Автор: Сонкина Анастасия Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО АДШИ им.К.М.Щедрина
Населённый пункт: город Алексин, Тульская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Психолого-педагогические особенности развития младших подростков 10-12 лет"
Раздел: дополнительное образование
Сонкина Анастасия Ивановна,
преподаватель
МАОУ ДО «АДШИ им. К.М. Щедрина»
Психолого-педагогические особенности развития младших подростков
10-12 лет
Аннотация: В статье представлена информация о влиянии уроков по
изобразительному искусству на развитие
творческих способностей
младших подростков 10-12 лет.
Ключевые слова: Психолого-педагогические особенности подросткового
возраста, изобразительное искусство, творческие способности, творческое
мышление, познавательные процессы.
Подростковый возраст – период завершения детства, переход от
детства к началу взросления. В психолого-педагогических учениях нет
четких границ подросткового возраста, разные исследователи определяют
по-разному эти границы, в пределах от 10-11 до 16-17 лет ( Л.С.Выготский,
В.С.Мухина, Г.С.Абрамова, Д.Б.Эльконин, И.В.Шаповаленко). Обычно это
дети среднего звена школы от 10-11 до 14-15 лет. [4] Начало подросткового
возраста, с точки зрения психологии, связано с появлением нового в развитии
ребенка. Эти изменения в психическом развитии «возникают из ведущей
деятельности предшествующего периода».[7, 256]
В ходе учебной деятельности происходит развитие ребенка: от
познания мира в младшем учебном возрасте к началу осознания своего «Я»,
самообразованию,
самосовершенствованию
в
младшем
подростковом
возрасте.[7] «Благодаря переходу мышления на новую, более высокую
степень происходит перестройка всех остальных психических процессов,
память становится мыслящей, а восприятие думающим». [7, 256]
В результате развития мышления у младших школьников возникает
рефлексия
в
младшем
подростковом
возрасте,
которая
меняет
познавательную
деятельность
учеников,
начинается
осознание
своего
личного отношения к самим себе и к окружающим людям. У подростка
формируется самосознание, у него возникают представления и мысли о своей
личности и формируется самооценка [1]. Также у ребенка в возрасте 9-10 лет
начинает
формироваться
и
новая
социальная
позиция,
понимание
социального мира и своего места в нем.[6]
У подростка происходит оценка собственных качеств (особенностей,
знаний, умений, черт характера), которые он использует для решения
стоящих перед ним задач. [7, с.317-318.]
По мнения Д.Б.Эльконина, именно дети младшего подросткового
возраста способны к переходу учебной деятельности более высокого уровня.
[7]. С 10-12 лет подростки учатся базовым школьным знаниям и умениям. У
детей
формируются
умения
учиться
в
средней
школе
у
разных
преподавателей, правильно относиться как к успехам, так и к неудачам,
развиваются мотивации и интересы, а также навыки сотрудничества со
сверстниками. Подростки учатся правильно оценивать свои результаты и
сравнивать их с результатами других в
процессе соревнования. У них
формируется представление о себе, о своих знаниях и возможностях
развития, что укрепляет в них уверенность в себе и своих силах.[5, с.37.]
В результате процесса обучения у младших подростков формируются
умения
«самостоятельно
определять
учебные
задачи,
выбирать
рациональные приемы и способы их решения, контролировать и оценивать
свою работу». [2, с.187.]
Получить все необходимые знания и навыки подросток может только в
реальной школьной среде сначала в процессе обучения совместно с
учителем,
который показывает,
помогает
организовывать
действия
и
направляет ученика к нужной цели. В дальнейшем подросток учится
самостоятельно организовывать свою деятельность, достигая поставленных
целей.
В образовательном процессе младших подростков 10-12 лет большое
значение имеют занятия по изобразительному искусству, на которых
развиваются
все
познавательные
процессы:
ощущение,
восприятие,
воображение, внимание, память, мышление.
Внимание - психически познавательный процесс, сосредоточенность
человека
на
конкретных
предметах
и
явлениях.
Для
подростков,
обучающихся изобразительному искусству, внимание является важным
условием успеха в процессе познания окружающего мира, так как оно влияет
на активность мышления, на зрительное восприятие, на изучение объектов и
явлений.
В
средних
классах
у
детей
продолжают
развиваться
и
совершенствоваться
все
качества
внимания:
объем,
концентрация,
распределение, устойчивость внимания. У детей развивается произвольное
внимание, что позволяет им осмысливать учебный материал больший по
форме и содержанию, долго и концентрированно удерживать внимание на
изучаемом материале.
