Автор: Яковлева Наталья Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Колокольчик"
Населённый пункт: р.п.Сосновское
Наименование материала: статья
Тема: Развитие эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи
Раздел: среднее профессиональное
ФФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ С
ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Н.Б.Яковлева
МБДОУ детский сад "Колокольчик" р.п.Сосновское, Нижегородская
область
Одной из задач развития дошкольника является развитие его связной,
грамматически правильной речи, которая является важным компонентом
готовности ребенка к школе и дальнейшей жизни.Наряду с этим, широко
распространенным нарушением речи у детей является общее недоразвитие
речи,
выраженное
в
несформированности
основных
ее
сторон:
звукопроизношения,
лексико-грамматического
строя
и
связной
речи.
Наблюдения за процессом развития старших дошкольников с общим
недоразвитием речи свидетельствуют о существенных отклонениях от
нормально развивающихся сверстников их лексической стороны речи, как в
количественном, так и в качественном отношении, многообразия ошибок и
недочетов в словаре, среди которых особое место занимает недостаточная
сформированность
лексики
эмоционально-оценочного
характера,
использования ее частично. Эмоционально-оценочная лексика у большинства
детей старшего дошкольного возраста находится на уровне ниже среднего.
Преобладает использование общеоценочной лексики. Употребление многих
слов в разговорной речи дается нелегко, вызывает затруднения, однако
смысл слова может быть понятен, что говорит также о бедном словарном
запасе. В большинстве случаев дети используют общеупотребляемые слова,
мимику, жесты, Дети испытывают при этом значительные трудности для
осознания и определения собственных эмоциональных переживаний и
переживаний других людей,
самыми распространенными из которых
являются
эмоции радости,гнева, огорчения, печали, страха, удивления,
презрения. Это выражается в
- замене слов-определений прилагательными, имеющими
очень широкое значение: жадный – «нехороший», «плохой» и
т.п.;
- замене
названий одних признаков предметов другими,
ситуативно
связанными
с
ними:
радостная–
«улыбочная»,
грустная «плакающая» и т.п.;
- замене названий признаков предмета словосочетанием
или целым предложением: веселый – «он смеется».
Дети с ОНР испытывают затруднения при назывании качеств, которые
отражали бы их самооценку и отношение к самому себе, верно вербально
выразить
свои
чувства
и
эмоции
,
используют
в
лексике
слова
общеоценочного характера: хороший, добрый, веселый, плохой. Затруднения
вызывают
также
подбор
синонимов
и
антонимов,
слов,
имеющих
абстрактное значение, некоторых обобщающих понятий.
Всё это затрудняет процесс коммуникации,препятствует полноценному
общению и развитию личности ребенка.
По
исследованиям
Л.Р.
Ситдиковой,
эмоциональная
область
дошкольников с общим недоразвитием речи отличается незрелостью,
органическим инфантилизмом, нескоординированностью эмоциональных
процессов и нуждается в специально организованной коррекционной работе.
Именно в дошкольном периоде происходит активное усвоение самых
разных способностей, в том числе и эмоциональных. Как отмечал Л.С.
Выготский, А.Н. Леонтьева, эмоциональные способности активнее всего
развиваются именно в дошкольном возрасте, которые ученые обозначали
как
начальный
этап
формирования
эмоциональной
лексики,которой
выражают эмоции и чувства, внутренние переживания и нравственные
качества. Несомненно, эмоционально-оценочная лексика будет зависеть от
словаря, которым владеет ребенок:
- это слова,эмоциональная значимость которым достигается за счет
состава слова( суффиксов) эмоциональной оценки;
- слова,обозначающие эмоции и чувства;
- слова оценки, характеризующие предмет, явление всем своим
составом лексически как с положительной, так и с отрицательной точки
зрения ;
- слова,характеризующие нравственные качества человека;
-формирования понятий, а также раскрытия многозначности слова,
расширение
словаря
синонимов
и
антонимов,
формирования
умения
правильно использовать нужное слова.
Развитие
эмоциональной
сферы
дошкольников
прекрасно
формируется у дошкольников, не имеющих недоразвитие речи, как в
дошкольном учреждении, так и в семье.Но совершенно иначе происходит
развитие эмоционально-оценочной лексики у детей с ОНР.
И.Ю. Кондратенко в монографии «Формирование эмоциональной
лексики
у
дошкольников
с
общим
недоразвитием
речи»
описывает
направления по развитию эмоциональной лексики у детей с общим
недоразвитием речи, процесс которых не может протекать спонтанно, а
необходима последовательная систематическая работа с использованием
методов и приемов развития словаря ,наполняя их новым языковым
содержанием.
Разработанная
структура
работы
включает
три
этапа:
подготовительный, основной и заключительный.
Первый подготовительный
этап включает в себя изучение и
уточнение эмоциональных состояний. Второй этап направлен на развитие
паралингвистических средств, третий - на формирование выразительных
(интонационных) средств языка.
На
первом
этапе
идет
формирование
эмоциональной
лексики,
состоящей из слов, называющих чувства, переживаемые самим говорящим
или другим лицом, второй – слов-оценок,лексически квалифицирующих
вещь с положительной или отрицательной стороны, третий – слов,
передающих
эмоциональное
состояние
посредством
морфологических
изменений.
Заключительный этап направлен на обогащение процесса
коммуникации за счет овладения эмоциональной лексикой детьми с общим
недоразвитием речи.
