Напоминание

"Влияние музыки на развитие патриотических чувств младших школьников"


Автор: Баканова Ольга Сергеевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МКОУ "Военногородская СШ №18"
Населённый пункт: п.Восточный, Ефремовский р-н
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние музыки на развитие патриотических чувств младших школьников"
Раздел: среднее образование





Назад




"Влияние музыки на развитие патриотических чувств младших школьников"

Каждый мальчик может стать солдатом,

По небу лететь, по морю плыть,

Охранять границу с автоматом,

Чтоб свою Отчизну защитить.

Но сначала на футбольном поле

Защитит ворота он собой.

И за друга во дворе и школе

Примет он неравный, трудный бой.

Не пустить чужих собак к котёнку –

Потруднее, чем играть в войну.

Если ты не защитил сестрёнку,

Как ты защитишь свою страну?

(А. Усачёв)

Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской

души”. Но не менее часто: “падение нравственности”, “деградация общества”. Поэтому

сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей.

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру,

любви, свету, красоте, истине.

Детский возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех

высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить

нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным

влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи

воспитания нравственно-патриотических чувств у школьников. Самое большое счастье

для родителей – вырастить здоровых, высоконравственных детей. Общеизвестно, что

дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие

окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании

школьников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому

уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и

развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к

своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на уроках

музыки. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая

этого. “Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования”, – так

говорил Аристотель. “Дело искусства – сохранять душу”, – это слова нашего

современника В. Распутина.

Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку

она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. В нравственно-

патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же

близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и

бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов)

необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к

Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д.

Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и

взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к

истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут

соотечественниками.

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия

заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво,

часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа,

трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. С

музыкальным фольклором дети знакомятся на уроках музыки, в повседневной жизни, на

досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей,

приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства,

тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие.

Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее

яркие его образцы. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом

русского народа, с образцами народного музыкального творчества.

Следующим этапом работы в этом направлении явилось использование музыки

при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка - Родина – это мама, близкие

родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет с друзьями. От

того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и

отношение к окружающему. Нравственное воспитание младшего школьника – это, прежде

всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово “мама” –

самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки,

рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво

вошли в детский репертуар. Очень верно подметил русский писатель Ю.Я. Яковлев:

“Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к

матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери”.

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно

воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство

школьников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на

свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную

сферу. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные

эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты,

воспитывается такое же отношение и к образам реальной природы. Выразительность

музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать

теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре

программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы

хорошо знакомых детям животных и птиц. Атмосфера радостной встречи с родной

природой надолго остается в памяти ребенка, способствуя формированию его сознания

как гражданина и патриота. В заключении, хочется отметить: старая истина – нельзя

вырастить патриота, если не патриотичны отец с матерью. Ребенок – зеркало семьи: как в

капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота матери и

отца. То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые

годы.



В раздел образования