Автор: Булатова Марина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №173
Населённый пункт: Владивосток
Наименование материала: Двигательный интеллект
Тема: Двигательная активность как средство развития интеллекта дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Двигательный интеллект
Двигательная активность – главный источник и побудительная сила охраны и
укрепления
здоровья,
совершенствования
физических
и
интеллектуальных
способностей ребенка. Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно-
временные связи предметов и явлений при помощи движений. Их развитие
составляет центральную задачу в области физической культуры – физического
воспитания.
Усовершенствовать содержание двигательной деятельности дошкольников можно
с помощью внедрения элементов креативной педагогики с использованием
вариативной физкультурно-игровой среды, которая оказывает огромное влияние на
эффективность освоения движений, формирующихся на основе ощущений и
восприятий (мышечно-двигательных, зрительных, осязательных, слуховых и т. д.).
Двигательный интеллект ребенка – это его способность к физической активности и
в целом уровень общей физической подготовки, которые прямо влияют на
здоровье,
интеллектуальное
развитие,
формирование
иммунитета
и
положительных
показателей
работы
центральной
нервной
системы,
сердечнососудистой и дыхательной систем.
Двигательный интеллект ребенка следует начинать активно развивать с первого
года его жизни и до шести лет, когда растущий организм активно впитывает всю
информацию, которую в него вкладывают.
Вопросом раннего гармоничного физического совершенства детей в середине 20
века занимался известный американский врач – физиотерапевт Гленн Доман,
который доказал на практике тесную взаимосвязь психического и физического
развития. Он же ввел понятие двигательного интеллекта.
Ученый в своей книге «Гармоничное развитие ребенка» выделил семь стадий
развития двигательного интеллекта детей, в каждой из них он определил цель и
разработал методику упражнений для ее достижения.
Первая стадия начинается с момента рождения ребенка, а весь процесс завершается
на седьмом этапе в шесть лет, после чего он может уже переходить к
целенаправленному занятию одним видом спорта.
Необходимость столь раннего начала физического развития детей Гленн Доман
объясняет тем, что мозг ребенка растет благодаря его постоянному использованию
и этот рост фактически завершается к шести годам. Чем раньше ребенок начнет
двигаться, тем быстрее будет развиваться его мозг.
Кроме того, в период от рождения и до шести лет, в течение каждого
последующего месяца мозг прирастает медленнее, чем в течение предыдущего. Из
этого следует, что ранние этапы жизни являются самыми ценными для развития.
Если детей лишать биологической потребности в полноценном движении, то они
перестанут развиваться не только физически, но и интеллектуально. Существует
ряд случаев, когда маленькие дети, лишенные на длительное время движения,
становились умственно недоразвитыми.
Ребята с высокой двигательной активностью физически совершенны, имеют
повышенную
иммунную
устойчивость,
правильное
телосложение,
хорошее
мышление и психику. Дело в том, что движение позволяют ребенку постоянно
получать новую информацию об окружающей среде, о своих возможностях. Они
учат владеть своим телом, чувствовать его в пространстве, осмысливать удачные и
неудачные попытки, придумывать новые формы движения.
Таким образом, приобретается особая способность мозга — двигательный
интеллект, благодаря которому детский организм может легко подстраивать
движение под постоянно изменяющиеся условия окружающей среды.
Этот процесс также активно влияет на умственное и психологическое становление.
В нем главная задача родителей – не препятствовать желанию ребенка к движению
и способствовать его всестороннему физическому развитию. Кроме того, родители
в первые годы жизни их ребенка являются лучшими для него
Движение, даже самое простое, дает пищу для детской фантазии, развивает
творчество. Основное средство его формирования – эмоционально окрашенная
двигательная активность, с помощью которой через движения тела дети учатся
выражать свои эмоции.
Особую значимость в формировании двигательного творчества дошкольников
имеют
игровые
двигательные
задания,
подвижные
игры,
физкультурные
развлечения,
которые
всегда
интересны
детям.
Они
обладают
большим
эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов,
дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач.
Дети учатся придумывать двигательное содержание к предложенному сюжету,
самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые
сюжетные
линии,
новые
формы
движения.
Это
исключает
привычку
механического повторения упражнений, активирует в доступных пределах
творческую
деятельность
по
самостоятельному
осмыслению
и
успешному
применению знакомых движений в нестандартных условиях.
В ходе обучения двигательным действиям происходит развитие познавательных,
волевых и эмоциональных сил ребенка и формирование его практических
двигательных
навыков.
А
значит,
обучение
движениям
оказывают
целенаправленное влияние на внутренний мир ребенка, его чувства, мысли,
постепенно складывающиеся взгляды, нравственные качества.
Физический интеллект (или телесное мышление) – это работа мозгового комплекса,
под контролем которого находится любая физическая деятельность, как внешняя,
так и внутренняя.
Ученые выяснили, что сознанию человека необходимо около 0,4 сек. для того,
чтобы зафиксировать новое явление. Тогда как тело может дать оценку ситуации и
среагировать за 0,1 сек. Таким образом, если уделять должное внимание развитию
физического интеллекта, то можно обрести некоторые способности:
Способность быстро ориентироваться в непредвиденных ситуациях.
Способность к овладению физическими навыками, причем, почти не совершая
ошибок.
Выносливость
и
способность
работать
дольше,
быстро
переключать
и
фокусировать свое внимание с одного действия на другое.
Возможность легко перенести стрессовую ситуацию или заболевание.
Развить и использовать язык тела, который передает большую часть информации в
общении.
Увеличить продуктивность любой деятельности без особых энергетических затрат.
Отличительными особенностями старших дошкольников являются познавательная
активность, интерес ко всему новому, яркому, высокая эмоциональность. Поэтому
во время занятий присутствует четкая организация детей, дисциплина, основанная
на точном соблюдении заданий, команд, указаний воспитателя. В то же время
детям представляется определенная свобода и самостоятельность действий,
стимулирующих их творчество и инициативу.
Каждое занятие для ребенка – это познание окружающей действительности через
движения, которые должны приносить радость. Для того чтобы на занятиях по
физической культуре добиться высокой двигательной активности необходимо
учитывать состояние здоровья детей, уровень двигательной подготовленности и
двигательной активности. Образовательные задачи должны решаться в тесной
взаимосвязи с развитием двигательных качеств и способностей детей. Важно
тщательно продумывать методы и приемы регулирования двигательной активности
детей.
Любая двигательная активность только тогда приобретает характер внутренней
жизненно необходимой потребности, когда она становиться сознательной и
произвольной.
Формируя
сознательное
управление
движениями,
взрослый
помогает становлению личности ребенка-творца, а не просто исполнителя чьих-то
заданий.
Специальными экспериментами было доказано, что ограничение свободы
действия детей, выраженное в самых разных формах — ограничении
двигательной активности или в постоянных "нельзя", "не лезь туда", "не
тронь", — способно серьезно помешать развитию детской любознательности,
ведь все это сдерживает порывы ребенка к исследованиям и, следовательно,
ограничивает
возможность
самостоятельного,
творческого
изучения
и
осмысления происходящего. Это запрет на развитие всех мыслительных
процессов!