Напоминание

Дистанционные формы организации образовательного процесса


Автор: Овсянникова Надежда Петровна
Должность: методист
Учебное заведение: муниципальное бюджетной учреждение дополнительного образования города Ростова-на-Дону "Дворец творчества детей и молодежи"
Населённый пункт: Ростов-на-Дону
Наименование материала: "Успешные практики организации образовательного процесса в дистанционном формате"
Тема: Дистанционные формы организации образовательного процесса
Раздел: дополнительное образование





Назад




Успешные практики организации образовательного процесса в

дистанционном формате

(Из опыта работы МБУ ДО ДТДМ г. Ростов-на-Дону)

Успешность

обучения

и

воспитания,

в

дистанционном

формате,

в

период

неблагополучной

санитарно-эпидемиологической

ситуации

(2020-

2021 уч.г.) во многом зависела от того, как сложится тандем сотрудничества

субъектов образовательного процесса «Педагог - Ребенок - Родитель», какие

формы

и

методы

будут

использованы,

на

основе

каких

современных

технологий

они

будут

построены.

Реализация

179

дополнительных

общеразвивающих программ в системе Дворца творчества спроектировала

пространство персонального обучения в дистанционном формате.

Мероприятия по учебно-методическому обеспечению образовательного

процесса МБУ ДО ДТДМ в режиме внеаудиторных занятий включили в себя

корректировку 130 дополнительных образовательных

программ с

учетом

особенностей психофизического развития и возможностей, обучающихся;

разработку:

локальных актов, определяющих порядок реализации дополнительных

общеразвивающих программ с применением электронного обучения и

дистанционных образовательных технологий;

модулей (33) к дополнительным общеобразовательным программам с

использованием

дистанционных

образовательных

технологий

(физкультурно-

спортивная

и

художественная

направленность

(вокал,

хореография);

индивидуальных

образовательных

маршрутов

ребенка,

комплекса

дидактических

средств

обучения

к

дополнительным

образовательным

программам:

электронные

версии

дидактических

игр,

практических

заданий,

лабораторных

практикумов;

творческие,

контрольные

и

тестовые

задания;

сетевые

олимпиады

и

дистанционные

конкурсы;

занятия-экскурсии; видео-занятия; викторины и обучающие кроссворды;

исследовательские работы и дистанционные образовательные проекты.

Дистанционный проект в образовательном пространстве ДТДМ - это

совместная

учебно-познавательная,

творческая

или

игровая

деятельность

обучающихся,

имеющая

общую

цель,

согласованные

методы

и

способы

деятельности, организованные на основе компьютерной коммуникации и

способствующие достижению общего результата.

Основные проекты, реализуемые в режиме дистанционного обучения,

дифференцируются на:

исследовательские

(осуществление

анализа

данных

по

основным

областям, разделам дополнительных общеразвивающих);

творческие,

игровые

(проведение

заочных,

телекоммуникационных

экскурсий, конкурсов, игр-викторин);

информационные (обмен различной информацией):

практико-ориентированные

(сборник

тезисов

научно-практической

конференции ДАНЮИ, электронные публикации в газетах, журналах,

альманахах, сборниках конференций).

В данный период обучающиеся Дворца работали над дистанционными

исследовательскими проектами:

«Оценка и прогноз состояния почвенного покрова техногенных

ландшафтов на основе новых методов исследований».

«Гидролого-географические закономерности распределения и поведения

веществ на границах раздела «суша-вода-донные отложения».

«Разработка и апробация новых методов оценки состояния загрязненных

почв».

«Газы в водных и наземных экосистемах: источники, пути поступления и

закономерности формирования".

«Суб - и сверхкритическая флюидная экстракция полициклических

ароматических углеводородов из растений».

«Новые возможности исследования почв, береговых и донных отложений

с использованием современных методов синхротронного излучения и

многомасштабного компьютерного моделирования».

Формирование цифровой почвенной карты Матвеево-Курганского района

Ростовской области.

При проведении дистанционных исследовательских, информационных,

практико-ориентированных

проектов

воспитанники

детских

объединений

обсуждали вопросы из совершенно различных областей знаний, проводили

самоанализ

собственной

деятельности

и

формировали

её

адекватную

самооценку.

Обогащение

содержания

дополнительного

образования

дистанционными

технологиями,

использование

интегрированных

курсов,

доступ в интернет, учат обучающихся вступать в диалог с педагогом через

компьютерную

сеть

и

ориентироваться

в

мировом

информационном

пространстве.

Педагоги

всех

структурных

подразделений

разработали

презентации,

видео-занятия,

сценарии

мастер

-

классов

и

виртуальных

экскурсий, конспекты занятий, в которых содержится подробное описание

действий

взрослых

и

детей

с

комментариями

педагога,

подобран

дидактический материал, разработаны контрольные тесты и

задания для

осуществления обратной связи.

Наиболее популярной комбинацией средств является скайп, zoom или

google. meet (организация диалога) + onenote или miro (задания + решение).

Работа

в

дистанционном

режиме

позволяет

выстроить

бесконфликтную

педагогику, создать условия для самостоятельного освоения обучающимися

практических знаний и ключевых компетенций, вместе с детьми пережить

вдохновение творчества. Результатом работы в данном формате является

создание

собственного

интеллектуального

продукта

в

современной,

цифровой

форме,

предназначенного

для

активного

использования

в

образовательной деятельности всех участников учебного процесса.

Новая

форма

организации

образовательного

процесса

значительно

изменила роль педагога, обозначив необходимость доведения максимально

подробной

информации

о

заданиях,

форматах

работы,

необходимых

приложениях.

