Напоминание

Формирование гражданственности и патриотизма у ученика на занятиях в кружке историко-краеведческой направленности


Автор: Олейникова Марина Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКОУ ЧСОШ
Населённый пункт: п. Черский РСЯ
Наименование материала: доклад
Тема: Формирование гражданственности и патриотизма у ученика на занятиях в кружке историко-краеведческой направленности
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Черская средняя общеобразовательная школа»

МР «Нижнеколымский район»

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

Формирование гражданственности и патриотизма у

ученика на занятиях в кружке историко-краеведческой

направленности

Олейникова Марина Владимировна

педагог дополнительного образования

МКОУ «ЧСОШ»

п. Черский

2022 г

«Современное российское общество должно быть нацелено на воспитание таких

качеств личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, лояльность

государству, уважение к своей истории, культуре и традициям народа» - Концепция

духовно-нравственного воспитания российских школьников «Гражданин и патриот».

Воспитание человека, формирование его духовности, патриотизма, любви к своей

родине, потребность делать красоту вокруг себя, помогать развиваться – это важнейшее

условие успешного развития России. Проблема духовно-нравственного воспитания детей

имеет большую значимость для общества и является первоочередной с точки зрения

национальной безопасности страны. Ребенок развивается в семье, обществе, но важная

роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности отводится детским

учреждениям: детсаду и школе. Каждое образовательное учреждение, выстраивая учебно-

воспитательный процесс, стремится чтобы из ее стен мог выйти человек не только с

образованием, но и с прекрасными человеческими качествами: любовь к Родине,

духовность, верность, взаимопомощь.

Центром патриотического и духовно-нравственного воспитания в учебном заведении

может стать Школьный музей. Он хранит лучшие традиции школы, через любовь к малой

родине воспитывает настоящих патриотов своей страны, пробуждает чувство милосердия,

уважения к людям старшего поколения, ветеранам войны и труда, демонстрирует

взаимосвязь поколений, воспитывает чувство сопричастности ко всему, что происходит в

окружающем мире.

В настоящее время возрос интерес к краеведению, т.е. комплексному изучению родного

края в различных аспектах: природно-географическом, культурном, историческом.

Многие учителя в своей урочной и во внеурочной деятельности всё чаще обращаются к

проблеме использования краеведческого материала с целью формирования знаний,

умений и ценностных ориентаций, развитию творческих способностей, воспитания

уважения к культуре и истории родного края. Академик Д.С. Лихачёв говорил: "Если

человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не

ценит памяти о них… - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы,

пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек

равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей

стране".

Занятия в школьном музее содействует развитию коммуникативных компетенций,

навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей,

формированию интереса к отечественной истории и уважительного отношения к

нравственным

ценностям

прошлых

поколений;

формирует

самостоятельность

и

гражданскую инициативу. Экскурсионная работа позволяет реализовывать желание

подростков самоутвердиться, способствует формированию потребности к постоянному

получению знаний, расширению кругозора, формированию навыков общественной,

исследовательской,

организационной

работы.

Участие

подростков

в

реализации

программы способствует социализации воспитанников, формированию у подростков

положительного социального опыта в общении с людьми разными по возрасту.

Понимание огромных возможностей образования и "воспитания историей" привело к

активному участию учителей и учащихся в краеведческих исследованиях. Тематика

краеведческих исследований обширна: история семьи, семейные традиции, история улиц,

сёл, городов, храмов, предприятий, учреждений. Как сохранить этот уникальный материал

для современников и потомков, как использовать итог поисковой деятельности для

формирования знаний, умений, ценностных ориентаций, как на основе его развивать

творческие способности учащихся, воспитывать у них уважение к культуре и истории

родного

края?

Достойным

местом

хранения,

использования,

популяризации,

экспонирования, изучения итогов поисковой и краеведческой деятельности является

школьный музей. К идее создания музея приходят в процессе длительной краеведческой

работы, когда накопленный материал требует оформления, систематизации, размещения.

Совместная деятельность воспитанников и воспитателя по созданию школьного музея

облекается в определённые организационные формы, которые в педагогике обозначены

как формы воспитательной работы.

Музей

образовательного

учреждения

дает

возможность:

-осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к

исследовательской

деятельности

и

компьютерному

обучению;

-сочетать

эмоциональные

и

интеллектуальные

воздействия

на

учеников;

-раскрыть

значимость

и

практический

смысл

изучаемого

материала;

-попробовать

собственные

силы

и

самореализоваться

каждому

ребенку;

-объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;

-воспитывать чувство патриотизма, любовь к Отечеству, преданность ему,

гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины";

-сохранить для воспитанников и потомков подлинники, первоисточники, музейные

предметы, представляющие историческую, художественную или иную ценность;

-способствовать включению учащихся в социокультурное творчество, поисково-

исследовательскую деятельность по изучению, восстановлению истории малой Родины;

-способствовать формированию таких духовных ценностей как: красота, толерантность,

любовь

к

труду,

почитание

родителей,

стремление

к

истине;

-организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные

занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.

Школьный музей обладает такими качественными и количественными параметрами,

которые, в конечном итоге, определяют его уникальность по сравнению с другими

музеями. Во-первых, школьный музей служит своим творцам: те, кто создают музей,

являются и его основными "потребителями" или "пользователями". Это отличает

школьный музей от многих других музеев, включая государственные и ведомственные,

которые создаются одной группой лиц для других. Передача социальной памяти

осуществляется как бесконечный акт творческой реализации и культуротворчества его

создателей и "пользователей", к которым относятся руководитель школьного музея,

школьный актив, а также, в той или иной степени, учащиеся школы, педагоги-соратники и

добровольные помощники.

Школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс. Через свои собрания

и формы деятельности он связан с преподаванием конкретных дисциплин и с

дополнительным образованием. Подобная связь существует между школой и музеями

других типов, но не является столь тесной и продуктивной. Только в музее исторические

знания

смогут преобразоваться в

убеждения, происходит

формирование

духовно-

нравственной личности. Этому способствует наличие в музее подлинников истории и

культуры, в этом проявляется единство информационно-логического и эмоционально-

образного воздействия на разум и чувства. В музее информация приобретает наглядность,

образность и активизирует визуальное мышление, становящееся эффективным средством

преемственности культуры.

Феномен школьного музея состоит в том, что его воспитательное влияние на детей и

подростков наиболее эффективно появляется в осуществлении направлений музейной

деятельности. Их участие в поисково-исследовательской работе, изучение описание

музейных предметов, создание экспозиции, проведение экскурсий, вечеров, конференций

способствует заполнению их досуга, овладению ими различными приёмами и навыками

краеведческой и музейной работы, помогают учащимся узнать историю и проблемы

родного края "изнутри", понять как много сил и души вложили их предки в экономику,

культуру края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков,

бережное отношение к культурному и природному наследию своих прав, без чего нельзя

воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству". Музей осуществляет связь времен.

Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи

свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной

культуры, которые хранит и пропагандирует музей. Всё вышеперечисленное делает

школьный музей центром патриотического воспитания подрастающего поколения.

Одним из важных направлений в работе школьного музея является научно-

исследовательская работа. Учащиеся находят в музее объект изучения и погружаются в

тему, всесторонне изучают объект, пишут исследовательскую работу. Музей становиться

научно-исследовательской лабораторией. Ученики выступают с докладами на НПК.

Министерство

образования

и

науки

РФ

рассматривает

музей

образовательного

учреждения как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и

гражданского воспитания детей и молодёжи. Воспитательная функция основывается на

информативных и экспрессивных свойствах музейного предмета и осуществляется в

различных формах культурно-образовательной работы музея.

