Автор: Казачкова Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КГБОУ "Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №5"
Населённый пункт: Алтайский край, город Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Тема: Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности в
начальных классах»
Здоровье ребенка, его адаптация к жизни в обществе во многом определяется
окружающей средой. Такой средой является, прежде всего, школа, где ребёнок
проводит большую часть своего времени. Поэтому здоровьесберегающие технологии
стали приоритетными для современного образования.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению
здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и
условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику
возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него
необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать
полученные знания в повседневной жизни.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из
главнейших
задач,
обозначенных
в
нормах
ФГОС.
Если
раньше,
говоря
о
здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии
здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое,
психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача учителя — не
просто вести уроки и занятия в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить
физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную
атмосферу в школе, формирующую Личность. То есть, по ФГОС подход к сохранению
здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным,
затрагивающим множество аспектов.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы
– это рациональная
организация занятий. Показателем
рациональной организации учебного процесса
являются: объем учебной нагрузки – количество занятий и их продолжительность, (в
нашей школе недельная нагрузка внеурочной деятельности составляет 10 часов,
продолжительность занятий по любому направлению 30 минут), включая затраты времени
на выполнение дополнительных заданий; активно-двигательные упражнения, куда входят
динамические паузы, разминки и т.д.
На практике к здоровьесберегающим технологиям относят те, которые отвечают
следующим требованиям:
Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка,
создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых
к ребенку).
Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении
физической и учебной нагрузки учитывается возраст.
Рационализируют
организацию
учебного
процесса
(в
соответствии
с
психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными
особенностями каждого ребенка).
Обеспечивают достаточный двигательный режим.
Соблюдение всех требований приводит к предотвращению усталости и утомляемости;
повышению мотивации к учебной деятельности; приросту учебных достижений.
Основные принципы здоровьесбережения
Принципы сформулированы Н.К. Смирновым.
"Не навреди"
Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.
Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись
не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.
Соответствие содержания обучения возрасту.
Успех
порождает
успех.
То
есть,
нейтрализация
всего
негативного
и
акцентирование положительных факторов.
Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность
за свое здоровье.
Классификация здоровьесберегающих технологий
Специалисты,
разрабатывающие
данное
направление
в
методологии,
предлагают
несколько классификаций здоровьесберегающих технологий, учитывающих разные
аспекты. Наиболее общая классификация выглядит так:
Технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для
обучения.
Технологии обучения здоровому образу жизни.
Психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и
внеурочной деятельности. Имеется в виду влияние учителя на учеников на каждом
этапе урока и во время внешкольных занятий.
Коррекционные технологии.
Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работает
школа, от условий обучения и возможностей школы, от профессионализма педагогов.
Здоровьеберегающие
технологии
эффективнее
использовать
комплексно,
сочетая
технологии и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий.
Существует ряд технологий, которые применяются наиболее часто
Физкультурная минутка
— динамическая пауза во время интеллектуальных
занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это могут быть легкие
физические упражнения. Время — 2-3 минуты.
Пальчиковая гимнастика
— применяется на уроках, где ученик много пишет.
Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
Зрительная
гимнастика.
Гимнастика
для
глаз.
Проводится
в
ходе
интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.
Артикуляционная гимнастика. К ней относится работа по развитию речи,
считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые
используются не только для умственного, психологического и эстетического
развития, но и для снятия эмоционального напряжения.
Релаксация
— проводится во время интеллектуальных занятий для снятия
напряжения или подготовки
детей
к восприятию большого
блока новой
информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы,
мини-аутотренинг.
Смена видов деятельности
— это целесообразное чередование различных
видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и
пр.).
Проводится
с
целью
предупреждения
быстрой
утомляемости
и
повышения интереса учащихся.
Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые — игры призваны решать не
только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление,
снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу
познания.
Например:
«Сопряженная
артикуляционная и пальчиковая гимнастика
или Театр
пальчиков и языка»
На основе идеи Выгодской И., Берковской Н. и методической разработки
Мухаметшиной Е.Н.
«Киска сердится»
Текст, произносит
Взрослый
Движения или статическая поза
Рук
Губ и языка
На скамейки у окошка
Улеглась и дремлет кошка.
