Напоминание

Особенности работы с детьми с ОВЗ


Автор: Иртуганова Олеся Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №512
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Особенности работы с детьми с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация работы с детьми с ОВЗ

Я не боюсь еще и еще раз повторить:

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их

духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы.

В.А. Сухомлинский

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние

здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных

условий обучения и воспитания.

Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде

всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями

слуха, зрения,

речи,

опорно-двигательного

аппарата,

интеллекта,

с

выраженными

расстройствами

эмоционально-волевой

сферы,

с

задержкой

и комплексными

нарушениями

развития.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами

образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной

социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной

самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В

связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями

здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной

политики в области образования и социально-экономического развития Российской

Федерации.

Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными

возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в

обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых

достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить

ребенка думать, размышлять, сопереживать.

Все большее распространение получает

инклюзивное воспитание детей с ОВЗ в

условиях специальной группы в массовом детском саду и среди сверстников в обычной

группе. Даже дети со значительными нарушениями могут быть интегрированы по 2-3

человека в обычную группу, но при этом им требуется не только индивидуальный подход,

но и специальное обучение.

Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием

занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог), а

воспитатель знакомится с полученными ими данными.

План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:

беседа с родителями;

изучение медицинской карты ребенка;

обследование физического развития;

обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и

познавательных психических процессов, речи.

Далее под

руководством психолога в дошкольном учреждении разрабатываются

индивидуальные карты развития определенного содержания.

Модель

профессиональной

взаимосвязи

всех

специалистов

ДОУ

(педагога-

психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора

по физической

культуре)

в

работе

с ребенком

с

особыми

образовательными

потребностями следующая:

Педагог-психолог:

организует взаимодействие педагогов;

разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;

проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;

организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу

риска;

повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;

проводит консультативную работу с родителями.

Учитель-логопед:

диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;

составляет индивидуальные планы развития;

проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания,

коррекция

звуков,

их

автоматизация,

дифференциация

и

введение

в

самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических

процессов);

консультирует педагогических

работников

и

родителей

о

применении

логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;

Музыкальный руководитель:

Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;

Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подбор

материала для занятий;

Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.

Инструктор по физической культуре:

Осуществляет укрепление здоровья детей;

Совершенствует психомоторные способности дошкольников.

Воспитатель:

проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка,

конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и

самостоятельную деятельность детей;

воспитывает культурно-гигиенические

навыки,

развивает

тонкую

и

общую

моторику;

организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций

специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);

применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат

в группе;

консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об

индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

Медицинский персонал:

проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;

осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных

осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.

Для

оптимального

осуществления

интеграции

на

этапе

дошкольного детства

необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ,

организовывать без барьерную среду их жизнедеятельности. В процессе образовательной

деятельности

в

детском

саду

важно гибко

сочетать

индивидуальный

и

дифференцированный подходы, что будет способствовать активному участию детей в

жизни коллектива.

Одним из условий повышения эффективности развивающей

педагогической работы

является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то

есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской

деятельности, развитие высших психических функций и становление личности ребенка.

Для большинства

детей

характерны

моторные

трудности,

двигательная

расторможенность,

низкая

работоспособность,

что

требует

внесения

изменений в

планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть

предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур,

прием

пищи.

Предусматривается

широкое варьирование

организационных

форм

образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

Детям

с

ОВЗ

необходим

адаптационный

период.

Адаптация—это

часть

приспособительных реакций ребенка, который может испытывать трудности при

вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не отпускает

родителей, отказывается от еды, игрушек и др.). В этот период воспитатель должен снять

стресс, обеспечить положительное эмоциональное состояние дошкольника, создать

спокойную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями.

Для организации и проведения развивающих мероприятий необходимо знать некоторые

особенности дидактического материала. При подборе материала для детей с нарушениями

зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов; для детей с нарушениями

опорно-двигательного аппарата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную

поверхность.

В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения и

технологии. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы:

наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и

отдельных методических приемов, технологий решается педагогом в каждом конкретном

случае.

В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести физических,

психических нарушений, проектируются индивидуальные коррекционные программы,

направленные на

социализацию

воспитанников и

способствующие нормализации

эмоционального

поведения,

формированию

навыков

самообслуживания,

игровых

действий, предметной деятельности.

Необходимо также организовать активную работу с родителями. Методы могут быть

абсолютно разными по форме, но направленные на решение одной проблемы –

объединить работу семьи и педагогов в единое целое.

Только при совместной и

непрерывной работе педагогов и семьи будет положительный результат.

Можно

рассматривать следующие формы работы:

Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей

«особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были

помощниками для педагогов.

Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком,

наблюдают за работой специалистов.

Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся

применять полученные знания на практике.

Проведение совместных праздников, где родители могут видеть достижения

своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях и

т.п.

В заключении хотелось бы сказать, что доступным для детей с ограниченными

возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные

реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание

психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет

ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. Главное,

чтобы у педагогов было желание работать с детьми с особыми вариантами развития,

помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои

личностные возможности.



В раздел образования