Направления деятельности школьного музея:

1. Поисково-собирательское. Важным этапом в процессе комплектования школьных

музеев является подготовка к поисково-собирательской работе. Это направление даёт

возможность учащимся проявить себя в исследовательской работе, проявить свои

исследовательские умения. В рамках исследования можно разрабатывать любую тему,

интересующую школьников. На подготовительном этапе начинается изучение темы по

литературе, по материалам, уже имеющимся в школьном музее. Возможно также

получение дополнительных сведений по данной теме в местном государственном музее,

архиве, краеведческом обществе, из бесед с местными жителями – очевидцами или

участниками тех или иных событий. На основе полученных сведений составляется

справка по изучаемому вопросу. В ней определяются круг лиц, которых надо разыскать,

перечень организаций и лиц, с которыми необходимо установить связь. На всех этапах

работы необходимо вести дневники, делать различного рода записи (видео, аудио и т.д.).

Вся документация, составленная во время поисково-исследовательской деятельности

(полевой

дневник,

тетрадь

для

записи

воспоминаний

и

рассказов,

фиксация

фотодокументов), представляет собой систему взаимосвязанных документов, в которых

различным способами отражены сведения по одной и той же теме. Все памятники истории

и культуры, поступившие в фонд экспозиции, а также полевые документы должны быть

переданы в фонды школьного музея.

В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация юного

поисковика-краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме

выявляются

его

гражданская

позиция,

ценностные

ориентиры

и

приоритеты.

Формируются такие ценности как толерантность,

ценность знания, учащиеся задумываются о смысле жизни, находят нравственный идеал,

решают для себя «с кого делать жизнь».

2. Экспозиционное (оформительское). Специфика музейной экспозиции заключается в

том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с

помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств. И

поэтому над музейной экспозицией работает большой коллектив – научные работники,

художники, дизайнеры, техники. Создание экспозиции – сложный процесс, проходящий

несколько этапов:

1) Разработка концепции будущей экспозиции, т. е. формулировка цели и задач её

создания и исполнения, определение и обсуждение тематики будущей экспозиции;

2)

Разработка

архитектурно-художественного

решения

экспозиции.

В

процессе

художественного

проектирования

разрабатываются

эскизы

и

макеты

залов

и

экспозиционных комплексов, которые должны дать достаточно точное и образное

представление о будущей экспозиции. После принятия советом музея тематико-

экспозиционного плана и архитектурно-художественного проекта можно приступать к

монтажу экспозиции. Если, например, вся школа увлечётся созданием экспозиции, то

решение отдельных задач этой работы можно включить и в предметы учебного курса. Так,

на уроках истории можно разрабатывать научно-исторические концепции отдельных

разделов экспозиции; на уроках черчения – выполнять чертежи и эскизы стендов, витрин,

подиумов и другого экспозиционного оборудования; на урока труда – его изготавливать;

на уроках рисования – составлять и отбирать варианты информативно-лаконичных

ведущих текстов; на уроках математики – осуществлять расчеты необходимых материалов

и их стоимость; на уроках информатики – заниматься компьютерным дизайном и

оформлением экспозиции.

Здесь проявляется

формирование таких ценностей как знание, любовь к людям,

толерантность, красота. Учащиеся развивают чувство прекрасного.

3. Экскурсионное. Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности

музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по

заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии

является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия,

которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек

зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-

ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка

(рисунок, лепка, моделирование).

Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать,

стремится к новым знаниям. Подготовка и проведение экскурсии в школьном музее –

непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков.

Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии должна проводиться под

руководством педагога. К проведению экскурсии должны быть разработаны специальные

требования:

1) Экскурсию можно строить последовательно по отдельным подтемам и вопросам темы;

2) Содержание вопроса должно раскрываться путём показа и анализа определённых

экспонатов;

3) Экскурсию делает интересной эмоциональный, интересный рассказ.

Для того чтобы это направление работы проходило более успешно, интересно,

необходимо

собрать

группу

учащихся,

желающих

освоить

экскурсионное

дело,

познакомить учащихся с основными правилами, по которым строится текст экскурсии, и

её проведение. Экскурсия формирует такие ценности, как любовь к малой Родине,

служение Отечеству.

