Напоминание

"Составление рассказа по картине "Ежи".


Автор: Купчинская Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт: г.Ноябрьск
Наименование материала: Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
Тема: "Составление рассказа по картине "Ежи".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект НОД

по развитию речи в старшей группе

«Составление рассказа по картине «Ежи».

Цель.

Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно

составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.

Программное содержание:

Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ по картине,

ориентируясь на план, предложенный воспитателем.

Упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж,

в подборе прилагательных, характеризующих животных;

Уточнить знания детей о жизни диких животных (ежей) в природе.

Активизация словаря: мухоморы-великаны, принюхивается, колючий клубок

Материал: картина «Ежи» (из серии «Дикие животные», автор П.С. Меньшикова),

мольберт, указка.

Предварительная работа: чтение рассказов И. Акимушкин «Жил-был ежик», И.

Соколов-Митков «Ежи», беседа о жизни ежей в природе, рассматривание

иллюстраций на тему «Дикие животные».

Ход занятия

- Ребята, скажите мне, каких лесных животных вы знаете?

- Много в лесу живет животных. А про кого говорится в этой загадке:

Лесом катится клубок,

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами.

- Как вы догадались, что это еж?

- Ежи – очень интересные животные. Живут они семьями: папа -… (еж или ежик),

мама -… (ежиха), дети -... (ежата), можно назвать их ласково… (ежатки), а если

один малыш – то… (ежонок).

- Садитесь на стульчики.

Среди палых листьев тихо

Пробирается ежиха,

А за ней гуськом спешат

Четверо её ежат….

(На мольберт выставляется картина. Дети некоторое время рассматривают ее.)

- Кто изображен на картине?

- Как вы думаете, где они находятся?

- Как вы догадались, что это лес?

Воспитатель обобщает: «В осенний день мама ежиха привела свое колючее

семейство на лесную полянку, где растут мухоморы-великаны».

- Как вы думаете, зачем мама привела ежат на лесную полянку?

- Значит, какая она мама?

- Посмотрите, что делает ежиха?

Проводится обобщение высказываний

- А что делают ежата?

- Как можно сказать о ежатах, которые делят червяка?

- Почему этот ежонок спрятался?

- На что он стал похож?

- Каким мы можем назвать этого ежонка?

Обобщение высказываний

- Как вы думаете, нравится ежам на лесной полянке? Почему?

Физминутка

-Ребята, давайте покажем, как заботится о своей семье папа ёж.

Ёж спешил к себе домой,

Нёс запасы он с собой.

Через кочки он скакал,

Быстро по лесу бежал.

Вдруг он сел и изменился,

В шарик круглый превратился.

А потом опять вскочил

И к детишкам поспешил.

Шагать на месте.

Продолжать шагать и «нести мешок

за спиной».

Прыжки на месте.

Бег на месте, руки согнуть.

Присесть на корточки.

Прижать голову к коленям, обнять

руками колени.

Подняться в рост.

Шагать на месте.

- Посмотрите еще раз внимательно на картину. Как бы вы ее назвали?

Расскажите о том, кто нарисован на картине; в какое время года и где

происходит действие.

Расскажите зачем пришли сюда ежи, расскажите о маме-ежихе,

о ее

детенышах – ежатах.

Закончить рассказ можно словами о том, как себя чувствуют ежи на лесной

полянке.

Послушайте, ребята мой рассказ:

— Стоял тихий летний вечер. Ежиха вывела ежат на небольшую лесную полянку.

Там росли мухоморы-великаны, лежали опавшие листья.

Ежата разбежались по полянке. Двое из них нашли червяка, ухватились за него,

потащили каждый себе. К ним спешит третий ежонок. Четвертый, убежавший

далеко в сторону, повстречался с крупным черным жуком. «Очень страшный!» —

подумал ежонок и на всякий случай свернулся в клубок.

Ежиха занята своими делами. Она заметила на дереве улитку и подбирается к ней.

Хорошо ежатам на лесной полянке.

- Понравился ли вам мой рассказ? Что в моем рассказе вам запомнилось,

показалось интересным? - Придумайте рассказ по этой картине.

Заслушиваются по очереди 3-4 детских рассказа.

-

Молодцы, хорошо рассказали теперь немного поиграем. Я буду называть

животных, а вы поможете мне подобрать к ним слова о том, какие они.

Проводится дидактическая игра «Подбери слово» на подбор прилагательных к

существительным, обозначающих животных.

- Посмотрите еще раз на колючую семью, видите, как им хорошо всем вместе?

Помните, что нельзя разлучать животных, ведь у каждого животного есть своя

семья.



В раздел образования