Соединить большой палец с
безымянным
и
средним
пальцами, вытянуть вверх
мизинец
и
указательный
палец.
Улыбнуться,
открыть
рот.
Кончиком языка упереться в
нижние резцы.
Кошка глазки закрывает,
Кошка спинку выгибает.
Соединить
все
пальцы
в
щепотку, опустить вниз.
На счёт «раз» - выгнуть язык
горкой, упираясь кончиком в
нижние резцы.
«Лодочка»
Текст, произносит
Взрослый
Движения или статическая поза
Рук
Губ и языка
Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
Две
ладони
соединить
лодочкой
и
выполнять
волнообразные
движения
руками.
Рот открыт. Широкий язык
положить на нижнюю губу.
Боковые края языка загнуть
вверх.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву,
А по буйным волнам
Плывут рыбки тут и там.
Поднять
выпрямленные
ладони
вверх.
Затем
имитировать движения волн
и рыбок.
Подуть. По середине языка
проходит тёплая воздушная
струя.
«Цветок»
Текст, произносит
Взрослый
Движения или статическая поза
Рук
Губ и языка
Вырос высокий цветок на
поляне.
Руки поднять вверх, ладони
прижать одну
к другой.
Слегка развести и округлить
пальцы.
Язык
высунуть
и
с
напряжением тянуть его к
носу
Утром
весенним
раскрыл
лепестки.
Развести ладони. Выполнить
ритмичное
движение
пальцами: вместе – врозь
(несколько раз)
Рот
широко
открыть
–
закрыть (в соответствии с
движениями пальцев)
Всем лепесткам красоту и
питанье дружно дают под
землёй корешки
Ладони опустить, прижать
кисти
тыльной
стороной
одну
к
другой,
пальцы
развести.
Язык
высунуть
и
с
напряжением
тянуть
к
подбородку.
«Замок»
Текст, произносит
взрослый
Движения или статическая поза
Рук
Губ и языка
На двери висит замок.
Пальцы сцепить в «Замок»
Зубы
сомкнуть,
губы
растянуть в улыбке, чтобы
были
видны
верхние
и
нижние резцы
Кто открыть его бы смог?
Губы сомкнуть. Изобразить
удивление.
Постучали,
Постучать одной ладонью
по другой.
Втянуть губы, потом разжать
с произнесением звука [п]
Покрутили,
Потереть
одну
ладонь
о
другую. Повернуть ладони в
разные стороны.
Вытянуть губы «трубочкой»
и выполнять движения влево
– вправо.
Потянули,
Потянуть ладони в разные
стороны.
Растянуть губы в улыбке.
И открыли.
Развести
руки
в
разные
стороны.
Широко открыть рот.
«Гармошка»
Текст, произносит
взрослый
Движения или статическая поза
Рук
Губ и языка
Мы играли на гармошке.
Громко хлопаем в ладошки.
Соединить ладошки вместе.
Хлопать в ладоши.
Улыбнуться,
рот
открыт.
Присосать широкий язык к
нёбу.
Головой слегка качаем.
Руки кверху поднимаем.
Головой кивать вперёд.
Руки поднять вверх.
Не отрывая языка, открывать
и закрывать рот.
«Лошадка»
Текст, произносит
взрослый
Движения или статическая поза
Рук
Губ и языка
На лошадке ехали,
В огород заехали.
Лёгкие приседания, руки
вытянуты,
будто
держат
вожжи.
Широким
кончиком
языка
погладить
нёбо,
выполняя
движения вперёд – назад
Гоп – гоп! Гоп – гоп!
Хлопки:
два
коротких,
один длинный.
Пощёлкать
кончиком
языка,
как цокают лошадки.
На машине ехали,
До угла доехали
Повороты руками, которые
будто держат руль.
Соединить
вместе,
расслабленные губы.
Би –би-би!
Би-би –би!
Большим пальцем подавать
«сигнал».
Сильно подуть, чтобы губы
«задребезжали»
Пароходом ехали,
До горы доехали.
Рука
сжата
в
кулаке
вверху.
Движения
руки
вниз – вверх,
Вниз – вверх и т.д.
Губы
в
улыбке.
Слегка
«прикусить» кончик языка и
погудеть [л –л -л]
У-у-у!
Широкое движение рукой
сверху вниз.
