Напоминание

Развитие эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи


Автор: Яковлева Наталья Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Колокольчик"
Населённый пункт: р.п.Сосновское
Наименование материала: статья
Тема: Развитие эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ФФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ С

ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Н.Б.Яковлева

МБДОУ детский сад "Колокольчик" р.п.Сосновское, Нижегородская

область

Одной из задач развития дошкольника является развитие его связной,

грамматически правильной речи, которая является важным компонентом

готовности ребенка к школе и дальнейшей жизни.Наряду с этим, широко

распространенным нарушением речи у детей является общее недоразвитие

речи,

выраженное

в

несформированности

основных

ее

сторон:

звукопроизношения,

лексико-грамматического

строя

и

связной

речи.

Наблюдения за процессом развития старших дошкольников с общим

недоразвитием речи свидетельствуют о существенных отклонениях от

нормально развивающихся сверстников их лексической стороны речи, как в

количественном, так и в качественном отношении, многообразия ошибок и

недочетов в словаре, среди которых особое место занимает недостаточная

сформированность

лексики

эмоционально-оценочного

характера,

использования ее частично. Эмоционально-оценочная лексика у большинства

детей старшего дошкольного возраста находится на уровне ниже среднего.

Преобладает использование общеоценочной лексики. Употребление многих

слов в разговорной речи дается нелегко, вызывает затруднения, однако

смысл слова может быть понятен, что говорит также о бедном словарном

запасе. В большинстве случаев дети используют общеупотребляемые слова,

мимику, жесты, Дети испытывают при этом значительные трудности для

осознания и определения собственных эмоциональных переживаний и

переживаний других людей,

самыми распространенными из которых

являются

эмоции радости,гнева, огорчения, печали, страха, удивления,

презрения. Это выражается в

- замене слов-определений прилагательными, имеющими

очень широкое значение: жадный – «нехороший», «плохой» и

т.п.;

- замене

названий одних признаков предметов другими,

ситуативно

связанными

с

ними:

радостная–

«улыбочная»,

грустная «плакающая» и т.п.;

- замене названий признаков предмета словосочетанием

или целым предложением: веселый – «он смеется».

Дети с ОНР испытывают затруднения при назывании качеств, которые

отражали бы их самооценку и отношение к самому себе, верно вербально

выразить

свои

чувства

и

эмоции

,

используют

в

лексике

слова

общеоценочного характера: хороший, добрый, веселый, плохой. Затруднения

вызывают

также

подбор

синонимов

и

антонимов,

слов,

имеющих

абстрактное значение, некоторых обобщающих понятий.

Всё это затрудняет процесс коммуникации,препятствует полноценному

общению и развитию личности ребенка.

По

исследованиям

Л.Р.

Ситдиковой,

эмоциональная

область

дошкольников с общим недоразвитием речи отличается незрелостью,

органическим инфантилизмом, нескоординированностью эмоциональных

процессов и нуждается в специально организованной коррекционной работе.

Именно в дошкольном периоде происходит активное усвоение самых

разных способностей, в том числе и эмоциональных. Как отмечал Л.С.

Выготский, А.Н. Леонтьева, эмоциональные способности активнее всего

развиваются именно в дошкольном возрасте, которые ученые обозначали

как

начальный

этап

формирования

эмоциональной

лексики,которой

выражают эмоции и чувства, внутренние переживания и нравственные

качества. Несомненно, эмоционально-оценочная лексика будет зависеть от

словаря, которым владеет ребенок:

- это слова,эмоциональная значимость которым достигается за счет

состава слова( суффиксов) эмоциональной оценки;

- слова,обозначающие эмоции и чувства;

- слова оценки, характеризующие предмет, явление всем своим

составом лексически как с положительной, так и с отрицательной точки

зрения ;

- слова,характеризующие нравственные качества человека;

-формирования понятий, а также раскрытия многозначности слова,

расширение

словаря

синонимов

и

антонимов,

формирования

умения

правильно использовать нужное слова.

Развитие

эмоциональной

сферы

дошкольников

прекрасно

формируется у дошкольников, не имеющих недоразвитие речи, как в

дошкольном учреждении, так и в семье.Но совершенно иначе происходит

развитие эмоционально-оценочной лексики у детей с ОНР.

И.Ю. Кондратенко в монографии «Формирование эмоциональной

лексики

у

дошкольников

с

общим

недоразвитием

речи»

описывает

направления по развитию эмоциональной лексики у детей с общим

недоразвитием речи, процесс которых не может протекать спонтанно, а

необходима последовательная систематическая работа с использованием

методов и приемов развития словаря ,наполняя их новым языковым

содержанием.

Разработанная

структура

работы

включает

три

этапа:

подготовительный, основной и заключительный.

Первый подготовительный

этап включает в себя изучение и

уточнение эмоциональных состояний. Второй этап направлен на развитие

паралингвистических средств, третий - на формирование выразительных

(интонационных) средств языка.

На

первом

этапе

идет

формирование

эмоциональной

лексики,

состоящей из слов, называющих чувства, переживаемые самим говорящим

или другим лицом, второй – слов-оценок,лексически квалифицирующих

вещь с положительной или отрицательной стороны, третий – слов,

передающих

эмоциональное

состояние

посредством

морфологических

изменений.

Заключительный этап направлен на обогащение процесса

коммуникации за счет овладения эмоциональной лексикой детьми с общим

недоразвитием речи.

