Автор: Байбикова Елена Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СШ № 2 р.п.Новоспасское
Населённый пункт: р.р.Новоспасское Ульяновской области
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Урок русского языка в 6 классе по теме "Сложносокращенные слова"
Раздел: среднее образование
Открытый урок русского языка
по теме «Сложносокращенные слова»
Учитель русского языка и литературы МОУ СШ № 2 р.п.Новоспасское Байбикова Е.Н.
Класс: 6
Автор УМК :М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова.
Тип урока: изучение нового материала.
Формируемые УУД:
Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим; самоопределение,
установление связи между целью учения и ее его мотивом, проявлять интерес к изучению
темы.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное
сотрудничество в сборе и обработке информации,
владение монологической и диалогической формой речи; умение с достаточной полнотой
и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
умение полно и чётко выражать свои мысли, умение слушать, принятие решения и его
реализация.
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование,
постановка и формулирование проблемы, применение методов информационного поиска;
поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение
задачи; подведение итогов,
Регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний, постановка и решение проблемы:
формулирование задач и целей урока; коррекция (внесение необходимых коррективов в
план и способ действия); контроль (сличение знаний с эталоном); саморегуляция,
осознание качества и уровня усвоения знаний; оценка результатов работы.
Ход урока
1 этап. Организационное начало.
Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
«Гости в доме – хозяину радость!»
2 этап.
Актуализация знаний
- Какой раздел изучаем? («Словообразование»). Назовите способы образования новых слов
.
-Как образуются слова путем сложения?
На доске слова: МГУ, ООН, МЧС, универмаг, спецкор, и.т.д.
- Что это за слова? Что в них особенного?
(сложные, написаны сокращенно).
3 этап. Постановка темы и целей урока, усвоение нового материала.
Организует
диалог
с
обучающимися,
в
ходе
которого
конкретизирует
понятие
«Сложносокращенные слова»
3.1 Работа в тетради – запись числа, темы….
- Сложносокращенные слова называют аббревиатурой (Слайд 1) Ученик 1
- Порой очень часто сложносокращенные слова трудно расшифровать, давайте
попробуем:
МВД – Министерство Внутренних Дел
ЖКХ – Жилищное Коммунальное Хозяйство
Спецкор – специальный корреспондент
СМИ – средства массовой информации
Минобр – Министерство образования
Универмаг – универсальный магазин
Завхоз – заведующий хозяйственной частью и.т.д
- Запишем некоторые из них себе в тетрадь…..
- Что бы вам хотелось уточнить по данной теме, узнать? Какова задача на урок?
(постановка цели учащимися)
(Узнать, как образуются такие слова, что они обозначают, где употребляются).
- Что может послужить источником информации? (интернет, учебник)
3.2. Работа с учебником.
Как образуются …. Упр.218 стр.121 (работа с иллюстрацией)
- Это один из способов, а другие слова? (МГУ, ГИБДД?)
- Где мы можем найти информацию? (учебник, интернет,,, стр.121 учебника)
(самостоятельная
работа
с
новой
информацией
по
способам
образования
сложносокращенных слов)
- Чтобы съэкономить время начертим в тетради таблицу. Подписать первый столбик
«Сложение частей основ, состоящих из нескольких звуков»). (3 столбика)
- Внесите в названия колонок способы образования сложносокращенных слов.
……. Слайд 2 (сверяют со слайдом)
- В чем разница способов образования буквы и звуки? Буквы мы произносим в
соответствии в правилами орфоэпии (в алфавите), а звуки как слышим. (эРэФ, эМВД, но…
СМИ, НИИ, ЧОП)
- Возвращаемся к словам на доске. Распределите их в колонки таблицы в соответствии со
способом их образования. Допишите свои примеры в каждую колонку!!
….. Слайд 3. Взаимопроверка. Взаимооценка.
- Хотелось бы остановиться на аббревиатуре МГУ. С именем какого ученого связан этот
университет? (Ломоносов)
- Почему его именем назван? (Из истории создания университета) Слайд 4. Ученик 2
(стихи сочиненные Ломоносовым по дороге в Петергоф)
-
Продолжим
работу
в
закреплении
навыка
определения
способа
образования
аббревиатур. В этой же таблице выполняем упр.221 учебника (устно). Сначала прочитаем
слова.
- Что обозначает каждое слово?
- Каким способом образовалось?
Физминутка
- Я читаю слова, если слово сложное – хлопаем над головой в ладоши, простое –
подпрыгиваем… Пешеход, магистраль, КВН, сенокос, бездорожье, автопортрет,
энциклопедия, водопровод, Газпром, электричество, электросеть.
3.3 РОД сложносокращенных слов
-
Скажите, а как правильно? ГИБДД (проверил, проверила, проверило)
автомобили?
- Опять обращаемся к материалу учебника, стр.122. Образец рассуждения (читают,
делают вывод)
- Запишите предложение в тетрадь «ГИБДД проверила автомобили», выделите окончание.
Закрепление. Упр.222 стр.122
3.4 Сложносокращенные слова в современном языке
- Д. нам уже говорил об истории появления сложносокращенных слов, надо сказать, что
они образуются и в современном русском языке Слайд 5
Лавсан, УЕФА, ЛУКойл
ПФР, НЛО, СТО, АКПП, МОУ СШ, ИНН, ОАО, ООО, КПД,
ГИА, ЕГЭ, ОГЭ
- Аббревиатуры могут образовываться и от иностранных слов
PIN-код, SMS, VIP Слайд 6
4. Домашнее задание.
К следующему уроку записать в тетрадь аббревиатуры, имеющие место в нашем поселке
(на вывесках предприятий, в газете «Сельская правда», у родителей)
5. Рефлексия.
- Что нового вы узнали? Какие новые понятия сегодня узнали?
- Что полезного «почерпнули» сегодня на уроке?