Напоминание

"Осеннее приключение"


Автор: Иконникова Оксана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 59"
Населённый пункт: город Кострома
Наименование материала: конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие"
Тема: "Осеннее приключение"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Комитет образования, культуры, спорта и работы с молодёжью

Администрации города Костромы

МБДОУ города Костромы «Детский сад №59»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Речевое развитие»

на тему: «Осеннее приключение»

с детьми старшей группы № 6

общеразвивающей направленности

Воспитатель:

Иконникова Оксана Владимировна

КОСТРОМА

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной

области «Речевое развитие» на тему: «Осеннее приключение»

Педагог: Иконникова Оксана Владимировна

Возрастная группа детей: старшая

Тема образовательной деятельности: «Осеннее приключение»

Цель: Систематизация знаний детей об осени, об осенних явлениях природы.

Программные задачи:

1.Учить детей составлять простые и сложные предложения.

Совершенствовать грамматический строй речи: упражнять в образовании прилагательных

от существительных, существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, слов

с противоположным значением.

2.Упражнять в понимании текста загадки, стихотворения и соотносить его с предметами и

образами по содержанию.

Развивать диалогическую и монологическую речь.

3.Воспитывать умение слушать и слышать друг друга, умение поддерживать дружеские

взаимоотношения со сверстниками.

Интегрируемые образовательные области:

«Познавательное развитие»

Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон

– растительность – труд людей).

Закреплять представление о времени года «Осень», о жизни животных и растений осенью,

о труде людей в осенний период, об овощах и фруктах.

Развивать умение детей узнавать и различать овощи и фрукты, классифицировать их.

Развивать логическое мышление, память, внимание, тактильные ощущения.

«Социально-коммуникативное развитие»

Развивать коммуникативные умения детей в выполнении игровых заданий.

Воспитывать умение детей слушать и слышать друг друга, умение поддерживать

дружеские взаимоотношения со сверстниками, взаимопомощь.

«Художественно-эстетическое развитие»:

Способствовать восприятию красоты и многообразия русской природы.

«Физическое развитие»

Способствовать развитию двигательной активности.

Форма проведения: игра- путешествие

Методы и приемы: Наглядный – демонстрация даров природы ( сухие листья, семена,

ягоды рябины) и муляжей овощи и фрукты.

Словесный - чтение стихов, загадок, вопросы.

Практический - изготовление книги.

Игровой – словесные и дидактические игры «Назови ласково», «Назови сок», «Чудесный

мешочек», «Скажи наоборот», физкультминутка «Урожай».

Материалы и оборудование: Конверт с письмом, сухие листья, семена, ягоды рябины,

муляжи овощей и фруктов, мнемотаблица «Опиши овощ», чудесный мешочек с

муляжами овощей (морковка, огурец, капуста, лук), кленовые листья с изображением

разных примет осени (с проделанным дыроколом отверстиями), шнуровка для книги,

аудиозапись Осенняя мелодия «Танец дождей», магнитная доска, указка, мяч среднего

размера, костюм Бабушки - Загадушки для воспитателя, игрушка – кот.

Ход НОД

Цель

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1 часть - вводная

Создание

образовательной

ситуации

В-ль: Давайте встанем все в круг.

Поздороваемся. Ладошки друг другу мы

пожмем. Улыбнемся. И беседу начнем.

Дети встают в круг.

Приветствуют друг

друга.

Мотивация детей

на предстоящую

деятельность

В-ль: Ребята! К нам пришло письмо.

В-ль: Как вы думаете, от кого оно? Давайте

посмотрим, что в конверте? Откуда может

прийти такое письмо с листьями, семенами,

ягодами?

В-ль: Может оно и не для нас?

(рассматривает). На конверте указан адрес:

детский сад № 59 «Теремок», ребятам

группы «Бельчата». Кому значит это

письмо?

В-ль: Кто-нибудь может прочитать письмо?

Тогда читать буду я: «Здравствуйте, ребята!

Мы, медвежата, знаем, что вы очень умные,

смелые и добрые ребята. Мы хотим

попросить у вас помощи. Дело в том, что

мы поссорились: одни медвежата говорят,

что наступила осень, что уже становится

холодно и пора искать берлогу для зимовки.

А другие говорят, что осень к нам еще и не

заглядывала и берлогу готовить не надо.

Помогите нам, пожалуйста, разобраться,

наступила ли осень, и пришло ли время

готовить берлогу к зиме?»

