Автор: Иконникова Оксана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 59"
Населённый пункт: город Кострома
Наименование материала: конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие"
Тема: "Осеннее приключение"
Раздел: дошкольное образование
Комитет образования, культуры, спорта и работы с молодёжью
Администрации города Костромы
МБДОУ города Костромы «Детский сад №59»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области «Речевое развитие»
на тему: «Осеннее приключение»
с детьми старшей группы № 6
общеразвивающей направленности
Воспитатель:
Иконникова Оксана Владимировна
КОСТРОМА
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной
области «Речевое развитие» на тему: «Осеннее приключение»
Педагог: Иконникова Оксана Владимировна
Возрастная группа детей: старшая
Тема образовательной деятельности: «Осеннее приключение»
Цель: Систематизация знаний детей об осени, об осенних явлениях природы.
Программные задачи:
1.Учить детей составлять простые и сложные предложения.
Совершенствовать грамматический строй речи: упражнять в образовании прилагательных
от существительных, существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, слов
с противоположным значением.
2.Упражнять в понимании текста загадки, стихотворения и соотносить его с предметами и
образами по содержанию.
Развивать диалогическую и монологическую речь.
3.Воспитывать умение слушать и слышать друг друга, умение поддерживать дружеские
взаимоотношения со сверстниками.
Интегрируемые образовательные области:
«Познавательное развитие»
Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон
– растительность – труд людей).
Закреплять представление о времени года «Осень», о жизни животных и растений осенью,
о труде людей в осенний период, об овощах и фруктах.
Развивать умение детей узнавать и различать овощи и фрукты, классифицировать их.
Развивать логическое мышление, память, внимание, тактильные ощущения.
«Социально-коммуникативное развитие»
Развивать коммуникативные умения детей в выполнении игровых заданий.
Воспитывать умение детей слушать и слышать друг друга, умение поддерживать
дружеские взаимоотношения со сверстниками, взаимопомощь.
«Художественно-эстетическое развитие»:
Способствовать восприятию красоты и многообразия русской природы.
«Физическое развитие»
Способствовать развитию двигательной активности.
Форма проведения: игра- путешествие
Методы и приемы: Наглядный – демонстрация даров природы ( сухие листья, семена,
ягоды рябины) и муляжей овощи и фрукты.
Словесный - чтение стихов, загадок, вопросы.
Практический - изготовление книги.
Игровой – словесные и дидактические игры «Назови ласково», «Назови сок», «Чудесный
мешочек», «Скажи наоборот», физкультминутка «Урожай».
Материалы и оборудование: Конверт с письмом, сухие листья, семена, ягоды рябины,
муляжи овощей и фруктов, мнемотаблица «Опиши овощ», чудесный мешочек с
муляжами овощей (морковка, огурец, капуста, лук), кленовые листья с изображением
разных примет осени (с проделанным дыроколом отверстиями), шнуровка для книги,
аудиозапись Осенняя мелодия «Танец дождей», магнитная доска, указка, мяч среднего
размера, костюм Бабушки - Загадушки для воспитателя, игрушка – кот.
Ход НОД
Цель
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
1 часть - вводная
Создание
образовательной
ситуации
В-ль: Давайте встанем все в круг.
Поздороваемся. Ладошки друг другу мы
пожмем. Улыбнемся. И беседу начнем.
Дети встают в круг.
Приветствуют друг
друга.
Мотивация детей
на предстоящую
деятельность
В-ль: Ребята! К нам пришло письмо.
В-ль: Как вы думаете, от кого оно? Давайте
посмотрим, что в конверте? Откуда может
прийти такое письмо с листьями, семенами,
ягодами?
В-ль: Может оно и не для нас?
(рассматривает). На конверте указан адрес:
детский сад № 59 «Теремок», ребятам
группы «Бельчата». Кому значит это
письмо?
В-ль: Кто-нибудь может прочитать письмо?
Тогда читать буду я: «Здравствуйте, ребята!
Мы, медвежата, знаем, что вы очень умные,
смелые и добрые ребята. Мы хотим
попросить у вас помощи. Дело в том, что
мы поссорились: одни медвежата говорят,
что наступила осень, что уже становится
холодно и пора искать берлогу для зимовки.
А другие говорят, что осень к нам еще и не
заглядывала и берлогу готовить не надо.
Помогите нам, пожалуйста, разобраться,
наступила ли осень, и пришло ли время
готовить берлогу к зиме?»
