Автор: Королёва Татьяна Петровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад№7"
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: Коррекционно- развивающая деятельность по формированию логических приемов мышления у старших дошкольников с нарушением зрения "Шкатулка с секретами"
Тема: Использование активных методов обучения
Раздел: дошкольное образование
1
Технологическая карта коррекционно-развивающей деятельности
Организационная информация
Предмет
Коррекционно- развивающая деятельность по формированию логических приемов мышления у
старших дошкольников с нарушением зрения.
Класс/группа
Старшая группа №5 компенсирующей направленности для детей с косоглазием и амблиопией
(подгруппа 7 детей 5-6 лет)
Тема
«Шкатулка с секретами»
Автор/ы
урока/занятия/мероприятия
(ФИО)
Королёва Татьяна Петровна, учитель-дефектолог (тифлопедагог)
Образовательное учреждение
МБДОУ «Детский сад №7»
Время реализации урока
(мероприятия, занятия)
30 мин
Цель и задачи урока
(мероприятия, занятия)
(образовательные, развивающие,)
Цель: Создать условия для формирования основ логического мышления у воспитанников и умения
применять его в решении сложных заданий.
Цель достигается путем обучающих, развивающих и воспитательных задач.
• Формировать базисные математические представления, зрительное восприятие, речевые умения;
• Развивать воображение, креативность мышления (умение гибко, оригинально мыслить);
• Гармонично, сбалансировано развивать у детей эмоционально-образное и логическое начала;
• Прививать интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия;
• Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и
находчивости.
Краткая психолого –
педагогическая характеристика
особенностей класса /коллектива/
группы
Дети с нарушением зрения, у которых нарушены глазодвигательные функции, снижен зрительный
контроль,
отсюда
возникают
ошибки
выделения
детьми
формы,
величины,
пространственного
расположения
предметов.
За
счет
ограниченных
зрительных
возможностей
затруднена
ориентировка
в
пространстве.
Отмечается
недостаточная
координация
пальцев,
кисти
руки,
недоразвитие мелкой и крупной моторики. У всех детей окклюдеры, поэтому учитель-дефектолог
(тифлопедагог)
постоянно
обязан
следить
в
каком
месте,
на
каком
расстоянии
находятся
воспитанники и делать корректировки. Поскольку дети уже знают о важности данного действия,
быстро выполняют указания тифлопедагога, не затягивая время.
2
Этап урока
Время,
продолжит
ельность
этапа
Подробный конспект урока с описанием АМО – деятельности педагога и обучающихся
Фаза 1
«Начало
непосредственно
образовательной
деятельности»
1 этап -
инициация
1 мин.
АМО «Волшебная флейта» (авторский)
Цель: собрать детей возле себя, создать благоприятную доверительную атмосферу.
Тифлопедагог играет на флейте (пентатоника) весёлую мелодию. Услышав мелодию, дети из
любопытства начинают собираться возле педагога.
Тифлопедагог. Волшебная флейта приглашает всех в круг! Давайте все вместе порадуемся
началу нового дня. Возьмёмся за руки и передадим друг другу наше тепло, а теперь дружно
скажем: «Здравствуй новый день!».
Дети становятся в круг, берутся за руки и по команде воспитателя говорят: «Здравствуй
новый день».
2 этап -
вхождение в тему
занятия
2 мин.
АМО «Ключ» (авторский)
Цель: настроить детей на восприятие образовательной деятельности.
Тифлопедагог. Я нашла в группе ключ. Кто его потерял? (хозяин ключа не находится).
Интересно как он к нам попал, и что им можно открыть. (тифлопедагог делает движение
рукой с ключом, как будто ключ стал двигаться). Дети, кажется, ключ нас куда-то зовёт.
Тифлопедагог ведёт детей за ключом, подводит их к экрану и открывает презентацию.
Переход слайдов презентации осуществляется с помощью зелёной кнопки справа.
3
Слайд 2.
На экране появляется сундук. .
Тифлопедагог наводит курсор мыши на шкатулку и производит щелчок ЛКМ.
Ключ открывает шкатулку. Перед нами учёный кот.
Кот.
Здравствуйте,
ребята.
Я
учёный
кот
-
хранитель
математических секретов. В моей математической шкатулке
всегда
порядок,
за
исключением
тех
дней,
когда
сюда
проникают
мыши
и
создают
в
нём
беспорядок.
А
ведь
математика точная наука! Ребята поможете мне навести здесь
порядок и вернуть секреты математики на место?
Дети соглашаются помочь коту.
Фаза 2
«Работа над темой»
1 этап
интерактивная
лекция
7 мин.
Слайд 3.
Из шкатулки выскакивают палочки разной длины.
Кот. Вначале попробуйте расставить палочки по порядку от
самой длинной до самой короткой.
Тифлопедагог. Дети, посмотрите, у вас на столах лежат
цветные палочки. Расставьте их, как просит кот - от самой
длинной до самой короткой.