Ну что, ребята, сможем ли мы помочь

медвежатам? Что с ними может случиться,

если они вовремя не устроятся в берлогу на

зимовку?

В-ль: Почему?

Дети: из леса.

Дети находят сухие

листья, семена, ягоды

рябины.

Дети: Нам.

Дети слушают

воспитателя.

Дети: Они могут

погибнуть от голода.

Дети: Потому, что

медведь питается

ягодами, медом диких

пчел, ловит рыбу, а

зимой добыть пищу

под снегом и льдом

очень трудно. Зима

покрыта снегом, а река

льдом.

Формулирование

цели

предстоящей

деятельности и

принятие ее

детьми

В-ль: Что же нам делать? Как узнать,

наступила ли осень?

В-ль: Хорошо, тогда давайте подумаем,

какие осенние приметы мы будем искать?

Что мы знаем об осени? (если дети

затрудняются, в-ль задает наводящие

вопросы)

Дети: Отправится на

улицу, посмотреть…

Дети: Осенью желтеют

и опадают листья.

Осенью становится

холодно. Птицы

улетают в теплые края.

Животные готовят

В-ль: Ребята, я предлагаю отправиться в

гости к нашей знакомой Бабушке-

Загадушке, может она нам и поможет? А

добраться туда нам поможет волшебная

музыка. Закрывайте глаза и не

подглядывайте, иначе волшебство не

случится. (воспитатель открывает ширму,

одевает фартук и платок).

запасы на зиму. Люди

собирают урожай.

Дети закрывают глаза

Цель:

2 часть - основная

Уточнение

знаний детей в

процессе

деятельности,

осуществляемой в

тесном контакте с

взрослым

Бабушка: Здравствуйте, ребята! Я –

Бабушка-Загадушка. Как я рада, что вы ко

мне пришли! С чем пожаловали, что ищете?

(если дети затрудняются, то говорит, что

ей сорока уже все новости рассказала, что

они ищут осенние приметы, чтобы помочь

медвежатам.

Бабушка: Ой, ребята, я ведь вас не ждала. В

избушке у меня не прибрано! Сейчас ведь

каждый день все холоднее и холоднее,

дожди начались, я целый день тружусь на

огороде. Посмотрите, какой урожай

уродился! Помогать мне будете? А ну-ка,

отгадайте, какие овощи растут у меня на

огороде?

Бабушка: А какие фрукты поспели в моем

саду?

Бабушка: А в какое время года бывает

самый большой урожай?

Бабушка: Значит, осень наступила?

Игра «Назови ласково»

Бабушка: – Я буду бросать вам мяч и

называть овощ, вы называете этот овощ

ласково и бросаете мне мяч обратно.

Помидор –

морковь –

огурец –

лук –

чеснок –

капуста –

горох –

свёкла –

Игра «Назови сок»

Бабушка: - Ребята, а какой сок, можно

приготовить из названного овоща или

фрукта.

Сок из моркови –

сок из яблок –

сок из капусты –

сок из свёклы –

сок из винограда –

сок из помидоров –

Бабушка: Какие вы молодцы! У меня есть

Дети: Мы ищем осень

(осенние приметы).

Дети: морковь, свекла,

картофель, помидоры,

капуста, лук, чеснок,

кукуруза.

Дети: яблоки,

груши.

Дети: Осенью.

Дети: Да

Дети играют.

Дети:

помидорчик

морковочка

огурчик

лучок

чесночок

капустка

горошек

свеколка

Дети:

морковный

яблочный

капустный

свекольный

виноградный

томатный

для вас гостинцы, посмотрите, в какой

красивый мешочек я их положила. А ну-ка,

отгадайте загадки, что за овощ или фрукт я

вам приготовила?

Листья собраны в кочан

В огороде у сельчан.

Без нее во щах не густо. Как зовут ее?

Бабушка:У меня есть еще для вас гостинец.

Красная девица

Сидит в темнице

А коса на улице.

Что за фрукт на вкус хорош

И на лампочку похож,

Бок зеленый солнцем греет,

Он желтеет и краснеет?

Бабушка: Молодцы ребята! Хорошо

поработали, пора и отдохнуть!

Физкультминутка.

В огород пойдем,

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем

И картошки накопаем,

Срежем мы кочан капусты

Круглый, сочный, очень вкусный,

Щавеля нарвем немножко

И вернемся по дорожке.

