Напоминание

"Система работа психолога с подростками, имеющими трудности в социальной адаптации"


Автор: Рожнова Ольга Семеновна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: ОГАОУ многопрофильный лицей №20
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Система работа психолога с подростками, имеющими трудности в социальной адаптации"
Раздел: среднее образование





Назад




ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 20

Система работы психолога с подростками,

имеющими трудности в социальной адаптации

Автор: педагог-психолог ОГАОУ

многопрофильного лицея №20

Рожнова Ольга Семёновна

Ульяновск, 2022

Актуальность.

Социальная адаптация - это процесс овладения системой знаний, норм,

ценностей,

установок

и

правил

поведения,

которая

поддерживается

конкретным обществом, социальной общностью или группой. Социальная

адаптация является обязательной предпосылкой и результатом успешной

социализации ребёнка. Социально-психологический аспект адаптации стал

особенно важным в последние несколько десятилетий. Общим показателем

успешного

процесса

адаптации

является

взаимная

удовлетворенность

человека и социальной среды. Человек без долгих внутренних и внешних

конфликтов избирает жизненный путь, принимает решения, продуктивно

реализует свою деятельность. Подростковый возраст является самым

трудным и сложным периодом из всех возрастов. Это особый кризисный этап

развития личности. Диапазон актуальных проблем очень широк: от легких

психоэмоциональных

нарушений

поведенческого,

коммуникативного

и

нравственного характера до серьезнейших форм пограничных психических

расстройств

(нервных

расстройств),

которые

могут

выражаться

в

саморазрушающем,

асоциальном,

девиантном

и

антиобщественном

поведении. Социализация подростка, приобретение им социального опыта

происходит

по

мере

все

большего

вовлечения

в

разнообразные

и

многоплановые отношения в школе, по мере расширения его связей с

внешним миром. Когда подросток осваивает разные способы взаимодействия

со школьной средой, это позволяет ему успешно удовлетворять свои

потребности, не причиняя вреда себе и другим, можно с уверенностью

сказать, что он успешно социализировался.

Психолого-педагогическое сопровождение выступает как комплексная

технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач

развития,

обучения,

воспитания,

социализации.

Задачей

психолого-

педагогического сопровождения в основной школе является адаптация к

новым условиям обучения, помощь в решении личностных проблем и

проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика

неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и

сверстниками, профилактика девиантного поведения.

К основным проявлениям дезадаптации подростков, как правило, относятся

выраженные нарушения поведения, снижение познавательной активности,

отрицание

и

несоблюдение

принятых

в

школе

норм

и

ценностей,

эмоциональные

вспышки,

проявление

поведенческого

негативизма,

конфликты с одноклассниками и учителями. При этом необходимо отметить,

что причины возникновения данного симптомокомплекса зачастую выходят

за пределы школы. [3, с.21].

Концептуальные основы.

Школа является одним из важнейших институтов социализации и обладает

необходимыми ресурсами для решения обозначенной проблемы.

Одним из

возможных

средств,

направленных

на

решение

проблем

социальной

адаптации

является

использование

технологии

«форум

-

театр».

Основоположником данной методики является создатель народного театра

Бразилии Августо Боаль. Специфика форум - театра – совместный поиск с

актерами и зрителями спектакля путей решения проблемы и выхода из

трудной

жизненной

ситуации.

Темы

сцен

могут

быть

самыми

разнообразными: внутренние конфликты в семье, вопросы, касающиеся

алкоголизма, наркомании, здорового образа жизни, отвержение в классе и не

только, одиночество, горе. Его отличительная особенность – отсутствие

рекомендаций и советов, как необходимо себя вести. В ходе спектакля

зритель

может

приостановить

действо,

и

своим

примером

продемонстрировать, как, на его взгляд, можно изменить ситуацию. Даётся

возможность самому разработать алгоритм, создать модель правильного

поведения в безнадежном, на первый взгляд, положении.

В широком смысле под данным средством воздействия на личность

подростка понимают методы ненаправленной арт-терапии, реализуемые

через постановку этюдов на значимые для подростка темы. Реализация

данной технологии позволяет создать модель реальной жизни, информирует

о наличии таких проблем в окружающем ребёнка социуме.

Форум - театр позволяет демонстрировать негативное влияние проблем на

жизнь

подростка,

их

последствия

и

позволяет

продемонстрировать

альтернативные

варианты

возможных

поведенческих

реакций

при

возникновении и угрозе подобных ситуаций [1, с.27].

