Напоминание

"Особенности взаимоотношений преподавателя и ученика в музыкально-педагогическом процессе"


Автор: Солодова Татьяна Николаевна
Должность: преподаватель окф
Учебное заведение: СПб ГБУ ДШИ им. И.Ф. Стравинского
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности взаимоотношений преподавателя и ученика в музыкально-педагогическом процессе"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

И УЧЕНИКА В МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Солодова Татьяна Николаевна,

преподаватель ДШИ им. И.Ф. Стравинского. Санкт-Петербург.

Педагогическое мастерство учителя музыки включает в себя

специальные

знания:

музыкально-педагогические,

музыкально-

теоретические,

музыкально-психологические,

музыкально-

исполнительские.

Многообразие

и

сложность

задач

по

созданию

оптимальных условий для полноценного развития личности человека

делают

проблемы

педагогического

мастерства,

педагогической

деятельности особенно актуальными.

На основании проведенных психологических исследований были

выделены комплексы характеристик авторитетного и неавторитетного

преподавателя, у авторитетных преподавателей отмечаются высокая

педагогическая наблюдательность, уважение к учащимся, стимулирование

их

активности

и

интеллектуальной

деятельности,

гибкость

и

нестандартность в принятии педагогических решений, удовлетворение от

процесса общения с учащимися. У неавторитетных педагогов преобладают

жесткие, авторитарные методы в педагогическом общении, наличие

коммуникативных стереотипов в процессе преподавания, монологичность

общения, неумение уважать обучаемых независимо от их успехов в учебе.

С точки зрения педагогики, главной задачей преподавателя является

облегчение

и

одновременно

стимулирование

процесса

учения

для

обучаемого, интеллектуальную и эмоциональную обстановку, атмосферу

психологической поддержки.

1. Преподаватель сможет создать в классе нужную атмосферу,

если он будет руководствоваться определенными принципами.

С самого начала и на всем протяжении учебного процесса

преподаватель должен демонстрировать полное доверие к обучаемым:

- Он должен помогать обучаемым в формулировании и уточнении

целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым

обучаемыми в отдельности.

- Он должен всегда исходить из того, что у обучаемых есть

внутренняя мотивация к обучению.

- Он должен выступать для обучаемого как источник разнообразного

опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с

трудностями в решении той или иной проблемы.

- Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого обучаемого.

-

Он

должен

развивать

в

себе

способность

чувствовать

эмоциональный настрой группы и принимать его.

- Он должен стремиться к достижению эмпатии, позволяющей

понимать чувства и переживания каждого учащегося.

2. Компоненты, занимающие существенное место в структуре

педагогических личностных способностей.

Дидактические

способности

-

способности

преподавателя

передавать обучаемым учебный материал, делать его доступным для них,

преподносить им проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету.

Преподаватель

с

дидактическими

способностями

умеет

в

случае

необходимости делать трудное легким, сложное - простым, непонятное -

ясным и понятным. Профессиональное мастерство, как мы его понимаем

сегодня, включает способность не просто доходчиво преподносить знания,

популярно и понятно издавать материал, но и способность организовать

самостоятельную работу обучаемых, самостоятельное получение знаний,

умно и тонко дирижировать познавательной активностью обучаемых,

направлять ее в нужную сторону.

Академические способности - способности к соответствующей сфере

обучения. Способный преподаватель знает предмет не только в объеме, а

значительно шире и глубже, абсолютно свободно владеет материалом,

проявляет к нему интерес.

Перцептивные способности - способности проникать во внутренний

мир обучаемого,

как личности,

психологическая наблюдательность,

связанная с тонким пониманием личности обучаемого и его временных

психологических

состояний.

Способный

преподаватель

по

незначительным признакам, небольшим внешним проявлениям улавливает

малейшие изменения внутреннего состояния обучаемого.

Речевые способности - способность четко и ясно выражать мысли и

чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики, это одна из

важнейших способностей профессии преподавателя, так как передача

информации

от

преподавателя

к

обучаемому

носит

в

основном

невербальный характер. Изложение материала должно строится так, чтобы

максимально

активизировать

мысль

и

внимание.

Соответственно,

преподавателю необходимо избегать длинных фраз, сложных словесных

конструкций, трудных терминов и формулировок. Наряду с этим надо

учитывать, что излишне лаконичная, краткая речь часто бывает мало

понятой учащимися. Чтобы оживить речь очень хорошо подойдет шутка,

легкая доброжелательная ирония. Речь преподавателя - это живая,

эмоциональная, образная речь, в которой отсутствуют грамматические,

стилистические,

фонетические

ошибки.

