Автор: Кузьмина Нонна Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО Центр детского творчества
Населённый пункт: г. Нижний Новгород, Ленинский район
Наименование материала: статья
Тема: Классический танец как средство формирования исполнительской культуры в детском ансамбле народного танца
Раздел: дополнительное образование
«Классический танец как средство формирования исполнительской
культуры в детском ансамбле народного танца»
Кузьмина Нонна Сергеевна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО Центр детского творчества
Ленинского района г. Нижнего Новгорода
Говоря о культуре исполнения танцевальных постановок участниками
самодеятельных
коллективов,
мы
подразумеваем
под
этим
сочетание
выразительности исполнения, музыкальности, свободы и законченности жеста,
танцевальной техники.
Регулярно
проводимые
учебно-тренировочные
занятия
являются
непременным условием творческих успехов коллектива. Без этих занятий,
ограничиваясь только работой над репертуаром, нельзя добиться высокой
танцевальной техники, выразительного исполнения.
Отсутствие тренировочных упражнений, прежде всего, отразиться на
технике исполнения: движения рук танцоров будут однообразны, скованны,
лишены выразительности. Неправильное поставленное дыхание помешает
хорошо провести весь танец: уже к середине его исполнители начнут уставать,
выдыхаться, особенно если танец идет в быстром темпе, и к концу неизбежен
значительный спад в его эмоциональной насыщенности. Совершенно иначе
будет выглядеть танец в исполнении коллектива, в котором систематически
проводятся учебно-тренировочная работа. Умение владеть своим телом,
четкость исполнения, правильно поставленное дыхание и тренированное
сердце
дадут
возможность
танцорам
исполнить
танец
со
всеми
его
характерными особенностями, не только, не снижая общего тонуса, но,
наоборот, повышая его до полной кульминации.
Во время учебных занятий необходимо уделять большое внимание работе
над корпусом, головой и руками, добиваться выразительности и пластичности
исполнения, развивать координацию всех частей тела и овладевать техникой
танца, составляющей одно из основных средств актерской выразительности [6,
с.25].
Одна из задач танцевального коллектива – изучение и освоение народных
танцев. В любом из танцев движения головы, корпуса и особенно рук передают
характер. Национальные особенности танца, внутренне состояние танцующего.
Поэтому
серьезное
внимание
необходимо
уделять
работе
над
выразительностью движений и главным образом над постановкой и движением
рук, над жестом. Жест должен быть, прежде всего, свободным, широким,
естественным. Подразделять его следует на три момента: зарождение жеста
(его начало), наивысшую точку развития (кульминацию) и окончание. Иногда
наивысшей точкой движения может быть и окончание жеста, но во всех
случаях он должен быть точным настолько, чтобы можно было проследить все
его фазы, особенно начало и конец.
Чтобы
овладеть
мастерством
сценического
жеста,
прежде
всего,
необходимо развивать мышцы и суставно-связочный аппарат рук, особенно
кистей и пальцев. К. С. Станиславский называл кисти рук «глазами тела». [3,
с.35]. Чтобы сценический жест танцовщика был выразителен, необходимо
развивать двигательный аппарат рук. Это в значительной мере может быть
достигнуто
средствами
классического
танца.
Однако
речь
идет
не
о
заимствовании у хореографического искусства тех или иных танцевальных или
пантомимных жестов, а о развитии выразительности рук при помощи
танцевальных упражнений. Будущий актер должен легко и свободно владеть
мастерством жеста, творцом которого он будет сам.
Танцевальное искусство берет свое начало в народном танцевальном
творчестве.
Живительный,
неиссякаемый
родник
народной
хореографии
позволил обрести и создать все то богатство и разнообразие выразительных
средств, которыми он располагает в настоящее время.
Одно из главных требований русского народа к танцевальному искусству
— выразительность исполнения, которое считалось совершенным лишь в том
случае, если каждое движение в пляске было понятно и доходило до зрителей.
Наличие содержания, реалистическая форма его отражения, индивидуальность
и выразительность исполнения, а также высокая техника пляски являлись теми
установками, на которых строилась и развивалась русская национальная
танцевальная культура [1, с.10].
