Напоминание

Консультация для воспитателей "Организация развивающей предметно-пространственной среды для обеспечения игровой активности дошкольников"


Автор: Куклова Надежда Вячеславовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 216"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Консультация для воспитателей "Организация развивающей предметно-пространственной среды для обеспечения игровой активности дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №216»

Консультация для воспитателей

«Организация развивающей предметно – пространственной среды

для обеспечения игровой активности дошкольников»

Подготовила:

Старший воспитатель

Куклова Н.В.

2022 г.

Г.Нижний Новгород

1

Консультация для воспитателей

«Организация развивающей предметно – пространственной среды

для обеспечения игровой активности дошкольников»

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система

материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая

содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается

«комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических,

эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию

жизни детей и взрослых».

Развивающая предметно-пространственная среда в группах детского сада –

это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на развитие

ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья,

успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников

образовательного процесса в дошкольном учреждении.

В работе с детьми дошкольного возраста важную роль играет тщательно продуманная и

безопасно организованная развивающая предметно – пространственная среда. Вопрос

организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ является особо

актуальным, так как она должна обеспечивать возможность педагогам ДОУ эффективно

развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов и

уровня активности.

Таким образом, существующая ППС должна быть в соответствии с новым пониманием

образовательного процесса, включающего две структурные составляющие:

1)

развивающие занятия в форме непринужденной партнерской деятельности взрослого с

детьми;

2)

свободная самостоятельная деятельность детей.

В соответствии с ФГОС ДО РППС должна быть:

1.

Содержательно – насыщенной;

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и

содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено

средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими

2

материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным

оборудованием, инвентарем, которые должны обеспечивать:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех

воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том

числе с песком и водой);

- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики,

участие в подвижных играх и соревнованиях;

-

эмоциональное

благополучие

детей

во

взаимодействии

с

предметно-

пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

2.

Трансформируемой

-

предполагает

возможность

изменений

предметно-

пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе

от меняющихся интересов и возможностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как динамичное

пространство, подвижное и легко изменяемое. При проектировании предметной

среды следует помнить, что «застывшая» (статичная) предметная среда не сможет

выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать

фантазию ребенка. В целом принцип динамичности — статичности касается степени

подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера

детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды

— это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это

касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с

полифункциональным материалом и т.п.).

Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на

игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве

места игры и предвидеть ее результаты.

3.

Полифункциональной-предполагает возможность разнообразного использования

различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов,

мягких модулей, ширм и т.д.

4.

Доступной–предполагает что, используемые игровые средства располагаются так,

чтобы ребенок мог дотянуться до них без помощи взрослых. Это помогает ему быть

самостоятельным.

3

5.

Вариативной - предполагает наличие в группе различных пространств (для игры,

конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр,

игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую

сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих

игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

6.

Безопасной- в помещении не должно быть опасных предметов: острых,

бьющихся, тяжелых, углы должны быть закрыты. Оборудование помещений

дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим,

эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать

росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивать максимальный для данного

возраста развивающий эффект.

При проектировании предметно-развивающей среды в группе необходимо

выделять следующие основные составляющие:

- пространство;

- время;

- предметное окружение.

ППР среда в ДОУ должна отражать пять образовательных областей:

1. «Социально-коммуникативное развитие»;

2. «Познавательное развитие»;

3. «Речевое развитие»;

4. «Художественно-эстетическое развитие»;

5. «Физическое развитие»

Социально-коммуникативное развитие:

1. Центр ППД

2. Центр пожарной безопасности

3. Центр труда, уголок дежурств

4. Центр для сюжетно-ролевых игр.

Познавательное развитие:

1. Центр науки и естествознания

2. Центр сенсорного развития

3. Центр конструктивной деятельности

4. Центр математического развития

4

5. Центр экспериментирования.

Речевое развитие:

1.

Центр речевого развития

2.

Центр грамотности и письма

3.

Литературный центр(книжный уголок)

Художественно-эстетическое развитие включает:

1. Центр изобразительного искусства

2. Центр музыки.

3.Центр театрализованных игр.

Физическое развитие:

1. Центр физического развития

2. Центр сохранения здоровья

3. Спортивный уголок «Будь здоров!

Принимая во внимание интеграцию этих направлений в едином образовательном

процессе, одни и те же элементы пространственной среды можно использовать для

реализации содержания нескольких образовательных областей.

В РППС должны иметь подкрепление все культурные практики:

- игровая деятельность;

- продуктивная деятельность;

- познавательно – исследовательская деятельность;

- чтение художественной литературы.

На

материале

четырех

указанных

культурных

практик

развертывается

также

коммуникативная практика детей.

При организации предметно – развивающей среды в дошкольном учреждении

важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей,

которые имеют свои отличительные признаки.

• Для детей третьего года жизни является свободное и большое пространство, где

они могут быть в активном движении – лазании, катании.

• На четвертом году жизни ребенку необходим развернутый центр сюжетно-

ролевых игр с яркими особенностями атрибутов, дети стремятся быть похожими на

взрослых, быть такими же важными и большими.

5

• В старшем дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со сверстниками,

создавать свой мир игры.

Предметно-пространственная развивающая среда организуется так, чтобы каждый

ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по

секторам

позволяет

детям

объединиться

подгруппами

по

общим

интересам

(конструирование,

рисование,

ручной

труд,

театрально-игровая

деятельность,

экспериментирование).

Обязательными

в

оборудовании

являются

материалы,

активизирующие

познавательную

деятельность,

развивающие

игры,

технические

устройства и игрушки и т. д.