В процессе работы реализуются задачи педагогического воздействия, одна из

них – воздействие на личность подростка, развитие поведенческого

репертуара,

формирование

ценностных

и

жизненных

ориентиров.

Следующая задача – воздействие на развитие коммуникативных связей и

общения, возникающих в ходе творческой деятельности.

Подросток

включается в учебно-творческий процесс, подразумевающий общение как с

другими участниками коллектива, так и с педагогом. Данное направление

работы позволяет преодолеть эмоционально-коммуникативные барьеры в

общении, сложности в общении внутри подросткового коллектива. И,

наконец, третья задача – воздействовать на подростка с целью формирования

художественного вкуса и развитие у него способностей к восприятию

культурных ценностей, их самостоятельном познанию.

Таким образом, форум - театр обладает рядом специфических особенностей,

позволяющих

успешно

включать

данную

технологию

в

работу,

направленную на коррекцию поведенческих проявлений дезадаптации.

Было давно замечено, что способность и возможность человека играть

чужую роль помогает ему лучше приспособиться к окружающему миру.

Темы, выбираемые для ролевой импровизации, должны соответствовать

жизненному опыту участвующих.

Цель: создание условий для развития жизненно необходимых навыков и

формирование адекватных, конструктивных способов решения проблем у

подростков с проблемами поведения через возможности разнообразных форм

активности

(сюжетно-ролевых

игр,

интервью,

групповых

дискуссий,

элементов арт - терапии, форум - театра).

Задачи:

Эмоциональная стимуляция и активация подростков с проблемами в

поведении;

Развить навыки продуктивного взаимодействия в коллективе;

Помочь освоить умения и навыки активного общения и публичных

выступлений;

Закрепить новые формы поведения, способствующих социальной

адаптации; научиться применять их в жизненных ситуациях;

Содействовать процессу личностного роста, реализации творческого

потенциала подростка.

Структура организации занятий.

Система занятий имеет определённую структуру и состоит из трёх блоков.

Первый блок содержит занятия по снятию напряжения, развитию внимания,

двигательной активности, умений выражать переживания, эмоциональные

состояния, эмоциональные проблемы (Приложение 1.1).

Второй блок занятий посвящён развитию навыков уверенного поведения,

активного общения и публичных выступлений (Приложения 2,4,5).

Третий блок содержит занятия, посвящённые собственно «форум - театру»

(Приложение 1.2).

Рекомендуется постепенный переход к этюдам на значимые для подростков

темы,

дозированное

проведение

ролевых

процедур

с

постепенным

усложнением задач.

Каждое занятие также имеет определённую структуру, представленную в

таблице 1.

Таблица 1.

Структура занятия

Этапы

Вре

мя

Задачи

Средства

Роль ведущего

1

2

3

4

5

При-

ветст-

вие

5

мин

Обозначить

начало

занятия;

создание

особой

атмосферы,

подчеркнуть

безопасность

Определённые

Ритуалы

Обеспечить

участникам

комфортное

вхождение

в группу

Нача-

ло

рабо-

ты

5-10

мин

Самоопределение

подростков

(с чем пришли на

занятия, как сейчас

себя ощущают)

Ритуализиро-

ванная форма,

которая каждый

раз наполняется

новым

содержанием

Предоставить

каждому

участнику

возможность

поделиться своими

переживаниями,

помочь осознать и

принять

свои

чувства

Раз-

мин-

ка

5-10

мин

1.

Объединение,

сплочение группы.

2.

Развитие

межличностных

связей.

3.

Включение в

совместную

деятельность.

Психогимнасти-

ческие

упражнения.

Подвижные игры

с чётко

определёнными

правилами.

1.

Обозначение

правил и

границ.

2.

Обеспечение

безопасности

участников.

Работа

по

теме

30-

45

мин

Задачи соответствуют

теме занятия

Разнообразные

формы

активности

(сюжетно-

ролевые игры,

групповые

дискуссии,

интервью,

элементы арт-

терапии, форум -

театр и т.д.)

1.

Дать

участникам

определённую

информацию

в

доступной

форме.

2.

Предоставить

возможность

выразить

свои

чувства.

3.

Создать

условия

для

овладения

новыми

навыками,

основываясь на

полученном

опыте

и

информации.

Завер-

ше-

ние

заня-

тия

10-

15

мин

1.

Возможность

выплеснуть

накопившееся

напряжение.

2.

Завершение работы

в позитивном

эмоциональном

состоянии.

Рефлексия,

обратная связь от

участников.

Обеспечение

безопасности

участников.

