Напоминание

Урок русского языка в 6 классе по теме "Сложносокращенные слова"


Автор: Байбикова Елена Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СШ № 2 р.п.Новоспасское
Населённый пункт: р.р.Новоспасское Ульяновской области
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Урок русского языка в 6 классе по теме "Сложносокращенные слова"
Раздел: среднее образование





Назад




Открытый урок русского языка

по теме «Сложносокращенные слова»

Учитель русского языка и литературы МОУ СШ № 2 р.п.Новоспасское Байбикова Е.Н.

Класс: 6

Автор УМК :М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова.

Тип урока: изучение нового материала.

Формируемые УУД:

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим; самоопределение,

установление связи между целью учения и ее его мотивом, проявлять интерес к изучению

темы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное

сотрудничество в сборе и обработке информации,

владение монологической и диалогической формой речи; умение с достаточной полнотой

и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

умение полно и чётко выражать свои мысли, умение слушать, принятие решения и его

реализация.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости

от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование,

постановка и формулирование проблемы, применение методов информационного поиска;

поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение

задачи; подведение итогов,

Регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний, постановка и решение проблемы:

формулирование задач и целей урока; коррекция (внесение необходимых коррективов в

план и способ действия); контроль (сличение знаний с эталоном); саморегуляция,

осознание качества и уровня усвоения знаний; оценка результатов работы.

Ход урока

1 этап. Организационное начало.

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

«Гости в доме – хозяину радость!»

2 этап.

Актуализация знаний

- Какой раздел изучаем? («Словообразование»). Назовите способы образования новых слов

.

-Как образуются слова путем сложения?

На доске слова: МГУ, ООН, МЧС, универмаг, спецкор, и.т.д.

- Что это за слова? Что в них особенного?

(сложные, написаны сокращенно).

3 этап. Постановка темы и целей урока, усвоение нового материала.

Организует

диалог

с

обучающимися,

в

ходе

которого

конкретизирует

понятие

«Сложносокращенные слова»

3.1 Работа в тетради – запись числа, темы….

- Сложносокращенные слова называют аббревиатурой (Слайд 1) Ученик 1

- Порой очень часто сложносокращенные слова трудно расшифровать, давайте

попробуем:

МВД – Министерство Внутренних Дел

ЖКХ – Жилищное Коммунальное Хозяйство

Спецкор – специальный корреспондент

СМИ – средства массовой информации

Минобр – Министерство образования

Универмаг – универсальный магазин

Завхоз – заведующий хозяйственной частью и.т.д

- Запишем некоторые из них себе в тетрадь…..

- Что бы вам хотелось уточнить по данной теме, узнать? Какова задача на урок?

(постановка цели учащимися)

(Узнать, как образуются такие слова, что они обозначают, где употребляются).

- Что может послужить источником информации? (интернет, учебник)

3.2. Работа с учебником.

Как образуются …. Упр.218 стр.121 (работа с иллюстрацией)

- Это один из способов, а другие слова? (МГУ, ГИБДД?)

- Где мы можем найти информацию? (учебник, интернет,,, стр.121 учебника)

(самостоятельная

работа

с

новой

информацией

по

способам

образования

сложносокращенных слов)

- Чтобы съэкономить время начертим в тетради таблицу. Подписать первый столбик

«Сложение частей основ, состоящих из нескольких звуков»). (3 столбика)

- Внесите в названия колонок способы образования сложносокращенных слов.

……. Слайд 2 (сверяют со слайдом)

- В чем разница способов образования буквы и звуки? Буквы мы произносим в

соответствии в правилами орфоэпии (в алфавите), а звуки как слышим. (эРэФ, эМВД, но…

СМИ, НИИ, ЧОП)

- Возвращаемся к словам на доске. Распределите их в колонки таблицы в соответствии со

способом их образования. Допишите свои примеры в каждую колонку!!

….. Слайд 3. Взаимопроверка. Взаимооценка.

- Хотелось бы остановиться на аббревиатуре МГУ. С именем какого ученого связан этот

университет? (Ломоносов)

- Почему его именем назван? (Из истории создания университета) Слайд 4. Ученик 2

(стихи сочиненные Ломоносовым по дороге в Петергоф)

-

Продолжим

работу

в

закреплении

навыка

определения

способа

образования

аббревиатур. В этой же таблице выполняем упр.221 учебника (устно). Сначала прочитаем

слова.

- Что обозначает каждое слово?

- Каким способом образовалось?

Физминутка

- Я читаю слова, если слово сложное – хлопаем над головой в ладоши, простое –

подпрыгиваем… Пешеход, магистраль, КВН, сенокос, бездорожье, автопортрет,

энциклопедия, водопровод, Газпром, электричество, электросеть.

3.3 РОД сложносокращенных слов

-

Скажите, а как правильно? ГИБДД (проверил, проверила, проверило)

автомобили?

- Опять обращаемся к материалу учебника, стр.122. Образец рассуждения (читают,

делают вывод)

- Запишите предложение в тетрадь «ГИБДД проверила автомобили», выделите окончание.

Закрепление. Упр.222 стр.122

3.4 Сложносокращенные слова в современном языке

- Д. нам уже говорил об истории появления сложносокращенных слов, надо сказать, что

они образуются и в современном русском языке Слайд 5

Лавсан, УЕФА, ЛУКойл

ПФР, НЛО, СТО, АКПП, МОУ СШ, ИНН, ОАО, ООО, КПД,

ГИА, ЕГЭ, ОГЭ

- Аббревиатуры могут образовываться и от иностранных слов

PIN-код, SMS, VIP Слайд 6

4. Домашнее задание.

К следующему уроку записать в тетрадь аббревиатуры, имеющие место в нашем поселке

(на вывесках предприятий, в газете «Сельская правда», у родителей)

5. Рефлексия.

- Что нового вы узнали? Какие новые понятия сегодня узнали?

- Что полезного «почерпнули» сегодня на уроке?



В раздел образования