Обстановку в группах создать таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность

самостоятельно делать выбор. Помещение группы делиться на несколько центров, в

каждом из которых содержится достаточное количество материалов для познания,

исследования в разных областях деятельности, игры не мешая, друг другу. Этому

способствует зонирование групповой комнаты. Выделяются следующие центры для

разного вида активности:

Активный центр (занимает самую большую площадь в группе, включающий в себя:

1. Центр игры

2. Центр двигательной активности

3. Центр конструирования

4. Цент музыкально - театрализованной деятельности

Спокойный центр:

1. Центр книги

2. Центр отдыха

3. Центр природы

Рабочий центр:

Рабочий центр занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение

оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности. Столы

в рабочей зоне должны позволять образовывать места для работы одновременно как

большого количества, так и детей желающих работать индивидуально:

1. Центр познавательной и исследовательской деятельности

2. Центр продуктивной и творческой деятельности

6

3. Центр правильной речи и моторики

Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так

и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с

рукоделием. В группах старших дошкольников необходимы так же различные

материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова,

таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с

цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему.

Элементы каждой зоны также должны периодически меняться. В каждой зоне должны

своевременно

появляться

новые

предметы,

стимулирующие

двигательную,

познавательную активность малышей, развитие их игровой деятельности. Игрушек в

каждой зоне не должно быть много, но они должны регулярно обновляться. Так,

игрушки для сюжетных игр должны, с одной стороны, побуждать малышей к

разыгрыванию традиционных для данного возраста сюжетов; с другой, – среди них

должны

появляться

новые,

для

того,

чтобы

игра

детей

не

превращалась

в

воспроизведение штампов.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы,

способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но

и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка,

необходимо

пополнять

и

обновлять,

приспосабливая

к

новообразованиям

определенного возраста.

1.Особое значение в ДОУ придается предметно-игровой среде, так как основным видом

деятельности ребенка является игра и ее влияние на разностороннее развитие личности

трудно переоценить.

Игра для детей – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство

всестороннего развития.

Для большинства детей группа детского сада является первым детским обществом, где

они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить

ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять

доброжелательность к сверстникам.

Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное

отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями,

7

побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и

социальному развитию детей дошкольного возраста.

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства

эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку

важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда,

в которой проходит воспитательный процесс.

Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации

предметно-пространственной

среды

в

детском

саду

необходима

сложная,

многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного

процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных

подходов к организации предметно- развивающей среды в ДОУ, а так же развитие

интереса

родителей

к

указанной

проблеме

и

мотивирование

стремления

к

взаимодействию.

2. Уголок конструирования, хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного

пространства, достаточно мобилен. Содержимое строительного уголка (конструкторы

разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и

чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой

группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на

ковре либо на столе.

3. Уголок ПДД. Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь

мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм,

занятиям

для

закрепления

знаний

правил

дорожного

движения.

Хорошим

дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.

4. Уголок художественного творчества. Для этого центра отведено самое светлое,

хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют,

лепят,

выполняют

аппликационные

работы.

Полки

заполнены

необходимым

изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь и

сангина. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон,

припасенные впрок, находятся в тумбах под навесными полками. Здесь же есть место

для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла.

8

5. Книжный уголок. В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен

быть такой островок тишины и спокойствия, как книжный центр (уголок уединения,

который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам). Этому

способствуют комфортные кресла. Уют, домашняя обстановка позволяют детям

комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг.

6. Музыкальный уголок. Включает различные музыкальные инструменты, аудиозаписи.

Игра на музыкальных инструментах воспитывает устойчивый интерес к музыкальным

произведениям разных жанров.

7. Спортивный уголок. Яркий, веселый спортивный уголок лаконично и гармонично

вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей,

поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дошкольники

могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением по

извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и т. п.

8. Театральная зона– важный объект развивающей среды, с которого можно начать

оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает

сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В

театре

дошкольники

раскрываются,

демонстрируя

неожиданные

грани

своего

характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без

желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.

9. Уголок сюжетно - ролевой игры. В группе выделены зоны для сюжетно-ролевых игр

– "Больница", "Семья", "Парикмахерская", "Ателье".

10. Математическая зона.

11. Центр дидактической игры (грамматический уголок).

9

12. Экологический центр служит не только украшением группы, но и местом для

саморазвития дошкольников. В экологическом центре будут уместны детские поделки

из

природного

материала,

экспонаты

природы.

С

подгруппой

дошкольников

воспитатель может проводить в природном уголке наблюдения, простые опыты и

занятия природоведческого характера.

Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду

должна быть располагающей, почти домашней, в таком случае дети быстро

осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Все помещения детского сада,

предназначенные для детей, должны быть оборудованы таким образом, чтобы ребенок

чувствовал себя комфортно и свободно.

Комфортная среда — это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя

занять

интересным,

любимым

делом.

Комфортность

среды

дополняется

ее

художественно-эстетическим оформлением, которое положительно влияет на ребенка,

вызывает

эмоции,

яркие

и

неповторимые

ощущения.

Пребывание

в

такой

эмоциональной среде способствует снятию напряжения, зажатости, излишней тревоги,

открывает

перед

ребенком

возможности

выбора

рода

занятий,

материалов,

пространства.

Заключение

Предметный мир детства — это не только игровая среда, но и среда развития всех

специфических детских видов деятельности (А. В. Запорожец), ни одна из которых не

может полноценно развиваться вне предметной организации. Современный детский сад

— это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического

взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития

сферах жизни.

Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в

себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности,

стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

Вывод: Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в группе

играет большую роль в развитии и воспитании ребёнка.

10

11



В раздел образования