Про-

ща-

ние

5

мин

Обозначить окончание

занятия

Определённые

ритуалы

Эмоциональная

поддержка

участников

Представленная система работы

предназначена для реализации в 5-х

классах.

Продолжительность работы группы: 1 раз неделю по 2 часа в течение

учебного года.

Тематическое планирование.

В соответствии с названными задачами занятия поделены на блоки. Общий

план проведения занятий приведён в таблице 3.

Таблица 3

Блоки и примерная почасовая разбивка занятий.

Блоки

Содержание занятий

Количество

часов

Блок 1

Снятие напряжения, развитие внимания,

двигательной активности, умений выражать

переживания, эмоциональные состояния,

эмоциональные проблемы.

16

Блок 2

Развитие навыков уверенного поведения,

активного общения и публичных выступлений

24

Блок 3

Реализация технологии «форум - театр».

24

Блок 4

Рефлексия, оценка эффективности работы.

4

Подведение итогов.

Методы и формы работы.

Курс проводится в игровой развлекательной форме, с использованием

элементов

тренинга,

конкурсов,

дискуссий,

интервью,

практических

выступлений.

Требования к материально-техническим условиям:

Помещение:

- светлая, просторная комната с круглым столом в центре и стульями вокруг

него.

Оборудование:

- мультимедийный проектор;

- принтер.

Канцелярские товары:

- бумага;

- ручки, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, краски.

Прогнозируемые результаты и критерии эффективности работы:

стремление к самопознанию;

развитие у подростков адекватных навыков общения;

развитие навыков решения жизненных проблем;

осознание личностных ценностей;

усиление личностных ресурсов, позволяющих позитивно воспринимать

будущее;

развитие способности принимать ответственность за собственное

поведение.

Для контроля эффективности могут быть использованы следующие

методы психологической диагностики:

метод наблюдений;

психологическая беседа, интервью;

экспертный опрос педагогов;

анкетирование.

Практическая значимость. Представленные приёмы и технологии могут

быть полезны психологам для занятий при формировании и развитии

коммуникативных навыков, эмоционально-волевой регуляции, расширении

поведенческого репертуара подростков с трудностями в поведении и

социальной адаптации.

Этапы проведения.

Работа в группе строится в соответствии с общими правилами групповой

психокоррекции и состоит из 4 стадий – установочной, подготовительной

или уточнения целей, реконструктивной, закрепляющей. Начиная со второй

стадии вводятся элементы технологии форум - театра с использованием

проблем и тем, актуальных для участников.

Установочная стадия (Блок 1)

Психолог подробно рассказывает, как будут проходить занятия, знакомит с

понятием социального театра. Важно заинтересовать подростков, показать,

какие возможности открывает участие в работе групп, что театральное

действие даёт им возможность пережить, «примерить» различные роли,

эмоции, получить опосредованный опыт. Эти аргументы, как название –

«театр», как правило, привлекают, так как у большинства подростков

выражены потребности к риску, эксперименту.

Психолог разъясняет подросткам, что им предлагается попробовать

описывать свои проблемы языком действий (игрой). Многие подростки

нередко испытывают такую установку как сложную, ненужную, испытывают

страх, тревогу и могут проявить негативизм при предложении сыграть ту или

иную ситуацию. Перед психологом стоит важная задача, убедить такого

подростка в необходимости участия в ролевых играх. Эту задачу можно

решить

посредством

доверительного

общения

с

подростком,

что

способствует формированию у него уверенности в своих силах. На

установочной

стадии

не

рекомендуется

проводить

ролевые

игры,

касающиеся основной проблемы подростка.

На одном из последующих занятий в беседе с подростками психолог

выясняет, какие проблемные ситуации они хотели бы инсценировать и

предлагает им составить список тем. Это имеет важное диагностическое

значение,

так

как

отражает

содержание

имеющихся

у

подростков

конфликтов. Предложенные участниками темы используются как этюды для

миниспектаклей в дальнейшей работе группы. Если у подростков возникнут

затруднения с выбором темы, то возможно использование новостной

хроники, информации из Интернет-ресурсов, социальных сетей и др.

Ключевой задачей ведущего является адаптация предлагаемого материала в

соответствии с возрастными особенностями школьников.

Игры для установочной стадии

Игры на снятие напряжения [2, с.266]:

Цель: сплочение, раскрепощение, спонтанность, двигательная активность.

1.

«Прогулка вслепую». Участники 2 минуты двигаются с открытыми

глазами, потом две минуты - с закрытыми глазами.

2.

«Контакт руками». Члены группы, свободно двигаясь, пожимают друг

другу руки, сначала с открытыми, затем с закрытыми глазами.

