Автор: Овсянникова Надежда Петровна
Должность: методист
Учебное заведение: муниципальное бюджетной учреждение дополнительного образования города Ростова-на-Дону "Дворец творчества детей и молодежи"
Населённый пункт: Ростов-на-Дону
Наименование материала: "Успешные практики организации образовательного процесса в дистанционном формате"
Тема: Дистанционные формы организации образовательного процесса
Раздел: дополнительное образование
Успешные практики организации образовательного процесса в
дистанционном формате
(Из опыта работы МБУ ДО ДТДМ г. Ростов-на-Дону)
Успешность
обучения
и
воспитания,
в
дистанционном
формате,
в
период
неблагополучной
санитарно-эпидемиологической
ситуации
(2020-
2021 уч.г.) во многом зависела от того, как сложится тандем сотрудничества
субъектов образовательного процесса «Педагог - Ребенок - Родитель», какие
формы
и
методы
будут
использованы,
на
основе
каких
современных
технологий
они
будут
построены.
Реализация
179
дополнительных
общеразвивающих программ в системе Дворца творчества спроектировала
пространство персонального обучения в дистанционном формате.
Мероприятия по учебно-методическому обеспечению образовательного
процесса МБУ ДО ДТДМ в режиме внеаудиторных занятий включили в себя
корректировку 130 дополнительных образовательных
программ с
учетом
особенностей психофизического развития и возможностей, обучающихся;
разработку:
локальных актов, определяющих порядок реализации дополнительных
общеразвивающих программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
модулей (33) к дополнительным общеобразовательным программам с
использованием
дистанционных
образовательных
технологий
(физкультурно-
спортивная
и
художественная
направленность
(вокал,
хореография);
индивидуальных
образовательных
маршрутов
ребенка,
комплекса
дидактических
средств
обучения
к
дополнительным
образовательным
программам:
электронные
версии
дидактических
игр,
практических
заданий,
лабораторных
практикумов;
творческие,
контрольные
и
тестовые
задания;
сетевые
олимпиады
и
дистанционные
конкурсы;
занятия-экскурсии; видео-занятия; викторины и обучающие кроссворды;
исследовательские работы и дистанционные образовательные проекты.
Дистанционный проект в образовательном пространстве ДТДМ - это
совместная
учебно-познавательная,
творческая
или
игровая
деятельность
обучающихся,
имеющая
общую
цель,
согласованные
методы
и
способы
деятельности, организованные на основе компьютерной коммуникации и
способствующие достижению общего результата.
Основные проекты, реализуемые в режиме дистанционного обучения,
дифференцируются на:
исследовательские
(осуществление
анализа
данных
по
основным
областям, разделам дополнительных общеразвивающих);
творческие,
игровые
(проведение
заочных,
телекоммуникационных
экскурсий, конкурсов, игр-викторин);
информационные (обмен различной информацией):
практико-ориентированные
(сборник
тезисов
научно-практической
конференции ДАНЮИ, электронные публикации в газетах, журналах,
альманахах, сборниках конференций).
В данный период обучающиеся Дворца работали над дистанционными
исследовательскими проектами:
«Оценка и прогноз состояния почвенного покрова техногенных
ландшафтов на основе новых методов исследований».
«Гидролого-географические закономерности распределения и поведения
веществ на границах раздела «суша-вода-донные отложения».
«Разработка и апробация новых методов оценки состояния загрязненных
почв».
«Газы в водных и наземных экосистемах: источники, пути поступления и
закономерности формирования".
«Суб - и сверхкритическая флюидная экстракция полициклических
ароматических углеводородов из растений».
«Новые возможности исследования почв, береговых и донных отложений
с использованием современных методов синхротронного излучения и
многомасштабного компьютерного моделирования».
Формирование цифровой почвенной карты Матвеево-Курганского района
Ростовской области.
При проведении дистанционных исследовательских, информационных,
практико-ориентированных
проектов
воспитанники
детских
объединений
обсуждали вопросы из совершенно различных областей знаний, проводили
самоанализ
собственной
деятельности
и
формировали
её
адекватную
самооценку.
Обогащение
содержания
дополнительного
образования
дистанционными
технологиями,
использование
интегрированных
курсов,
доступ в интернет, учат обучающихся вступать в диалог с педагогом через
компьютерную
сеть
и
ориентироваться
в
мировом
информационном
пространстве.
Педагоги
всех
структурных
подразделений
разработали
презентации,
видео-занятия,
сценарии
мастер
-
классов
и
виртуальных
экскурсий, конспекты занятий, в которых содержится подробное описание
действий
взрослых
и
детей
с
комментариями
педагога,
подобран
дидактический материал, разработаны контрольные тесты и
задания для
осуществления обратной связи.
Наиболее популярной комбинацией средств является скайп, zoom или
google. meet (организация диалога) + onenote или miro (задания + решение).
Работа
в
дистанционном
режиме
позволяет
выстроить
бесконфликтную
педагогику, создать условия для самостоятельного освоения обучающимися
практических знаний и ключевых компетенций, вместе с детьми пережить
вдохновение творчества. Результатом работы в данном формате является
создание
собственного
интеллектуального
продукта
в
современной,
цифровой
форме,
предназначенного
для
активного
использования
в
образовательной деятельности всех участников учебного процесса.
Новая
форма
организации
образовательного
процесса
значительно
изменила роль педагога, обозначив необходимость доведения максимально
подробной
информации
о
заданиях,
форматах
работы,
необходимых
приложениях.