Вытянуть
губы
вперёд
«трубочкой».
«Дятел»
Текст, произносит
взрослый
Движения или статическая поза
Рук
Губ и языка
Тук – тук – тук,
Тук – тук – тук,
Раздаётся чей – то стук.
На
первую
строчку
-
постучать кулачком правой
руки по раскрытой ладони
левой; на вторую – наоборот,
постучать
кулачком
левой
руки по раскрытой ладони
правой.
Улыбнуться, открыть рот и
постучать кончиком языка в
верхние резцы.
Это дятел на сосне
Соединить
все
пальцы
правой
руки,
изображая
клюв
дятла,
левую
руку
поднять, пальцы развести в
стороны, изображая дерево.
Напряжённым
кончиком
языка постучать в верхние
резцы,
многократно
и
отчётливо произнося «д – д
– д - д»
Долбит клювом по коре.
Пальцами, изображающими
клюв, постучать по ладони
другой руки.
«Осьминог»
Текст, произносит
взрослый
Движения или статическая поза
Рук
Губ и языка
Много ног у осьминога
Сжать кулаки и развернуть к
себе. Поочерёдно разжимать
пальцы, начиная с больших
Высунуть язык «иголочкой»
(«жалом»)
Все они ему нужны.
Поочерёдно сжимать пальцы
в
кулаки,
начиная
с
мизинцев.
Попеременно
надувать
и
втягивать щёки
Заменяют ему руки.
Поочерёдно
разжимать
пальцы, начиная с больших
Высунуть язык «иголочкой»
(«жалом»)
Очень ловкие
Поочерёдно сжимать пальцы
в
кулаки,
начиная
с
мизинцев
Попеременно
надувать
и
втягивать щёки
Они.
Кулаки повернуть к себе и
одновременно разжимать.
«Краб»
Текст, произносит
взрослый
Движения или статическая поза
Рук
Губ и языка
Шкряб,
шкряб,
шкряб,
шкряб.
Вот на пальму лезет краб.
Левую
руку
вертикально
согнуть
в
локте,
пальцы
растопырить
и
направить
вверх («пальма»).Пальцами
правой
руки
имитировать
движения краба вверх по
левой руке – от локтя к
кончикам пальцев
Широким
кончиком
языка
погладить
нёбо,
выполняя
движения вперёд - назад
Ах – ох – иех. Сверху вниз
летит орех.
Кистью правой руки плавно
соскользнуть по левой руке
вниз
Высунуть язык и выполнять
движения вверх-вниз
Шкряб,
шкряб,
шкряб,
шкряб.
На песок сползает краб.
Пальцами
правой
руки
имитировать
движение
краба
вниз
от
кончиков
пальцев левой руки к локтю
С напряжением тянуть язык к
подбородку
Ах – ох – иех. Краб внизу,
а где орех?
С помощью мимики и жестов изобразить удивление
Шкряб,
шкряб,
шкряб,
шкряб.
Вновь
на
пальму
лезет
краб.
Левую руку согнуть в локте,
кисть
вверх,
пальцы
растопырить.
Пальцами
правой
руки
имитировать
движения краба вверх по
левой
руке
-
от
локтя
кончикам пальцев
Широким
кончиком
языка
гладить
небо,
выполняя
движения вперёд-назад
Ах – ох – иех. Сверху вниз
летит орех.
Кистью правой руки плавно
соскользнуть по левой руке
вниз
Высунуть язык и выполнять
движения вверх-вниз
Шкряб,
шкряб,
шкряб,
шкряб.
На песок сползает краб.
Кисть
правой
руки
имитировать
движение
краба
вниз
от
кончиков
пальцев левой руки к локтю
С напряжением тянуть язык к
подбородку
Ах – ох – иех. Краб внизу,
а где орех?
С помощью жестов и мимики изобразить удивления
Хром, хром, хром, хром.
Подушечками
пальцев
обеих рук погладить щёки
Имитировать
процесс
жевания
Две мышки под кустом.
Хряп, хряп, хряп
Ну и чудик этот краб!
Большими и указательными
пальцами оттянуть уши
Высунуть язык
Психогимнастика
Самоссаж
Су — джок терапия
Кинезиология
Биоэнергопластика
Кроме этого к здоровьесберегающим технологиям можно отнести:
Оформление
кабинета.
