Напоминание

"Психолого-педагогические особенности развития младших подростков 10-12 лет"


Автор: Сонкина Анастасия Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО АДШИ им.К.М.Щедрина
Населённый пункт: город Алексин, Тульская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Психолого-педагогические особенности развития младших подростков 10-12 лет"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Сонкина Анастасия Ивановна,

преподаватель

МАОУ ДО «АДШИ им. К.М. Щедрина»

Психолого-педагогические особенности развития младших подростков

10-12 лет

Аннотация: В статье представлена информация о влиянии уроков по

изобразительному искусству на развитие

творческих способностей

младших подростков 10-12 лет.

Ключевые слова: Психолого-педагогические особенности подросткового

возраста, изобразительное искусство, творческие способности, творческое

мышление, познавательные процессы.

Подростковый возраст – период завершения детства, переход от

детства к началу взросления. В психолого-педагогических учениях нет

четких границ подросткового возраста, разные исследователи определяют

по-разному эти границы, в пределах от 10-11 до 16-17 лет ( Л.С.Выготский,

В.С.Мухина, Г.С.Абрамова, Д.Б.Эльконин, И.В.Шаповаленко). Обычно это

дети среднего звена школы от 10-11 до 14-15 лет. [4] Начало подросткового

возраста, с точки зрения психологии, связано с появлением нового в развитии

ребенка. Эти изменения в психическом развитии «возникают из ведущей

деятельности предшествующего периода».[7, 256]

В ходе учебной деятельности происходит развитие ребенка: от

познания мира в младшем учебном возрасте к началу осознания своего «Я»,

самообразованию,

самосовершенствованию

в

младшем

подростковом

возрасте.[7] «Благодаря переходу мышления на новую, более высокую

степень происходит перестройка всех остальных психических процессов,

память становится мыслящей, а восприятие думающим». [7, 256]

В результате развития мышления у младших школьников возникает

рефлексия

в

младшем

подростковом

возрасте,

которая

меняет

познавательную

деятельность

учеников,

начинается

осознание

своего

личного отношения к самим себе и к окружающим людям. У подростка

формируется самосознание, у него возникают представления и мысли о своей

личности и формируется самооценка [1]. Также у ребенка в возрасте 9-10 лет

начинает

формироваться

и

новая

социальная

позиция,

понимание

социального мира и своего места в нем.[6]

У подростка происходит оценка собственных качеств (особенностей,

знаний, умений, черт характера), которые он использует для решения

стоящих перед ним задач. [7, с.317-318.]

По мнения Д.Б.Эльконина, именно дети младшего подросткового

возраста способны к переходу учебной деятельности более высокого уровня.

[7]. С 10-12 лет подростки учатся базовым школьным знаниям и умениям. У

детей

формируются

умения

учиться

в

средней

школе

у

разных

преподавателей, правильно относиться как к успехам, так и к неудачам,

развиваются мотивации и интересы, а также навыки сотрудничества со

сверстниками. Подростки учатся правильно оценивать свои результаты и

сравнивать их с результатами других в

процессе соревнования. У них

формируется представление о себе, о своих знаниях и возможностях

развития, что укрепляет в них уверенность в себе и своих силах.[5, с.37.]

В результате процесса обучения у младших подростков формируются

умения

«самостоятельно

определять

учебные

задачи,

выбирать

рациональные приемы и способы их решения, контролировать и оценивать

свою работу». [2, с.187.]

Получить все необходимые знания и навыки подросток может только в

реальной школьной среде сначала в процессе обучения совместно с

учителем,

который показывает,

помогает

организовывать

действия

и

направляет ученика к нужной цели. В дальнейшем подросток учится

самостоятельно организовывать свою деятельность, достигая поставленных

целей.

В образовательном процессе младших подростков 10-12 лет большое

значение имеют занятия по изобразительному искусству, на которых

развиваются

все

познавательные

процессы:

ощущение,

восприятие,

воображение, внимание, память, мышление.

Внимание - психически познавательный процесс, сосредоточенность

человека

на

конкретных

предметах

и

явлениях.

Для

подростков,

обучающихся изобразительному искусству, внимание является важным

условием успеха в процессе познания окружающего мира, так как оно влияет

на активность мышления, на зрительное восприятие, на изучение объектов и

явлений.

