Автор: Иртуганова Олеся Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №512
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Особенности работы с детьми с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
Организация работы с детьми с ОВЗ
Я не боюсь еще и еще раз повторить:
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их
духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы.
В.А. Сухомлинский
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние
здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных
условий обучения и воспитания.
Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде
всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями
слуха, зрения,
речи,
опорно-двигательного
аппарата,
интеллекта,
с
выраженными
расстройствами
эмоционально-волевой
сферы,
с
задержкой
и комплексными
нарушениями
развития.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами
образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной
социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной
самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В
связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями
здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной
политики в области образования и социально-экономического развития Российской
Федерации.
Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными
возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в
обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых
достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить
ребенка думать, размышлять, сопереживать.
Все большее распространение получает
инклюзивное воспитание детей с ОВЗ в
условиях специальной группы в массовом детском саду и среди сверстников в обычной
группе. Даже дети со значительными нарушениями могут быть интегрированы по 2-3
человека в обычную группу, но при этом им требуется не только индивидуальный подход,
но и специальное обучение.
Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием
занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог), а
воспитатель знакомится с полученными ими данными.
План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:
беседа с родителями;
изучение медицинской карты ребенка;
обследование физического развития;
обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и
познавательных психических процессов, речи.
Далее под
руководством психолога в дошкольном учреждении разрабатываются
индивидуальные карты развития определенного содержания.
Модель
профессиональной
взаимосвязи
всех
специалистов
ДОУ
(педагога-
психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора
по физической
культуре)
в
работе
с ребенком
с
особыми
образовательными
потребностями следующая:
Педагог-психолог:
организует взаимодействие педагогов;
разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу
риска;
повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
проводит консультативную работу с родителями.
Учитель-логопед:
диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
составляет индивидуальные планы развития;
проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания,
коррекция
звуков,
их
автоматизация,
дифференциация
и
введение
в
самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических
процессов);
консультирует педагогических
работников
и
родителей
о
применении
логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;
Музыкальный руководитель:
Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подбор
материала для занятий;
Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Инструктор по физической культуре:
Осуществляет укрепление здоровья детей;
Совершенствует психомоторные способности дошкольников.
Воспитатель:
проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка,
конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и
самостоятельную деятельность детей;
воспитывает культурно-гигиенические
навыки,
развивает
тонкую
и
общую
моторику;
организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций
специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат
в группе;
консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об
индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Медицинский персонал:
проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных
осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.
Для
оптимального
осуществления
интеграции
на
этапе
дошкольного детства
необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ,
организовывать без барьерную среду их жизнедеятельности. В процессе образовательной
деятельности
в
детском
саду
важно гибко
сочетать
индивидуальный
и
дифференцированный подходы, что будет способствовать активному участию детей в
жизни коллектива.
Одним из условий повышения эффективности развивающей
педагогической работы
является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то
есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской
деятельности, развитие высших психических функций и становление личности ребенка.
Для большинства
детей
характерны
моторные
трудности,
двигательная
расторможенность,
низкая
работоспособность,
что
требует
внесения
изменений в
планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть
предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур,
прием
пищи.
Предусматривается
широкое варьирование
организационных
форм
образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
Детям
с
ОВЗ
необходим
адаптационный
период.
Адаптация—это
часть
приспособительных реакций ребенка, который может испытывать трудности при
вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не отпускает
родителей, отказывается от еды, игрушек и др.). В этот период воспитатель должен снять
стресс, обеспечить положительное эмоциональное состояние дошкольника, создать
спокойную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями.
Для организации и проведения развивающих мероприятий необходимо знать некоторые
особенности дидактического материала. При подборе материала для детей с нарушениями
зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов; для детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную
поверхность.
В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения и
технологии. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы:
наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и
отдельных методических приемов, технологий решается педагогом в каждом конкретном
случае.
В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести физических,
психических нарушений, проектируются индивидуальные коррекционные программы,
направленные на
социализацию
воспитанников и
способствующие нормализации
эмоционального
поведения,
формированию
навыков
самообслуживания,
игровых
действий, предметной деятельности.
Необходимо также организовать активную работу с родителями. Методы могут быть
абсолютно разными по форме, но направленные на решение одной проблемы –
объединить работу семьи и педагогов в единое целое.
Только при совместной и
непрерывной работе педагогов и семьи будет положительный результат.
Можно
рассматривать следующие формы работы:
Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей
«особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были
помощниками для педагогов.
Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком,
наблюдают за работой специалистов.
Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся
применять полученные знания на практике.
Проведение совместных праздников, где родители могут видеть достижения
своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях и
т.п.
В заключении хотелось бы сказать, что доступным для детей с ограниченными
возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные
реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание
психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет
ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. Главное,
чтобы у педагогов было желание работать с детьми с особыми вариантами развития,
помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои
личностные возможности.