Автор: Федулова Ольга Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР - д/с №154" города Магнитогорска
Населённый пункт: г. Магнитогорск, Челябинская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности формирования эмоционально-волевой сферы у дошкольников с речевыми нарушениями"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА–ДЕТСКИЙ САД №154»
города Магнитогорска
Статья для педагогов ДОУ
«Особенности формирования
эмоционально-волевой сферы
у дошкольников с речевыми нарушениями»
Составитель:
педагог-психолог
Федулова Ольга Анатольевна
Магнитогорск, 2022 г.
На сегодняшний день в дошкольных учреждениях все более актуальным
становится вопрос эмоционального развития ребенка. Формирование «умных» эмоций,
коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться как наиболее
важные, приоритетной задачи воспитания. В настоящее время «обесчувствованию»
способствует
технологизация
современной
жизни.
Замыкаясь
на
телевизорах,
компьютерах, дети мало общаются с взрослыми и сверстниками, тем самым в
значительной степени снижают эмоциональную, чувственную и отзывчивую сферы к
другим.
Происходящие изменения в эмоциональной сфере ребенка меняют его взгляды на
мир и отношения с окружающими, способствуют осознанию и контролированию эмоций.
Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не изменяется. Ее необходимо
развивать, а иногда и корректировать, поскольку никакое общение, взаимодействие не
будут эффективными, если его участники не способны:
- «читать» эмоциональное состояние другого;
- управлять собственными эмоциями.
У
дошкольников
с
речевыми
нарушениями
существуют
особенности
в
формировании эмоциональной сферы. Педагогам и специалистам, работающих с данной
категорией
детей,
необходимо
учитывать
особенности
их
неврологического,
психофизиологического, эмоционально-личностного развития и грамотно использовать
эти знания:
- при организации и осуществлении воспитательного процесса;
- при выборе стиля личностно-педагогического поведения и взаимодействия с детьми;
Для понимания трудностей эмоционального развития детей с ОНР 2 и 3 уровня
нужно знать, каким же образом проявляются различные эмоциональные состояния у
человека вообще.
Особенности внешнего проявления эмоциональных проявлений проявляются:
- по мимике (выразительным движениям мышц лица);
- пантомимике (выразительным движениям всего тела);
- «вокальной мимике» (выражению эмоций в интонации, тембре, вибрации голоса).
Мимика. Возникающие у детей проблемы с речевыми нарушениями вызываются:
нарушения артикуляции, замедленном темпе, плавности сопутствующих движений в
мимической мускулатуре.
Пантомимика. Характерные для детей с ОНР нарушения в формировании общей и мелкой
моторики приводят: к
нарушению
координаций движений,
равновесия,
быстрой
истощаемости и утомляемости, заметных отклонений в состоянии мышечного тонуса,
ограничениям объема движений, замедленному темпу, нарушению ритма, невозможности
выполнения, казалось бы, простых двигательных заданий. Нарушения в моторной сфере
приводит к неловкости в навыках самообслуживания, задержке развития готовности руки
к письму,
рисованию и другим
видам ручной
деятельности.
Эти
особенности
препятствуют развитию выразительных движений тела.
«Вокальная мимика» (выражение эмоций в интонации, тембре, ритме, вибрации голоса).
Трудности проявляются:
- трудности дифференциации интонационных различий;
- замене вопросительной интонации повествовательной;
- изменении силы голоса;
- переносе логического ударения на другое слово в предложении;
- попытке необоснованного и неоднократного повышения и понижения голоса внутри
фразы.
Несформированность
средств
общения
может
быть
главной
причиной
неблагоприятных отношений в группе сверстников, что приводит к формированию и
закреплению у детей отрицательного эмоционального багажа.
Нарушения коммуникативной функции таких детей выражаются:
- снижении потребности общения;
- несформированности способов коммуникации;
- особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в
ситуации общения, негативизм).
Таким образом, при организации работы по коррекции и развитию эмоциональной
сферы у детей с речевыми расстройствами необходимо решать следующие задачи:
- Развитие чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других;
- Создание возможностей для самовыражения, владения средствами человеческого
общения (мимикой, жестами, пантомимикой).
- Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения.
- Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях, формирование
адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и
поступков окружающих людей.
- Повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе
общения, формирование терпимости к мнению собеседника.
- Совершенствования памяти, внимания, мышления, развития восприятия, творческих
способностей, воображения, речи.
- Обучение приемам само расслабления, снятия психомышечного напряжения;
- Помощь ребенку в осознании своего реального «Я», повышение самооценки, развитии
потенциальных возможностей, разрешения внутренних конфликтов, страхов, агрессивных
тенденций, уменьшение тревожности и чувства вины.
Основные методы коррекции эмоционально-волевой сферы:
1. Этюды.
2. Упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера).
3. Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные.
4. Творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации.
5. Дидактические, развивающие игры.
6. Беседы.
7. Мини-конкурсы.
8. Моделирование и анализ заданной ситуации.
9. Импровизация.
10. Рассказ взрослого и рассказы детей.
11. Сочинение историй.
12. Дискуссия.
13. Свободное тематическое рисование.
14. Аутотренинг (с использованием стихов, записи звуков природы, релаксационной
музыки).
Список используемой и рекомендуемой литературы.
1. Бадалян Л.О. Невропатология. М., 2012.
2. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим
недоразвитием речи. СПб., 2002.
3. Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения.
4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира у детей. Популярное пособие для
родителей и педагогов Ярославль, 1996.
5. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников.
СПб., 2001.
6. Минаева В.М. Развитие эмоций у дошкольников. Занятия, игры. Пособие для
практических работников дошкольных учреждений. М., 1999