Автор: Садовникова Марина Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №45 комбинированного вида "Ручеек".
Населённый пункт: г.о.Коломна, Московская область
Наименование материала: Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей коррекционной группе социально-коммуникативное развитие
Тема: "ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Коломенского городского округа
детский сад № 45 комбинированного вида «Ручеек».
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
в старшей коррекционной группе
Тема: «ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА».
(социально-коммуникативное развитие)
Учитель – логопед: Садовникова М.М.
Воспитатель: Виноградова О.В.
Ноябрь 2022г.
Цели:
Коррекционно-образовательные:
Формировать знания детей о профессиях работников детского сада;
Закреплять умения рассказывать стихи с правильным
звукопроизношением;
Учить отвечать на вопросы взрослых полным ответом;
Коррекционно-развивающие:
Развивать координацию речи с движением;
Развивать чувство ритма в музыке;
Развивать мелкую моторику;
Объяснить детям значение волшебных (вежливых) слов;
Развивать способность к умозаключениям, к оценке и самооценке;
Развивать зрительное внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
Формировать
положительную
установку
на
участие
в
непосредственной образовательной деятельности;
Обучать детей культуре поведения, доброму, уважительному
отношению друг к другу;
Формировать умения и навыки поведения в обществе;
Учить детей в зависимости от ситуации и адреса употреблять
волшебны (вежливые) слова, слова-приветствия;
Воспитывать уважение к труду взрослых;
Формировать умения работать в коллективе, ответственно
относиться к выполнению заданий.
Предварительная работа: повторение правил поведения в обществе, правила
ведения диалога с взрослыми и детьми во время разговора; чтение
художественных
произведений
по
теме:
«Экскурсии
на
кухню,
в
медицинский кабинет, в прачечную».
Оборудование:
Мяч;
Фотографии сотрудников детского сада (15x22);
Столы (2 шт.), смайлики (один грустный, второй - веселый);
Магнитная доска, магниты;
Музыка: К. Ермакова. Песня из мюзикла «Волшебное слово»;
Набор сюжетных картинок «Правила поведения».
Ход.
1. Организационный момент.
(Дети входят в группу) Л: Друзья, сегодня к нам пришли гости. Давайте с
ними поздороваемся. (Здравствуйте! Доброе утро!) Улыбнемся, подмигнем.
(Включается тихая музыка пения птиц, под которую логопед читает
стихотворение)
Доброе утро!
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться;
Доброе утро! Доброе утро!
Солнце и птицам.
-Доброе утро!-
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро
Длится до вечера.
Л: О чем говорится в этом стихотворении? (В этом стихотворении говорится
о добром утре) Л: Это приветствие, которое говорят люди друг другу, когда
встречаются.
2. Объявление темы непосредственной образовательной деятельности.
(В группу вкатывается мяч, за которым вбегает Вовка)
В: Ой, куда это я попал? (Ты попал в детский сад)
Л: А ты, кто такой?
В: Я Вовка – Атаман из соседнего двора.
Л: Друзья, а что забыл сказать Вовка, когда вбежал к нам? (Он забыл сказать
здравствуйте)
В: Подумаешь! Вы такие вежливые, да! (Да) Откуда вы это знаете? Кто вас
этому учит? (Нас этому учат воспитатели, логопед, родители)
Л: Вовка, оставайся с нами! Мы тебя научим. В: Ладно!
3. Знакомство Вовки с сотрудниками детского сада.
В: А, что вы тут вообще делаете? (Мы тут учимся и занимаемся) А, что вы
тут еще делаете? (Мы тут играем, едим, спим, гуляем). А, кто вам кушать
готовит? А, кто управляет детским садом?
Л: Давай, мы тебе расскажем и покажем, кто работает в детском саду. Л:
Друзья, садитесь на стульчики.
Валентина Александровна – заведующая детским садом. Она управляет
детским садом.
И.Г. – методист детского сада. Она помогает воспитателям подобрать
картинки к занятиям.
С.А. – заместитель заведующей по безопасности. Он отвечает за безопасность
в детском саду.
М.Г. – заместитель заведующей по хозяйственным работам. Она дает
распоряжение дворникам и работнику по зданию Виктору Тимофеевичу, что
нужно сделать.
В.Р. – делопроизводитель. Она готовит документы.
О.Ю. – старшая медицинская сестра. Она следит за здоровьем детей.
О.В. - музыкальный руководитель. Она учит нас петь и танцевать.
Л.А. – педагог – психолог. Она играет с нами в развивающие игры.
Ю.Г. – инструктор по физической культуре. Она занимается с нами зарядкой
и физкультурой.
С.Б. – учитель рисования. Она учит нас рисовать.
О.В.– кастелянша. Она шьет одежду к праздникам.
Работники прачки;
Повара;
М.М. – учитель – логопед. Учит нас правильно разговаривать.
О.В. – воспитатель. Она учит считать, читает сказки, рассказывает о
предметах и явлениях природы.
Т.Н. – младший воспитатель. Она приносит еду, застилает постели,
убирается.
Л: Как нужно относится к сотрудникам детского сада? (Уважительно.) Если,
вы встретили кого-то, что надо сказать? (Здравствуйте! Доброе утро! Добрый
день! Добрый вечер!) Л: Эти слова волшебные! Потому что они творят
чудеса. Давайте под эти волшебные слова потанцуем и разомнемся.