3.

«Прорыв в круг». Участники образуют круг, взявшись за руки, один из

членов группы пытается прорвать круг, попав внутрь.

4.

«Наши имена». Психолог предлагает участникам встать в круг. Каждый

участник по очереди делает шаг в круг, называя своё имя. Потом все

участники тоже делают шаг в круг и повторяют его имя. Сам участник не

двигается и наблюдает молча за этим.

5.

«Имя – движение». Как в предыдущем упражнении, по очереди

произносят имена, но сопровождают их движением.

6.

«Передача ритма по кругу». Вслед за одним из участников все повторяют

заданный им ритм.

Игры с использованием пантомим (психогимнастика) [7, с. 267].

Направлены на развитие умений выражать переживания, эмоциональные

состояния, эмоциональные проблемы:

1.

«Я иду по воде (лужам, ручью, берегу моря)».

2.

«Я иду по горячим камням».

3.

«Я иду по мостику над пропастью».

4.

«Иду в школу».

5.

«Возвращаюсь домой из школы».

6.

«Иду на встречу с другом или подругой».

7.

«Иду к врачу».

Каждая

игра

завершается

совместным

обсуждением

о

чувствах,

переживаниях в процессе проигрывания.

Игры на развитие внимания.

1.

«Передача воображаемого предмете по кругу»

2.

«Зеркало». Участники разбиваются на пары и по очереди зеркально

повторяют движения друг друга. Можно: в парах рассказать историю,

потом каждому максимально точно её рассказать.

Игры на сокращение эмоциональной дистанции [6, с. 125].

«Мостик». Разойтись с партнером на узком мостике.

«Воображаемое бревно». Распилить вдвоём бревно.

«Задание сесть на стул, занятый другим участником».

«Изобразить, что успокаиваешь обиженного человека».

«Передача чувства по кругу» Все сидят в кругу с закрытыми глазами. Один

из участников передаёт чувство своему соседу через прикосновение».

«Только

глаза».

В

парах

устанавливают

зрительный

контакт

без

использования слов. Потом проводится обсуждение своих чувств, ощущений

и переживаний.

Игры на понимание невербального поведения других.

1.

«Изобразить

чувство»

-

радость,

раздражение,

обиду,

сочувствие.

Изобразить характерные невербальные знаки каждого из участников

(жесты, мимика, позы). Угадать, чьи они.

2.

«Разговор через стекло». Договориться о чём-то с помощью жестов.

3.

Обратить на себя внимание членов группы.

Развитие артистических способностей и уверенности в себе.

1.

«Прямая осанка». Ходить с книгой на голове. Ходить с воображаемой

короной. На улице – держать взгляд параллельно земле.

2.

«Взгляд и мимика». Тренировать прямой взгляд, выдерживать прямой

взгляд, чтобы свободнее общаться, сохраняя чувство собственного

достоинства. Работая в парах, учиться выражать эмоции взглядом и

мимикой. Поочерёдно отрабатывать доброжелательно-мягкий и жёсткий

взгляд.

3.

«Жесты и позы». Тренировать свободные, естественные позы и жесты.

Держать руки свободно опущенными вдоль туловища, соблюдая прямую

осанку. В последующем – импровизированно сопровождать руками речь -

упражнение «Жестовый разговор», выполнять в парах, группах, перед

аудиторией.

4.

«Голос и интонация». Упражнение «Интонационный разговор» можно

проводить в парах, группах, перед аудиторией. Выбирается тема и

озвучивается.

5.

Развитие речевой активности. «Интервью», «Дискуссия» (Приложения 4,

5).

Приведённые техники и упражнения позволяют приобрести уверенность в

общении и публичных выступлениях, помогают раскрыться эмоционально;

освоить элементарные навыки владения мимикой, жестами, интонационной

выразительностью речи, манерой свободно держаться. Это позволяет группе

уверенно перейти к следующей стадии работы.

Вторая стадия (Блок 2): уточнение целей работы, сбор информации об

имеющихся проблемах участников.

Формы: психогимнастика, разыгрывание сюжетно-ролевых ситуаций,

проективные психодраматические игры, использование театральных

технологий (социальный театр), проективный рисунок.

Разыгрывание

ролевых

ситуаций

инициируется

психологом

в

ходе

дискуссий. Для разыгрывания роли каждый участник группы выбирает себе

тему и партнёра.

Возможные проблемные ситуации для использования в технологии

форум -театра (Приложение 1).

1.

