Автор: Олейникова Марина Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКОУ ЧСОШ
Населённый пункт: п. Черский РСЯ
Наименование материала: доклад
Тема: Формирование гражданственности и патриотизма у ученика на занятиях в кружке историко-краеведческой направленности
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Черская средняя общеобразовательная школа»
МР «Нижнеколымский район»
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
Формирование гражданственности и патриотизма у
ученика на занятиях в кружке историко-краеведческой
направленности
Олейникова Марина Владимировна
педагог дополнительного образования
МКОУ «ЧСОШ»
п. Черский
2022 г
«Современное российское общество должно быть нацелено на воспитание таких
качеств личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, лояльность
государству, уважение к своей истории, культуре и традициям народа» - Концепция
духовно-нравственного воспитания российских школьников «Гражданин и патриот».
Воспитание человека, формирование его духовности, патриотизма, любви к своей
родине, потребность делать красоту вокруг себя, помогать развиваться – это важнейшее
условие успешного развития России. Проблема духовно-нравственного воспитания детей
имеет большую значимость для общества и является первоочередной с точки зрения
национальной безопасности страны. Ребенок развивается в семье, обществе, но важная
роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности отводится детским
учреждениям: детсаду и школе. Каждое образовательное учреждение, выстраивая учебно-
воспитательный процесс, стремится чтобы из ее стен мог выйти человек не только с
образованием, но и с прекрасными человеческими качествами: любовь к Родине,
духовность, верность, взаимопомощь.
Центром патриотического и духовно-нравственного воспитания в учебном заведении
может стать Школьный музей. Он хранит лучшие традиции школы, через любовь к малой
родине воспитывает настоящих патриотов своей страны, пробуждает чувство милосердия,
уважения к людям старшего поколения, ветеранам войны и труда, демонстрирует
взаимосвязь поколений, воспитывает чувство сопричастности ко всему, что происходит в
окружающем мире.
В настоящее время возрос интерес к краеведению, т.е. комплексному изучению родного
края в различных аспектах: природно-географическом, культурном, историческом.
Многие учителя в своей урочной и во внеурочной деятельности всё чаще обращаются к
проблеме использования краеведческого материала с целью формирования знаний,
умений и ценностных ориентаций, развитию творческих способностей, воспитания
уважения к культуре и истории родного края. Академик Д.С. Лихачёв говорил: "Если
человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не
ценит памяти о них… - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы,
пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек
равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей
стране".
Занятия в школьном музее содействует развитию коммуникативных компетенций,
навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей,
формированию интереса к отечественной истории и уважительного отношения к
нравственным
ценностям
прошлых
поколений;
формирует
самостоятельность
и
гражданскую инициативу. Экскурсионная работа позволяет реализовывать желание
подростков самоутвердиться, способствует формированию потребности к постоянному
получению знаний, расширению кругозора, формированию навыков общественной,
исследовательской,
организационной
работы.
Участие
подростков
в
реализации
программы способствует социализации воспитанников, формированию у подростков
положительного социального опыта в общении с людьми разными по возрасту.
Понимание огромных возможностей образования и "воспитания историей" привело к
активному участию учителей и учащихся в краеведческих исследованиях. Тематика
краеведческих исследований обширна: история семьи, семейные традиции, история улиц,
сёл, городов, храмов, предприятий, учреждений. Как сохранить этот уникальный материал
для современников и потомков, как использовать итог поисковой деятельности для
формирования знаний, умений, ценностных ориентаций, как на основе его развивать
творческие способности учащихся, воспитывать у них уважение к культуре и истории
родного
края?
Достойным
местом
хранения,
использования,
популяризации,
экспонирования, изучения итогов поисковой и краеведческой деятельности является
школьный музей. К идее создания музея приходят в процессе длительной краеведческой
работы, когда накопленный материал требует оформления, систематизации, размещения.
Совместная деятельность воспитанников и воспитателя по созданию школьного музея
облекается в определённые организационные формы, которые в педагогике обозначены
как формы воспитательной работы.
