Напоминание

"Особенности формирования эмоционально-волевой сферы у дошкольников с речевыми нарушениями"


Автор: Федулова Ольга Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР - д/с №154" города Магнитогорска
Населённый пункт: г. Магнитогорск, Челябинская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности формирования эмоционально-волевой сферы у дошкольников с речевыми нарушениями"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА–ДЕТСКИЙ САД №154»

города Магнитогорска

Статья для педагогов ДОУ

«Особенности формирования

эмоционально-волевой сферы

у дошкольников с речевыми нарушениями»

Составитель:

педагог-психолог

Федулова Ольга Анатольевна

Магнитогорск, 2022 г.

На сегодняшний день в дошкольных учреждениях все более актуальным

становится вопрос эмоционального развития ребенка. Формирование «умных» эмоций,

коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться как наиболее

важные, приоритетной задачи воспитания. В настоящее время «обесчувствованию»

способствует

технологизация

современной

жизни.

Замыкаясь

на

телевизорах,

компьютерах, дети мало общаются с взрослыми и сверстниками, тем самым в

значительной степени снижают эмоциональную, чувственную и отзывчивую сферы к

другим.

Происходящие изменения в эмоциональной сфере ребенка меняют его взгляды на

мир и отношения с окружающими, способствуют осознанию и контролированию эмоций.

Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не изменяется. Ее необходимо

развивать, а иногда и корректировать, поскольку никакое общение, взаимодействие не

будут эффективными, если его участники не способны:

- «читать» эмоциональное состояние другого;

- управлять собственными эмоциями.

У

дошкольников

с

речевыми

нарушениями

существуют

особенности

в

формировании эмоциональной сферы. Педагогам и специалистам, работающих с данной

категорией

детей,

необходимо

учитывать

особенности

их

неврологического,

психофизиологического, эмоционально-личностного развития и грамотно использовать

эти знания:

- при организации и осуществлении воспитательного процесса;

- при выборе стиля личностно-педагогического поведения и взаимодействия с детьми;

Для понимания трудностей эмоционального развития детей с ОНР 2 и 3 уровня

нужно знать, каким же образом проявляются различные эмоциональные состояния у

человека вообще.

Особенности внешнего проявления эмоциональных проявлений проявляются:

- по мимике (выразительным движениям мышц лица);

- пантомимике (выразительным движениям всего тела);

- «вокальной мимике» (выражению эмоций в интонации, тембре, вибрации голоса).

Мимика. Возникающие у детей проблемы с речевыми нарушениями вызываются:

нарушения артикуляции, замедленном темпе, плавности сопутствующих движений в

мимической мускулатуре.

Пантомимика. Характерные для детей с ОНР нарушения в формировании общей и мелкой

моторики приводят: к

нарушению

координаций движений,

равновесия,

быстрой

истощаемости и утомляемости, заметных отклонений в состоянии мышечного тонуса,

ограничениям объема движений, замедленному темпу, нарушению ритма, невозможности

выполнения, казалось бы, простых двигательных заданий. Нарушения в моторной сфере

приводит к неловкости в навыках самообслуживания, задержке развития готовности руки

к письму,

рисованию и другим

видам ручной

деятельности.

Эти

особенности

препятствуют развитию выразительных движений тела.

«Вокальная мимика» (выражение эмоций в интонации, тембре, ритме, вибрации голоса).

Трудности проявляются:

- трудности дифференциации интонационных различий;

- замене вопросительной интонации повествовательной;

- изменении силы голоса;

- переносе логического ударения на другое слово в предложении;

- попытке необоснованного и неоднократного повышения и понижения голоса внутри

фразы.

Несформированность

средств

общения

может

быть

главной

причиной

неблагоприятных отношений в группе сверстников, что приводит к формированию и

закреплению у детей отрицательного эмоционального багажа.

Нарушения коммуникативной функции таких детей выражаются:

- снижении потребности общения;

- несформированности способов коммуникации;

- особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в

ситуации общения, негативизм).

Таким образом, при организации работы по коррекции и развитию эмоциональной

сферы у детей с речевыми расстройствами необходимо решать следующие задачи:

- Развитие чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других;

- Создание возможностей для самовыражения, владения средствами человеческого

общения (мимикой, жестами, пантомимикой).

- Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения.

- Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях, формирование

адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и

поступков окружающих людей.

- Повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе

общения, формирование терпимости к мнению собеседника.

- Совершенствования памяти, внимания, мышления, развития восприятия, творческих

способностей, воображения, речи.

- Обучение приемам само расслабления, снятия психомышечного напряжения;

- Помощь ребенку в осознании своего реального «Я», повышение самооценки, развитии

потенциальных возможностей, разрешения внутренних конфликтов, страхов, агрессивных

тенденций, уменьшение тревожности и чувства вины.

Основные методы коррекции эмоционально-волевой сферы:

1. Этюды.

2. Упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера).

3. Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные.

4. Творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации.

5. Дидактические, развивающие игры.

6. Беседы.

7. Мини-конкурсы.

8. Моделирование и анализ заданной ситуации.

9. Импровизация.

10. Рассказ взрослого и рассказы детей.

11. Сочинение историй.

12. Дискуссия.

13. Свободное тематическое рисование.

14. Аутотренинг (с использованием стихов, записи звуков природы, релаксационной

музыки).

Список используемой и рекомендуемой литературы.

1. Бадалян Л.О. Невропатология. М., 2012.

2. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим

недоразвитием речи. СПб., 2002.

3. Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения.

4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира у детей. Популярное пособие для

родителей и педагогов Ярославль, 1996.

5. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников.

СПб., 2001.

6. Минаева В.М. Развитие эмоций у дошкольников. Занятия, игры. Пособие для

практических работников дошкольных учреждений. М., 1999



В раздел образования