«Трудный разговор». Подростку нужно разыграть перед группой

разговор, который является для него затруднительным, либо потому, что

сложные

взаимоотношения

с

кем-либо

(родителями,

учителями,

сверстниками) делают почти любой разговор с ними неприятным.

2.

«Просьба». Подростку нужно попросить что-то важное для себя у

человека, который не сразу склонен удовлетворить его просьбу.

3.

«Требование». Подростку нужно потребовать что-либо у человека,

который не склонен выполнять это требование.

4.

«Примирение». Нужно примириться с человеком, перед которым

подросток чувствует свою вину.

5.

«Обида». Выразить,

проговорить свою обиду другому человеку,

который, возможно, считает, что она заслужена.

6.

«Неудовольствие». Нужно выразить своё недовольство поведением

человека (одного из родителей, близкого родственника, учителя,

сверстника), считающего, что он поступает правильно.

Для разыгрывания ролевых ситуаций каждому участнику даётся 5-10 минут.

Остальное время нужно оставить для обмена впечатлениями: насколько

адекватным способом решал каждый участник конкретную ситуацию, какие

эмоции возникали у партнёров по отношению друг к другу, обсуждаются

моменты,

имеющие

значение

для

понимания

проблематики

каждого

участника группы.

На данном этапе участники могут предлагать собственные ситуации для

проигрывания.

В некоторых ситуациях методика разыгрывания ролевых ситуаций может

выполнять функцию поведенческого тренинга. Обычно это касается детей и

подростков с чувством неуверенности. Таким детям предлагается проиграть

ситуацию, в которой он испытывает неуверенность, скованность несколько

раз до тех пор, пока он не почувствует себя достаточно свободно, не

испытывая при этом отрицательных эмоций. Участнику группы предлагается

продемонстрировать в гипотетической ситуации неуверенный, агрессивный и

уверенный ответы (Приложение 2). Например, друг забыл вернуть ноутбук,

который попросил на время. Агрессивный ответ: «Я знал, что тебе нельзя

доверять, ты мне не друг, я хочу получить свой ноутбук!». Неуверенный

ответ: «Я знаю, что надоедаю тебе, но как ты думаешь, не можешь ли ты

вернуть мой ноутбук в ближайшее время?» Уверенный ответ: «Я считал, что

мы договорились, что ты вернёшь мне мой ноутбук сегодня. Я буду

признателен, если ты вернёшь мне его самое позднее время в среду» [5,

с.128].

Примеры ситуаций для развития навыка уверенного поведения:

Друг продолжает занимать вас разговором, а вы хотите уйти. Вы

говорите...

В магазине вас заинтересовала вещь, но вашего размера не оказалось.

Вы обращаетесь к продавцу-консультанту...

В магазине вам продали несвежий товар, вы обнаружили это дома.

Вернувшись в магазин, вы обращаетесь к продавцу…

Друг в компании приводит вас в смущение, рассказывая историю о вас.

Вы заявляете ему...

Вам незаслуженно поставили двойку…

Техника

на

умение

вести

беседу

(направлена

на

формирование

коммуникативных навыков подростков).

Все участники задают друг другу сначала закрытые, а потом открытые

вопросы, чтобы как можно больше узнать друг о друге, начиная со слов:

почему, зачем, каким образом и т.п. [2, с.272].

Игра «Кто я?» Все дети пишут на листке имя и фамилию лица, которого все

знают, но так, чтобы соседи не видели. Это может быть писатель, актёр или

кто-то

из

участников

группы.

Затем

психолог

предлагает

каждому

прикрепить свою записку на спину кому-либо из детей. Участникам

предлагается узнать, «Кто я?», задавая только закрытые вопросы [3, с.205].

Третий этап (Блок 3).

Использование ситуаций, предложенных участниками («форум –

театр»).

Нужно понять, какая и чья проблема в данный момент будет важна. На

стадии разогрева используются техники, позволяющие ввести главного героя

в ту жизненную ситуацию, которая будет разыграна. Главная цель состоит в

том, чтобы проблема была представлена в конкретном виде, с точностью

времени

и

места

действия

с

использование

технических

средств

-

мультимедийного комплекса, музыкального сопровождения. [1, с. 66].

На стадии инсценирования участник обретает возможность увидеть удачные

и неудачные социальные взаимодействия не только собственными глазами,

но и с точки зрения другого человека.

Техники:

1.

«Замена ролей». Классическая замена ролей –два участника обмениваются

ролями, например, двух спорящих участников меняют ролями и просят

продолжить спор, но уже с точки зрения другого.

2.