В

средних

классах

у

детей

продолжают

развиваться

и

совершенствоваться

все

качества

внимания:

объем,

концентрация,

распределение, устойчивость внимания. У детей развивается произвольное

внимание, что позволяет им осмысливать учебный материал больший по

форме и содержанию, долго и концентрированно удерживать внимание на

изучаемом материале.

Развитие качеств внимания оказывает большое влияние на развитие

творческих способностей младших подростков, что позволяет им осваивать

более сложные задачи на занятиях по живописи и композиции.

Ощущения являются первым источником всех наших знаний об

окружающем мире. «Ощущение есть отражение конкретных, отдельных

свойств,

качеств,

сторон

предметов

и

явлений

материальной

действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент». [2,

с.78.]

Ощущения возникают при воздействии раздражителей на органы

чувств. Раздражителями являются предметы и явления окружающего мира.

Зрительные ощущения возникают при воздействии световых лучей на

световые рецепторы глаза и помогают человеку познавать освещенность,

цвет,

величину,

пропорции,

объем

предметов,

их

пространственное

расположение.

У подростков 10-12 лет ощущения уже достаточно развиты для того,

чтобы с высокой точностью различать цвета, что позволяет им точно

передавать

цвета

изображаемых

предметов,

их

насыщенность,

теплохолодность и светлоту. «В результате ощущения мы получаем знания

об отдельных свойствах и качествах предметов, а в результате восприятия мы

получаем целостный образ предмета или явления».[2, с.102.]

Восприятие

представляет

собой

сложный

психический

процесс,

который является совокупностью конкретных сочетаний и взаимодействий

различных ощущений, «что в свою очередь зависит от своеобразия связей и

отношений различных свойств, качеств, частей предметов и явлений».

Восприятие познается в одном процессе с ощущениями, на основе

существующего опыта в виде знаний и представлений об окружающем мире

путем осмысления сути воспринимаемого.

В процессе обучения изобразительному искусству подростки учатся

восприятию, то есть умению слушать, смотреть, выделять главное, важное,

связывая предметы и явления окружающего мира по смыслу.

У детей 10-12 лет процесс восприятия становится осмысленным,

логическим,

основанным на наблюдениях, получаемых знаниях, что

позволяет

более

глубоко

и

разносторонне

изучать

окружающую

действительность. В процессе восприятия большое значение имеют умения

подростков сравнивать, обобщать, конкретизировать предметы, явления и

события «в пространственных и временных взаимоотношениях».[2, с.102.]

Процесс восприятия тесно связан с процессом мышления, так как образы и

явления

выстраиваются

в

процессе

восприятия

путем

наблюдения,

размышления

и

осмысления,

уточнения

и

обобщения

с

помощью

мыслительного процесса.

Мышление является высшим познавательным процессом, который

направлен «на раскрытие общих и существенных свойств, признаков

предметов и явлений и имеющихся между ними закономерных связей»,

которые невозможно познать только с помощью органов чувств. Мышление

художника имеет свои особенности. Художник выражает свои мысли,

воплощая их через художественные образы в своих произведениях. Идеи и

образы возникают в процессе наблюдений, которые в результате творческого

процесса и воображения художника складываются из отдельных деталей в

зрительные образы, составляющие целостное произведение.

Художественные

образы,

отражающие

идеи

произведений

складываются

у

художников

также

в

результате

выявления

общих

закономерностей, отличительных сторон и признаков предметов и явлений с

помощью

абстрактно-теоретического

мышления.

Художники

имеют

своеобразный вид мышления, т.е художественное мышление, которое

складывается из наглядно-образного и абстрактно-теоретического мышления

«без преимущественного преобладания одного из них над другим» [3, с.163.]

Такой

особый

вид

мышления

позволяет

художникам

создавать

реалистические сюжетные произведения, которые отражают «связь между

формой и содержанием». [3, с.162.]

У подростков 10-12 лет происходит интенсивное развитие абстрактного

мышления. В процессе школьной деятельности ребенок стремится понять

явления и процессы, происходящие в реальном мире. Дети учатся логически

рассуждать и обосновывать результаты своих суждений, делать выводы. В

ходе самостоятельных рассуждений подростки могут правильно оценивать

свои и чужие поступки, находить ошибки, опираясь на собственные понятия

о морали. «Самостоятельность, критичность, активность мысли ведут к

творческому появлению мысли».[3, с.166.]

