Автор: Панюкова Нелли Валерьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Дворец пионеров и школьников г. Курска"
Населённый пункт: Курск
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование субъектности у старших дошкольников в рамках Федерального проекта "Успех каждого ребёнка"
Раздел: дошкольное образование
1
«Формирование субъектности у старших дошкольников
в рамках Федерального проекта «Успех каждого ребёнка».
Субъектность – это
системное качество ребенка и
проявляется в
общении, познании, и деятельности, отражает возможности ребенка по
достижению образовательных целей и решению конкретных педагогических
задач. Формирование субъектности у детей связано с «Я» ребенка -
самоорганизацией, самоутверждением, самореализацией в разных видах
деятельности.
Дети студии «Дошкольник» (5—7 лет) находятся на этапе становления
ребенка в качестве субъекта собственной жизнедеятельности. В этот период
особенно важно со стороны педагога во время проведения занятий
поддержка и целенаправленное развитие субъектности ребенка, так как
образовательный процесс является средством развития субъектного опыта
детей в едином пространстве взаимодействия «взрослые — дети», «ребенок
— дети».
Дошкольник 5-7 лет - субъект собственного действия – производит
самостоятельное действие на основе образца, начинает осознавать свою
индивидуальность,
может
оценивать
своё
поведение
и
последствия
поступков. У ребенка складывается субъектный опыт и личностное
отношение к миру.
Считаю,
что
в
дошкольнике
при
формировании
субъектности,
необходимо
воспитывать самостоятельность в пополнении недостатка
знаний и информации с первичными навыками владения информационными
технологиями, а также умений позитивно взаимодействовать с людьми и
отстаивать свою точку зрения.
Несколько примеров.
На занятии по развитию речи проводилось тестирование, пришла
девочка, которая долго болела. Вижу слёзы и говорю: «Ты можешь отложить
тест в сторону, а можешь попробовать ответить на вопросы, которые тебе
понятны». Вначале она отложила лист, а потом, услышав вопросы, стала
отвечать на них. После занятия она спросила: «Можно я тоже буду
участвовать в олимпиаде?».
Мальчик, пришедший на занятие, увидел вопросы и сказал: «Я такое
вижу в первый раз!» На последующих занятиях, мы подробно отвечали на
вопросы рассуждая и подкрепляя их полученными знаниями, позже он
сказал: «Теперь уже легче, я просто сразу не понял, что нужно делать!».
Большое
значение
в
формировании
субъектности
имеют
такие
направления
воспитания
дошкольников,
как:
умственное
воспитание,
нравственное
воспитание,
физическое
воспитание,
художественно-
эстетическое воспитание, экологическое и правовое воспитание.
Между направлениями воспитания детей дошкольного возраста в
студии
«Дошкольник»
и
формированием
и
развитием
субъектности
прослеживается тесная взаимосвязь.
Умственное воспитание
В формировании субъектности дошкольника большое значение имеет
умственное развитие и воспитание. В умственном воспитании ребёнка
2
важным
структурным
компонентом
являются
занятия
по
программе
«Развитие
речи».
В
течение
учебного
года
проводится
работа
по
формированию лексико-грамматических категорий, воспитанию звуковой
культуры речи, развитию связной монологической и диалогической форм
речи, решаются задачи активизации и обогащения словаря детей. В учебном
процессе формируется интерес ребёнка к составлению рассказов, описаний,
пересказов. Субъектность проявляется в ответах, требующих собственного
мнения, личностной оценки; в применении речевых оборотов таких как «Я
думаю …», «Я считаю …», «Я согласен/, не согласен …..»
Работая с дошкольниками всегда говорю: «Доверяй себе, думай,
размышляй сам!». Интересно наблюдать за детьми, которые слабо читают, но
так стараются быть первыми у интерактивной доски: какие внимательные
глаза, интерес, желание как можно больше заданий выполнить. Они так
быстро учатся, я говорю: всё делайте сами, я вам помогу, если не получится.
Не могут отгадать ребус (говорят – не такого слова змеи + Н, назовите по-
другому картинку: молчат, вдруг, робкий голос – ужи; и тут же, поняли –
ужи +Н – ужин). Когда не получается, спрашиваю – помогать? Нет, мы сами.
Ежегодно
дети
участвуют
во
Всероссийских,
международных,
городских конкурсах, викторинах. Сегодня на занятии услышала – давайте на
каждом занятии будем отвечать на вопросы в конкурсах, так не хочется
читать букварь. Отвечаю: «Ваня, книга, это весь мир! Чем больше читаешь,
тем больше познаёшь!». Вот так и формируем субъектность!
Промежуточные и итоговые мониторинги, проводимые педагогами
студии и психологической службой ДПШ, показывают высокий процент не
только
качества
знаний
и
развития
субъектности
ребенка,
но
и
удовлетворённость родителей работой студии «Дошкольник».
Нравственное воспитание
Духовно-нравственное
воспитание
представляет
собой
процесс
последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы
личности
дошкольника
как
субъекта,
формирования
способности
обучающихся сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям,
обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных
норм и нравственных идеалов.
Формированию субъектности способствуют основные мероприятия,
проводимые в студии «Дошкольник»:
- участие в Декаде пожилого человека;
- ежегодное участие в проекте «Растим родословное древо» в рамках
ГВП «Моя родословная»;
- утренник «Любимый праздник бабушек и мам»;
- проведение народного праздника «Вкусная масленица»;
- участие в городском дистанционном конкурсе «День матери»;
- участие в онлайн-проекте «Пусть всегда будет мама!»;
- ежегодный выпускной праздник «В кругу друзей».
Физическое воспитание
3
Работа по формированию субъектности связана с формированием
ценностей ЗОЖ, направлена на создание и поддержание условий для
физического развития дошкольников, охраны и укрепления их здоровья.
Основные мероприятия:
- беседы с детьми и родителями по темам: знание правил личной
гигиены, умение правильно строить режим дня и выполнять его; знание
основных правил здорового питания. В периоды инфекционных заболеваний
необходимо соблюдение социальной дистанции, обработка рук при помощи
санитайзера, ношение масок и перчаток.
- обязательное проведение физкультминуток на каждом занятии.
- спортивный праздник вместе с родителями «Мама, папа, я – вместе
дружная семья».
Экологическое воспитание
Одним
из
направлений
формирования
субъектности
является
экологическое воспитание детей в студии «Дошкольник», которое хорошо
проявляется
через
занятия
«Естествознание»,
направленные
на
формирование
экологической
культуры,
приобщение
ребят
к
природоохранной
деятельности,
создание
условий
для
формирования
технологий взаимодействия с окружающим миром.
Основные мероприятия:
- участие в Операции «Помоги пернатому другу» проводимой в рамках
городского экологического марафона «Природа рядом с нами»;
-
участие
в
конкурсе
«Любить
природу»
Городской
детский
экологический марафон «Природа рядом с нами»;
- деятельность по изготовлению скворечников и кормушек для птиц в
зимнее время года, озеленению участков и посадке цветов.
Гражданско-патриотическое воспитание
Гражданско-патриотическое воспитание в формировании субъектности
дошкольника направленно на привитие ребятам любви к Родине. Задача -
приобщение к социальным ценностям – патриотизму, гражданственности,
исторической
памяти,
долгу;
формирование
основы
национального
самосознания и осознание собственной роли в этом процессе.
Основные мероприятия:
- день памяти (читаем и поём о Великой Победе!);
- участие во всероссийском онлайн-фестивале «Спасибо за Победу»;
- акция « Поздравительная открытка для ветеранов ВОВ»;
- участие в виртуальной выставке «Дети рисуют Победу»;
- посещение музеев воинской славы и возложение цветов;
- участие детей и их родителей в «Бессмертном полку»;
- участие в конкурсе «История Великой Победы в цифре: реликвии
моей семьи».
Правовое воспитание
При
формировании
субъектности
учитывается
и
работа
по
профилактике дорожно-транспортных происшествий (ДТП), направленная на
сохранение жизни и здоровья детей, создание условий для обучения детей
4
правилам дорожного движения, что способствует снижению уровня детского
дорожно-транспортного травматизма.
Основные мероприятия:
- ежегодное участие в проекте «Правила дорожные знать каждому
положено!»;
- встреча с начальником отделения пропаганды отдела ОАР и П БДД
УМВД России по Курской области Жиленковым А.;
- участие в онлайн-выставке детских работ в рамках проекта « Правила
дорожные…»;
- размещается видеоматериал в VK
по закреплению знаний о
дорожных знаках и правилах поведения на проезжей части.
Совместная
работа
с
родителями
Актуальной
задачей
в
воспитательной
системе
в
формировании
и
развития
субъектности
дошкольника является привлечение родителей в процесс дошкольного
воспитания, их участие и причастность к жизни Дворца пионеров и
школьников в осуществлении образовательной политики РФ.
С ребенком дома надо именно жить, вовлекать его в то, что ты
делаешь, своим примером показывать ему инициативность, обустраивать для
него ту ситуацию, в которой он будет активен.
Но тут есть один парадокс. Субъектность ребенка, о которой могли бы
позаботиться родители, для них желанна, но очень неудобна, так как требует
много родительского времени. Надо позволить детям делать что-то самим —
это очень долго, инициативность — это сложно, проще иметь дело с
ребенком, который ее не проявляет. Субъектность обходится родителям
дорого: она требует от взрослых внимания, больших эмоциональных затрат,
глубокого интереса к жизни ребенка.
Совместная ответственность за результаты воспитания детей особенно
ярко проявилась в период дистанционного обучения - дети вместе с
родителями с удовольствием участвуют во всех конкурсах, проводимых во
Дворце, проявляют интерес к участию во Всероссийских и международных
конкурсах и викторинах. Но есть и минусы – многие родители высказывают
мнение о том, что не могут донести объём необходимой информации по
предметам, что выполнение заданий занимает слишком много времени, у
детей ослабевает интерес к предмету, они спорят с родителями, что педагог
объясняет не так. И тогда мы решаем эту проблему совместно – ребёнок,
педагог, родитель. Самое главное, что в период изоляции мы не теряем связь
с родителями и детьми через онлайн-общение.
Результаты воспитательной работы в студии «Дошкольник»
Высокая заинтересованность педагогического коллектива в деле
воспитания подрастающего поколения послужила основой для создания на
базе студии «Дошкольник»
в 2020 учебном году
администрацией ДПШ
программы «Заниматика» в рамках Федерального проекта «Успех каждого
ребенка» национального проекта «Образование». Участие в ФП «Успех
каждого
ребенка»
улучшает
качество
образования,
обеспечивает
5
разнообразные
формы
работы,
даёт возможность
ребёнку
мыслить
самостоятельно, отстаивать свою точку зрения.