Напоминание

"Формирование субъектности у старших дошкольников в рамках Федерального проекта "Успех каждого ребёнка"


Автор: Панюкова Нелли Валерьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Дворец пионеров и школьников г. Курска"
Населённый пункт: Курск
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование субъектности у старших дошкольников в рамках Федерального проекта "Успех каждого ребёнка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

«Формирование субъектности у старших дошкольников

в рамках Федерального проекта «Успех каждого ребёнка».

Субъектность – это

системное качество ребенка и

проявляется в

общении, познании, и деятельности, отражает возможности ребенка по

достижению образовательных целей и решению конкретных педагогических

задач. Формирование субъектности у детей связано с «Я» ребенка -

самоорганизацией, самоутверждением, самореализацией в разных видах

деятельности.

Дети студии «Дошкольник» (5—7 лет) находятся на этапе становления

ребенка в качестве субъекта собственной жизнедеятельности. В этот период

особенно важно со стороны педагога во время проведения занятий

поддержка и целенаправленное развитие субъектности ребенка, так как

образовательный процесс является средством развития субъектного опыта

детей в едином пространстве взаимодействия «взрослые — дети», «ребенок

— дети».

Дошкольник 5-7 лет - субъект собственного действия – производит

самостоятельное действие на основе образца, начинает осознавать свою

индивидуальность,

может

оценивать

своё

поведение

и

последствия

поступков. У ребенка складывается субъектный опыт и личностное

отношение к миру.

Считаю,

что

в

дошкольнике

при

формировании

субъектности,

необходимо

воспитывать самостоятельность в пополнении недостатка

знаний и информации с первичными навыками владения информационными

технологиями, а также умений позитивно взаимодействовать с людьми и

отстаивать свою точку зрения.

Несколько примеров.

На занятии по развитию речи проводилось тестирование, пришла

девочка, которая долго болела. Вижу слёзы и говорю: «Ты можешь отложить

тест в сторону, а можешь попробовать ответить на вопросы, которые тебе

понятны». Вначале она отложила лист, а потом, услышав вопросы, стала

отвечать на них. После занятия она спросила: «Можно я тоже буду

участвовать в олимпиаде?».

Мальчик, пришедший на занятие, увидел вопросы и сказал: «Я такое

вижу в первый раз!» На последующих занятиях, мы подробно отвечали на

вопросы рассуждая и подкрепляя их полученными знаниями, позже он

сказал: «Теперь уже легче, я просто сразу не понял, что нужно делать!».

Большое

значение

в

формировании

субъектности

имеют

такие

направления

воспитания

дошкольников,

как:

умственное

воспитание,

нравственное

воспитание,

физическое

воспитание,

художественно-

эстетическое воспитание, экологическое и правовое воспитание.

Между направлениями воспитания детей дошкольного возраста в

студии

«Дошкольник»

и

формированием

и

развитием

субъектности

прослеживается тесная взаимосвязь.

Умственное воспитание

В формировании субъектности дошкольника большое значение имеет

умственное развитие и воспитание. В умственном воспитании ребёнка

2

важным

структурным

компонентом

являются

занятия

по

программе

«Развитие

речи».

В

течение

учебного

года

проводится

работа

по

формированию лексико-грамматических категорий, воспитанию звуковой

культуры речи, развитию связной монологической и диалогической форм

речи, решаются задачи активизации и обогащения словаря детей. В учебном

процессе формируется интерес ребёнка к составлению рассказов, описаний,

пересказов. Субъектность проявляется в ответах, требующих собственного

мнения, личностной оценки; в применении речевых оборотов таких как «Я

думаю …», «Я считаю …», «Я согласен/, не согласен …..»

Работая с дошкольниками всегда говорю: «Доверяй себе, думай,

размышляй сам!». Интересно наблюдать за детьми, которые слабо читают, но

так стараются быть первыми у интерактивной доски: какие внимательные

глаза, интерес, желание как можно больше заданий выполнить. Они так

быстро учатся, я говорю: всё делайте сами, я вам помогу, если не получится.

Не могут отгадать ребус (говорят – не такого слова змеи + Н, назовите по-

другому картинку: молчат, вдруг, робкий голос – ужи; и тут же, поняли –

ужи +Н – ужин). Когда не получается, спрашиваю – помогать? Нет, мы сами.

Ежегодно

дети

участвуют

во

Всероссийских,

международных,

городских конкурсах, викторинах. Сегодня на занятии услышала – давайте на

каждом занятии будем отвечать на вопросы в конкурсах, так не хочется

читать букварь. Отвечаю: «Ваня, книга, это весь мир! Чем больше читаешь,

тем больше познаёшь!». Вот так и формируем субъектность!

Промежуточные и итоговые мониторинги, проводимые педагогами

студии и психологической службой ДПШ, показывают высокий процент не

только

качества

знаний

и

развития

субъектности

ребенка,

но

и

удовлетворённость родителей работой студии «Дошкольник».

Нравственное воспитание

Духовно-нравственное

воспитание

представляет

собой

процесс

последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы

личности

дошкольника

как

субъекта,

формирования

способности

обучающихся сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям,

обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных

норм и нравственных идеалов.

Формированию субъектности способствуют основные мероприятия,

проводимые в студии «Дошкольник»:

- участие в Декаде пожилого человека;

- ежегодное участие в проекте «Растим родословное древо» в рамках

ГВП «Моя родословная»;

- утренник «Любимый праздник бабушек и мам»;

- проведение народного праздника «Вкусная масленица»;

- участие в городском дистанционном конкурсе «День матери»;

- участие в онлайн-проекте «Пусть всегда будет мама!»;

- ежегодный выпускной праздник «В кругу друзей».

