Автор: Богомазова Надежда Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Теремок"
Населённый пункт: г. Ленск Республика Саха Якутия
Наименование материала: рекомендации для методистов ДОУ
Тема: "Как педагогам обобщить свой опыт"
Раздел: дошкольное образование
Рекомендации для методистов ДОУ:
«Как помочь педагогам обобщать свой опыт работы»
Детский сад должен транслировать передовой педагогический опыт.
А педагогам работа с собственным опытом понадобится для аттестации.
Но представлять себя и результаты своей работы грамотно могут не все
педагоги. Поэтому организуйте систему методического сопровождения
по обобщению и распространению педагогического опыта.
Как организовать работу
Чтобы работа по изучению и обобщению педагогического опыта не была
разовым мероприятием, организуйте систему методического сопровождения
педагогов. Разработка, обобщение и внедрение педагогического опыта
должны быть связаны с годовыми задачами детского сада. Решить годовые
задачи — значит, найти пути решения этих задач, а следовательно, повысить
качество образовательного процесса.
Чтобы показать пути решения педагогической проблемы, необходимо
сформировать, обобщить и внедрить педагогический опыт в работу. Это три
этапа работы с педагогическим опытом. На каждом этапе в работе участвуют
два человека: педагог и старший воспитатель.
Выявить и изучить опыт
Чтобы представить педагогический опыт педагога как передовой, тщательно
изучите его. Проанализируйте, насколько опыт конкретного педагога
отвечает тенденциям общественного развития. Оцените, содержит ли опыт
новизну, прошел ли проверку временем.
Далее составьте вместе с воспитателем план изучения и обобщения его
опыта. Помогите сформулировать цель, определите объект и предмет
изучения.
Вместе с педагогом определите сроки, как часто будете наблюдать
за образовательным процессом, режимными моментами, беседами с детьми,
родителями в группе. Опишите, как будете фиксировать результаты
наблюдений. Это могут быть записи в дневнике, анкетирование, оценка
детских работ и поведения детей, фото- и видеоматериалы.
Подберите научную и методическую литературу. Изучайте и обсуждайте
ее с педагогом, ищите методы и приемы, которые можно применить в работе
с детьми.
Задача педагога на этом этапе — провести самоанализ и самооценку
образовательного процесса и его результатов. Педагог должен
сформулировать ведущую идею своего педагогического опыта. Также
он демонстрирует, с помощью каких технологий реализует идею, как
использует нововведения в образовательном процессе. Еще педагог должен
определить взаимосвязь результатов своей работы с конкретными условиями
и сделать выводы.
Обобщить опыт
Помогите педагогу обобщить выявленный и изученный опыт. Обобщить
опыт — значит, раскрыть способы и приемы, с помощью которых в обычных
условиях педагог достиг высоких результатов в воспитании и обучении
детей. Анализ и обобщение — трудный момент в работе с передовым
педагогическим опытом, поэтому ваша помощь на этом этапе необходима.
Вместе
с педагогом
изучите
и выберите
главное
в опыте,
который
он планирует обобщать. Организуйте выставки в методическом кабинете
с аннотациями
и рекомендациями
по использованию
передового
педагогического опыта в работе.
Расскажите педагогам о формах и способах обобщения педагогического
опыта. Выделяют три группы форм обобщения педагогического опыта.
Смотрите их в таблице.
Формы обобщения
Вид обобщения
Практические
Открытый просмотр, творческий отчет, выставка
Методические
Педагогические доклад, мастер-классы, видео
Научные
Публикации, статьи, тезисы в сборниках научно-
практических конференций
Любой педагогический опыт, который имеет положительные результаты,
представляет ценность. Трансляция опыта в любой форме будет
способствовать профессиональному росту педагога, повышению статуса
среди коллег, откроет перспективы для развития.
На этом этапе педагог должен вместе со старшим воспитателем обобщить
всю информацию, которую собрал в результате анализа своего
педагогического опыта, и решить, как представить опыт. Форму
представления опыта можно выбрать любую. В детском саду традиционно
используют три формы:
открытый показ ООД для педагогов;
рассказ-выступление на педагогическом совете или другом методическом
мероприятии;
статья-доклад для представления, например, в журнал или на конкурс,
портфолио.
Распространение педагогического опыта организуйте на различных уровнях:
внутри детского сада, муниципальный, областной, всероссийский. На уровне
детского сада форму предоставления опыта можно утвердить локальным
актом.
Открытый показ
Перед открытым показом организуйте предварительную работу с коллегами.
Например, до начала просмотра педагог может рассказать им о системе
работы, предложить вопросы, на которые следует обратить особое внимание.
