Автор: Пахомова Наталья Георгиевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №123 Населённый пункт: город Воронеж Наименование материала: методическая разработка Тема: Особенности развития интеллекта детей 5-7лет Раздел: дошкольное образование
Особенности развития интеллекта детей 5 – 7 лет
В период дошкольного детства формируются предпосылки будущей учебной
деятельности детей. На протяжении дошкольного возраста происходят
значительные изменения в восприятии, внимании, мышлении, памяти детей. Эти
процессы из непроизвольных превращаются в произвольные. Всякая психическая
функция формируется и преобразуется в процессе взаимодействия ребенка и
взрослого. Рассмотрим внимание и память.
Внимание.
Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения
ребенка в школе. Ребенок может долго на чем-то удерживать свое внимание, пока
не угаснет интерес. Внимание и интерес не разделимы. Поэтому игры и
упражнения по развитию внимания должны быть непременно интересны для
ребенка. Но в дальнейшем, обучаясь в школе, ему придется выполнять ряд
заданий, предполагающих удержание внимания волевым усилием. Поэтому для
будущих первоклассников очень важно развитие произвольного внимания,
которое развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств (объема,
концентрации, распределения, переключения, устойчивости).
Рекомендации педагогам и родителям.
Данные методы не требуют специальной подготовки. Достаточно быть
внимательным к детям и иметь время для занятий и игр с ними.
Развивать слуховое внимание с помощью дидактических игр.
Часто менять формы деятельности.
Использовать на занятиях элементы игры.
Приучать проговаривать инструкцию игры несколько раз.
Почаще наблюдать и обсуждать с детьми услышанное и увиденное.
Учить сознательно направлять внимание на определенные предметы и
явления.
Учить управлять внимание в соответствии с целью.
Учить сосредоточиваться на известной деятельности, концентрировать свое
внимание на ней, не отвлекаясь.
Создать средства-стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка.
Для развития внимания использовать игры с правилами и игры-драматизации.
Игры и упражнения, способствующие развитию внимания.
«Да и нет не говорите, черный с белым не носите». Взрослый задает ребенку
вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть
запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».
Игры-головоломки.
Загадки.
«Найди отличия».
«Найди два одинаковых предмета».
«Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной
команде.
«Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, а ребенок их
повторяет в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!».
«Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; затем он
отворачивается. Взрослый передвигает предметы, а ребенок указывает, что
изменилось.
«Назови, что ты видишь». Ребенок за 1 мин. должен назвать как можно
больше предметов, находящихся в комнате.
«Карлики и великаны». Ребенок должен выслушать словесную инструкцию
взрослого, не обращая внимание на его действия.
Память.
Взрослые должны. научить ребенка различным формам пользования
памятью. Все
виды памяти тесно взаимосвязаны между собой и не изолированы друг от друга.
Экспериментально доказано, что человек может запомнить любой объем
материала, однако извлечь его из памяти – лишь при внешнем стимулировании
определенных зон головного мозга. Для детей более естественно запоминание
материала, включенного в игровую деятельность.
Рекомендации педагогам и родителям.
Развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания.
Обучать культуре запоминания.
Учить вспоминать последовательность событий.
Учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы.
Учить использовать образ как средство развития произвольной памяти.
Учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания,
использовать связи при припоминании.
Способствовать овладению умением использовать для запоминания
вспомогательные средства.
Игры и упражнения для развития памяти
«Запомни предметы». Учить запоминать и воспроизводить информацию.
«Детектив» Развивать произвольное запоминание; ребенок в течение 15 мин.
Рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен
назвать картинки, которые запомнил.
«Пирамида». Развивать кратковременную механическую память. Взрослый
называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить
его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем
взрослый называет три слова, ребенок – повторяет и т. д.
«Что ты видел в отпуске?» Взрослый задает ребенку вопросы о
происходящих в отпуске событиях.
«Следопыт». Взрослый показывает ребенку игрушки и говорит, что сейчас ее
спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; а
ребенок должен ее найти.
«Что ты ел на обед?» Ребенок должен перечислить все, что ел на обед.
«Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы
одежды утром.
«Нарисуй такой же». Взрослый рисует на листе бумаги какой-либо простой
предмет; затем лист переворачивается и ребенок должен нарисовать такой же
предмет.
«Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные
предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.
«Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен его
повторить.
«Башня». Ребенку показывает схематическое изображение башни, состоящей
из множества геометрических фигур; ребенок должен запомнить эти фигуры
и назвать.
«Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок
запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.