За

данный

период

к

каждой

дополнительной

общеразвивающей

программе

и

модулю

сформирована

база

интернет

-

ресурсов с целью расширения образовательных возможностей, обучающихся

и родителей, созданы группы детских объединений в социальных сетях. На

базе группы, в социальной сети «В Контакте», для детских объединений

Центра

патриотического

воспитания

и

подготовки

юнармейцев

собран

теоретический и диагностический материал по программному обеспечению

образовательного процесса, который можно получить, перейдя по ссылке или

отсканировав QR-код. В данный период выросло количество участников

дистанционных

конкурсов

федерального

уровня

(1406)

Обучающиеся

объединений,

направленных

на

формирование

интеллектуально

-

творческого

потенциала,

стали

участниками

различных

Всероссийских

конкурсов:

Всероссийский проект «Всероссийский конкурс исследовательских работ

«Научный потенциал - Катализатор»;

Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ

учащихся «Отечество»;

IX Всероссийская научно-практическая конференция обучающихся

«Юность. Наука. Космос»;

Осенняя проектная смена АБиБ ЮФУ «Юный биолог»;

Региональный заочный этап Всероссийского конкурса исследовательских

краеведческих работ учащихся «Отечество»;

Заочный тур Областного этапа Двадцатой Всероссийской олимпиады

«Созвездие»;

Областной этап Двадцатой Всероссийской олимпиады «Созвездие»

Региональный тур XXVI Санкт-Петербургской астрономической

олимпиады.

Конкурсы

Общероссийской

Малой

академии

наук

«Интеллект

будущего», Академии творческого развития «Арт-талант», Высшей школы

делового

администрирования;

Процент

победителей

(по

отношению

к

количеству участников) за отчетный период выражен в пределах 75-78%.

Конкурсное движение и опыт реализации программ в дистанционном

режиме выявил ряд проблем, среди которых - уменьшение двигательной

активности ребенка в домашних условиях. С целью поддержки физического

развития обучающихся педагоги, работающие по программам физкультурно-

спортивной направленности, записали и регулярно высылали специальные

ролики

с

разминками,

тренировками,

физкультурными

упражнениями.

Утренние

разминки с

педагогами,

акции,

творческие

конкурсы, заочные

путешествия и экскурсии обосновали отношение к карантину как ко времени

новых возможностей.

В

учреждении

сегодня

сформирована система

контроля

результатов

усвоения

знаний

в

дистанционном

режиме,

способностей

и

умений

применять полученные знания на практике, решать проблемные задачи; что

носит

систематический

характер,

строится

как

на

основе

оперативной

обратной связи (заложенной в текст материала), так и отсроченного контроля

при

тестировании.

По

результатам

обучения

в

дистанционном

режиме

создан

архив

фото

-

и

видео

-

материалов,

расписание

организации

и

проведения

занятий,

интерактивных

викторин,

экскурсий,

презентаций,

ведется

учет

и

осуществляется

хранение

результатов

образовательного

процесса в электронно-цифровой форме. В процессе данной деятельности

обучающиеся получили возможность прямого общения со сверстниками и

педагогами, объединёнными в сообщество любимым делом и творческой

сверхзадачей; обсуждения замыслов, обмена идеями, работы над проектами,

вступления

в

дискуссии;

приобретения

навыков

творческого

поиска;

прохождения on-line тестов; получения оценки значимости своего труда.

Эффективное

применение

технологий

дистанционного

обучения

предоставляет

дополнительные

возможности

для

индивидуализации

и

дифференциации образовательного процесса в УДО, переориентирования его

на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых

для

успешного

обучения. Средствами

информационных образовательных

технологий сегодня в образовательной среде МБУ ДО ДТДМ обеспечивается

организация познавательной деятельности обучающихся.

Дистанционное

сопровождение

образовательного

процесса

задает

воспитанникам

ориентиры

культурной

идентичности

в

социальном

и

профессиональном пространстве (восприятие норм, традиций, формирование

ценностей

и

идеалов,

субъектность

в

интеллектуальном

сообществе);

предлагает

широкий

спектр

возможных

траекторий

профессионального

развития; активно

транслирует в

системе дополнительного образования

технологии

индивидуализации,

предлагая

эффективный

путь

поиска,

обретения личностного смысла и способа жизни.

Несмотря на наличие успешных практик организации образовательного

процесса в дистанционном режиме, необходимо выделить ряд трудностей, с

которыми столкнулись все участники образовательного процесса:

ограниченные возможности дистанционного обучения,

обусловленные

отсутствием

необходимых

условий,

платформ,

уровнем

подготовки

педагогов и родителей;

необходимость

постоянного

присутствия

родителей

для

выполнения

заданий детьми дошкольного и младшего школьного возраста;

скорость осуществления обратной связи между педагогом и ребенком;

увеличение

энергозатратности

человеческих

ресурсов

субъектов

образовательного процесса (детей-педагогов-родителей);

отсутствие живого общения, коллективного взаимодействия в той мере,

которое

необходимо

для

обучающихся

в

процессе

формирования

различных личностных качеств.

Резюмируя

сказанное

важно

отметить,

что

дистанционные

образовательные

технологии,

в

процессе

реализации

дополнительных

общеобразовательных

программ,

необходимо

использовать,

в

контексте

вариативности

программного

содержания

или

углубленной

формы

организации образовательного процесса, не заменяя традиционное обучение

дистанционным.



В раздел образования