Напоминание

Сюжетно-ролевая игра, как средство развития диалогической речи детей 5-го года жизни


Автор: Шмакова Мария Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №109"
Населённый пункт: город Дзержинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Сюжетно-ролевая игра, как средство развития диалогической речи детей 5-го года жизни
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сюжетно-ролевая игра, как средство

развития диалогической речи

детей 5-го года жизни

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии

речевой активности детей возраста, что обусловлено рядом негативных

факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здоровья

детей; существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей,

Телевидение, игрушки и компьютеры заменили собой живое речевое

общение; глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;

недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребёнка.

Сюжетно ролевая игра это лучший способ для развития диалогической речи и

является речевой ситуацией, где происходит обучение диалогической речи,

она направлена на развитие умений договариваться во время общения,

вступать в разговор, соблюдать речевой этикет, выражать свои чувства,

доказывать свою точку зрения.

Н. Я. Михайленко выделяет три этапа формирования сюжетной игры.

Первый этап

(1,5 – 3 года)

Второй этап

(3 года – 5 лет)

Третий этап

(5-7 лет)

Педагог

стимулирует

ребенка

к

осуществлению

условных действий с

предметами.

Игры

отображают

ежедневные

бытовые

ситуации,

в

которых

воспитатели

используют

элементы

обучающих

игр:

дидактических,

пальчиковую

гимнастику,

артикуляционную

и

дыхательную

гимнастики,

которые

способствуют

развитию речи.

Педагог

формирует

у

детей умение принимать

роль, переходить в игре

от одной роли к другой.

Наиболее успешно это

можно

осуществить,

если

строить

совместную

игру

с

детьми в виде цепочки

ролевых

диалогов

между

участниками,

смещая внимание детей

с условных действий с

предметами на ролевую

речь.

Дети должны овладеть

умением придумывать

разнообразные сюжеты

игр.

Для

этого

воспитатель

может

развернуть совместную

с

детьми

игру,

протекающую в чисто

речевом

плане,

основное

содержание

которой

придумывание

новых

сюжетов,

которые

включают

в

себя

разнообразные

события.

Дети средней группы находятся на втором этапе (3–5 лет), где педагог

формирует

у

детей

умение

принимать

роль,

разрабатывать

ролевое

взаимодействие, переходить в игре от одной роли к другой. Наиболее

успешно это можно осуществить, если строить совместную игру с детьми в

виде цепочки ролевых диалогов между участниками, смещая внимание детей

с условных действий с предметом на ролевую речь (ролевой диалог).

В своей работе опиралась на задачи, заложенные в программе «От

рождения до школы»: Совершенствовать диалогическую речь: учить

участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и

задавать их.

Созданием мотивации к сюжетной игре

(для расширения знаний и

представлений

детей)

служили

занятия

на

различные

темы

из

методического пособия О.В. Дыбиной «Ознакомление с предметным и

социальным окружением».

Сюжетно-ролевые игры я подобрала в соответствии с возрастом и

возможностями детей 5-го года жизни используя методическое пособие

Н.Ф.Губановой «Развитие игровой деятельности».

Сюжетно-ролевые игры я подобрала в соответствии с возрастом и

возможностями детей 5-го года жизни используя методическое пособие

Н.Ф.Губановой «Развитие игровой деятельности».

Типология тематики сюжетно-ролевых игр:

-производственные

игры

направлены

на

познание

социальных

общественных

отношений

в

рамках

производственной

деятельности

(«Больница», «Магазин» и т.д.);

- общественно-политические темы, в первую очередь представлены играми

с

социальным

и

военно-историческим

содержанием

(«Детский

сад»,

«Концерт», «Цирк», «Парад»)

- бытовые игры («Семья», игры, моделирующие различные события из

жизни близкого социального окружения ребенка);

Сюжетно-ролевая игра может быть короткой (один день или половина

дня) и длительной (два или несколько дней). Такую игру можно назвать

сюжетно-ролевой

с

продолжением.

К

длительной

игре

необходимо

готовиться. Дети предлагают сюжет игры. Он уточняется, а затем ребятам

дается возможность подумать, что потребуется для игры.

В работе с детьми при реализации сюжетно - ролевой игры

использовала:

метод

прямого

руководства

игрой,

что

позволяет

активно

воздействовать на развитие связной речи у детей.

метод косвенного воздействия на игру детей. Где роль воспитателя

заключается с одной стороны в наблюдении за играющими детьми и с

другой стороны в направлении замысла и действия детей с помощью

совета, вопроса, подсказки.

При использовании метода прямого руководства игрой позволяет

активно воздействовать на развитие речи у детей.

