Автор: Баканова Ольга Сергеевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МКОУ "Военногородская СШ №18"
Населённый пункт: п.Восточный, Ефремовский р-н
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние музыки на развитие патриотических чувств младших школьников"
Раздел: среднее образование
"Влияние музыки на развитие патриотических чувств младших школьников"
Каждый мальчик может стать солдатом,
По небу лететь, по морю плыть,
Охранять границу с автоматом,
Чтоб свою Отчизну защитить.
Но сначала на футбольном поле
Защитит ворота он собой.
И за друга во дворе и школе
Примет он неравный, трудный бой.
Не пустить чужих собак к котёнку –
Потруднее, чем играть в войну.
Если ты не защитил сестрёнку,
Как ты защитишь свою страну?
(А. Усачёв)
Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской
души”. Но не менее часто: “падение нравственности”, “деградация общества”. Поэтому
сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей.
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру,
любви, свету, красоте, истине.
Детский возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех
высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить
нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным
влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи
воспитания нравственно-патриотических чувств у школьников. Самое большое счастье
для родителей – вырастить здоровых, высоконравственных детей. Общеизвестно, что
дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие
окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании
школьников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому
уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и
развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к
своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на уроках
музыки. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая
этого. “Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования”, – так
говорил Аристотель. “Дело искусства – сохранять душу”, – это слова нашего
современника В. Распутина.
Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку
она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. В нравственно-
патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же
близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и
бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов)
необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к
Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д.
Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и
взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к
истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут
соотечественниками.
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия
заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво,
часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа,
трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. С
музыкальным фольклором дети знакомятся на уроках музыки, в повседневной жизни, на
досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей,
приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства,
тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие.
Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее
яркие его образцы. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом
русского народа, с образцами народного музыкального творчества.
Следующим этапом работы в этом направлении явилось использование музыки
при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка - Родина – это мама, близкие
родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет с друзьями. От
того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и
отношение к окружающему. Нравственное воспитание младшего школьника – это, прежде
всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово “мама” –
самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки,
рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво
вошли в детский репертуар. Очень верно подметил русский писатель Ю.Я. Яковлев:
“Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к
матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери”.
Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно
воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство
школьников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на
свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную
сферу. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные
эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты,
воспитывается такое же отношение и к образам реальной природы. Выразительность
музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать
теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре
программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы
хорошо знакомых детям животных и птиц. Атмосфера радостной встречи с родной
природой надолго остается в памяти ребенка, способствуя формированию его сознания
как гражданина и патриота. В заключении, хочется отметить: старая истина – нельзя
вырастить патриота, если не патриотичны отец с матерью. Ребенок – зеркало семьи: как в
капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота матери и
отца. То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые
годы.