Автор: Дорофейская Наталья Аркадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт: г.Ноябрьск
Наименование материала: Конспект НОД Познавательно-исследовательская деятельность
Тема: "Разная бумага". Из чего сделаны предметы.
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Разная бумага». Из чего сделаны предметы.
Автор конспекта: Дорофейская Наталья Аркадьевна
Задачи приоритетной образовательной области:
Познавательное развитие: Познакомить с бумагой ее видами, закрепить знания о свойствах бумаги.
Задачи ОО в интеграции:
Социально-коммуникативное развитие: Развитие навыков взаимодействия со взрослым и сверстниками. Формирование умения работать
коллективно.
Речевое развитие: Развитие навыка диалогической речи.
Предпосылки учебной деятельности: формирование умения слушать и слышать, выполнять инструкции взрослого, следовать правилам.
Оборудование для педагога: ноутбук, проектор ,сундучок, предметы, изготовленные из бумаги (книга, альбом, салфетка, картина, раскраска,
игрушка, газета, журнал, шапочка-маска для театрализации и т. п.)
Оборудование для детей: квадратные листы бумаги разных видов (цветная, писчая, салфетки, газетная, картон), емкости с водой, полотенце,
клеенки
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Содержание НОД
Формы работы
Наличие
средства
у детей
Образовательные
задачи
Воспитатель:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: "Доброе утро!"
"Доброе утро!" – солнцу и птицам.
"Доброе утро!" – улыбчивым лицам.
А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.
Беседа, ответы на
вопросы
Слух, слово
Развитие
любознательности,
познавательной активности
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Содержание НОД
Формы работы
Наличие
средства
у детей
Образовательные
задачи
Воспитатель: Ребята, сегодня я принесла вот такой чудесный
сундучок. А что в нем лежит нам подскажет загадка:
Я белая как снег
Дружу с карандашом
Где он пройдет –
Заметочку на мне кладет. (Бумага)
Воспитатель: Правильно ребята, это бумага. В жизни мы очень часто
сталкиваемся с бумагой: дома, в детском саду вы на ней рисуете,
читаете книги. А оказывается, бумага была не всегда.
Презентация
СЛАЙД 1 Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ
изобрел бумагу.
СЛАЙД 2 А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу
как самую большую драгоценность. Но время шло.
СЛАЙД 3 Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды
арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У
пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги.
СЛАЙД 4 Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и
во всем мире люди научились делать бумагу по китайскому способу,
СЛАЙД 5 А делали китайцы бумагу вручную.
СЛАЙД 6 Посмотрите дети, как отличалась древняя бумага от той,
которую мы привыкли видеть, а старинные книги от современных.
В наше время бумагу делают машины. А управляют этими
машинами люди. Давайте посмотрим, как это происходит.
СЛАЙД 7 Бумага состоит из целлюлозных волокон. Целлюлоза – это
вещество, которое можно найти во всех растениях, деревьях, хлопке,
рисе, кукурузных стеблях.
СЛАЙД 8 Но сначала в лесу рубят деревья. Бревна везут на фабрику.
Здесь их очищают от коры и перемалывают на мелкие кусочки –
дробят
в
машине (дробилке).
Крошку,
которая
получилась,
перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу. Она
идет на изготовление бумаги. Процесс производства бумаги
сложный. Поэтому с бумагой нужно обращаться очень бережно,
экономно её расходовать.
Воспитатель: Ребята, а ведь в нашей группе тоже есть предметы,
сделанные из бумаги. Посмотрите вокруг и назовите, какие вы
видите предметы, сделанные из бумаги. (Ответы детей: тетради,
книги, фотографии. альбомы, коробки).
СЛАЙД 9 – Ребята вы назвали разные предметы, а теперь
посмотрите на экран и скажите про какие предметы можно
сказать:
– бумажный (конверт, пакет, стаканчик),
– бумажная (салфетка, коробка),
–бумажные (игрушки, цветы)
Воспитатель: А теперь подумайте и скажите, может ли быть так,
чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? (ответы
детей: нет, не могут). Как вы думаете, почему из бумаги не делают
мебель, не шьют одежду? (различные варианты ответов детей).
– Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти
материалы прочные и надежные.
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру: "Бывает, не бывает". Если я
назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы
хлопаете
в
ладоши.
Если
нет,
приседаете.
Будьте
внимательными. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало,
шкаф, яблоко, журнал).
Воспитатель: Поиграли, отдохнули. Молодцы! А теперь настало
время проверить прочная ли бумага? Вы сейчас это сами и
проверите.
Воспитатель: Я хочу пригласить вас в нашу лабораторию, где мы
будем проводить опыты с бумагой.
Раз, два, три, в мастерскую заходи.
В-ль : Ребята сначала предлагаю немного отдохнуть
Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Воспитатель: Ребята, сегодня я принесла вот такой чудесный
сундучок. А что в нем лежит нам подскажет загадка:
Я белая как снег
Дружу с карандашом
Где он пройдет –
Заметочку на мне кладет. (Бумага)
Воспитатель: Правильно ребята, это бумага. В жизни мы очень часто
сталкиваемся с бумагой: дома, в детском саду вы на ней рисуете,
читаете книги. А оказывается, бумага была не всегда.
