Автор: Евстифеева Лидия Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ КШ №8
Населённый пункт: г. Арзамас,Нижегородская область
Наименование материала: Внеклассное занятие
Тема: Формирование временных представлений
Раздел: начальное образование
Внеклассное занятие
Тема: Формирование временных представлений.
Цель: формирование представлений о времени и его измерении у детей
Задачи:
*закрепление умения соотносить названия месяцев с сезонами года;
закрепление знания последовательности месяцев года, дней недели;
*развивать мышление школьников и их познавательные интересы;
*воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и уважения к своим
одноклассникам.
Оборудование: камешки, свеча, «водяные часы», песочные часы, карточки с
названиями дней недели и месяцев года, макет часов, картины с
изображением сезонов года.
Ход занятия
1.Организационный момент.
-Ребята, какое сегодня число?
А какое время года?
А день недели? Сейчас утро, день, вечер, ночь?
А который сейчас час?
2.Целеполагание.
А для чего нам необходимо уметь ориентироваться во времени?
-Как люди раньше определяли время, когда не было часов? Каждое утро на
восходе солнца они нанизывали камешки на прутик и таким образом
определяли, сколько дней прошло до возвращения охотников, сбора урожая и
тому подобное
Позже появились огненные, водяные, солнечные и песочные часы.
Таким
образом,
древние
люди
заметили
чередование
дня
и
ночи,
периодичность смены времён года.
Появились первые единицы времени: сутки и год.
Сутки принято делить на 4 части: утро, день, вечер, ночь.
-А как у вас проходит утро, день, вечер, ночь?
Неделя содержит 7 дней.
С чем у вас ассоциируется каждый день недели?
В году 12 месяцев, количество дней в месяце можно определить по бугоркам
на руках.
Год делится на 4 сезона, в каждом сезоне 3 месяца.
А чтобы легко было запомнить названия месяцев, давайте обратимся к
рисункам с изображением времён года.
Отрываем начальные буквы
Зимний праздник ( с зимними забавами, снегом, волшебством Нового года и
приходом Деда Мороза и Снегурочки)
у зимних месяцев получилось- декабрь(д), январь(я), февраль (ф)- дяф
Праздник мам весной, 8 Марта.
у весенних месяцев-март(м), апрель (а), май (м)-получилось: мам),
Праздник осени, дети идут в школу, дождь, листопад, холод.
а у осенних месяцев сентябрь(с), октябрь(о), ноябрь(н) - получилось-сон,
Праздник лета( летние каникулы, жара, отдых
у летних месяцев-июнь(и), июль(и), август(а)-ииа
4. Физкультминутка
Мы считали и устали.
Дружно все мы тихо встали.
Ручками похлопали - раз, два, три.
Ножками потопали - раз, да, три.
Сели, встали, сели, встали, сели
И друг друга не задели - (приседания)
Мы немножко отдохнём
И опять писать начнём - (повороты туловища, ходьба на месте
).
5.Загадки
6. Прочитайте отрывки из стихотворений С. Есенина. Определите, о каком
времени говорится в каждом из них.
1.
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
2.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
3.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит
4.
Зелёная причёска,
Девическая грудь,
О тонкая берёзка,
Что загляделась в пруд?
Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил печальный
Твой предосенний шум.
Песен таких много, но не упомянули еще одну очень известную песню,
начинающуюся со слов - "Жил забот не зная, не предчувствуя беды! О тебе
не думая всерьез..."
Исполняли ее в разное время и Лев Лещенко, и "Веселые ребята"
Конечно же это песня Вячеслава Добрынина - "Ни минуты покоя". Ну и
очень популярная некогда песня группы "Машина времени" - "В добрый
час". Там есть слова и про часы и про время. Еще можно упомянуть песню в
исполнении Евгения Маргулиса "Старые песни", и хотя в ней нет слов часы,
время, она именно о времени, правда прошедшем. Песня группы точнее бит-
квартета "Секрет" "Ленинградское время". И еще одна, почти забытая, песня
1989 года в исполнении Киркорова "Не смотри ты на часы", в которой есть
слова "-Да не смотри ж ты на часы! Взбесились стрелки там. И что-то тикает
внутри, молчать мешая нам".
Есть еще одна очень замечательная песня из мультфильма "Часы с
кукушкой" 1973 года. В ней такие слова "И дни и ночи напролет, часы идут
всегда вперед, У них веселый четкий шаг - Тик-так, тик-так, тик-так. И
отставать мои друзья, нам от часов никак нельзя. Иначе будет все не так,
Тик-так, тик-так, тик-так."
*игра «Рыбалка»
*игра «Поезд»
*карточки с названиями дней недели расположить в определённом порядке
*вставить сбежавшие месяцы
*определение по часам, какое время суток изображено
*конкурс капитанов-кто за 1 минуту обведёт больше клеточек
*конкурс-кольцовка песен, связанных с временными представлениями.
7.Рефлексия
-Сколько месяцев в году? Сколько дней в неделе? С какого месяца
начинается год, а каким заканчивается? Как называется первый день недели,
а последний?
-Какой день стоит между вторником и четвергом?
-Этот день предшествует среде.
-Он находится между четвергом и субботой.
-Сегодня. А днём раньше? (вчера)
8.Итог занятия.
-Что нового вы узнали сегодня? Что особенно запомнилось, понравилось?
-Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению.