой набор более

легкий, но и более разнообразный. Небесный мир у Эль Греко населен огромным

количеством святых, праведников и ангелов, фигур Иисуса Христа и Марии.

Фигуры земного мира статичны, их жесты при всей выразительности крайне

скупы; в то время как персонажи наверху даны в динамике, в разнообразных позах

и разворотах. Небесная часть картины пронизана мощным движением снизу вверх.

Живя всю жизнь в Толедо, художник посвятил ему все свое творчество. Он любил

этот город, особенно это, видно на картине «ВИД ТОЛЕДО». Город предстает

перед зрителем как бы в тревожном сне. Над ним клубятся и извиваются тучи

пронизанные вспышками молний, и их отсветы трепещут на земле и кустах.

РАБОТЫ: « Вид ТОЛЕДО», «похороны графа Оргаса», « Смерть Лакоона», «

Святая Магдалина», «портрет Идальго», «портрет Инквизитора», « Моление о

Чаше».

17. ЯН ВЕРМЕР ДЕЛЬФТСКИЙ (1632-1675)

Ян Вермер считается одним из замечательных колористов голландской живописи.

Его называли «Великим малым голландцем».

В его картинах нет замысловатой содержательной глубины, психологизма, силы

чувств и эмоций. Его жанровые сцены не многолюдны, как правило, это одна, две

фигурки. Основной темой его произведений были житейские темы - девушка за

чтением письма, служанка за работой, женщина перед зеркалом, домашние

концерты и т.п. Он, как никто, умел доводить до высшей степени ощущения

оптического- осязательной эмоции получаемой от предметного

Мира. Его замечательная цветочная гармония- одна из тайн его искусства. Все

смотрится в его работах необыкновенно свежо, сильно и гармонично по цвету. Он

старался писать работы с натуры. Он владел секретом сопоставления холодного и

теплого, освещенных и затемненных поверхностей, гладких и пушистых фактур, то

что давало максимальное наслаждение глазу.

Художник никогда не изображал сложных драматических сюжетов. В его

картинах, почти ничего не происходит Его картинам присуща особая поэтичность.

Пейзаж в его картинах одновременно монументальный, характеризующийся

широким охватом пространства и в то же время интимный, где каждая деталь

архитектуры, тонко и тщательно прописана

Вермер в совершенстве владел техникой живописи. Его картины разнообразны по

фактуре. Его способ наложения краски, предвосхитил позднейшую технику

художников импрессионистов 19 века.

Вермер один из крупнейших колористов в истории Западноевропейского

искусства

У Вермера человек и окружающая среда играют взаимную, равноценную роль. В

его картинах много воздуха, света, он как бы осязаем и ощутим. Свет у него

непросто прозрачная среда, а воздух богатый тончайшими переходами

серебристых тонов и насыщенный рефлексами. Именно в его творчестве

голландская проблема света получила решение.

РАБОТЫ: « Девушка читающая письмо», « Географ», «Художник и муза»,

« Девушка с жемчужиной», « Улочка Дельфта», «Кружевница», « Вид Дельфта»,

«Дама в Красной шляпе», « Бакал Вина» , « портрет девушке с жемчужиной»,

« Девушка с кувшином».

18. АНТОНИС Ван ДЕЙК (1599-1641)

Среди художников Фламандской школы первое место после Рубенса принадлежит

Антонису Ван Дейку. В юности он получил разностороннее образование. Он

отличался исключительными способностями и прослыл чудо- ребенком. В

юношеском возрасте он попадает мастерскую к Рубенсу, где, проявив яркий талант

живописца, стал его ближайшим помощником. Создавая очень близкие по манере

Рубенса религиозные и мифологические работы Ван Дейк, будучи художником, не

такого бурного темперамента как Рубенс, вносил в свои картины черты

сдержанности и спокойствия. Особенно он прославился своими портретами. Поиск

изысканности и утонченности, характерен для его творчества. Ван Дейк избегает

всего, что может показаться чрезмерно мощным и тяжеловесным. Его портретные

работы отличались строгим

реализмом. Он пишет главным образом бюргеров, художников, врачей, их жен и

детей, так называемые СЕМЕЙНЫЕ ПОРТРЕТЫ. Простые по композиции эти

работы сделаны в строгой цветовой гамме. Ван Дейк ищет в своих работах не

только внешнее сходство, но старается передать конкретный неповторимый образ

портретируемого, показать в людях бесконечное разнообразие, их индивидуальные

черты Тем самым Ван Дейк не только создает произведения высокой

художественной ценности, но придает им значение важных исторических

документов.