Развитие качеств внимания оказывает большое влияние на развитие
творческих способностей младших подростков, что позволяет им осваивать
более сложные задачи на занятиях по живописи и композиции.
Ощущения являются первым источником всех наших знаний об
окружающем мире. «Ощущение есть отражение конкретных, отдельных
свойств,
качеств,
сторон
предметов
и
явлений
материальной
действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент». [2,
с.78.]
Ощущения возникают при воздействии раздражителей на органы
чувств. Раздражителями являются предметы и явления окружающего мира.
Зрительные ощущения возникают при воздействии световых лучей на
световые рецепторы глаза и помогают человеку познавать освещенность,
цвет,
величину,
пропорции,
объем
предметов,
их
пространственное
расположение.
У подростков 10-12 лет ощущения уже достаточно развиты для того,
чтобы с высокой точностью различать цвета, что позволяет им точно
передавать
цвета
изображаемых
предметов,
их
насыщенность,
теплохолодность и светлоту. «В результате ощущения мы получаем знания
об отдельных свойствах и качествах предметов, а в результате восприятия мы
получаем целостный образ предмета или явления».[2, с.102.]
Восприятие
представляет
собой
сложный
психический
процесс,
который является совокупностью конкретных сочетаний и взаимодействий
различных ощущений, «что в свою очередь зависит от своеобразия связей и
отношений различных свойств, качеств, частей предметов и явлений».
Восприятие познается в одном процессе с ощущениями, на основе
существующего опыта в виде знаний и представлений об окружающем мире
путем осмысления сути воспринимаемого.
В процессе обучения изобразительному искусству подростки учатся
восприятию, то есть умению слушать, смотреть, выделять главное, важное,
связывая предметы и явления окружающего мира по смыслу.
У детей 10-12 лет процесс восприятия становится осмысленным,
логическим,
основанным на наблюдениях, получаемых знаниях, что
позволяет
более
глубоко
и
разносторонне
изучать
окружающую
действительность. В процессе восприятия большое значение имеют умения
подростков сравнивать, обобщать, конкретизировать предметы, явления и
события «в пространственных и временных взаимоотношениях».[2, с.102.]
Процесс восприятия тесно связан с процессом мышления, так как образы и
явления
выстраиваются
в
процессе
восприятия
путем
наблюдения,
размышления
и
осмысления,
уточнения
и
обобщения
с
помощью
мыслительного процесса.
Мышление является высшим познавательным процессом, который
направлен «на раскрытие общих и существенных свойств, признаков
предметов и явлений и имеющихся между ними закономерных связей»,
которые невозможно познать только с помощью органов чувств. Мышление
художника имеет свои особенности. Художник выражает свои мысли,
воплощая их через художественные образы в своих произведениях. Идеи и
образы возникают в процессе наблюдений, которые в результате творческого
процесса и воображения художника складываются из отдельных деталей в
зрительные образы, составляющие целостное произведение.
Художественные
образы,
отражающие
идеи
произведений
складываются
у
художников
также
в
результате
выявления
общих
закономерностей, отличительных сторон и признаков предметов и явлений с
помощью
абстрактно-теоретического
мышления.
Художники
имеют
своеобразный вид мышления, т.е художественное мышление, которое
складывается из наглядно-образного и абстрактно-теоретического мышления
«без преимущественного преобладания одного из них над другим» [3, с.163.]
Такой
особый
вид
мышления
позволяет
художникам
создавать
реалистические сюжетные произведения, которые отражают «связь между
формой и содержанием». [3, с.162.]
У подростков 10-12 лет происходит интенсивное развитие абстрактного
мышления. В процессе школьной деятельности ребенок стремится понять
явления и процессы, происходящие в реальном мире. Дети учатся логически
рассуждать и обосновывать результаты своих суждений, делать выводы. В
ходе самостоятельных рассуждений подростки могут правильно оценивать
свои и чужие поступки, находить ошибки, опираясь на собственные понятия
о морали. «Самостоятельность, критичность, активность мысли ведут к
творческому появлению мысли».[3, с.166.]