Воображение играет важную роль в трудовой деятельности и является

необходимым процессом в творческой деятельности человека.«Воображение

– это психический процесс создания нового в форме образов, представления

или идеи», основанной на объективной реальности. Художник во время

своей творческой деятельности создает что-то новое, основываясь на

наблюдениях

за

объектами,

явлениями,

предметами

реальной

действительности. [3, с.182.]

Выделяется два вида воображения – произвольное и непроизвольное.

Процесс непроизвольного воображения проявляется у человека, когда образ

или идея возникают ненамеренно. Произвольное воображение художник

использует намеренно в процессе создания чего-то нового и конкретного,

опираясь на отложившиеся в памяти образы и накопленные знания.

В создании воображаемого образа художник всегда опирается на

сохраненные в памяти образы

в разной степени, поэтому различают

воссоздающее и творческое воображение. Воссоздающее воображение

участвует в процессе создания художественных образов и объектов на основе

словесного описания (при создании иллюстраций к книгам), или на основе

условного изображения (при изучении чертежей, схематичных изображений

объектов).

Творческое

воображение

участвует

в

процессе

создания

самостоятельных новых, уникальных образов в произведениях, позволяет

отражать события и явления прошлого, настоящего и воображаемого

будущего. Чем больше накопленных образов и знаний в памяти художника,

тем реалистичнее и выразительнее создаваемые сюжеты.

Уроки по изобразительному искусству оказывают большое влияние на

развитие

воображения

у

школьников.

При

работе

над

созданием

художественных образов дети учатся использовать полученные знания и

наблюдения,

логическое

мышление.

Для

развития

художественной

деятельности подростки стремятся самостоятельно получать новые знания в

процессе изучения окружающей реальности, а также при изучении новых

школьных предметов.

Память имеет большое значение в жизни и деятельности человека, в

формировании его личности. «Память – это запечатление, сохранение и

последующее воспроизведение» прошлого опыта человека.[3, с.135.] Все, что

формируется у человека в процессе ощущения и восприятия, все предметы,

явления и образы, связанные с ними чувства и мысли, логические выводы и

действия сохраняются в памяти человека. С помощью памяти человек

накапливает знания, навыки и умения и может использовать их в дальнейшей

деятельности.

Также

с

помощью

памяти

формируется

отношение

к

окружающей действительности. Все, что хранится в памяти человека,

помогает в создании художественных образов в сюжетной композиции.

У младших подростков 10-12 лет интенсивно развивается словесно-

логическая память, что помогает им выявлять закономерности, делать

обобщения

и

выводы,

запоминать

абстрактные

понятия.

Словесно-

логическая память влияет на развитие образной памяти, что помогает

запоминать не только конкретные факты и понятия, но и общие, логически

связывать части в единое целое. В художественной деятельности развитие

словесно-логической и образной памяти помогает подросткам при создании

сюжетных композиций.

Таким

образом,

учитывая

психолого-педагогические

особенности

развития подростков 10-12 лет, можно сделать вывод, что подростковый

возраст является для детей одним из главных периодов в развитии новых

видов

учебного

взаимодействия

с

учителем

и

со

сверстниками,

в

самостоятельной организации своих действий при выполнении заданий

учителя и собственной деятельности. Также подростковый возраст имеет

особое значение для развития творческого мышления и является активным

периодом в развитии творческих способностей. Поэтому большое значение

имеют

уроки

изобразительного

искусства,

на

которых

у

ребенка

формируются моральные и эстетические качества, и развиваются все

познавательные процессы.

Обучение основам композиции является главной задачей в обучении

изобразительному искусству, т.к. данный предмет оказывает наибольшее

внимание на развитие творческих способностей подростков, мировоззрение,

развивает образное мышление и формирует художественное видение

окружающей

действительности,

а

также

помогает

в

развитии

индивидуальных способностей каждого ребенка.

Список литературы

1. Божович Л.Н. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.:

Просвещение, 1986.

2. Возростная и педагогическая психология/ Гамезо М.В., Петрова Е.А.,

Орлова Л. М.М.: Педагогическое общество России, 2003.

3. Кузин В.С. Психология /Под ред. Б.Ф.Ломова. Учебник. 2-е изд., перераб.

и доп.М.: Высш. школа, 1982.

4. Мухина В.С.Возрастная психология: феноменология развития, детство,

отрочество. М: «Академия», 1997.

5. Подросток в учебнике и в жизни/ Прихожан А.М., Толстых И.И.М.:

Знание, 1990.

6.

Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в

подростковом возрасте// Вопросы психологии. 1988.

7. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1889.



В раздел образования