Однообразная,

тягучая,

монотонная речь вызывает скуку и не воспринимается. Темп речи во много

зависит от индивидуально - психологических особенностей преподавателя.

Торопливый темп, однако, мешает усвоению и быстро утомляет. Это

касается и громкости речи. Во всем должна быть мера.

Организаторские

способности

-

способности

организовывать

учебную работу с учеником, свою собственную работу. Организация

собственной работы предполагает умение правильно планировать и

самому контролировать ее.

Коммуникативные

способности

-

способности

к

общению

с

обучаемыми, умение найти правильный подход к обучаемым, установить с

ними контакт. Одним из появлений педагогического такта является

чувство

меры

в

отношении

применения

любого

педагогического

воздействия (поощрения, наказания). Отсутствие педагогического такта

часто приводит к тяжелыми последствиям.

Педагогическое

воображение

-

это

способность

предвидения

последствий своих действий, это умение прогнозировать развитие тех или

иных событий. Эта способность тесно связана с оптимизмом, верой в

обучаемого, в его способности и ум.

Способности к распределению внимания одновременно между

несколькими

видами

деятельности

имеет

особое

значение

для

деятельности преподавателя.

Преподаватель,

разумеется,

должен

обладать

целым

рядом

положительных качеств, таких как устремленность, справедливость,

настойчивость, трудолюбие. Особое значение имеет такое качество как

выдержка, умение владеть собой, своим настроением, темпераментом.

Конечно, в данном случае большое значение имеет тип нервной системы и

произвольно изменить его нельзя. Но в каком-то смысле им можно

управлять,

стараться

сдерживать

отрицательные

проявления

своего

темперамента.

Преподаватель

может

быть

представителем

любого

темперамента, самое главное - использовать положительные стороны

своего типа.

3. Авторитет преподавателя

- интегральная характеристика его

профессионального,

педагогического

и

личностного

положения

в

коллективе, которое проявляется в ходе взаимоотношений с коллегами,

учащимися и оказывает влияние на успешность учебно-воспитательного

процесса. Авторитет преподавателя складывается из двух составляющих:

авторитета роли и авторитета личности. Если несколько лет тому назад

преобладал

авторитет

роли,

то

сейчас

основное

-

это

личность

преподавателя,

его

яркая,

неповторимая

индивидуальность,

которая

оказывает

воспитывающее

(педагогическое)

и

психотерапевтическое

воздействие на обучающихся.

Авторитет преподавателя формируется при достаточно высоком

уровне развития трех типов педагогических умений: «предметных»

(научные знания); «коммуникативных» (знания о своих учениках и

коллегах); «гностических» (знание самого себя и умение корректировать

собственное поведение).

Роль

преподавателя

расширяется

через

диапазон

его

психологического

и

педагогического

воздействия

на

обучаемых.

Преподаватель уже не может быть только проводником знаний и

информации, он должен быть педагогом, психологом, психотерапевтом.

От этого во многом зависит успешность его педагогической деятельности.

4. Основные показатели авторитетности личности педагога:

1) соотношение самооценки преподавателя с оценкой его личности

учащимися и коллегами;

2) умение воспринимать и перерабатывать противоречивую и

сложную

информацию,

находить

достойный

выход

из

трудной

педагогической и жизненной ситуации.

Считается, что в личности преподавателя необходимо сочетание

личностных и деловых качеств.

Таким образом, одной из первоочередных задач, стоящих перед

преподавателем, является утверждение себя как авторитетного источника

информации, авторитет сразу же обеспечит доверие и интерес к

информации.

Необходимо обратиться к основным трудностям и проблемам,

которые чаще всего встречаются в педагогической деятельности.

Наиболее значимые из них:

- неумение анализировать все компоненты собственной деятельности

и себя как личности и индивидуальности;

-

недостаточное

понимание

индивидуально-психологических

особенностей обучающихся и неумение их учитывать;

- неумение построить процесс коммуникации с учащимися и

коллегами;

- неумение управлять своими психологическими состояниями и

преодолевать психологические барьеры.

Следует научиться преодолевать эти трудности. Всем известно, что

управление другими начинается с управления собой. Каждому нужно

иметь представление о своих особенностях, способностях, т.е. необходимо

познать

себя

составить

свой

психологический

портрет,

учиться

педагогической коммуникации.