Музей
образовательного
учреждения
дает
возможность:
-осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к
исследовательской
деятельности
и
компьютерному
обучению;
-сочетать
эмоциональные
и
интеллектуальные
воздействия
на
учеников;
-раскрыть
значимость
и
практический
смысл
изучаемого
материала;
-попробовать
собственные
силы
и
самореализоваться
каждому
ребенку;
-объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
-воспитывать чувство патриотизма, любовь к Отечеству, преданность ему,
гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины";
-сохранить для воспитанников и потомков подлинники, первоисточники, музейные
предметы, представляющие историческую, художественную или иную ценность;
-способствовать включению учащихся в социокультурное творчество, поисково-
исследовательскую деятельность по изучению, восстановлению истории малой Родины;
-способствовать формированию таких духовных ценностей как: красота, толерантность,
любовь
к
труду,
почитание
родителей,
стремление
к
истине;
-организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные
занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.
Школьный музей обладает такими качественными и количественными параметрами,
которые, в конечном итоге, определяют его уникальность по сравнению с другими
музеями. Во-первых, школьный музей служит своим творцам: те, кто создают музей,
являются и его основными "потребителями" или "пользователями". Это отличает
школьный музей от многих других музеев, включая государственные и ведомственные,
которые создаются одной группой лиц для других. Передача социальной памяти
осуществляется как бесконечный акт творческой реализации и культуротворчества его
создателей и "пользователей", к которым относятся руководитель школьного музея,
школьный актив, а также, в той или иной степени, учащиеся школы, педагоги-соратники и
добровольные помощники.
Школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс. Через свои собрания
и формы деятельности он связан с преподаванием конкретных дисциплин и с
дополнительным образованием. Подобная связь существует между школой и музеями
других типов, но не является столь тесной и продуктивной. Только в музее исторические
знания
смогут преобразоваться в
убеждения, происходит
формирование
духовно-
нравственной личности. Этому способствует наличие в музее подлинников истории и
культуры, в этом проявляется единство информационно-логического и эмоционально-
образного воздействия на разум и чувства. В музее информация приобретает наглядность,
образность и активизирует визуальное мышление, становящееся эффективным средством
преемственности культуры.
Феномен школьного музея состоит в том, что его воспитательное влияние на детей и
подростков наиболее эффективно появляется в осуществлении направлений музейной
деятельности. Их участие в поисково-исследовательской работе, изучение описание
музейных предметов, создание экспозиции, проведение экскурсий, вечеров, конференций
способствует заполнению их досуга, овладению ими различными приёмами и навыками
краеведческой и музейной работы, помогают учащимся узнать историю и проблемы
родного края "изнутри", понять как много сил и души вложили их предки в экономику,
культуру края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков,
бережное отношение к культурному и природному наследию своих прав, без чего нельзя
воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству". Музей осуществляет связь времен.
Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи
свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной
культуры, которые хранит и пропагандирует музей. Всё вышеперечисленное делает
школьный музей центром патриотического воспитания подрастающего поколения.
Одним из важных направлений в работе школьного музея является научно-
исследовательская работа. Учащиеся находят в музее объект изучения и погружаются в
тему, всесторонне изучают объект, пишут исследовательскую работу. Музей становиться
научно-исследовательской лабораторией. Ученики выступают с докладами на НПК.
Министерство
образования
и
науки
РФ
рассматривает
музей
образовательного
учреждения как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и
гражданского воспитания детей и молодёжи. Воспитательная функция основывается на
информативных и экспрессивных свойствах музейного предмета и осуществляется в
различных формах культурно-образовательной работы музея.