Презентация
СЛАЙД 1 Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ
изобрел бумагу.
СЛАЙД 2 А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу
как самую большую драгоценность. Но время шло.
СЛАЙД 3 Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды
арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У
пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги.
СЛАЙД 4 Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и
во всем мире люди научились делать бумагу по китайскому способу,
СЛАЙД 5 А делали китайцы бумагу вручную.
СЛАЙД 6 Посмотрите дети, как отличалась древняя бумага от той,
которую мы привыкли видеть, а старинные книги от современных.
В наше время бумагу делают машины. А управляют этими
машинами люди. Давайте посмотрим, как это происходит.
СЛАЙД 7 Бумага состоит из целлюлозных волокон. Целлюлоза – это
вещество, которое можно найти во всех растениях, деревьях, хлопке,
рисе, кукурузных стеблях.
СЛАЙД 8 Но сначала в лесу рубят деревья. Бревна везут на фабрику.
Здесь их очищают от коры и перемалывают на мелкие кусочки –
дробят
в
машине (дробилке).
Крошку,
которая
получилась,
перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу. Она
идет на изготовление бумаги. Процесс производства бумаги
сложный. Поэтому с бумагой нужно обращаться очень бережно,
экономно её расходовать.
Воспитатель: Ребята, а ведь в нашей группе тоже есть предметы,
сделанные из бумаги. Посмотрите вокруг и назовите, какие вы
видите предметы, сделанные из бумаги. (Ответы детей: тетради,
книги, фотографии. альбомы, коробки).
СЛАЙД 9 – Ребята вы назвали разные предметы, а теперь
посмотрите на экран и скажите про какие предметы можно
сказать:
– бумажный (конверт, пакет, стаканчик),
– бумажная (салфетка, коробка),
–бумажные (игрушки, цветы)
Воспитатель: А теперь подумайте и скажите, может ли быть так,
чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? (ответы
детей: нет, не могут). Как вы думаете, почему из бумаги не делают
мебель, не шьют одежду? (различные варианты ответов детей).
– Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти
материалы прочные и надежные.
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру: "Бывает, не бывает". Если я
назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы
хлопаете
в
ладоши.
Если
нет,
приседаете.
Будьте
внимательными. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало,
шкаф, яблоко, журнал).
Воспитатель: Поиграли, отдохнули. Молодцы! А теперь настало
время проверить прочная ли бумага? Вы сейчас это сами и
проверите.
Воспитатель: Я хочу пригласить вас в нашу лабораторию, где мы
будем проводить опыты с бумагой.
Раз, два, три, в мастерскую заходи.
(Дети заходят в лабораторию, обращаю внимание детей на
тарелочки, где лежат листочки разной бумаги).
Опыт 1.
– А сейчас проведем первый опыт и попробуем узнать, у кого бумага
мнется? (Дети мнут бумагу)
– У всех бумага смялась? У всех. А всем было легко смять? Нет, а
почему как вы думаете одну бумагу смять легко, а другую
трудно? (ответы детей). Вот видите ребята, с трудом, но все-таки
всю бумагу удалось смять. Чем толще бумага, тем она крепче.
Сделаем вывод: "Бумага мнется".
Опыт 2.
– А теперь проверим, у кого бумага порвется? (дети отрывают
небольшие кусочки бумаги) Вся бумага порвалась?
– Сделаем вывод: "Бумага рвется".
Опыт 3.
– Ребята, для следующего опыта нам понадобится вода.
– Положите листочки в воду. Что произошло? Вся бумага намокла?
Какая бумага намокла быстрее? (достаем тонкую бумагу, она
распадается). Толстая бумага тоже намокнет, только для этого
потребуется больше времени. Сделаем вывод: "Бумага намокает и
распадается".
Воспитатель: Опасное свойство бумаги. Ребята, что произойдет,
если бумагу поднести к огню? (Бумага загорится) Надо быть
осторожными с огнем и не подходить к нему с бумагой.
Воспитатель: Ребята посмотрите и вспомните, какие свойства
бумаги вы узнали. Бумага мнется, рвется, намокает, опасное
свойство – бумага горит.
– Значит бумага материал не прочный. Вот поэтому ребята надо
бережно относиться к вещам, сделанным из бумаги.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Содержание НОД
Формы работы
Наличие
средства
у детей
Образовательные
задачи
Рефлексия.
Воспитатель:
– Интересно было в мастерской?
– А что нового вы узнали про бумагу?
– А как надо обращаться с бумагой и книгами?
– Чтобы узнать про бумагу больше, я принесла вот такие книги. В
них рассказывается и показывается, как сделать необычные вещи из
бумаги.
- Мне сегодня очень понравилось как вы работали. И я хотела бы
узнать, что вам понравилось на занятии. (Ответы детей).