Напоминание

"Проектная деятельность на уроках английского языка"


Автор: Нарушева Галина Анатольевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ Удельнинская СОШ №34
Населённый пункт: п. Удельная, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность на уроках английского языка"
Раздел: полное образование





Назад




ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА

УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Современный образовательный процесс требует постоянной модернизации

форм,

методов,

средств

как

классной,

так

и

внеклассной

работы,

применения активных инновационных образовательных технологий.

Проектная форма работы является одной из актуальных технологий,

позволяющих учащимся применить накопленные знания по дисциплине.

Проект - это возможность учащихся выразить свои собственные идеи в

удобной для них форме: в изготовлении коллажей, афиш и объявлений,

проведении интервью и исследований, составлении планов посещения

различных мест с иллюстрациями, картой и т. д. В процессе проектной

работы ответственность за обучение возлагается на самого учащегося как

индивида и как члена проектной группы. Самое важное то, что учащийся, а

не учитель определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как

пройдет его презентация. Темы проектов затрагивают различные сферы

человеческой деятельности, благодаря чему учащиеся приобщаются к

«взрослым»

проблемам,

приобретают

навыки

решения

актуальных

вопросов

современности,

связанных

с

экологией,

экономикой,

образованием и т. п.

Основные принципы проектной работы

1 .

Вариативность.

Вариативность деятельности на уроке предполагает индивидуальную,

парную и групповую формы работы. Что касается текстов, то это могут

быть диалоги, письма, таблицы, описания, диаграммы, карты, комиксы.

Необходимы различные варианты тем и типов упражнений.

2.

Решение проблем.

Процесс изучения языка осуществляется более эффективно, когда мы

используем иностранный язык (ИЯ) для решения проблем. Проблемы

заставляют учащихся думать, а думая, они учатся.

3.

Когнитивный подход к грамматике.

Не все учащиеся легко усваивают правила или грамматические

структуры. Я помогаю учащимся самим поработать над ними. Таким

образом, у ребят исчезает страх перед грамматикой. Они лучше усваивают

ее логическую систему.

4.

Учение с увлечением.

Учащиеся лучше усваивают знания, если им нравится процесс обучения.

Получение удовольствия — это одно из главных условий эффективности

обучения. Важно включать в учебный процесс игры, шутки, загадки.

5.

Личностный фактор.

Посредством проектной работы учащимся предоставляется много

возможностей думать и говорить о себе, своей жизни, интересах,

увлечениях и т. д.

6.

Адаптация заданий.

Нельзя предлагать учащемуся задание, которое он не может выполнить.

Задания должны соответствовать уровню обучаемого. Проектная работа

может быть использована на любом уровне, в любом возрасте. Например,

проект по теме «Семья» может включать такие задания:

• сделать подписи под фотографиями членов семьи;

• нарисовать семейное древо и рассказать о своих предках;

• написать рассказ о жизни родителей, бабушек и дедушек;

• сравнить свое детство с детством родителей;

• рассказать, как в семье распределены обязанности по дому и т. п.

Главное отличие между обычной и проектной работой состоит в том,

что при обычной работе основная деятельность ограничена рамками

аудитории, а при проектной работе она выходит за ее пределы.

Работа над проектом состоит из нескольких этапов.

Первый этап — выдвижение идеи проекта «Моя школа». Учащиеся при

участии учителя обсуждают содержание и характер проекта: составление

интервью; способы сбора и вид необходимой информации (статьи,

брошюры, иллюстрации и т. д.).

Второй этап — выполнение проекта.

Обычно на этой стадии деятельность выходит за пределы класса.

Учащиеся берут интервью у учителей гимназии, делают фотографии

здания и кабинетов, собирают материал об истории учебного заведения,

выпускниках разных лет, работающих по специальности после окончания

школы, обозначают на карте их местонахождение, создают летопись

учебного заведения. Главная задача на этом этапе — сбор информации.

Учитель помогает в организации данного процесса. Я советую, где лучше

добыть нужную информацию, как записать полученные данные, как

преподнести

информацию

группе;

проанализировать

и

объединить

индивидуально собранный материал в единое целое; откорректировать и

оформить материал как проект группы. Важно помнить, что учащиеся

будут использовать все четыре вида речевой деятельности: чтение,

письмо, говорение и аудирование. Выходя за пределы учебного занятия в

процессе работы над проектом, учащийся ликвидирует разрыв между

языком, который он изучает, и языком, который использует, что является

ценным средством в расширении коммуникативных навыков, полученных на

уроках.

Третий этап

— возвращение в аудиторию. На этом этапе учащиеся

оформляют свои проектные работы, используя ножницы, линейки, клей,

картинки,

фотографии,

географические

карты,

фломастеры

и

т.д.

Результатом работы учащихся могут стать стенгазета, компьютерная

презентация (работа в программе Microsoft Power Point) «Моя школа

вчера и сегодня».

Четвертый этап

— презентация проекта. Учителю рекомендуется

доброжелательно принимать все, что учащиеся сделали, будь это схема,

буклет, видеопоказ или устная презентация. Польза для учащегося очевидна:

он

работает

над

интересной

темой,

используя

уже

выученное

и

дополнительно изучая еще и то, что необходимо в связи с поставленной

задачей. Каждая группа сама решает, как подготовить презентацию своего

проекта,

назначая

докладчиков

и

распределяя

роли.

Ребята

могут

использовать

плакаты,

раздать

слушателям

план своей

презентации,

представить все в виде маленькой пьесы, использовать музыку и т. д. Во

время защиты проектов учащиеся внимательно слушают других и делают

записи.

По

окончании

презентации

учащиеся

анализируют

проект,

комментируют его, вносят свои предложения. Очень важно, чтобы ребята

обменивались положительным опытом в процессе презентации.

5. Пятый этап — контроль. Оценка проектной работы — нелегкое дело. С

моей точки зрения, есть два принципа оценки проектной работы:

1.

Ошибочно оценивать проект только на основе лингвистической

правильности. Оценку следует выставлять за проект в целом, за его

многоплановость,

уровень

проявленного

творчества,

четкость

презентации.

2.

Я советую учащимся делать черновой вариант проектной работы, в

котором можно увидеть, что сделано, как выполнено, что имеется в

запасе, как тема будет развернута дальше. Вносятся коррективы и

даются

напутствия

на

перспективу

исполнения.

При

проверке

чистового

варианта

возможны

добавления,

но

исправления ошибок нежелательны.

Именно проектная деятельность как одна из форм учебной деятельности

способна сделать учебный процесс личностно значимым для ученика, в

котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал,

проявить фантазию, креативность, активность, самостоятельность.

Конечно, проектная работа не может решить все проблемы обучения

иностранному языку, но это эффективное средство от однообразия, скуки,

оно способствует развитию учащегося, осознанию им себя членом группы,

расширению языковых знаний.



В раздел образования