За
данный
период
к
каждой
дополнительной
общеразвивающей
программе
и
модулю
сформирована
база
интернет
-
ресурсов с целью расширения образовательных возможностей, обучающихся
и родителей, созданы группы детских объединений в социальных сетях. На
базе группы, в социальной сети «В Контакте», для детских объединений
Центра
патриотического
воспитания
и
подготовки
юнармейцев
собран
теоретический и диагностический материал по программному обеспечению
образовательного процесса, который можно получить, перейдя по ссылке или
отсканировав QR-код. В данный период выросло количество участников
дистанционных
конкурсов
федерального
уровня
(1406)
Обучающиеся
объединений,
направленных
на
формирование
интеллектуально
-
творческого
потенциала,
стали
участниками
различных
Всероссийских
конкурсов:
Всероссийский проект «Всероссийский конкурс исследовательских работ
«Научный потенциал - Катализатор»;
Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ
учащихся «Отечество»;
IX Всероссийская научно-практическая конференция обучающихся
«Юность. Наука. Космос»;
Осенняя проектная смена АБиБ ЮФУ «Юный биолог»;
Региональный заочный этап Всероссийского конкурса исследовательских
краеведческих работ учащихся «Отечество»;
Заочный тур Областного этапа Двадцатой Всероссийской олимпиады
«Созвездие»;
Областной этап Двадцатой Всероссийской олимпиады «Созвездие»
Региональный тур XXVI Санкт-Петербургской астрономической
олимпиады.
Конкурсы
Общероссийской
Малой
академии
наук
«Интеллект
будущего», Академии творческого развития «Арт-талант», Высшей школы
делового
администрирования;
Процент
победителей
(по
отношению
к
количеству участников) за отчетный период выражен в пределах 75-78%.
Конкурсное движение и опыт реализации программ в дистанционном
режиме выявил ряд проблем, среди которых - уменьшение двигательной
активности ребенка в домашних условиях. С целью поддержки физического
развития обучающихся педагоги, работающие по программам физкультурно-
спортивной направленности, записали и регулярно высылали специальные
ролики
с
разминками,
тренировками,
физкультурными
упражнениями.
Утренние
разминки с
педагогами,
акции,
творческие
конкурсы, заочные
путешествия и экскурсии обосновали отношение к карантину как ко времени
новых возможностей.
В
учреждении
сегодня
сформирована система
контроля
результатов
усвоения
знаний
в
дистанционном
режиме,
способностей
и
умений
применять полученные знания на практике, решать проблемные задачи; что
носит
систематический
характер,
строится
как
на
основе
оперативной
обратной связи (заложенной в текст материала), так и отсроченного контроля
при
тестировании.
По
результатам
обучения
в
дистанционном
режиме
создан
архив
фото
-
и
видео
-
материалов,
расписание
организации
и
проведения
занятий,
интерактивных
викторин,
экскурсий,
презентаций,
ведется
учет
и
осуществляется
хранение
результатов
образовательного
процесса в электронно-цифровой форме. В процессе данной деятельности
обучающиеся получили возможность прямого общения со сверстниками и
педагогами, объединёнными в сообщество любимым делом и творческой
сверхзадачей; обсуждения замыслов, обмена идеями, работы над проектами,
вступления
в
дискуссии;
приобретения
навыков
творческого
поиска;
прохождения on-line тестов; получения оценки значимости своего труда.
Эффективное
применение
технологий
дистанционного
обучения
предоставляет
дополнительные
возможности
для
индивидуализации
и
дифференциации образовательного процесса в УДО, переориентирования его
на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых
для
успешного
обучения. Средствами
информационных образовательных
технологий сегодня в образовательной среде МБУ ДО ДТДМ обеспечивается
организация познавательной деятельности обучающихся.
Дистанционное
сопровождение
образовательного
процесса
задает
воспитанникам
ориентиры
культурной
идентичности
в
социальном
и
профессиональном пространстве (восприятие норм, традиций, формирование
ценностей
и
идеалов,
субъектность
в
интеллектуальном
сообществе);
предлагает
широкий
спектр
возможных
траекторий
профессионального
развития; активно
транслирует в
системе дополнительного образования
технологии
индивидуализации,
предлагая
эффективный
путь
поиска,
обретения личностного смысла и способа жизни.
Несмотря на наличие успешных практик организации образовательного
процесса в дистанционном режиме, необходимо выделить ряд трудностей, с
которыми столкнулись все участники образовательного процесса:
ограниченные возможности дистанционного обучения,
обусловленные
отсутствием
необходимых
условий,
платформ,
уровнем
подготовки
педагогов и родителей;
необходимость
постоянного
присутствия
родителей
для
выполнения
заданий детьми дошкольного и младшего школьного возраста;
скорость осуществления обратной связи между педагогом и ребенком;
увеличение
энергозатратности
человеческих
ресурсов
субъектов
образовательного процесса (детей-педагогов-родителей);
отсутствие живого общения, коллективного взаимодействия в той мере,
которое
необходимо
для
обучающихся
в
процессе
формирования
различных личностных качеств.
Резюмируя
сказанное
важно
отметить,
что
дистанционные
образовательные
технологии,
в
процессе
реализации
дополнительных
общеобразовательных
программ,
необходимо
использовать,
в
контексте
вариативности
программного
содержания
или
углубленной
формы
организации образовательного процесса, не заменяя традиционное обучение
дистанционным.