«Техника стульев». Используется в том случае, когда участник выражает

две тенденции в противоборствующей ситуации. Участник садится на

разные стулья, а психолог задает ему вопросы в каждой из его ролей. Эта

техника может помочь участнику принять решение.

3.

«Идеальный другой». Один из вариантов техники замены ролей.

Существующий в действительности значимый для участника человек

заменяется фантастическим образом, какого бы он хотел видеть возле

себя. Цель применения техники замены ролей - побудить участника

увидеть другие перспективы и научиться ценить различия между людьми.

«Больше всего учишься, когда играешь чужую роль» - Морено.

4.

Ролевая игра. Группа делится на два круга, внешний и внутренний. По

сигналу участники внешнего круга движутся по часовой стрелке,

внутреннего

против

часовой

стрелки.

По

сигналу

участники

останавливаются, поворачиваются лицом друг к другу. Находящиеся во

внешнем круге играют учителей, дающих указания по написанию

контрольной работы своим партнёрам во внутреннем круге, которые

играют учеников. В течение трёх минут идёт ролевая игра, потом две

минуты участники делятся мыслями и чувствами относительно своего

опыта. По сигналу ведущего опять начинается движение, затем по сигналу

останавливаются. На этот раз участники во внутреннем круге играют роли

продавцов, желающих что - то продать предполагаемым участникам из

внешнего круга. Через три минуты участники прекращают игру, две

минуты делятся впечатлениями.

Проективные рисунки.

Можно

использовать

проективные

рисунки,

которые

дают

дополнительный материал для дискуссий (совместное рисование одним

карандашом,

совместное

рисование

по

кругу).

Участникам

нельзя

договариваться о теме рисунка, пользоваться речью, при этом стимулируется

спонтанность,

позволяет

ослабить

сознательный

контроль.

Основная

функция

проективного

рисунка

выявление

и

понимание

трудновербализуемых проблем и переживаний подростков.

Затем

возможно

использование

абстрактных

тем

с

последующим

обсуждением в группе: счастье, любовь, агрессия, сплочённость. Сначала

группа говорит о том, что хотел выразить автор и как они поняли его

рисунок, потом говорит автор рисунка [6, с.87].

Четвёртый этап. Подведение итогов (Блок 4).

Проводится оценка эффективности работы, выясняется мнение подростков,

что дали занятия с использование технологий форум - театра каждому

участнику, что было трудным, что получилось.

Решение поставленных задач в ходе группового процесса достигается путём

направленного воздействия на основные компоненты отношений личности

подростка: познавательный, эмоциональный, поведенческий. Адекватное

отношения к себе, расширение когнитивного компонента (знания о себе,

понимание своей личности, своего поведения) ведёт к адекватной регуляции

поведения подростка, росту его адаптационного потенциала. Благодаря

наличию

обратной

связи

каждый

из

участников

группы

получает

информацию о том, какие эмоциональные реакции у окружающих вызывает

его поведение. Межличностное взаимодействие подростков становится более

гибким и эффективным.

Анализ некоторых результатов работы.

Анализ первоначального состояния подростков, которым было предложено

участвовать в работе группы, позволил констатировать следующие факты:

У

подростков

не

наблюдалось

стойкого

желания

участвовать

в

предлагаемой деятельности;

Подросткам не хотелось оставаться на занятия после уроков;

Был непонятен смысл подобных занятий.

Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 2.

Параметр оценки

Результат (по данным анкетирования

)

Положительная

оценка

Отрицательная

оценка

Желание участвовать в работе

группы (начальный этап)

37, 5%

62, 5%

Желание участвовать

в работе после двух первых

месяцев занятий

87,5%

12,5%

Понимание

социальной

значимости занятий

62, 5%

37, 5%

Среди основных сложностей, возникающих в процессе работы группы,

подростками были обозначены следующие: чувство стыда, усталость, боязнь

публичных выступлений, боязнь «опозориться».

После двух месяцев работы подростки стремились проявить собственную

социальную

активность,

легче

и

быстрее

включались

в

процесс,

с

удовольствием начинали осваивать предлагаемые приёмы и техники,

творчески относиться к заданиям. Особое место занимал поиск подростками

музыкальных композиций, которые были также включены в текущую работу

(Приложение 3). Анализ работы группы позволил выделить некоторые общие

особенности, определяющие возможности форум - театра в решении проблем

подростков с проблемами в поведении. Одной из них является возможность

посредством театрального действия начать диалог с подростком, возбудить

его интерес, самостоятельно сформировать свое отношение к проблеме и

выстроить собственную стратегию действий в кризисной ситуации. Это

происходит за счёт того, что в основе этюдов лежит актуальная для

подростка проблема. Встречаясь с ней в безопасной обстановке, наблюдая ее

со стороны, он имеет возможность обнаружить наличие этой проблемы в

своей жизни, оценить действия героев и сопоставить их с собственными,

выработать свое отношение к тому или иному образцу поведения, увидеть

последствия той или иной стратегии поведения на чужом опыте, не

подвергаясь лично их влиянию.