Дети
расставляют
палочки
Кюизенера
в
определённом
порядке.
4
Слайд 4.
Кот. Расставили, молодцы! Сколько всего палочек? (Семь)
Кот.
Чтобы
вернуть
палочки
в
шкатулку
на
своё
место,
необходимо правильно ответить на вопросы. Вы готовы помочь?
Будьте
внимательны,
если
вы
дадите
неправильный
ответ,
палочка
не
сможет
вернуться
в
шкатулку. Итак,
какая
самая
короткая палочка?
Дети
отвечают
на
вопросы
кота.
(Тифлопедагог
наводит
курсор мыши на нужную палочку, и она исчезает).
Кот. Какая палочка самая длинная?
-Какая палочка длиннее жёлтой палочки, но короче чёрной?
-Какая по счёту жёлтая палочка?
-Какого цвета палочка в центре?
-Какая палочка короче?
-Какого цвета осталась палочка?
Тифлопедагог обращает внимание на то, чтобы дети давали полный ответ: «Самая
короткая палочка жёлтого цвета».
Кот. Ребята, вы смогли вернуть в шкатулку один математический секрет. Попробуйте
теперь его разгадать.
Слайд 5
Кот. Перед вами три палочки. Как убрать из середины самую
короткую, не трогая ее?
Тифлопедагог.
Ребята
положите
перед
собой
три
цветные
палочки как на экране. Попробуйте выполнить задание кота.
Дети
выполняют
задание.
Того,
кто
догадывается
первым,
педагог
приглашает
к
магнитной
доске.
Воспитанник
перекладывает
магнитные
палочки
на
доске,
объясняя
свои
действия.
5
Тифлопедагог. Значит, чтобы убрать красную палочку из середины, мы должны…(Ответы
детей)
Если дети называют жёлтую палочку, то тифлопедагог наводит курсор мыши на
жёлтую палочку и по щелчку мыши она передвигается вправо. Если называют синюю
палочку, то наводит на неё курсор и щелчком передвигаем её влево. Для того чтобы
показать два способа необходимо опять щёлкнут по палочке, и она вернётся на место.
Кот. (воспитатель наводит курсор мыши на кота и щёлкает ЛКМ) Ура! Вы разгадали
секрет.
2 этап
Эмоциональная
разрядка
2 мин
Тифлопедагог. Т-сс! Кажется, здесь кто-то есть. Идите все сюда!
Педагог выводит детей на свободное пространство.
Динамическая пауза
Вышла мышка как-то раз (ходьба, продвигаясь вперед в колонне).
Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами).
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони).
Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук – «дернули за гири»).
Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).
Убежали мышки вон (бег своему месту).
3 этап
продолжение
интерактивной
лекции
Слайд 6
Кот. Чтобы вернуть следующий математический секрет на место, вам придётся пройти по
цифровому мостику, перепрыгивая на каждую дощечку мостика и называя цифру. В конце
пути вы найдёте счётные палочки.
6
4 мин.
АМО «Мостик»
Цель: закрепление счёта и цифр до 7.
(Мостик состоит из девяти дощечек: на семи дощечках написаны цифры от 1до7. Две
дощечки без цифр – начало и конец пути. Дети проходят мостик по очереди, прыгая с
дощечки
на
дощечку
и
называя
цифры.
Если
сбились,
то
необходимо
заново
пройти
мостик).
Тифлопедагог. Прежде, чем пройти по цифровому мостику, нам нужно его построить.
Возьмите
каждый
по
дощечке.
Положить
дощечки
по
порядку
цифр:
от
1до7
(Дети
выполняют задание). У меня тоже две дощечки, но на них нет цифр – это начало и конец
пути (педагог
кладёт
дощечки в
начало
и
конец мостика).
В
случае
ошибки
нужно
вернуться назад и снова пройти мостик.
Дети прыгают по мостику. Когда все пройдут мостик, на зелёной дощечке в конце пути
появляется коробка со счётными палочками. Дети разбирают палочки и возвращаются на
свои места за столы
7
10 мин
.
Тифлопедагог наводит курсор мыши на кота и щёлкает ЛКМ.
Кот.
Отлично!
Вы
вернули
ещё
один
секрет.
Предлагаю
всем
вместе
его
разгадать.
Отсчитайте семь палочек и выложите из них два одинаковых квадрата.
Дети выполняют задание. Кто первый справляется с заданием, выкладывает фигуры на
магнитной доске, объясняя, как он это сделал.
Тифлопедагог наводит курсор мыши на шкатулку и по щелчку демонстрируется
решение этой задачи.
Тифлопедагог. Что можно сказать об этих квадратах. (У них одна сторона общая).
Слайд 7
Кот.
Теперь
уберите
одну
палочку.
Сколько
палочек
у
вас
осталось? (Шесть).
Кот. Выложите из них квадрат и треугольник.
Дети выполняют задание. Кто первый справляется с заданием,
выкладывает фигуры на магнитной доске, объясняя, как он это
сделал.