Ну что, ребята, сможем ли мы помочь
медвежатам? Что с ними может случиться,
если они вовремя не устроятся в берлогу на
зимовку?
В-ль: Почему?
Дети: из леса.
Дети находят сухие
листья, семена, ягоды
рябины.
Дети: Нам.
Дети слушают
воспитателя.
Дети: Они могут
погибнуть от голода.
Дети: Потому, что
медведь питается
ягодами, медом диких
пчел, ловит рыбу, а
зимой добыть пищу
под снегом и льдом
очень трудно. Зима
покрыта снегом, а река
льдом.
Формулирование
цели
предстоящей
деятельности и
принятие ее
детьми
В-ль: Что же нам делать? Как узнать,
наступила ли осень?
В-ль: Хорошо, тогда давайте подумаем,
какие осенние приметы мы будем искать?
Что мы знаем об осени? (если дети
затрудняются, в-ль задает наводящие
вопросы)
Дети: Отправится на
улицу, посмотреть…
Дети: Осенью желтеют
и опадают листья.
Осенью становится
холодно. Птицы
улетают в теплые края.
Животные готовят
В-ль: Ребята, я предлагаю отправиться в
гости к нашей знакомой Бабушке-
Загадушке, может она нам и поможет? А
добраться туда нам поможет волшебная
музыка. Закрывайте глаза и не
подглядывайте, иначе волшебство не
случится. (воспитатель открывает ширму,
одевает фартук и платок).
запасы на зиму. Люди
собирают урожай.
Дети закрывают глаза
Цель:
2 часть - основная
Уточнение
знаний детей в
процессе
деятельности,
осуществляемой в
тесном контакте с
взрослым
Бабушка: Здравствуйте, ребята! Я –
Бабушка-Загадушка. Как я рада, что вы ко
мне пришли! С чем пожаловали, что ищете?
(если дети затрудняются, то говорит, что
ей сорока уже все новости рассказала, что
они ищут осенние приметы, чтобы помочь
медвежатам.
Бабушка: Ой, ребята, я ведь вас не ждала. В
избушке у меня не прибрано! Сейчас ведь
каждый день все холоднее и холоднее,
дожди начались, я целый день тружусь на
огороде. Посмотрите, какой урожай
уродился! Помогать мне будете? А ну-ка,
отгадайте, какие овощи растут у меня на
огороде?
Бабушка: А какие фрукты поспели в моем
саду?
Бабушка: А в какое время года бывает
самый большой урожай?
Бабушка: Значит, осень наступила?
Игра «Назови ласково»
Бабушка: – Я буду бросать вам мяч и
называть овощ, вы называете этот овощ
ласково и бросаете мне мяч обратно.
Помидор –
морковь –
огурец –
лук –
чеснок –
капуста –
горох –
свёкла –
Игра «Назови сок»
Бабушка: - Ребята, а какой сок, можно
приготовить из названного овоща или
фрукта.
Сок из моркови –
сок из яблок –
сок из капусты –
сок из свёклы –
сок из винограда –
сок из помидоров –
Бабушка: Какие вы молодцы! У меня есть
Дети: Мы ищем осень
(осенние приметы).
Дети: морковь, свекла,
картофель, помидоры,
капуста, лук, чеснок,
кукуруза.
Дети: яблоки,
груши.
Дети: Осенью.
Дети: Да
Дети играют.
Дети:
помидорчик
морковочка
огурчик
лучок
чесночок
капустка
горошек
свеколка
Дети:
морковный
яблочный
капустный
свекольный
виноградный
томатный
для вас гостинцы, посмотрите, в какой
красивый мешочек я их положила. А ну-ка,
отгадайте загадки, что за овощ или фрукт я
вам приготовила?
Листья собраны в кочан
В огороде у сельчан.
Без нее во щах не густо. Как зовут ее?
Бабушка:У меня есть еще для вас гостинец.
Красная девица
Сидит в темнице
А коса на улице.
Что за фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож,
Бок зеленый солнцем греет,
Он желтеет и краснеет?
Бабушка: Молодцы ребята! Хорошо
поработали, пора и отдохнуть!
Физкультминутка.
В огород пойдем,
Урожай соберем.
Мы морковки натаскаем
И картошки накопаем,
Срежем мы кочан капусты
Круглый, сочный, очень вкусный,
Щавеля нарвем немножко
И вернемся по дорожке.