Как преподаватели оценивают обучаемых? Они единодушны в

оценке интеллекта - умный, способный или, наоборот, глупый, тугодум.

Гораздо труднее дается оценка личностных особенностей, здесь множество

разных мнений об одном и том же обучаемом.

Чтобы не ущемлять достоинства личности обучаемых при оценке их

знания и поведения, важно помнить, что всякая педагогическая ситуация

является результатом деятельности обучаемых и преподавателя, поэтому

педагог ответственен за решение ситуативной проблемы, даже если

последняя возникла без его непосредственного участия.

5. Некоторые средства, помогающие воздействовать на учащихся:

Самое первое, самое обязательное нравственное требование к

педагогу - он должен любить своих учеников. Причем любить всех, и

хороших, и «плохих». Необходимо все время помнить, что каждый

обучаемый - это личность со своими индивидуальными особенностями.

Очень важная и совершенно обязательная вещь - презумпция

природного ума обучаемого. Недопустимо, когда преподаватель заранее

уверен, что обучаемый глупее его. Только считая своих учеников умными,

можно раскрыть возможности тех, кому мешают сделать это особенности

психологии или неудачный опыт учения.

Очень важно, какой образ преподавателя запечатлеется в душах

обучающихся. Но есть существенное отличие от образа политика, который

общается со своими избирателями лишь очень краткое время. Поэтому для

него разные способы «пускания пыли в глаза» могут сыграть решающую

роль. Если у преподавателя есть недостатки, о которых не должны знать

обучаемые, то единственное, верное средство скрыть их - преодолеть их в

себе.

Иначе,

скорее

всего

обучаемые

«раскусят»

неискренность.

Разумеется, речь здесь идет не о физических пороках. Но вот в

эмоциональной и нравственной сферах естественность является сильным

средством, действующим в пользу преподавателя.

Часто естественность поведения преподавателя сглаживает в глазах

обучаемых небольшие отклонения от принятых норм поведения. Что

касается харизмы, скорее всего сильнее всего на нее работает сочетание

трех элементов: компетентности в искусстве, любви и уважения к

обучаемым и естественности поведения.

Итак,

для создания взаимодействия преподавателя с обучаемым

необходимо ориентироваться на повышение активности обучаемых,

установление с ними обратной связи, создание дружелюбной атмосферы

совместного решения поставленных задач, усиление авторитетности

источника информации.

Может

предоставлять

практический

интерес

следующая

рекомендация педагогам: необходимо поступать так, чтобы у обучаемых

создалось ощущение собственной значимости. И в заключении хотелось

бы сказать о том, какую ценность ученик представляет для педагога. Во-

первых, ученик тот человек, который может оценить и безоговорочно

признать искусство педагога, его умение преподавать. Во-вторых, ученик –

это человек, совершенно необходимый педагогу как субъект любви. В-

третьих,

ученик

любящий

и

вырастающий

в

музыканта,

есть

реализованный смысл жизни педагога.

Учитель музыки, развивая творческие возможности воспитанников, в

поисках наиболее адекватных методов обучения и воспитания сам

является творцом и новатором. Творчество учителя охватывает разные

стороны его деятельности: построение занятий, репетиций, работу над

организацией

коллектива

детей

в

соответствии

с

возрастными

и

индивидуальными особенностями, проектирование личности, выработку

стратегии и тактики педагогической деятельности в целях оптимального

решения задач всестороннего развития ребенка.

Литература

1. Волобуева Е. В. Особенности взаимоотношений учителя и

младшего школьника // Молодой ученый. — 2018. — № 8 (194). — С. 111-

115.

2. Казанская В.Г. Педагогическая психология: Учебное пособие. -

СПб.: Питер, 2003. - 366 с.

3. Овечкин Д. А., Утёмов В. В. Диалог как творческое

взаимодействие учителя и учащихся // Приложение «Современные

молодежные исследования. Выпуск 1» - Концепт. – 2013.

4. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом

процессе: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1997.

5. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. Минск, 1998.

6. Слепцова, С.А. Учитель и ученик: причины возникновения

конфликтов // Молодой ученый, 2010. - №3. - С.261-263.

7. Сырова Н.В. Проблемы формирования культуры

взаимоотношений педагогов и учеников // Молодой ученый, 2015. - №11. -

С.1486-1490.



В раздел образования