Санитарно-гигиеническое
состояние
помещения,
в
котором проходят занятия. При этом учитываются не только чистота, но и
температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие
звуковых и прочих раздражителей.
Позы учащихся. Осанка и правильное положение ребенка за партой во время
письма или чтения.
Эмоциональные
разрядки
—
это
мини-игры,
шутки,
минутки
юмора,
занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при
больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.
Беседы о здоровье. Помимо обязательных курсов ОБЖ и физкультуры, нужно
стремиться к тому, чтобы на занятиях в той или иной форме затрагивались
вопросы, касающиеся здоровья, привлекающие к здоровому образу жизни.
Работа с родителями. Непрерывность действия ЗБТ невозможно проследить без
участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима
питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах,
выступления медицинских работников на родительских собраниях— это тоже
относится к здоровьесберегающим технологиям.
Это
перечень
лишь
самых
популярных
и
общедоступных
здоовьесберегающих
технологий, которые может использовать любой учитель во время организации урочной и
внеурочной деятельности.
В целом, эффективность использования здоровьесберегающих технологий в рамках
реализации ФГОС прослеживается в возросшем уровне компетентности обучающихся в
вопросах здоровьесбережения, в развитии их физических навыков, двигательной
активности и, в целом, на общем состоянии здоровья детей.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного
процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и
потребностями, обеспечивает развитие, воспитание и социализацию младшего школьника.
Внеурочная деятельность помогает педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной
деятельности,
способствует
формированию
учебной
мотивации,
расширению
образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся.
Основные принципы организации внеурочной деятельности:
-учёт возрастных особенностей;
-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
-связь теории с практикой;
-доступность и наглядность;
-включение в активную жизненную позицию
Внеурочная деятельность – особая сфера жизни учащихся. Максимальное разнообразие,
неформальность, ориентация на индивидуальные интересы и склонности детей – важные
принципы её организации. Именно эта деятельность при правильной организации создает
каждому ребенку возможность реализовать и утвердить себя, пережить чувство успеха.
Эта форма работы влияет на формирование личности ребенка, развивая его творческую
активность, интерес к познанию, охватывает, пожалуй, все сферы интересов – музыка и
спорт, изобразительное искусство и история, техника и поэзия, экскурсии по родному
краю, всего не перечесть. Основанная на прин-ципе добровольности, объединения по
интересам, с учетом возраста детей, внеурочная деятельность может стать опорой для
воспитания
нового
поколе-ния,
творчески
мыслящего,
бережно
относящегося
к
окружающему миру, способного сохранять уже имеющиеся ценности и создавать новые.
Для решения проблемы становления и развития личности используются различные
направления внеурочной деятельности:
1. Общеинтеллектуальное:
Предметные недели;
Библиотечные уроки;
Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.
Участие в поисково-исследовательских конференциях на уровне шко-лы, района,
области.
Участие в олимпиадах
Разработка проектов к урокам.
2. Спортивно-оздоровительное:
Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр,
«Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
Проведение бесед по охране здоровья.
Участие в районных и республиканских спортивных соревнованиях.
3. Социальное:
Беседы, экскурсии, целевые прогулки, ролевые игры, наблюдения, опыты.
Практикумы, конкурсы, сюжетно- ролевая игра, игра- путешествие.
Участие в творческих конкурсах, в акциях.
Беседы, экскурсии.
Участие и подготовка к мероприятиям.
Разработка проектов.
Сюжетно-ролевые игры.
4.. Общекультурное:
Беседы, экскурсии.
Подготовка и участие в конкурсах.
Сюжетно-ролевые игры, игры – путешествия
5.. Духовно-нравственное:
Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок рисунков, поделок и
творческих работ обучающихся;
Проведение тематических классных часов, встреч, бесед;
Участие в конкурсах, выставках детского творчества гуманитарного
цикла на уровне школы, города, области.
Будучи органически связанной с учебной деятельностью, внеурочная работа в отличие от
нее строится по принципу добровольности, а ее содержание должно отвечать личным
интересам школьников. Урок, даже самый удачный, имеет один недостаток: он
спрессован во времени и не допускает отвлечений, даже когда группа (класс) остро
интересуется каким-либо вопросом, так как есть установленный план. Другое дело -
внеклассные занятия, в которых учитель не связан жесткими временными и плановыми
рамками. В такого общения и дети, и учитель раскрывают свои личности совсем в другом
аспекте.