Бабушка: . А знаете ребята, что моего кота
зовут Кот-Наоборот! А зовут его так
потому, что все, что ему не скажешь, он
скажет наоборот. Например, он говорит, что
осенью редко идет дождь. Ведь это же не
так?
Бабушка: А как надо сказать?
Бабушка: Он говорит: осенью веселое
настроение.
Бабушка: Осенью солнечные дни…
Бабушка: Осенью короткие ночи…
Бабушка: Жаркая погода…
Бабушка: Осенью дожди теплые…
Бабушка: Птицы прилетают…
Бабушка: Сейчас поздняя осень…
Дети: Капуста.
Один ребенок по
мнемотаблице
рассказывает об овоще
или фрукте. Другой
ребенок ищет отгадку в
мешочке.
Выходит другой
ребенок. Игра
повторяется еще два
раза.
Отгадывают морковь,
груша. После каждой
отгаданной загадки
дети читают стихи об
этих овощах и фруктах.
(идут по кругу,
взявшись за руки)
(«таскают»)
(«копают»)
(«срезают»)
(показывают круг
руками)
(«рвут»)
(идут по кругу,
взявшись за руки)
Дети: Нет!
Дети: Осенью часто
идут дожди.
Дети: Нет, грустное
настроение.
Дети: Нет, пасмурные
дни.
Дети: Нет, длинные
ночи.
Дети: Нет, холодная
погода.
Дети: Нет, дожди
холодные.
Дети: Нет, птицы
улетают.
Дети: Нет, ранняя
Бабушка: Что за кот! Ни в чем с нами не
соглашается! Вообще-то он умный кот,
даже книгу сочиняет о временах года.
Только все путает, наверное, это он
медвежат запутал. Вот и сейчас, картинки
рисовал, только мне кажется, не все они об
осени. Давайте поможем коту! Найдем
листочки, на которых нарисованы только
осенние приметы и назовем эту примету.
Все осенние приметы мы соберем вместе и
сделаем книгу. Будьте внимательны.
А теперь проверим, правильно ли мы
выполнили задание. Теперь будем собирать
книгу. Настя какая примета нарисована на
твоей картинке?
осень.
Дети выполняют
задание, выходят по
очереди к доске,
составляя предложение
по картинке,
скрепляют листочки,
делают книгу.).
Дети: Осенью листья
желтеют и опадают.
Осенью дует холодный
ветер. Осенью птицы
улетают в теплые края.
Осенью животные
делают запасы на зиму.
Осенью люди
собирают урожай.
Осенью часто идет
дождь. Осенью люди
одевают теплую
одежду. Осенью в лесу
вырастает много
грибов.
Цель:
3 часть - заключительная
Подведение
итогов,
деятельности.
Педагогическая
оценка
результатов
деятельности
детей
Бабушка: Ребята, посмотрите, какая книга у
нас получилась! А как ее можно назвать?
Бабушка: Ребята, кот благодарит вас и
говорит, что вы можете забрать книгу с
осенними приметами и отправить ее
медвежатам, чтобы они посмотрели на
картинки и узнали, какая бывает осень.
Давайте поблагодарим кота за подарок.
Бабушка: Ой, совсем мы с вами заигрались.
Пора отправляться в детский сад, наверное,
вас там уже воспитатель ищет. А поможет
вернуться нам снова волшебная музыка.
Звучит музыка. Воспитатель закрывает
ширму, снимает платок и фартук.
Дети: «Приметы
осени». «Осень в гости
к нам пришла».
«Осень».
Дети благодарят кота
за подарок.
Дети встают в круг,
закрывают глаза,
слушают музыку.
Плавный вывод
детей из
непосредственно
образовательной
деятельности в
самостоятельную
деятельность
Воспитатель: Ребята, где же вы были? Вам
понравилась прогулка? Что вам
понравилось больше всего? )
Сейчас пришло время нам, выходить на
прогулку, а после прогулки, мы с вами
отправим посылку и напишем письмо
медвежатам.
Дети делятся
впечатлениями.
Дети отправляются на
прогулку.
Литература:
1.
От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного
образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014, 304.
2.
Развитие речи детей 5-7 лет. 3-е изд., дополн. / Под ред. О.С.Ушаковой. – М.: ТЦ
Сфера, 2014. – 272 с. – (Развиваем речь).