4. Физкультурная минутка под музыку: К. Ермакова. Песня из мюзикла
«Волшебное слово».
Ой, ребята слышите волшебную музыку. Давайте, с вами потанцуем. Вставай
и ты, Вовка! (Дети под музыку выполняют движения)
На припев: Дети идут по кругу,
Встают в круг, качают головой,(4 раза)
Руками машут: сначала правая рука вперед, а левая назад, затем левая-
вперед, правая-назад.(4 раза)
Поднимают руки вверх, 2 руки показывают в правую сторону, затем –в
левую сторону, потом вперед.
Приседают с поворотами, руки на поясе.(8 раз)
Хлопки, то у одного ушка, то - у другого.(8 раз)
Припев: (то же самое)
Повторяют движения (см. начало)
Идут по кругу в одну сторону,
После слова «здравствуйте» идут в другую сторону.
В конце говорят «Извините».(встают в круг)
5. Чтение стихотворений детьми о волшебных словах.
Л: Друзья, а давайте расскажем Вовке об особых словах, которые знают
воспитанные дети. (Садитесь на стульчики)
Дети читают по очереди стихи.
1 ребенок –Добрый день! – тебе сказали.
-Добрый день! –ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты.
2 ребенок Нам желают доброго пути,
Будем легче ехать и идти,
Приведет, конечно, добрый путь,
Тоже к доброму чему-нибудь.
3 ребенок Здравствуйте! Ты скажешь человеку.
Здравствуй, - улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
4 ребенок Слово «пожалуйста»
Повторяем мы поминутно.
Но, пожалуй, без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
5 ребенок За что мы говорим «Спасибо»?
За все, что делают для нас
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.
6 ребенок Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать,
И, что обещала забывать.
Но, если я все же, забуду,
Простите, я больше не буду.
7 ребенок Будьте добры –
Это я говорю по секрету.
Будьте добры –
И не ждите за это конфету.
Будьте добры –
Без игры и во время игры.
Если сумеете,
Будьте добры.
8 ребенок Эти слова всем известны давно,
Видишь, они и просты и новы,
Но я еще повторю все равно.
Добрые люди, будьте здоровы.
Логопед читает завершающее стихотворение.
Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным
«С добрым утром», «Добрый вечер»,
«Доброй ночи говорим».
(А. Яшина)
6. Подвижная игра с мячом.
В: Ой, я уже устал. Как это сложно учиться! Давайте поиграем с вами в мяч!
Встаньте в круг, вокруг меня. Пусть каждый, у кого окажется мяч, скажет о
себе, что-нибудь хорошее». (Вовка бросает мяч детям по очереди. Дети,
возвращая ему мяч говорят, что-нибудь хорошее: Я добрый. Я хороший. Я
заботливый. Я внимательный. Я послушный. Я аккуратный. Я вежливый. Я
ласковый. Я не капризный. Я люблю помогать маме.) В: Какие вы, молодцы!
7. Дидактическая игра: «Правила поведения!»
В: Ой, а что это там за картинки на столе. Л: Посмотрите, здесь картинки, на
которых нарисовано, как надо вести себя в обществе. На столе стоят
смайлики: один - грустный, второй – веселый. Ваша задача рассмотреть
внимательно картинки, подумать и разложить их на две стопочки. Те
картинки, на которых нарисовано, как делать правильно положите к
улыбающемуся смайлику, а те картинки, на которых нарисовано, как делать
плохо - к грустному смайлику. (Вовка это задание делает с ребятами,
допуская ошибки). Л: Выполнили? (Да). Молодцы! Давайте, проверим. Итак,
сначала назовите картинки, которые вы отобрали к улыбающемуся смайлику.
После выполнения задания логопед проверяет, называя каждую картинку.
Исправляют допущенные ошибки. Л: Посмотрите на Вовку, разве можно в
головном уборе мальчикам и мужчинам находиться в помещении? (Нельзя).
В: Правда? Ну, ладно. Я сниму кепку. (Снимает кепку).
8. Рефлексия. «Волшебные слова» (загадывание загадок).
Л: Вовка, ты запомнил, как надо вести себя в обществе? Ты запомнил, какие
волшебные слова нужно употреблять в разных ситуациях? В: Ну, не знаю.
Наверное. Л: Давай мы тебя проверим. А ребята тебе помогут.
Если встретится знакомый, хоть на улице, хоть дома,
Не стесняйся, не лукавствуй, а скажи погромче … (здравствуй).
Если просишь что-нибудь, ты не жалуйся,
А подумай хоть минутку и скажи … (пожалуйста).
Если в гости вы пришли, или встретилась компания,
То в минуту расставания всем скажите … (до свидания).
Если, словом или делом вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело говорить … (спасибо)
Л: Кого мы сегодня с вами учили? (Мы сегодня учили Вовку). Чему вы его
научили? (Мы научили Вовку вести себя хорошо? Мы познакомили его с
волшебными (вежливыми) словами). В: Какие молодцы! У меня в рюкзаке
конфеты. Я не хотел ни с кем делиться. Но, вы научили меня быть вежливым,
добрым, быть хорошим. Поэтому всех угощу вкусными конфетами (достает
из рюкзака конфеты и угощает детей). В: Ну, ладно. Мне пора домой! До
свиданья! (До свиданья! До новых встреч!)
Л: До свиданья! Приходи еще к нам в детский сад!
Спасибо за внимание!