Физическое воспитание

3

Работа по формированию субъектности связана с формированием

ценностей ЗОЖ, направлена на создание и поддержание условий для

физического развития дошкольников, охраны и укрепления их здоровья.

Основные мероприятия:

- беседы с детьми и родителями по темам: знание правил личной

гигиены, умение правильно строить режим дня и выполнять его; знание

основных правил здорового питания. В периоды инфекционных заболеваний

необходимо соблюдение социальной дистанции, обработка рук при помощи

санитайзера, ношение масок и перчаток.

- обязательное проведение физкультминуток на каждом занятии.

- спортивный праздник вместе с родителями «Мама, папа, я – вместе

дружная семья».

Экологическое воспитание

Одним

из

направлений

формирования

субъектности

является

экологическое воспитание детей в студии «Дошкольник», которое хорошо

проявляется

через

занятия

«Естествознание»,

направленные

на

формирование

экологической

культуры,

приобщение

ребят

к

природоохранной

деятельности,

создание

условий

для

формирования

технологий взаимодействия с окружающим миром.

Основные мероприятия:

- участие в Операции «Помоги пернатому другу» проводимой в рамках

городского экологического марафона «Природа рядом с нами»;

-

участие

в

конкурсе

«Любить

природу»

Городской

детский

экологический марафон «Природа рядом с нами»;

- деятельность по изготовлению скворечников и кормушек для птиц в

зимнее время года, озеленению участков и посадке цветов.

Гражданско-патриотическое воспитание

Гражданско-патриотическое воспитание в формировании субъектности

дошкольника направленно на привитие ребятам любви к Родине. Задача -

приобщение к социальным ценностям – патриотизму, гражданственности,

исторической

памяти,

долгу;

формирование

основы

национального

самосознания и осознание собственной роли в этом процессе.

Основные мероприятия:

- день памяти (читаем и поём о Великой Победе!);

- участие во всероссийском онлайн-фестивале «Спасибо за Победу»;

- акция « Поздравительная открытка для ветеранов ВОВ»;

- участие в виртуальной выставке «Дети рисуют Победу»;

- посещение музеев воинской славы и возложение цветов;

- участие детей и их родителей в «Бессмертном полку»;

- участие в конкурсе «История Великой Победы в цифре: реликвии

моей семьи».

Правовое воспитание

При

формировании

субъектности

учитывается

и

работа

по

профилактике дорожно-транспортных происшествий (ДТП), направленная на

сохранение жизни и здоровья детей, создание условий для обучения детей

4

правилам дорожного движения, что способствует снижению уровня детского

дорожно-транспортного травматизма.

Основные мероприятия:

- ежегодное участие в проекте «Правила дорожные знать каждому

положено!»;

- встреча с начальником отделения пропаганды отдела ОАР и П БДД

УМВД России по Курской области Жиленковым А.;

- участие в онлайн-выставке детских работ в рамках проекта « Правила

дорожные…»;

- размещается видеоматериал в VK

по закреплению знаний о

дорожных знаках и правилах поведения на проезжей части.

Совместная

работа

с

родителями

Актуальной

задачей

в

воспитательной

системе

в

формировании

и

развития

субъектности

дошкольника является привлечение родителей в процесс дошкольного

воспитания, их участие и причастность к жизни Дворца пионеров и

школьников в осуществлении образовательной политики РФ.

С ребенком дома надо именно жить, вовлекать его в то, что ты

делаешь, своим примером показывать ему инициативность, обустраивать для

него ту ситуацию, в которой он будет активен.

Но тут есть один парадокс. Субъектность ребенка, о которой могли бы

позаботиться родители, для них желанна, но очень неудобна, так как требует

много родительского времени. Надо позволить детям делать что-то самим —

это очень долго, инициативность — это сложно, проще иметь дело с

ребенком, который ее не проявляет. Субъектность обходится родителям

дорого: она требует от взрослых внимания, больших эмоциональных затрат,

глубокого интереса к жизни ребенка.

Совместная ответственность за результаты воспитания детей особенно

ярко проявилась в период дистанционного обучения - дети вместе с

родителями с удовольствием участвуют во всех конкурсах, проводимых во

Дворце, проявляют интерес к участию во Всероссийских и международных

конкурсах и викторинах. Но есть и минусы – многие родители высказывают

мнение о том, что не могут донести объём необходимой информации по

предметам, что выполнение заданий занимает слишком много времени, у

детей ослабевает интерес к предмету, они спорят с родителями, что педагог

объясняет не так. И тогда мы решаем эту проблему совместно – ребёнок,

педагог, родитель. Самое главное, что в период изоляции мы не теряем связь

с родителями и детьми через онлайн-общение.

Результаты воспитательной работы в студии «Дошкольник»

Высокая заинтересованность педагогического коллектива в деле

воспитания подрастающего поколения послужила основой для создания на

базе студии «Дошкольник»

в 2020 учебном году

администрацией ДПШ

программы «Заниматика» в рамках Федерального проекта «Успех каждого

ребенка» национального проекта «Образование». Участие в ФП «Успех

каждого

ребенка»

улучшает

качество

образования,

обеспечивает

5

разнообразные

формы

работы,

даёт возможность

ребёнку

мыслить

самостоятельно, отстаивать свою точку зрения.



В раздел образования