В процессе игры много разговариваю с детьми, в результате чего у не

говорящего ребенка появляется потребность в речевом общении. Ему хочется

попросить взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Всячески побуждаю

детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки, вещи и т.д.

Выступая в позиции партнера-помощника, побуждала детей фантазировать в

речевом плане, а затем включать придуманные элементы сюжета в игру

(«Давай я буду пиратом, а ты капитаном корабля. Я буду нападать на твой

корабль... А ты...»).

В

совместных

с

воспитателем

играх,

содержащих

2-3

роли,

совершенствуется умение объединяться в игре, распределять роли (мать,

отец, дети), выполнять игровые действия, поступать в соответствии с

правилами

и

общим

игровым

замыслом.

Формируется

умение

договариваться о том, во что они играть, и как распределять между собой

материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать

результата.

Я расскажу о некоторых играх.

По итогам проведенного занятия

по ознакомлению с предметным и

социальным окружением по теме «Моя семья» мной были созданы условия в

группе для сюжетно-ролевой игры « Моя семья».

Для дальнейшего развития игры в «Семью» я выяснила, у кого из детей есть

младшие братья или сёстры. В этот же день в группу я принесла новую

куклу-младенца и все необходимое для ухода за ней и предложила детям

представить, как будто у каждого из них есть маленький братик или

сестричка, рассказать, как бы они помогали маме ухаживать за ним.

Для игры распределили роли: «мама», «папа» и «сестра». В центре внимания

игры кукла - младенец «Алеша» и кухонная посуда. Девочкам было

предложено убрать в игровом домике, переставить мебель, выбрать

поудобнее

место

для

«Алешиной»

колыбели,

постелить

постель,

перепеленать малыша, уложить его спать. «Папу» отправили в «Магазин»,

купить продукты.

Далее в игру я включила и других детей по их желанию и предложила

им роли «Машеньки», «друга папы - шофера», который может отвезти всю

семью в лес отдыхать, и т. д.

В процессе занятия я предоставляла детям самостоятельность в

развитии сюжета, но также внимательно следила за игрой. В процессе игры,

так же включила разговорную речь, диалог между ролями-детьми.

В «Семью» можно играть по-разному. Все зависит от настроения и фантазии.

Можно играть не только в «настоящую» семью, но и в «кукольную»,

«звериную».

Для начала, мы распределяли роли между всеми желающими и

проговаривали основные действия той или иной роли. Например, папа ходит

на работу, помогает выполнять домашние дела, смотрит за детьми. Ребенок

играет, ходит в детский сад, помогает маме, шалит. Дети играли в такие

«семейные» игры, как, «Маленькие помощники», «Приглашаем к столу»,

«Готовимся к празднику» и др.

В сюжетной игре, дошкольник, удовлетворяя свою потребность в

общении, совершенствует умение говорить выразительно, в нормальном

темпе, пользоваться интонацией диалога, так как главная особенность

диалога

является

поочередное

говорения

одного

собеседника

с

прослушиванием и последующим говорением другого.

По итогам проведенного занятия по ознакомлению с предметным и

социальным окружением по теме «Расскажи о любимых предметах» мной

были созданы условия в группе для

сюжетно-ролевой игры «Магазин

игрушек».

Ход

игры:

мама,

сестра

и

подруги

пошли

в

магазин.

Дети

самостоятельно распределяют роли.

Продавец рассортировывает товары на полках (оформляет витрину). Товар

можно взять из игрушек детей или слепить из пластилина.

Покупатели приходят за покупками, разговаривают, выбирают товар, узнают

цену, соблюдают правила поведения в общественном месте, устанавливают

очередь в кассе, оплачивают покупку в кассе, получают чек.

Обращала

внимание на культуру общения между покупателем и продавцом. Ввожу

новые слова: касса, чек, витрина.

Кассир получает деньги, пробивает чек, выдаёт чек, сдаёт покупателю сдачу.

Расплачиваемся за товар деньгами. Рисуем ценники возле каждого товара.

Покупатель должен дать такое же количество «денег» (пусть квадратиков).

Закрепляем названия геометрических фигур и цветов. Например, ценники

могут быть разной формы. Деньги – вырезанные из цветной бумаги

геометрические

фигуры.

Они

должны

совпасть.

Беседуем:

сколько

заплатили.

В ходе игры я обращала внимание на взаимоотношения между

кассиром и покупателями.

Эта сюжетно ролевая игра развивает у детей речь и навыки общения

друг с другом, способствуют правильному и гармоничному развитию,

помогают подготовить ребенка к взрослой жизни, учит его творчески

мыслить,

расширяет

кругозор

и

отрабатывает

навыки

социального

поведения.