4. Культурно-массовые мероприятия. Одним из основных критериев в оценке работы

школьного музея является разнообразие форм массовой и учебно-воспитательной работы:

проведение встреч с ветеранами тыла, детьми

Великой Отечественной войны,

выдающимися деятелями науки, культуры и искусства, мастерами, работа с местным

населением. Проведение вечеров и творческих встреч. Школьный музей должен

органично вписываться в план работы всего общеобразовательного учреждения.

Массовые мероприятия, где учащиеся являются главными участниками , способствуют

воспитанию многих качеств ребёнка, это и ответственное отношение к делу, умение

работать в команде, способствует формированию гражданской позиции.

Творческий потенциал детей сегодня может и должен быть использован и школой, и

музеем. И если классическая школа с её классно-урочной системой рассчитана, прежде

всего, на трансляцию знаний от учителя к ученику, как, впрочем, и классический музей –

на хранение культурных образцов, то, объединившись, они приобретают новой качество,

новые возможности, новые способы деятельности. В деятельности школьных музеев

можно проследить большое разнообразие форм и методов работы с использованием

музейных материалов в учебном процессе, обогащение содержания работы новыми

формами,

подсказанными

современностью.

Так

появились

музейные

проекты,

интерактивные

музейные

площадки,

новые

формы

учебного

взаимодействия

в

школе. Педагог, осуществляющий деятельность в рамках школьного музея, стремиться:

- научить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е.

оценивать их с точки зрения развития культуры;

- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к

современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;

-

формировать

устойчивую

потребность

и

навыки

общения,

взаимодействия

с

памятниками культуры, музеем;

- развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению;

- формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие.

Сверхзадача музейного педагога, или педагога занимающегося музейной педагогикой, –

создание условий для выработки у учащихся позиции созидания; позиции не стороннего

наблюдателя, а заинтересованного исследователя; позиции личной ответственности в

отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию; позиции не столько

механического запоминания исторического и прочего материала, а его понимания и

эмоционально-нравственной оценки.

Особенно эффективны в музейной работе игровые технологии, технология

коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения. Как

один из вариантов технологии индивидуального обучения может быть использован метод

проектов. Это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать

учебный процесс, даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании,

организации и контроле своей деятельности.

Если музейный урок сохраняет преемственность с традиционными урочными формами

работы, такая организация деятельности требует другой формы – детско-взрослых

совместных проектов, в которой взрослый выступает отчасти организатором, отчасти

консультантом.

Кроме того, нужно всякий раз необычно встретить, рассказать,

приготовить игры, атрибуты, найти образ. Музейный урок, как спектакль, может быть

скучным и увлекательным, талантливым и заурядным. В музее тоже нужна режиссура, как

в театре, здесь тоже важно расставить акценты, показать самое важное, нужное,

интересное.

К нетрадиционным формам (технологиям) проведения урока, которые могут

применяться и в музейной педагогике, относятся:

- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;

- уроки в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;

- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной

практике:

исследование,

изобретательство,

анализ

первоисточников,

комментарий,

мозговая атака, репортаж;

- уроки на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала:

урок мудрости, урок мужества, урок любви, урок-презентация;

- уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз;

- уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд,

следствие, дебаты в парламенте.

Успехи воспитательной деятельности связаны, прежде всего, с тем, насколько владеет

педагог умениями развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать

атмосферу

творчества,

групповой

ответственности.

Характер

педагогической

деятельности постоянно ставит учителя в коммуникативные ситуации, требуя проявления

качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию. К таким

качествам

можно

отнести

рефлексию,

гибкость,

общительность,

способность

к

сотрудничеству. Именно эти качества стимулируют состояние эмоционального комфорта,

интеллектуальной активности, творческого поиска. В то же время эти качества составляют

гуманистический потенциал учителя и способствуют всестороннему гармоническому

развитию личности каждого ребёнка, обеспечивая целесообразность и эффективность

педагогического взаимодействия,

повышение качества образования,

формирование

гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения – главной цели

современной школы, выполняющей социальный заказ общества.



В раздел образования