Созданный им в Италии тип парадного портрета получает свое дальнейшее

развитие. Колорит его работ становиться ярче и декоративнее. Ван Дейк старается

изобразить своих аристократических клиентов с наиболее выгодной стороны,

выбирая выразительные позы, используя эффектные фоны. Изображаемые им

персонажи держат себя в его картинах так, как если бы на них был обращен

постоянно посторонний взгляд зрителя. Он подменяет их чертами изящества, быть

может, не всегда им свойственного.

В1621 году Ван Дейк уезжает в Италию, в г. Геную. Именно в Генуе он создает

тип аристократического портрета, эффективного и изысканного. Как правило, эти

портреты были во весь рост. В горделивых позах, в одеждах из дорогих тканей.

Чтобы усилить впечатление величественности и грации, Ван Дейк удлиняет

фигуры, придает им особую стройность. Присущее Ван Дейку чувство меры и

вкус спасают его от грубой лести, при этом он превосходно улавливает

индивидуальные особенности натуры. Ван Дейк, не желая конкурировать с ним,

уезжает, принимая приглашение поступить на службу к английскому королю

Карлу 1. В Англии он имеет огромный успех.

Он стал основателем большой школы портретной живописи, которая в следующем

18 столетии достигнет больших высот. Ван Дейк в течение последующих трех

столетий оказывал сильнейшее влияние на жанр портретной живописи по всей

Европе.

РАБОТЫ: «Портрет Карла 1 на охоте», «Автопортрет», «Семейный портрет»,

«Портрет Джеймса Стюарта», «Портрет Елизаветы и Филадельфии Уортон»,

портрет «Молодая женщина с ребенком» и другие.

19. Франс Хальс один из выдающихся портретистов голландской живописи.

В раннем периоде своего творчества, он больше всего писал групповые

портреты. В отличии, от ранних голландских групповых портретов, где

художники изображали своих моделей в спокойных, однообразных позах, не

стремясь объединить их каким либо действием или занятием, Хальс создавал

полную движения и динамики группу.

Франс Хальс во первых: для него нет неинтересных лиц, он умеет увидеть

характерное даже в самом незаурядном лице. Он смотрит на натуру искренно,

как художник наслаждается их колоритами. Во вторых: Хальс чудесно

схватывает мгновенные состояния, он всегда избегал застылости. Ему

удавалось изображение смеха, от еле заметной улыбки до бурного хохота. Он

охотно изображал смех, что вообще редко в Европейской портретной

живописи.

В третьих: он пишет быстрыми, экспрессивными мазками, ничего не

заглаживая, не замазывая.

Его живописи присуще, так называемое, «БРИО»( артистизм, живость мазка

его кисти).

РАБОТЫ: « Цыганка» , « Смеющийся мулат», « Групповой портрет офицеров

стрелковой роты», « баба Мале», « Играющий на флейте», « Гамлет»,»

Читающий мальчик», « Кормилица». Последняя его работа, это «ГРУППОВОЙ

ПОРТРЕТ РЕГЕНТШ ГАРЛЕМСКОГО ПРИЮТА ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ», он

был написан им в 1664 г., когда ему было 84 года. Умер он в бедности и был

похоронен не средства города в память о былых его заслугах.

20. ДИЕГО ВЕЛАСКЕС ( 1599—1660)

Центральной фигурой испанской мастером мировой живописи был школы

живописи 17 века и величайшим ДИЕГО РОДРИГЕС де СИЛЬВА

ВЕЛАСКЕС. Наделенный редким колористическим дарованием, он создавал

произведения, поразительные по красоте цвета и совершенству техники, в

которых глубина жизненных наблюдений, сочетаются с несравненной

тонкостью художественного выражения, безупречным вкусом и особым

благородством стиля. Веласкес родился в городе Севилье, в семье

обедневшего идальго ( дворянина) и еще мальчиком поступил в обучение.