Тифлопедагог. Что можно сказать об этих фигурах? (У них
тоже одна сторона общая).
Воспитатель
наводит
курсор
мыши
на
шкатулку,
и
по
щелчку
демонстрируется
решение этой задачи.
Слайд8
Кот. Уберите ещё одну палочку. Сколько теперь у вас палочек?
(Пять).
Кот.
Выложите
из
них
два
одинаковых
треугольника.
Дети
выполняют
задание.
Кто
первый
справляется
с
заданием,
выкладывает фигуры на магнитной доске, объясняя, как он это
сделал.
8
1 мин
2 мин
Тифлопедагог наводит курсор мыши на шкатулку и по щелчку демонстрируется
решение этой задачи.
Тифлопедагог. Что здесь мы опять видим? (У этих фигур тоже одна общая сторона)
Кот. (щелчок мыши по коту) Ура! Вы разгадали и этот секрет.
Слайд 9
На экране появляются мышки.
Кот. А вот и мыши. Чтобы их поймать, нам нужно за ними проследить. Следите за ними
только глазами, а то вы их спугнёте.
Слайд 10
Зрительная гимнастика.
(для запуска гимнастики щёлкнуть по зелёному квадрату)
АМО «Мыши»
Цель: Закрепление счёта до семи.
Мышка. Нас зовут мышатами,
Серыми, хвостатыми.
Мы в полу прогрызли дыры,
Мы не можем жить без сыра.
Нам обедать не мешай,
Лучше нас пересчитай.
Тифлопедагог. Чтобы пересчитать мышей, давайте встанем и на
каждый счёт, будем подпрыгивать, и хлопать в ладоши, как будто
мы их ловим.
Слайд 11
На слайде по очереди появляются мыши с цифрами 0т 1 до 7.
Дети их пересчитывают, подпрыгивая и хлопая в ладоши.
Тифлопедагог. Сколько мышей вы насчитали? (Семь).
9
4 этап
Завершение
образовательной
деятельности
3 фаза
Рефлексия
1 мин
Слайд 12
Кот.
Спасибо
Вам
ребята.
Вы
помогли
мне
прогнать
мышей,
и
навести
порядок
в
математической шкатулке. За это я покажу вам, как можно сделать объёмные фигуры.
Смотрите мой фильм, а я с вами прощаюсь. До новых встреч!
Слайд 13
Фильм про объёмные фигуры.
Тифлопедагог. Ребята, какие объёмные фигуры вы видели на экране?
Хочу предложить вам в следующий раз открыть мастерскую по изготовлению объёмных
фигур. Согласны?
АМО (заимствованный)
Воспитатель. А сейчас, ребята, оцените себя.
Воспитатель прикрепляет на магнитную доску дерево. Рядом на столе лежат листья трёх
цветов жёлтые, красные, зелёные.
Вот дуб, на котором золотая цепь. По ней ходит наш учёный кот. Если вам было интересно
и легко помогать учёному коту, повесьте на дерево зелёный листик. Если было интересно,
но трудно и не всё у вас получалось, повесьте на дерево жёлтый листик. А если вам было
скучно, неинтересно и не понятно – повесьте красный листик.
10
Дополнительная информация
1.
Ресурсы, оборудование и
материалы (требующиеся
для проведения АМО,
включенных в данное
образовательное
мероприятие)
Оборудование: магнитная доска, крупные магнитные счётные палочки, дощечки для
мостика с цифрами, ключ, проектор, экран, ноутбук, картонное дерево, листья трёх цветов.
Раздаточный материал: коробочки со счётными палочками и палочки Кюизенера
2.
Список учебной и
дополнительной
литературы (при
необходимости)
"Активные методы обучения в образовательном процессе"
(сборник статей экспертов Первого и Второго открытого профессионального конкурса
педагогов «Активные методы обучения в образовательном процессе») ,2012г.
Май, 2012 год
3.
Дидактическое обеспечение
урока (мероприятия,
занятия)
- Презентация с триггерами к НОД
- фильм объёмные фигуры, сделанный в программе
Corel VideoStudio Pro X7.
4.
Обоснование выбора АМО
Технология АМО целесообразна для проведения данного занятия, так как она обеспечивает
активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности детей, способствует
включению
в
работу
всех
воспитанников,
активизирует
их
внимание.
Каждому
воспитаннику предоставляется возможность проявить инициативу и самостоятельность.
11
5.
Апробация
образовательного
мероприятия (если данное
образовательное
мероприятие проводилось,
отметьте его
результативность и
отношение обучающихся к
форме и содержанию
мероприятия, занятия)
Занятие было проведено в октябре 2021года. Очень понравилось детям. Во время всей
коррекционно-развивающей
НОД
воспитанники
были
внимательны
и
активны
с
удовольствием выполняли все задания, с которыми справились 70 % детей, остальные 30%
значительно улучшили свои знания.