В старшем дошкольном возрасте необходимо расширять запас слов за
счет названий предметов, качеств, свойств,действий;использовать в своей
речи наиболее подходящие по смыслу слова при обозначении признаков и
качеств
предметом;
формировать
умение
подбирать
слова
с
противоположным значением (весёлый - грустный, смеяться - плакать), со
сходным
значением
(смешной
-
забавный);
использовать
слова,
обозначающие чувства (радость, злость, веселье и др.), учить осмысливать
образные выражения в загадках. Если ребенок не владеет данной лексикой,
которая выражает его чувстваи эмоции, то и показатели эмоционально-
оценочной лексики будут на низком уровне.
Важное значение в формировании эмоционально-оценочной лексики
должно принадлежать фольклору, ведь именно в произведениях устного
народного творчества, народных сказках содержательно используются
слова,обозначающие чувства радости, злости, веселья и др. и позволяют
формировать у детей осмысление.
В соответствии предлагаемыми методиками, нами был подобран и
систематизирован практический материал для развития эмоционально-
оценочной лексики и театрализованной деятельности.Вначале мы наблюдали
за детьми с общим недоразвитием речи, в результате которого можно было
выявить использование эмоционально-оценочной лексики в повседневной
жизни.
Результат
показал,
что
эмоционально-оценочная
лексика
у
большинства детей старшего дошкольного возраста находится на низком
уровне. Преобладает использование общеоценочной лексики. Употребление
многих слов в разговорной речи дается нелегко, вызывает затруднения,
однако смысл слова может быть понятен, что говорит о бедном словарном
запасе. В большинстве случаев дети используют общеупотребляемые слова,
мимику,
жесты,
описывают
конкретные
жизненные
ситуации,
характеризующие то или иное слово.
Для работы
по
обогащению
словаря
эмоционально
-оценочной
лексикой детей с ОНР нами были использованы дидактические игры на
распознавание
эмоциональной
сферы:
игровые
пособия«Кубы
эмоций»,целью которых является называние эмоционального состояния
(радости, грусти, злости, испуга…) с опорой на пиктограмму,«Часы эмоций»,
«Азбуку
эмоций»,содержащие
иллюстрации
самых
различных
эмоциональных состояний, кубы со сказками , включающие творческие
задания, проблемные вопросы по картинкам.
Организация
театрализованной
деятельности
является
одним
из
основных условий формирования эмоционально-оценочной лексики. При
этом важно в театрализованные игры включать элементы сюжетов русских
народных
сказок,
стихов,
рассказов,
имеющих
нравственную
направленность. Так, наряду с беседами, дидактическими играми, были
представлены игры- драматизации и театрализованные представления: « ОХ
и АХ», «Разговор двух книжек», где дошкольники с большим удовольствием
представляли себя на месте персонажей художественных произведений,
озвучивали их, стараясь передать интонационными средствами языка,
поведение и эмоции сказочного героя. Дети при этом звукоподражают,
меняют силу голоса, тембр в соответствии с персонажем. Поэтому столь
важно проводить с детьми театрализованную деятельность (кукольные
театры, пальчиковые театры, теневые театры)по знакомым произведениям и
игры-драматизации.
Работа по формированию эмоционально-оценочной лексики детей с
онр должна строиться с учетом комплексного подхода всех педагогов и
специалистов дошкольного учреждения и активного участия родителей
воспитанников.
Как
мы
уже
отметиили,
дошкольники
с
общим
недоразвитием речи эмоционально-оценочной лексикой владеют слабо.
Она используется выборочно и фрагментарно.
Задачи
воспитателя
и
учителя-логопеда
в
формировании
эмоциональной лексики должны быть достаточно четко определены и
разграничены. Ведущяя роль в этой работе ,безусловно, принадлежит
учителю-логопеду, который активизирует словарь эмоционально-оценочной
лексикой,
формирует
эмоциональные
понятия.
Учитель-логопед
на
групповых занятиях с детьми с ОНР по разделу лексико-грамматического
строя речи расширяет и обогащает эмоционально-оценочный словарь,
активизирует
лексику
и
вводит
оценочную
лексику
в
связную
и
самостоятельную речь.Воспитатель при
этом активно подключается к
работе, уточняет имеющийся словарь через различные виды деятельности
ребенка и вводит их посредством различных методов и приемов в активный
словарь ребенка. Воспитатели в повседневной жизни в самых различных
режимных моментах пребывания ребенка в детском саду закрепляет
эмоционально-оценочную лексику посредством игровых ситуаций. Дети
оценивают свои поступки и поступки сверстников, используя при этом речь
как средство передачи эмоционального состояния и оценивания.
Педагог-психолог проводит занятия по формированию эмоционально-
волевой сферы, где учит детей понимать и использовать различные
эмоциональные состояния, оценивать свои поступки в различных ситуациях,
а также поступки других детей. Много внимания в работе педагог-психолог
уделяет
психогимнастике для отрабоки мимических выражений лица в
периоды переживания эмоций. Занятия проводятся с дополнительными
атрибутами в виде зеркала, а также оценивания эмоции друг друга.
Музыкальный
руководитель
закрепляет
эмоционально-оценочную
лексику в различных музыкально-ритмических постановках и посредством
театрализованной деятельности.
Эмоционально-оценочная лексика является необходимым средством
осознания и выражения своих собственных эмоциональных переживаний.
понимания эмоций и переживаний других людей. И от того, насколько
правильно она будет освоена в дошкольном возрасте, будет зависеть
самосознание ребенка, его способность выражать свои мысли и чувства,
строить и развивать отношения с другими в будущем.