В

сюжетных

играх

формируется

умение

вступать

в

ролевое

взаимодействие со сверстниками. Дошкольник учится строить ролевой

диалог, совершенствует умение договариваться с друзьями в игре.

В

процессе сюжетной игры у детей развивается слуховое и зрительное

внимание, память, воображение, интонационная выразительность речи.

Сюжетная

игра

способствует

совершенствованию

умения

слушать

и

слышать, так как дошкольник должен понимать предмет разговора, выражать

своё отношение к общению, высказываться связно, для того, чтобы быть

понятым.

По итогам проведенного занятия по ознакомлению с предметным и

социальным окружением по теме «Петрушка идет трудится» мной были

созданы условия в группе для сюжетно-ролевой игры «Детский сад».

Воспитатель принимает детей, беседует с родителями, играет с детьми,

проводит занятия.

Помощник воспитателя следит за порядком в группе, оказывает

помощь воспитателю в подготовке к занятиям, получает еду…

Музыкальный руководитель проводит музыкальное занятие.

Медсестра измеряет температуру, рост, взвешивает, делает прививки.

Повар готовит еду, выдает ее помощникам воспитателя.

По итогам проведенного занятия по ознакомлению с предметным и

социальным окружением по теме «Замечательный врач» мной были созданы

условия в группе для сюжетно-ролевой игры «Поликлиника».

Я предложила поиграть, выбираются врач и медсестра, регистратор.

Некоторые дети берут в руки игрушечных кукол, приходят в поликлинику

на прием. В регистратуре они получают карточку. С которой идут на прием

ко врачу. В поликлинике очередь. К врачу обращаются пациенты с

различными заболеваниями: у Кати болят зубы, потому что она ел много

сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия:

Больной приходит на приём к врачу, рассказывает, что его беспокоит,

выполняет рекомендации врача.

Врач принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает

вопросы, прослушивает, смотрит горло, делает назначение.

Медсестра делает уколы, дает лекарство, витамины, ставит горчичники,

смазывает ранки, забинтовывает.

Попадая на прием, дети рассказывают, почему они попали к врачу, я

обсуждала с детьми, можно ли было этого избежать, говорила, что нужно с

большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдали

за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. В

ходе игры я оценивала, как дети общаются между собой, напоминала о том,

чтобы не забывали благодарить врача за оказанную помощь.

Данная сюжетно ролевая игра больница способствует развитию интереса и

уважения к профессии врача, помогает преодолеть у ребенка страх перед

врачами, а также помогает наладить малышам совместную игровую

деятельность, развивают у детей навыки общения друг с другом и их речь.

По итогам проведения целевой прогулки «Что такое улица?» была

организована сюжетно-ролевая игра «Шофер»

Подготовку к игре начали с наблюдения за автобусами на улице.

Сделали автобусную остановку, где автобус замедлял ход и останавливался,

после чего снова отправлялся в путь.

Совместно с детьми изготавливали атрибуты, которые понадобились для

игры: деньги, билеты.

Для игры сделали автобус,

сдвигая стульчики и ставя их так, как

расположены сиденья в автобусе.

Все сооружение можно огородить

кирпичиками из большого строительного набора, оставив место для посадки

и высадки пассажиров. Сделали место кондуктора и место водителя. Перед

водителем — руль. Детям для игры раздаются кошельки, деньги, сумки,

куклы. Водитель занял свое место,

кондуктор

вежливо предлагает

пассажирам войти в автобус и помогает им удобно разместиться.

Так,

пассажирам с детьми он предлагает занять передние места, а тем, кому не

хватило сидячих мест, советует держаться, чтобы не упасть во время езды, и

т. д. Размещая пассажиров, кондуктор попутно объясняет им свои действия

(«У вас на руках сын. Держать его тяжело. Вам надо присесть.

Уступите, пожалуйста, место, а то мальчика держать тяжело. Дедушке тоже

надо уступить место. Он старый, ему трудно стоять. А вы сильный, вы

уступите место дедушке и держитесь рукой тут, а то можно упасть, когда

автобус быстро едет», и т. д.). Затем кондуктор раздает пассажирам билеты и

попутно выясняет, кто из них куда едет и дает сигнал к отправлению. В пути

он объявляет остановки («Библиотека», «Больница», «Школа» и т. д.),

помогает выйти из автобуса и войти в него пожилым людям, инвалидам, дает

билеты вновь вошедшим, следит за порядком в автобусе.

Если кондуктор забывает объявлять остановки или во время отправлять

автобус, я напоминала об этом, при чем, не нарушая хода игры: «Какая

остановка? Мне надо в аптеку. Пожалуйста, скажите мне, когда выйти» или

«Вы забыли дать мне билет. Дайте, пожалуйста, билет» и т. д.