Бабушка: . А знаете ребята, что моего кота

зовут Кот-Наоборот! А зовут его так

потому, что все, что ему не скажешь, он

скажет наоборот. Например, он говорит, что

осенью редко идет дождь. Ведь это же не

так?

Бабушка: А как надо сказать?

Бабушка: Он говорит: осенью веселое

настроение.

Бабушка: Осенью солнечные дни…

Бабушка: Осенью короткие ночи…

Бабушка: Жаркая погода…

Бабушка: Осенью дожди теплые…

Бабушка: Птицы прилетают…

Бабушка: Сейчас поздняя осень…

Дети: Капуста.

Один ребенок по

мнемотаблице

рассказывает об овоще

или фрукте. Другой

ребенок ищет отгадку в

мешочке.

Выходит другой

ребенок. Игра

повторяется еще два

раза.

Отгадывают морковь,

груша. После каждой

отгаданной загадки

дети читают стихи об

этих овощах и фруктах.

(идут по кругу,

взявшись за руки)

(«таскают»)

(«копают»)

(«срезают»)

(показывают круг

руками)

(«рвут»)

(идут по кругу,

взявшись за руки)

Дети: Нет!

Дети: Осенью часто

идут дожди.

Дети: Нет, грустное

настроение.

Дети: Нет, пасмурные

дни.

Дети: Нет, длинные

ночи.

Дети: Нет, холодная

погода.

Дети: Нет, дожди

холодные.

Дети: Нет, птицы

улетают.

Дети: Нет, ранняя

Бабушка: Что за кот! Ни в чем с нами не

соглашается! Вообще-то он умный кот,

даже книгу сочиняет о временах года.

Только все путает, наверное, это он

медвежат запутал. Вот и сейчас, картинки

рисовал, только мне кажется, не все они об

осени. Давайте поможем коту! Найдем

листочки, на которых нарисованы только

осенние приметы и назовем эту примету.

Все осенние приметы мы соберем вместе и

сделаем книгу. Будьте внимательны.

А теперь проверим, правильно ли мы

выполнили задание. Теперь будем собирать

книгу. Настя какая примета нарисована на

твоей картинке?

осень.

Дети выполняют

задание, выходят по

очереди к доске,

составляя предложение

по картинке,

скрепляют листочки,

делают книгу.).

Дети: Осенью листья

желтеют и опадают.

Осенью дует холодный

ветер. Осенью птицы

улетают в теплые края.

Осенью животные

делают запасы на зиму.

Осенью люди

собирают урожай.

Осенью часто идет

дождь. Осенью люди

одевают теплую

одежду. Осенью в лесу

вырастает много

грибов.

Цель:

3 часть - заключительная

Подведение

итогов,

деятельности.

Педагогическая

оценка

результатов

деятельности

детей

Бабушка: Ребята, посмотрите, какая книга у

нас получилась! А как ее можно назвать?

Бабушка: Ребята, кот благодарит вас и

говорит, что вы можете забрать книгу с

осенними приметами и отправить ее

медвежатам, чтобы они посмотрели на

картинки и узнали, какая бывает осень.

Давайте поблагодарим кота за подарок.

Бабушка: Ой, совсем мы с вами заигрались.

Пора отправляться в детский сад, наверное,

вас там уже воспитатель ищет. А поможет

вернуться нам снова волшебная музыка.

Звучит музыка. Воспитатель закрывает

ширму, снимает платок и фартук.

Дети: «Приметы

осени». «Осень в гости

к нам пришла».

«Осень».

Дети благодарят кота

за подарок.

Дети встают в круг,

закрывают глаза,

слушают музыку.

Плавный вывод

детей из

непосредственно

образовательной

деятельности в

самостоятельную

деятельность

Воспитатель: Ребята, где же вы были? Вам

понравилась прогулка? Что вам

понравилось больше всего? )

Сейчас пришло время нам, выходить на

прогулку, а после прогулки, мы с вами

отправим посылку и напишем письмо

медвежатам.

Дети делятся

впечатлениями.

Дети отправляются на

прогулку.

Литература:

1.

От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного

образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.:

МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014, 304.

2.

Развитие речи детей 5-7 лет. 3-е изд., дополн. / Под ред. О.С.Ушаковой. – М.: ТЦ

Сфера, 2014. – 272 с. – (Развиваем речь).



В раздел образования