Итак, включение технологий форум - театра в коррекционно-развивающую

работу показывает, что данная технология может существенно повысить

уровень осознанности подростка в оценке влияния деструктивных форм

поведения на собственную жизнь и благополучие, а также способствует

развитию способностей к принятию рациональных, конструктивных решений

в отношении своей жизни, здоровья и поведения.

Таким образом, форум-театр является уникальной возможностью решить

многие социальные проблемы, помочь в адаптации подростков, воспитать

уважение к каждому человеку, помочь в развитии и социализации.

Список литературы

1. Агавелова А.Э., Иванян Р.Г., Петросян, Г.А. Социальный театр: спектакль

плюс… / А.Э. Агавелова, Р.Г. Иванян, Г.А. Петросян. – Спб., 2010. – с.92.

2. Мамайчук И.И., Смирнова М.И. Психологическая помощь детям и

подросткам с расстройствами поведения. / И.И. Мамайчук, М.И. Смирнова –

СПб.: Речь, 2018. – с. 561.

3. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях:

профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги / авт.

составитель М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова. / – Волгоград: Учитель, 2017. –

с.226.

4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. / Е.И. Рогов. – М:

АСТ, 2008. – с. 671.

5. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. / В.Г.

Ромек. – СПб.: Речь, 2015. – с.174.

6. Тарарина Е. Практикум по арт-терапии в работе с детьми. / Е. Тарарина. –

М.: ООО «Вариант», 2019. – с. 248

7. Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. / Н.Ю. Хрящева. – СПб.:

Речь, 2014. – с.272.

Приложение 1.

Карточки - задания для занятий.

Развитие умений выражать переживания, эмоциональные состояния,

эмоциональные проблемы.

Покажи: «Я иду по воде».

Покажи: «Я иду по лужам».

Покажи: «Я иду по ручью».

Покажи: «Я иду по берегу моря».

Покажи: «Я иду по горячим камням».

Покажи: «Я иду по мостику над пропастью».

Покажи: «Я иду в школу».

Игры на сокращение эмоциональной дистанции.

«Мостик». Нужно разойтись с партнёром на узком мостике.

«Воображаемое бревно». Нужно распилить вдвоём бревно.

«Задание; нужно сесть на стул, занятый другим участником».

«Изобразить, что успокаиваешь обиженного человека».

Понимание невербального поведения других.

«Изобразить чувство» - радость, используя жесты, мимику, позы.

«Изобразить чувство» - раздражение, используя жесты, мимику, позы.

«Изобразить чувство» - обиду, используя жесты, мимику, позы.

«Изобразить чувство» - сочувствие, используя жесты, мимику, позы.

«Разговор через стекло». Договориться о чём-то с помощью жестов.

Обратить на себя внимание членов группы.

Приложение 1.2

Ситуации и темы для технологии «форум – театр».

«Трудный разговор». Разыграть перед группой разговор, который является

для тебя затруднительным (с родителями, учителями, сверстниками)

«Просьба». Попросить что- то важное для себя у человека, который не

сразу склонен удовлетворить твою просьбу.

«Требование». Нужно потребовать что-либо у человека, который не

склонен выполнять это требование.

«Примирение». Нужно примириться с человеком, перед которым ты

чувствуешь свою вину.

«Обида». Выразить, проговорить свою обиду другому человеку, который,

возможно, считает, что она заслужена.

Приложение 1.3

Развитие навыка уверенного поведения.

Друг продолжает занимать тебя разговором, а ты хочешь уйти.

Ты говоришь...

В магазине тебя заинтересовала вещь, но твоего размера не оказалось.

Ты обращаешься к продавцу-консультанту...

Тебе очень хочется познакомиться со сверстником (сверстницей)…

В магазине тебе продали несвежий товар, ты обнаруживаешь это дома.

Вернувшись в магазин, ты обращаешься к продавцу…

Тебе незаслуженно поставили двойку…

Приложение 2.

Характеристики уверенного, неуверенного и агрессивного поведения

[5,

с.168]

Агрессивное

поведение

Уверенное

поведение

Неуверенное поведение

Контакт глаз

Пристальный взгляд

прямо в глаза

собеседнику.