Некоторое время спустя

можно

ввести в игру роль контролера,

проверяющего у всех ли есть билеты, и роль милиционера-регулировщика,

который то разрешает, то запрещает движение автобуса.

Дальнейшее развитие игры должно быть направлено по линии объединения

ее с другими сюжетами и подключения к ним.

Водитель такси доставляет пассажиров до места, берет деньги за проезд,

заботиться о пассажирах, помогает положить багаж.

Водитель грузовой машины нагружает, и выгружать грузы.

Водитель автобуса управляет автобусом,

вращает руль, подаёт сигнал,

устраняет неполадки, делает остановки, объявляет их.

Кондуктор

продаёт билеты, проверяет проездные билеты, следит за

порядком в салоне автобуса, отвечает пассажирам на вопросы, где удобнее

им выйти.

Пассажиры садятся в автобус, покупают билеты, выходят на остановках,

уступают места старшим, пассажирам с детьми, помогают им выйти из

автобуса, соблюдают правила поведения в общественном транспорте,

общаются; готовятся к дальней поездке – собирают вещи, воду, продукты в

дорогу; наряжаются, причесываются, если едут в гости, в театр.

Полицейский

(инспектор

ГИБДД)

регулирует

движение,

проверяет

документы, следит за соблюдением правил дорожного движения.

Проведение игры можно организовать в разных вариантах.

Я предлагаю детям переехать на дачу. Сначала предупреждаю детей о

предстоящем переезде и что надо собрать вещи, погрузить их в машину и

сесть самим. После этого назначаю водителя. По дороге обязательно надо

рассказывать детям о том, мимо чего проезжает машина. Разобрав вещи на

даче и устроившись на новом месте, я прошу шофера привезти продукты,

потом повезти детей в лес за грибами и ягодами или на речку купаться и

загорать и т.д.

Дальнейшее развитие игры должно идти по линии подключения ее к

другим игровым темам, таким как «Магазин», «Театр». «детский сад» и др.

Еще одним из вариантов развития данной игры может быть следующий.

Воспитатель берет на себя роль «шофера», производит осмотр машины, моет

ее, с помощью детей заправляет бак бензином. Затем у «диспетчера»

выписывает путевой лист, в котором указано, куда ехать и что перевозить.

«Шофер» уезжает на строительство жилого дома.

Далее сюжет развивается таким образом: шофер помог построить дом.

Затем в игру воспитатель вводит несколько ролей «шоферов», «строителей».

Дети вместе с воспитателем строят новый дом для Яси и ее мамы и

папы.

После этого педагог призывает детей поиграть

самостоятельно и

напоминает детям, что они и сами могут поиграть, как захотят.

При последующем проведении игры в «шоферов» воспитатель вносит

новые игрушки – машины различных марок, которые он изготавливает

вместе с детьми, светофор, бензозаправочную колонку и др. Также дети

совместно с воспитателем могут сделать новые недостающие игрушки

(инструменты для ремонта автомобилей, фуражку и палку милиционера-

регулировщика),

усовершенствовать

готовые

игрушки

(приделать

при

помощи пластилина багажник к легковой машине или дугу к автобусу,

превращая его в настоящий троллейбус). Все это способствует поддержанию

интереса к устройству, назначению и способам использования игрушки в

игре.

В этом возрасте игры детей в «шоферов» тесно переплетаются с играми

в «строительство», поскольку шоферы помогают строить дома, заводы,

плотины.

В игре «Парикмахерская» одна и та же ситуация проигрывается

несколько раз, что позволяет участникам поменяться ролями.

Парикмахер женского зала надевает на клиента пелеринку, красит волосы,

моет голову, вытирает полотенцем, стрижет, отряхивает состриженные пряди

с пелеринки, накручивает на бигуди, сушит волосы феном, покрывает лаком,

плетет косички, закалывает заколки, дает рекомендации по уходу за

волосами.

Парикмахер мужского зала бреет, моет голову, сушит волосы феном делает

стрижки, причесывает клиентов, придет форму бороде, усам, предлагает

посмотреть в зеркало, освежает одеколоном.

Мастер по маникюру подпиливает ногти, окрашивает их лаком, накладывает

крем на руки.

Клиенты вежливо здороваются, ожидающие очереди – рассматривают

альбомы с иллюстрациями разных причесок, читают журналы, могут пить

кофе в кафе; просят сделать стрижку, маникюр; советуются, платят деньги,

благодарят за услуги.

Данная игра способствует развитию диалогических умений (вступать в

общение, поддерживать и завершать общение, говорить выразительно, в

нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога).

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной

стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра

развивается под влиянием развития речи.



В раздел образования