Важно помнить о том, что любая деятельность, даже познавательная и увлекательная,
является нагрузкой для психического и физического здоровья ребёнка. Школьная среда
препятствует укреплению здоровья. Раннее начало обучения, интенсификация учебного
процесса, использование педагогических инноваций влекут несоответствие нагрузки
возможностям детского организма и приводят к напряжению адаптационных механизмов.
Педагоги и родители должны помнить, что здоровье – это величайшая ценность, основа
для самореализации и главное условие для счастливой жизни человека.
Внеурочная деятельность должна быть направлена на сохранение здоровья школьников.
Задача педагогов заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы
сохранить
здоровье
детей.
Именно
поэтому
здоровьесберегающие
технологии
реализуются и в системе дополнительного образования.
Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:
в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой,
ребёнок умеет преодолевать усталость;
в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и вос -
хищаться;
в
интеллектуальном
плане
–
учащийся
проявляет
хорошие
умственные
способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.
Для каждого педагога возникает проблема: как максимально помочь раскрыться личности
каждого ученика, при этом не перегружая его объёмом работы? Использование
здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности в начальной школе
помогает решать эту проблему. Разнообразие форм и методов даёт учителю большой
простор для планирования и воплощения задуманного в работе с детьми. Это и кружковая
работа, когда в ходе занятий реализуется запланированная на определённый срок
программа.
Может
быть
участие
в
ежегодных
или
ежемесячных
акциях.
Здоровьесберегающие технологии используют в подготовке и проведении отдельно
взятого мероприятия. Учить детей сохранять своё здоровье можно и нужно и в ежеднев-
ном общении с учениками. В нашей школьной жизни существует много возможностей для
того, чтобы эта работа стала систематической, увлекательной, приносящей реальную
пользу детям. Я расскажу о некоторых направлениях здоровьесберегающих технологий,
используемых мной во внеурочной деятельности.
Лечебно-оздоровительные технологии.
Все проблемы, связанные со здоровьем человека, традиционно относятся к компетенции
медицинских работников, к ответственности системы здравоохранения. Но именно в
образовательных учреждениях использование профилактических программ является
обязательным. Для взрослых это звучит очень серьёзно. А дети с удовольствием её
реализуют, когда
Отправляются на экскурсию в школьный медицинский кабинет;
Соревнуются «Кто правильно моет руки?»
Получают знания в ходе интерактивной игры «Первая медицинская по-мощь»
Составляют «Меню здорового ребёнка»
Выступают перед младшими братьями и сёстрами с сообщениями «Как
сохранить своё здоровье» (причём сколько выступающих, столько и
мнений).
В ходе такой работы достигается желаемый результат – дети учатся оберегать своё
физическое здоровье. Несомненно, реализуются и основные принципы внеурочной
деятельности: учёт возрастных особенностей; сочетание индивидуальных и коллективных
форм работы, связь теории с практикой, доступность и наглядность, включение новых
знаний в активную жизненную позицию.
Физкультурно-оздоровительные технологии.
Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы,
выносливости,
быстроты,
гибкости
и
других
качеств,
отличающих
здорового,
тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической
культуры и в работе спортивных секций. Но не только уроки помогают укрепить
физическое здоровье учеников. Дети очень любят
Подвижные игры, особенно на свежем воздухе. Интересные игры можно подобрать
во время любого сезона, для большой или маленькой
компании, с оборудованием или без.
Участие в конкурсе «Зарядка для…(глаз, пальцев, пяток, лёгких и
многого другого). Фантазия детей неисчерпаема. Конечно, в такой работе без
помощи родителей и учителя не обойтись, но результат того стоил!
Необычные чемпионаты «Шаронадуватели», «Канатоходцы», «Прыгуны». Все
желающие( а их всегда много) разбиваются на группы, проводится первый тур.
Затем соревнуются победители. В полуфинале и финале определяется победитель.
Сочетание игры и физического развития делают эти формы занятий очень интересными
для
детей.
Одновременно
реализуются
принципы
внеурочной
деятельности:
добровольности, объединения по интересам, неформальность общения.