Направления деятельности школьного музея:
1. Поисково-собирательское. Важным этапом в процессе комплектования школьных
музеев является подготовка к поисково-собирательской работе. Это направление даёт
возможность учащимся проявить себя в исследовательской работе, проявить свои
исследовательские умения. В рамках исследования можно разрабатывать любую тему,
интересующую школьников. На подготовительном этапе начинается изучение темы по
литературе, по материалам, уже имеющимся в школьном музее. Возможно также
получение дополнительных сведений по данной теме в местном государственном музее,
архиве, краеведческом обществе, из бесед с местными жителями – очевидцами или
участниками тех или иных событий. На основе полученных сведений составляется
справка по изучаемому вопросу. В ней определяются круг лиц, которых надо разыскать,
перечень организаций и лиц, с которыми необходимо установить связь. На всех этапах
работы необходимо вести дневники, делать различного рода записи (видео, аудио и т.д.).
Вся документация, составленная во время поисково-исследовательской деятельности
(полевой
дневник,
тетрадь
для
записи
воспоминаний
и
рассказов,
фиксация
фотодокументов), представляет собой систему взаимосвязанных документов, в которых
различным способами отражены сведения по одной и той же теме. Все памятники истории
и культуры, поступившие в фонд экспозиции, а также полевые документы должны быть
переданы в фонды школьного музея.
В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация юного
поисковика-краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме
выявляются
его
гражданская
позиция,
ценностные
ориентиры
и
приоритеты.
Формируются такие ценности как толерантность,
ценность знания, учащиеся задумываются о смысле жизни, находят нравственный идеал,
решают для себя «с кого делать жизнь».
2. Экспозиционное (оформительское). Специфика музейной экспозиции заключается в
том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с
помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств. И
поэтому над музейной экспозицией работает большой коллектив – научные работники,
художники, дизайнеры, техники. Создание экспозиции – сложный процесс, проходящий
несколько этапов:
1) Разработка концепции будущей экспозиции, т. е. формулировка цели и задач её
создания и исполнения, определение и обсуждение тематики будущей экспозиции;
2)
Разработка
архитектурно-художественного
решения
экспозиции.
В
процессе
художественного
проектирования
разрабатываются
эскизы
и
макеты
залов
и
экспозиционных комплексов, которые должны дать достаточно точное и образное
представление о будущей экспозиции. После принятия советом музея тематико-
экспозиционного плана и архитектурно-художественного проекта можно приступать к
монтажу экспозиции. Если, например, вся школа увлечётся созданием экспозиции, то
решение отдельных задач этой работы можно включить и в предметы учебного курса. Так,
на уроках истории можно разрабатывать научно-исторические концепции отдельных
разделов экспозиции; на уроках черчения – выполнять чертежи и эскизы стендов, витрин,
подиумов и другого экспозиционного оборудования; на урока труда – его изготавливать;
на уроках рисования – составлять и отбирать варианты информативно-лаконичных
ведущих текстов; на уроках математики – осуществлять расчеты необходимых материалов
и их стоимость; на уроках информатики – заниматься компьютерным дизайном и
оформлением экспозиции.
Здесь проявляется
формирование таких ценностей как знание, любовь к людям,
толерантность, красота. Учащиеся развивают чувство прекрасного.
3. Экскурсионное. Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности
музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по
заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии
является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия,
которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек
зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-
ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка
(рисунок, лепка, моделирование).
Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать,
стремится к новым знаниям. Подготовка и проведение экскурсии в школьном музее –
непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков.
Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии должна проводиться под
руководством педагога. К проведению экскурсии должны быть разработаны специальные
требования:
1) Экскурсию можно строить последовательно по отдельным подтемам и вопросам темы;
2) Содержание вопроса должно раскрываться путём показа и анализа определённых
экспонатов;
3) Экскурсию делает интересной эмоциональный, интересный рассказ.
Для того чтобы это направление работы проходило более успешно, интересно,
необходимо
собрать
группу
учащихся,
желающих
освоить
экскурсионное
дело,
познакомить учащихся с основными правилами, по которым строится текст экскурсии, и
её проведение. Экскурсия формирует такие ценности, как любовь к малой Родине,
служение Отечеству.