Движения русского народного танца, обретают большую виртуозность,
пластичность,
силу,
благородство,
образность
и
характерность
художественного выражения. [7, с.15].
Для отбора в самодеятельные коллективы русского танца, выработана
система требований. У поступающего должны быть: правильное строение ног,
корпуса
и
рук;
выворотность;
шаг;
прыжок;
гибкость;
сценичность;
музыкальный слух и ритм. Кроме этого, проводится обследование здоровья
поступающего (сердце, легкие, почки, нервная система, слух, зрение и т.п.). Но
все же главным показателем для приема будет способность человека к
исполнению
народных
танцев,
наличие
темперамента,
выразительности,
юмора,
умение
схватить
и
передать
характер
танца
–
творческая
индивидуальность исполнителя.
В основном эти навыки приобретают в процессе учебной работы.
Поэтому она играет такую важную роль в любом танцевальном коллективе.
Цель и задача учебной работы общие – овладение танцевальным
мастерством, танцевальной техникой. Без танцевальной техники не может быть
творческого роста.
Одна из задач учебно-тренировочной работы – правильная постановка
корпуса, ног, рук и головы. Развитие и укрепление суставно-связочного
аппарата, развитие силы и ловкости, выработка эластичности мышц –
овладение танцевальной техникой.
Упражнения
классической
системы
обучения
дают
наилучшие
результаты, поэтому классическая система составляет основу учебой работы не
только в профессиональных училищах, но и самодеятельных коллективах [6,
с.20].
Выдающимся, самым известным в мире и подлинно научным учебником
является книга профессора А. Я. Вагановой «Основы классического танца»
(1934 г.). Знаменательно признание великого педагога к третьему изданию ее
труда: «Работая над своим методом преподавания, я пыталась зафиксировать
основы науки танца, свои достижения, все то, что дал мне многолетний опыт
танцовщицы и педагога» [5; с.3].
Классический экзерсис у станка важен для танцовщиков, прежде всего
тем, что вырабатывает правильную постановку и устойчивость корпуса,
который при экзерсисе должен держаться на опорной ноге с прямой подтянутой
спиной. Как указывает профессор А. Я. Ваганова, «правильно поставленный
корпус — основа для всякого па» [1, с.32]. «Правильно поставленная спина
дает абсолютную свободу движения» [4, с.16]. Поэтому задача классического
станка — добиться надлежащей постановки корпуса и спины.
Классический экзерсис у станка развивает и укрепляет также весь
суставно-мышечный аппарат тела, дает правильную постановку головы, рук и
ног, вырабатывает точность, свободу, эластичность и координацию движений.
Кроме
того,
классический
станок
в
значительной
степени
помогает
освободиться от имеющихся физических недостатков: сутулости, перекоса
плеч, опущения шейного позвонка, косолапости и т.п. Вместе с тем упражнения
экзерсиса способствуют развитию силы, выносливости и ловкости, а также
собранности внимания, то есть качеств, необходимых для драматического
актера [3, с.11].
Помимо содействия физическому воспитанию актера классический
станок преследует и задачу чисто танцевального характера. Он должен
выработать у учащихся основные технические навыки, необходимые для
исполнения различных танцев
Таким образом, основной задачей классического экзерсиса у станка
является помощь учащимся в развитии тела, умении свободно и пластично
управлять своими движениями путем целесообразно подобранных, постоянно
повторяемых тренировочных упражнений классического экзерсиса.[3, с.12].
Список литературы:
1.
Ваганова А.Я. Основы классического танца – С-Пб.: Антология, 2020.
2.
Кокорова Е. Методическое пособие по ритмике. — М.: Наука, 2013.
3.
Кузовкова К.П. Уроки по классической хореографии в детском ансамбле
и методика их проведения.- М.: Просвещение, 2016.- 70с.
4.
Леонов Б.Л. Музыкальное ритмическое движение.- М.: Сканрус, 2011.
5.
Народный танец. Проблемы изучения.- С-Пб., ДЕАН, 2019.
6.
Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества: Сборник
статей / Сост. и ред. А.Поптсдинер.- С-Пб.: Паритет, 2017.- 104 с.