Франсиско Пачеко, хорошего педагога, видного теоретика искусства и одного

из образованных людей своего времени. Во время обучения, Веласкес не

только

получил прекрасную профессиональную подготовку, но и познакомился с

наследием великих мастеров итальянского возрождения. Первые работы

Веласкеса обнаруживают несомненную близость к художественным

принципам итальянского мастера КАРАВАДЖО. В ранний период (конец

1610 г. начало1620 г.) дарование художника особенно полно раскрылось в

изображениях испанской жизни - так называемых «БОДЕГОН» - жанре,

получившем большое распространение в испанской живописи. (БОДЕГОН - в

переводе, с испанского «трактир»). Пристальный интерес к реальной жизни

лежит в основе этих картин Веласкеса

«СТАРАЯ КУХАРКА», «ПРОДАВЕЦ ВОДЫ», «ЗАВТРАК». В этих работах у

Веласкеса ярко проявился, присущий испанским художникам, интерес к

характерным народным

Образам. В 1623 году ВЕЛАСКЕС едет в Мадрид, столицу Испании.

Художник пишет портрет молодого короля Филиппа IV , имевший большой

успех, и вскоре получает звание придворного живописца. С этого времени

жизнь Веласкеса оказывается тесно связанной с испанским двором, тем более,

что на протяжении всего творческого пути он занимал и различные

придворные должности, не имевшие ни какого отношения

к искусству.

После переезда в город Мадрид ведущее место в искусстве художника

занимает портрет. Веласкес должен был писать парадные портреты членов

королевской семьи.

Выдержанные в очень строгой колористической гамме, с доминированием

черного, в костюмах людей, портреты отличаются особой благородной

простотой, свойственной работам Веласкеса.

В 1629 году Веласкес впервые едет в Италию, где остается до 1631 года. Он

живет в Венеции, Риме, Неаполе, внимательно изучает итальянское искусство.

Особое впечатление на него производят такие художники как: ТИНТОРЕТО,

ТИЦИАН, ВЕРОНЕЗЕ. Знакомство с творчеством этих мастеров имело

определенное значение для развития живописного мастерства Веласкеса. В

Италии были написаны картины «КУЗНИЦА ВУЛКАНА» и «ВЕНЕРА С

ЗЕРКАЛОМ».

Главная работа 1634 года – это знаменитая картина «СДАЧА БРЕДЫ»

Эта картина занимает значительное место в истории мирового искусства и

может считаться первой исторической картиной этого жанра в Европейском

искусстве.

Особое место в творчестве Веласкеса занимают портреты шутов. В них с

особой очевидностью и яркостью сказалось гуманистическое мировоззрение

великого мастера, острое сочувствие человеческой обездоленности.

В портрете карлика дона Диего де Аседо, прозванного Эль Примо, Веласкес

создает полный достоинства образ высокого интеллекта, из-за своего

физического убожества

становится забавой короля и придворных. Полон мрачного трагизма образ

карлика Себастьяна де Мора, гневно и укоризненно смотрящего на зрителя.

Веласкес снова едет в Италию, на этот раз прославленным мастером. Картины,

которые он создавал в Риме, принесли ему большую славу. Среди них

исключительное значение портрет папы Иннокентия Х. Веласкес изобразил

его сидящим в кресле, в спокойной, но исполненной скрытого напряжения,

позе. Острота характеристики, глубокий психологизм, необыкновенное

мастерство живописи, позволяет считать эту работу одним из высших

достижений мирового портретного искусства после Рафаэля и Тициана. Сам

Папа нашел портрет «слишком правдивым», однако щедро наградил

художника золотой цепью и папской медалью.

Одно лучших работ называется «МЕНИНЫ», написанное им за год до своей

смерти в 1659 году. Эта работа считается поистине уникальной в мировом

искусстве, она – одно из самых сложных по замыслу и совершенству,

соединившая в себе лучшие качества

живописца. В просторном помещении королевского дворца, служащего

Веласкесу мастерской, изображена Маргарита – дочь короля, в сопровождении

своей свиты—фрейлин (по исп. «менины»), карликов и придворных.

Изобразив себя за работой, как равного, художник тем самым подчеркнул, что

главным героем является он сам и маленькая инфанта. Другая картина того

времени «ПРЯХИ». Это самое проникновенное изображение испанской

народной жизни в творчестве мастера и вместе с тем - одна из первых сцен

труда в Европейской живописи. На картине на первом плане –

полная жизни, живого движения, группа работающих женщин. Их фигуры

озарены мягким теплым светом, проникающим через окно с красным

занавесом, который отодвигает одна из работниц . Но еще более яркий свет

льется из глубины просвете арки изображены несколько женских фигур,

пронизанные золотистым сиянием. «МЕНИНЫ» и «ПРЯХИ» - последние,

крупные работы художника.

Творчество Веласкеса - это вершина развития реализма в испанской

живописи 17 века. Имя художника входит в плеяду величайших мастеров

кисти в мировом искусстве.



В раздел образования