Устойчивый контакт

глаз в момент

предъявления

Отсутствие контакта глаз:

смотрят себе под ноги, в

потолок, но не в глаза

требований, отводят

взгляд, когда слушают

возражения.

собеседнику.

Дистанция

общения

Минимальная. На

партнёра всё время

наступают,

вторгаются на его

территорию.

Соответствует

принятым в данной

среде стандартам

дистанции

официального общения.

Стремится к увеличению: от

партнёра отступают,

начинают говорить с ним с

большого расстояния.

Жестикуляция

Бурная. Размахивают

руками, совершают

шумные и хаотичные

движения, стучат

дверями и пр.

Соответствует смыслу

сказанного

Напряжённая. Дрожь и

хаотичные движения.

Судорожно перебирают

бумаги, не знают, куда деть

руки.

Тон, громкость

голоса

Крики, вопли,

угрожающие

интонации.

Собеседника не

слушают, не дают

договорить.

Говорят достаточно

громко, чтобы быть

услышанным.

Уверенные интонации.

Собеседника

внимательно

выслушивают.

Говорят тихо, сбивчиво,

стремятся сократить паузы

в разговоре. Фразы

неоправданно затянуты.

Чувства

Злость, ярость

Спокойствие,

уверенность

Страх, тревога, вина

Содержание

речи

Упрёки, угрозы,

приказы, оскорбления

Информирование о

своих правах, желаниях,

намерениях, действиях

Оправдания, извинения,

объяснения

Местоимение:

я, мне

В фразах,

содержащих угрозы

Указывает на тот факт,

что именно я сам стою

за данным требованием

Используется

неопределённая форма

глагола, речь от третьего

лица

Содержание

требования

Угрозы, приказы

Краткое и чёткое

Понять, что именно хочет

человек – невозможно – об

этом не говорят

Обоснование

Не даётся

Краткое и чёткое

Обоснование излишне

длинное и путаное,

насыщено извинениями и

ненужными объяснениями

Приложение 3.

Музыкальные произведения [4, с.221]:

для снятия психического напряжения

П.И. Чайковский «Сладкие грёзы»

Я. Сибелиус «Грустный вальс»

Ф.П. Шопен «Фантазия – экспромт»

Д.Д. Шостакович романс к кинофильму «Овод»

Ф. Шуберт «Аве-Мария»

при переутомлении и нервном истощении

Э. Григ «Утро»

М. Огинский «Полонез»

при меланхолическом настроении

Л. Бетховен «К радости»

Ф.П. Шуберт «Аве Мария»

при раздражительности, гневливости

Р. Вагнер «Хор пилигримов»

П.И. Чайковский «Сентиментальный вальс»

Приложение 4

«Интервью».

Примерный перечень «каверзных» вопросов для развития речевой

активности.

1.

Надеешься на подсказки при ответе у доски и как этим пользуешься?

2.

Какими шпаргалками пользуешься?

3.

Что говоришь родителям, если в дневнике двойка или замечание о

дисциплине?

4.

Зачем грубишь и не слушаешься учителей?

5.

Если нет желания учиться, то почему?

6.

Нравиться ли бездельничать и почему?

7.

За что обижаешься на других людей?

8.

За что можешь ненавидеть других людей?

9.

Расскажи о своей последней драке7

10. За что можешь похвалить себя?

11. Что будешь делать, если не сдашь ЕГЭ?

12. Что будешь делать, если не поступишь в университет?

13. Как представляешь свою жизнь после школы?

Приложение 5.

«Дискуссии»

Примерный перечень тем для тренинга общения и публичных

выступлений.

1.

Кого лучше иметь дома: кошку или собаку?

2.

Компьютер: полезно или вредно?

3.

Подсказка на уроке помогает или вредит однокласснику?

4.

Как лучше себя вести, если не подготовлено домашнее задание?

5.

Интернет помогает готовить домашнее задание или отвлекает?

6.

Как успевать выполнять домашнее задание и помогать родителям?

7.

Можно ли сочетать хорошую учёбу и занятия спортом, музыкой и др.?

8.

Ваш класс дружный или недружный и что нужно сделать, чтобы

сдружиться?

9.

Какие знания в жизни важнее – гуманитарные или технические?

10. Что лучше: получить образование в школе или дома?

11.В какой школе лучше учиться в государственной или частной?

12. Нужны ли изменения в нашей школе и какие?

13. Какие профессии сегодня самые модные?

14. Что лучше: выбрать модную профессию или ту, которая нравится?

Что лучше: стать бизнесменом, учёным или



В раздел образования