Экологические здоровьесберегающие технологии. Это создание природосообразных,
экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных
взаимоотношений с природой. Реализация этих технологий предполагает не только
беседы, сбор информации, пропаганду бережного отношения к окружающему миру, но и
посильные дела, направленные на сохранение здоровья нашего общего дома – планеты
Земля. Конечно, издавать законы по охране природы и устанавливать очистительные
сооружения на предприятиях дети не могут, но им вполне по силам
Уход за цветами в классе и школе;
Уборка территории от мусора;
Забота о птицах зимой.
Сбор макулатуры
Я считаю важным научить детей экологической грамотности не только на словах, дав им
необходимые знания, но и осуществить принципы организации внеурочной деятельности
- связь теории с практикой, включение новых знаний и умений в активную жизненную
позицию.
Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности
Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением тем из курса
предмета «Окружающий мир». Внеурочная деятельность помогает расширить и закрепить
эти знания. Дети с интересом
Участвуют в играх, викторинах, конкурсах рисунков, направленных
на изучение и использование в жизни правил дорожного движения;
Встречаются с людьми, отвечающими за нашу безопасность – полицейскими,
сотрудниками МЧС, пожарными.
Социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии
Обеспечивают формирование и укрепление психологического здоровья учащихся,
повышение
ресурсов
психологической
адаптации
личности.
Сюда
относятся
разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной
педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и
их родителей. К сожалению, часто педагог помогает детям общаться со сверстниками,
учит доброжелательно относиться к окружающим, искать выход из конфликтной
ситуации. Это происходит и в беседе, и в игре, и в общем деле. Для реализации этой
технологии можно использовать множество разнообразных форм работы.
Посещение храма;
Занятия кружка «Свечечка» духовно-нравственное направление);
Участие в акциях «Белый цветок», «Подари книгу», «Порадуй друзей»;
Подготовка и проведение спектаклей;
Разработка проекта «Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!»
Что самое трудное в этой работе?
Очень важно, чтобы занятия, интересные в смысле познания нового и методической
организации
занятия,
не
были
формальными
и
фальшивыми.
Терпение
и
последовательность, спокойствие и настойчивость, любовь и доброта помогут учителю
достичь цели, найти максимально эффективные формы, методы, приёмы для занятия.
Дети порой очень хорошо чувствуют, каких ответов от них ждут, как нужно «правильно»
формулировать свои мысли, чтобы быть хорошим в глазах учителя и сверстников. А
задача каждого занятия - воспитывая искренность и честность, достучаться до сердца
каждого ребенка.
Что помогает сделать занятия интересными и понятными?
Определить, какая именно форма работы будет максимально эффективна и интересна
ребятам. Достаточно ли одного разговора на эту тему или следует продумать систему
мероприятий, чтобы достичь желаемой цели.
Дети будут исследователями, зрителями, слушателями, поработают индивидуально или
группами. Сколько времени использовать на реализацию задуманного? Как начать работу,
чтобы ребятам захотелось стать моими соавторами? Эти и многие другие важные вопросы
следует обдумать заранее. Очень хочется, чтобы наше общение нашло отклик в детской
душе, дало работу его мысли, мысль выразилась в словах, а слова стали делами. Чтобы
моя задумка реализовалась, пользуюсь современными ИКТ. Пересмотреть подборку
литературного, художественного, музыкального материала, видеофайлы – всё, что
поможет
занятию
стать
не
только
полезным,
но
и
интересным,
а
значит,
и
запоминающимся. Сейчас очень богатый выбор такого материала. Проблема в том, что
именно показать, дать послушать. Есть опасность при изобилии материала перегрузить
внимание детей просмотром, прослушиванием, рассматриванием. Преподаватель должен
помнить общеизвестное правило фармацевтики: в капле – лекарство, в ложке – яд, и не
заслонять этими материалами живое общение с детьми, когда каждый участник разговора
должен быть услышан и понят.
В современной школе обязательно надо сохранять и развивать богатейший опыт
внеурочной работы с учащимися, строить новые образовательные пространства, где бы
ребенок мог передвигаться свободно, развиваясь и воспитывая в себе эстетическое
восприятие окружающего мира, одновременно сохраняя психическое и физическое
здоровье ребёнка, что обязательно для учащихся современной школы.