Автор: Чернышева Инна Игоревна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №123 Населённый пункт: город Воронеж Наименование материала: методическая разработка Тема: Особенности развития интеллекта детей 5-7лет Раздел: дошкольное образование
Особенности развития интеллекта детей 5 – 7 лет
В период дошкольного детства формируются предпосылки будущей учебной
деятельности детей. На протяжении дошкольного возраста происходят
значительные изменения в восприятии, внимании, мышлении, памяти детей. Эти
процессы из непроизвольных превращаются в произвольные. Всякая психическая
функция формируется и преобразуется в процессе взаимодействия ребенка и
взрослого.
Остановимся на восприятии и мышлении.
Восприятие .
Сенсорное развитие в дошкольном возрасте – одно из направлений
умственного развития. Быстрое выделение информативных свойств в
предмете способствует его опознанию. Восприятие сочетается с
практическими действиями, они как бы помогают друг другу. Неоценима
роль восприятия в овладении ребенком навыками письма, чтения, счета.
Рекомендации педагогам и родителям
Учить детей различать предметы на ощупь.
Формировать умение выделять признаки в предмете.
Учить соотносить предметы по величине.
Учить способам распознающего наблюдения.
Развивать наблюдательность; учить внимательно и последовательно
рассматривать предмет или явление.
Помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение
в целом.
Формировать умение составлять из частей целое.
Учить выбирать предметы и соотносить их по словесному описанию,
действовать в соответствии со словесной инструкцией.
Различать основные признаки разных времен года.
Учить ориентироваться в пространстве с помощью плана-схемы.
Закреплять пространственные представления по картине: слева, справа,
вверху, внизу, перед, за, между, рядом.
Формировать сенсорные эталоны формы.
Способствовать развитию умения анализировать предмет, выделять в нем
мелкие детали.
Способствовать развитию понимания связи рисунка с действительностью.
Упражнения и игры для развития восприятия
«Перевертыши». Превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок.
«Как пройти к зайке», «Путешествие по комнате», «Куда пойдешь, что
найдешь». Ориентация в пространстве по плану-схеме.
«Звезды на небе». Соотносить схематическое изображение созвездий «Орел»,
«Лебедь», «Рыба» с художественным.
«Узнать форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической
фигуры.
«Найти отличия». Учить находить отличия у похожих предметов.
«Построй по росту». Построить предметы в ряд соответственно их высоте.
«Сложи картинку». Составить из частей целую картинку.
«О чем я говорю?» Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок
должен угадать, о каком предмете идет речь.
«Какое время года?» Взрослый называет время года, а ребенок называет его
признаки.
«Угадай предмет». Взрослый рисует пунктирной линией или точками
очертание предмета, ребенок должен узнать предмет.
Мышление.
Мышление ребенка в возрасте 5-6 лет находится «в плену» его житейского
опыта: он не может установить связи и отношения предметов логическим путем.
Умение мыслить подразумевает: выделение существенных признаков предмета;
синтезирование различных признаков в целое представление о предмете;
сравнение предметов и выявление различий в них и т. д.
Рекомендации педагогам и родителям
Развивать умственные способности через овладение действиями замещения и
наглядного моделирования в различных видах деятельности.
Учить составлять группу из отдельных предметов.
Учить выделять предметы по назначению и характерным признакам.
Учит классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам
или назначению.
Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в
правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.
Учить сравнивать предметы.
Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.
Развивать быстроту мышления через дидактические игры.
Побуждать делать самостоятельные выводы.
Учить отвечать на вопросы, делать умозаключения.
Создавать сложно организованную среду, чтобы ребенок мог
взаимодействовать с разными предметами.
Способствовать познанию свойств различных материалов, их
функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных
предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации,
рисования и т.д.).
Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию
и проигрыванию их с заменой одних объектов другими.
Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Развивать мышление, используя сказки, поговорки, метафоры, образные
сравнения.
Учить выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и
явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.
Способствовать переходу к решению задач в уме.
Игры и упражнения для развития мышления.
«Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.
«Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.
«Найти лишний предмет», «Найти в ряду лишнюю фигуру». Учить
классифицировать предметы по признакам и назначению.
«Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие
определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно
использовать данный предмет.
«Антонимы». Ребенку называют слово, а он должен назвать противоположное
по смыслу. Например: «тяжелый – легкий», «сильный – слабый», «твердый –
мягкий» и др.
«Уникуб», «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы.
Загадки.