Вопросы можно распределить между педагогами: одного попросить оценить
активность детей на занятии, другого — проанализировать, как в ООД
сочетаются разные методы и приемы, рационально ли педагог использует
пособия. Такая подготовка к открытому показу занятия поможет интересно
организовать обсуждение, выработать единое мнение коллектива.
Выступление на педсовете
Если педагог рассказывает о своем опыте на педсовете, у него есть
возможность вскрыть проблемы, причины того или иного явления, без чего
невозможно овладеть технологией применения опыта. Выступление
фиксируется в протоколах заседаний совета педагогов. После этого также
необходимо принять конкретные решения. Чтобы проверить, как педагоги
выполняют эти решения, организуйте контроль. Результаты контроля
обсудите на следующем заседании.
Портфолио
Еще один вариант представления педагогического опыта — портфолио.
Портфолио — индивидуальная папка с личными профессиональными
достижениями педагога в образовательной деятельности за последние три
года. В его оформлении, помимо педагога, могут принимать участие
родители воспитанников, специалисты ДОО. По материалам портфолио
можно составить представление о результатах в образовательном процессе,
приоритетных направлениях в работе педагога, а также оценить его
стремления в развитии и самооценке достижений.
Как описать опыт
Когда у педагога накоплен достаточный опыт работы по конкретной теме,
он должен его сначала проанализировать, а затем описать. Для этого нужно
собрать имеющуюся информацию, отделить главное от второстепенного,
подготовить теоретическое обоснование опыта.
Структура описания опыта работы включает семь разделов.
Раздел
Содержание
Условия
возникновения опыта
В этом разделе педагог указывает идею
формирования опыта по теме. Здесь не должно
быть общих фраз, это частный раздел. Идеи опыта
у разных педагогов могут совпадать, но условия
возникновения — различны.
Описать в этом разделе педагогу необходимо
именно свои условия возникновения опыта работы.
Например: изучение методической литературы,
опыт коллег, курсовая подготовка, инновационная
деятельность, результаты мониторинга детей вашей
группы
Актуальность
и перспектива опыта
В разделе об актуальности и перспективности
опыта педагог отражает актуальность цели,
которую ставит перед собой. Для этого
педагог ее анализирует.
В своей работе каждый педагог должен создавать
благоприятные условия для развития детей
в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями каждого ребенка. Опыт будет
актуальным и перспективным, если
он не противоречит требованиям и основным
принципам ФГОС ДО
Педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея — основная мысль
опыта. В этом разделе педагог формулирует
ведущую педагогическую идею своего опыта.
Формулировка должна состоять из трех частей:
цель или конечный результат;
категория детей;
средство достижения результата.
Ведущая педагогическая идея опыта должна быть
заложена в теме. Ее можно продублировать.
Педагогическая идея должна следовать теме,
а опыт — раскрывать ведущую педагогическую
идею
Теоретический раздел
В разделе теоретической базы опыта педагог
указывает, какие теории, положения, законы,
закономерности реализует в процессе своей
работы. При этом обязательно дает ссылки
Раздел
Содержание
на авторов, которых изучал, и их взгляд
на проблему.
Педагог должен аргументировать выбор
литературных источников. Теоретические
положения должны помочь обоснованию
предпосылок их реализации на практике
Новизна опыта
В разделе о новизне опыта педагог показывает
соотношение теоретического материала по теме,
который изучил, и личного практического опыта.
То есть что нового педагог сделал по данной теме,
что отличает работу от других разработок по теме
других авторов.
В этом разделе педагог описывает новые методы
и формы, которые он использовал в работе для
достижения результатов по теме своего опыта
Результативность
опыта
В разделе педагог представляет результаты своей
работы по выбранной теме. А также перечисляет
критерии достижения цели, описывает
и анализирует количественные и качественные
изменения в педагогическом процессе. При
необходимости педагог указывает название
и авторов диагностик, с помощью которых выявлял
данные результаты
Адресность опыта
Здесь педагог отражает область применения опыта.
Он должен четко понимать, кому адресован опыт
работы, кому можно рекомендовать его
использовать
Приложение
В разделе педагог описывает материалы, которые
раскрывают технологию опыта работы. Педагог
прикладывает к описанию опыта конспекты,
сценарии, технологические карты, фотографии
и перспективные планы работы
Как провести консультацию
Спланируйте консультацию для воспитателей, чтобы рассказать о методах
обобщения опыта. Консультация чаще проводится в форме монолога, когда
старший воспитатель разъясняет воспитателям новую информацию.
Но эффективность ее будет выше, если использовать активные методы
работы и предусмотреть варианты обратной связи — практические задания.
Начните консультацию с мозгового штурма. Задайте педагогам вопросы
в начале встречи, чтобы стимулировать их внимание. Не стремитесь
получить правильные ответы. Ваша цель — выяснить знания педагогов, как
обобщать свой опыт.