Воображение играет важную роль в трудовой деятельности и является
необходимым процессом в творческой деятельности человека.«Воображение
– это психический процесс создания нового в форме образов, представления
или идеи», основанной на объективной реальности. Художник во время
своей творческой деятельности создает что-то новое, основываясь на
наблюдениях
за
объектами,
явлениями,
предметами
реальной
действительности. [3, с.182.]
Выделяется два вида воображения – произвольное и непроизвольное.
Процесс непроизвольного воображения проявляется у человека, когда образ
или идея возникают ненамеренно. Произвольное воображение художник
использует намеренно в процессе создания чего-то нового и конкретного,
опираясь на отложившиеся в памяти образы и накопленные знания.
В создании воображаемого образа художник всегда опирается на
сохраненные в памяти образы
в разной степени, поэтому различают
воссоздающее и творческое воображение. Воссоздающее воображение
участвует в процессе создания художественных образов и объектов на основе
словесного описания (при создании иллюстраций к книгам), или на основе
условного изображения (при изучении чертежей, схематичных изображений
объектов).
Творческое
воображение
участвует
в
процессе
создания
самостоятельных новых, уникальных образов в произведениях, позволяет
отражать события и явления прошлого, настоящего и воображаемого
будущего. Чем больше накопленных образов и знаний в памяти художника,
тем реалистичнее и выразительнее создаваемые сюжеты.
Уроки по изобразительному искусству оказывают большое влияние на
развитие
воображения
у
школьников.
При
работе
над
созданием
художественных образов дети учатся использовать полученные знания и
наблюдения,
логическое
мышление.
Для
развития
художественной
деятельности подростки стремятся самостоятельно получать новые знания в
процессе изучения окружающей реальности, а также при изучении новых
школьных предметов.
Память имеет большое значение в жизни и деятельности человека, в
формировании его личности. «Память – это запечатление, сохранение и
последующее воспроизведение» прошлого опыта человека.[3, с.135.] Все, что
формируется у человека в процессе ощущения и восприятия, все предметы,
явления и образы, связанные с ними чувства и мысли, логические выводы и
действия сохраняются в памяти человека. С помощью памяти человек
накапливает знания, навыки и умения и может использовать их в дальнейшей
деятельности.
Также
с
помощью
памяти
формируется
отношение
к
окружающей действительности. Все, что хранится в памяти человека,
помогает в создании художественных образов в сюжетной композиции.
У младших подростков 10-12 лет интенсивно развивается словесно-
логическая память, что помогает им выявлять закономерности, делать
обобщения
и
выводы,
запоминать
абстрактные
понятия.
Словесно-
логическая память влияет на развитие образной памяти, что помогает
запоминать не только конкретные факты и понятия, но и общие, логически
связывать части в единое целое. В художественной деятельности развитие
словесно-логической и образной памяти помогает подросткам при создании
сюжетных композиций.
Таким
образом,
учитывая
психолого-педагогические
особенности
развития подростков 10-12 лет, можно сделать вывод, что подростковый
возраст является для детей одним из главных периодов в развитии новых
видов
учебного
взаимодействия
с
учителем
и
со
сверстниками,
в
самостоятельной организации своих действий при выполнении заданий
учителя и собственной деятельности. Также подростковый возраст имеет
особое значение для развития творческого мышления и является активным
периодом в развитии творческих способностей. Поэтому большое значение
имеют
уроки
изобразительного
искусства,
на
которых
у
ребенка
формируются моральные и эстетические качества, и развиваются все
познавательные процессы.
Обучение основам композиции является главной задачей в обучении
изобразительному искусству, т.к. данный предмет оказывает наибольшее
внимание на развитие творческих способностей подростков, мировоззрение,
развивает образное мышление и формирует художественное видение
окружающей
действительности,
а
также
помогает
в
развитии
индивидуальных способностей каждого ребенка.
Список литературы
1. Божович Л.Н. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.:
Просвещение, 1986.
2. Возростная и педагогическая психология/ Гамезо М.В., Петрова Е.А.,
Орлова Л. М.М.: Педагогическое общество России, 2003.
3. Кузин В.С. Психология /Под ред. Б.Ф.Ломова. Учебник. 2-е изд., перераб.
и доп.М.: Высш. школа, 1982.
4. Мухина В.С.Возрастная психология: феноменология развития, детство,
отрочество. М: «Академия», 1997.
5. Подросток в учебнике и в жизни/ Прихожан А.М., Толстых И.И.М.:
Знание, 1990.
6.
Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в
подростковом возрасте// Вопросы психологии. 1988.
7. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1889.