4. Культурно-массовые мероприятия. Одним из основных критериев в оценке работы
школьного музея является разнообразие форм массовой и учебно-воспитательной работы:
проведение встреч с ветеранами тыла, детьми
Великой Отечественной войны,
выдающимися деятелями науки, культуры и искусства, мастерами, работа с местным
населением. Проведение вечеров и творческих встреч. Школьный музей должен
органично вписываться в план работы всего общеобразовательного учреждения.
Массовые мероприятия, где учащиеся являются главными участниками , способствуют
воспитанию многих качеств ребёнка, это и ответственное отношение к делу, умение
работать в команде, способствует формированию гражданской позиции.
Творческий потенциал детей сегодня может и должен быть использован и школой, и
музеем. И если классическая школа с её классно-урочной системой рассчитана, прежде
всего, на трансляцию знаний от учителя к ученику, как, впрочем, и классический музей –
на хранение культурных образцов, то, объединившись, они приобретают новой качество,
новые возможности, новые способы деятельности. В деятельности школьных музеев
можно проследить большое разнообразие форм и методов работы с использованием
музейных материалов в учебном процессе, обогащение содержания работы новыми
формами,
подсказанными
современностью.
Так
появились
музейные
проекты,
интерактивные
музейные
площадки,
новые
формы
учебного
взаимодействия
в
школе. Педагог, осуществляющий деятельность в рамках школьного музея, стремиться:
- научить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е.
оценивать их с точки зрения развития культуры;
- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к
современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;
-
формировать
устойчивую
потребность
и
навыки
общения,
взаимодействия
с
памятниками культуры, музеем;
- развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению;
- формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие.
Сверхзадача музейного педагога, или педагога занимающегося музейной педагогикой, –
создание условий для выработки у учащихся позиции созидания; позиции не стороннего
наблюдателя, а заинтересованного исследователя; позиции личной ответственности в
отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию; позиции не столько
механического запоминания исторического и прочего материала, а его понимания и
эмоционально-нравственной оценки.
Особенно эффективны в музейной работе игровые технологии, технология
коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения. Как
один из вариантов технологии индивидуального обучения может быть использован метод
проектов. Это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать
учебный процесс, даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании,
организации и контроле своей деятельности.
Если музейный урок сохраняет преемственность с традиционными урочными формами
работы, такая организация деятельности требует другой формы – детско-взрослых
совместных проектов, в которой взрослый выступает отчасти организатором, отчасти
консультантом.
Кроме того, нужно всякий раз необычно встретить, рассказать,
приготовить игры, атрибуты, найти образ. Музейный урок, как спектакль, может быть
скучным и увлекательным, талантливым и заурядным. В музее тоже нужна режиссура, как
в театре, здесь тоже важно расставить акценты, показать самое важное, нужное,
интересное.
К нетрадиционным формам (технологиям) проведения урока, которые могут
применяться и в музейной педагогике, относятся:
- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;
- уроки в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;
- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной
практике:
исследование,
изобретательство,
анализ
первоисточников,
комментарий,
мозговая атака, репортаж;
- уроки на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала:
урок мудрости, урок мужества, урок любви, урок-презентация;
- уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз;
- уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд,
следствие, дебаты в парламенте.
Успехи воспитательной деятельности связаны, прежде всего, с тем, насколько владеет
педагог умениями развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать
атмосферу
творчества,
групповой
ответственности.
Характер
педагогической
деятельности постоянно ставит учителя в коммуникативные ситуации, требуя проявления
качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию. К таким
качествам
можно
отнести
рефлексию,
гибкость,
общительность,
способность
к
сотрудничеству. Именно эти качества стимулируют состояние эмоционального комфорта,
интеллектуальной активности, творческого поиска. В то же время эти качества составляют
гуманистический потенциал учителя и способствуют всестороннему гармоническому
развитию личности каждого ребёнка, обеспечивая целесообразность и эффективность
педагогического взаимодействия,
повышение качества образования,
формирование
гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения – главной цели
современной школы, выполняющей социальный заказ общества.