В старшем дошкольном возрасте необходимо расширять запас слов за

счет названий предметов, качеств, свойств,действий;использовать в своей

речи наиболее подходящие по смыслу слова при обозначении признаков и

качеств

предметом;

формировать

умение

подбирать

слова

с

противоположным значением (весёлый - грустный, смеяться - плакать), со

сходным

значением

(смешной

-

забавный);

использовать

слова,

обозначающие чувства (радость, злость, веселье и др.), учить осмысливать

образные выражения в загадках. Если ребенок не владеет данной лексикой,

которая выражает его чувстваи эмоции, то и показатели эмоционально-

оценочной лексики будут на низком уровне.

Важное значение в формировании эмоционально-оценочной лексики

должно принадлежать фольклору, ведь именно в произведениях устного

народного творчества, народных сказках содержательно используются

слова,обозначающие чувства радости, злости, веселья и др. и позволяют

формировать у детей осмысление.

В соответствии предлагаемыми методиками, нами был подобран и

систематизирован практический материал для развития эмоционально-

оценочной лексики и театрализованной деятельности.Вначале мы наблюдали

за детьми с общим недоразвитием речи, в результате которого можно было

выявить использование эмоционально-оценочной лексики в повседневной

жизни.

Результат

показал,

что

эмоционально-оценочная

лексика

у

большинства детей старшего дошкольного возраста находится на низком

уровне. Преобладает использование общеоценочной лексики. Употребление

многих слов в разговорной речи дается нелегко, вызывает затруднения,

однако смысл слова может быть понятен, что говорит о бедном словарном

запасе. В большинстве случаев дети используют общеупотребляемые слова,

мимику,

жесты,

описывают

конкретные

жизненные

ситуации,

характеризующие то или иное слово.

Для работы

по

обогащению

словаря

эмоционально

-оценочной

лексикой детей с ОНР нами были использованы дидактические игры на

распознавание

эмоциональной

сферы:

игровые

пособия«Кубы

эмоций»,целью которых является называние эмоционального состояния

(радости, грусти, злости, испуга…) с опорой на пиктограмму,«Часы эмоций»,

«Азбуку

эмоций»,содержащие

иллюстрации

самых

различных

эмоциональных состояний, кубы со сказками , включающие творческие

задания, проблемные вопросы по картинкам.

Организация

театрализованной

деятельности

является

одним

из

основных условий формирования эмоционально-оценочной лексики. При

этом важно в театрализованные игры включать элементы сюжетов русских

народных

сказок,

стихов,

рассказов,

имеющих

нравственную

направленность. Так, наряду с беседами, дидактическими играми, были

представлены игры- драматизации и театрализованные представления: « ОХ

и АХ», «Разговор двух книжек», где дошкольники с большим удовольствием

представляли себя на месте персонажей художественных произведений,

озвучивали их, стараясь передать интонационными средствами языка,

поведение и эмоции сказочного героя. Дети при этом звукоподражают,

меняют силу голоса, тембр в соответствии с персонажем. Поэтому столь

важно проводить с детьми театрализованную деятельность (кукольные

театры, пальчиковые театры, теневые театры)по знакомым произведениям и

игры-драматизации.

Работа по формированию эмоционально-оценочной лексики детей с

онр должна строиться с учетом комплексного подхода всех педагогов и

специалистов дошкольного учреждения и активного участия родителей

воспитанников.

Как

мы

уже

отметиили,

дошкольники

с

общим

недоразвитием речи эмоционально-оценочной лексикой владеют слабо.

Она используется выборочно и фрагментарно.

Задачи

воспитателя

и

учителя-логопеда

в

формировании

эмоциональной лексики должны быть достаточно четко определены и

разграничены. Ведущяя роль в этой работе ,безусловно, принадлежит

учителю-логопеду, который активизирует словарь эмоционально-оценочной

лексикой,

формирует

эмоциональные

понятия.

Учитель-логопед

на

групповых занятиях с детьми с ОНР по разделу лексико-грамматического

строя речи расширяет и обогащает эмоционально-оценочный словарь,

активизирует

лексику

и

вводит

оценочную

лексику

в

связную

и

самостоятельную речь.Воспитатель при

этом активно подключается к

работе, уточняет имеющийся словарь через различные виды деятельности

ребенка и вводит их посредством различных методов и приемов в активный

словарь ребенка. Воспитатели в повседневной жизни в самых различных

режимных моментах пребывания ребенка в детском саду закрепляет

эмоционально-оценочную лексику посредством игровых ситуаций. Дети

оценивают свои поступки и поступки сверстников, используя при этом речь

как средство передачи эмоционального состояния и оценивания.

Педагог-психолог проводит занятия по формированию эмоционально-

волевой сферы, где учит детей понимать и использовать различные

эмоциональные состояния, оценивать свои поступки в различных ситуациях,

а также поступки других детей. Много внимания в работе педагог-психолог

уделяет

психогимнастике для отрабоки мимических выражений лица в

периоды переживания эмоций. Занятия проводятся с дополнительными

атрибутами в виде зеркала, а также оценивания эмоции друг друга.

Музыкальный

руководитель

закрепляет

эмоционально-оценочную

лексику в различных музыкально-ритмических постановках и посредством

театрализованной деятельности.

Эмоционально-оценочная лексика является необходимым средством

осознания и выражения своих собственных эмоциональных переживаний.

понимания эмоций и переживаний других людей. И от того, насколько

правильно она будет освоена в дошкольном возрасте, будет зависеть

самосознание ребенка, его способность выражать свои мысли и чувства,

строить и развивать отношения с другими в будущем.



В раздел образования