Напоминание

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования элементарных математических представлений детей с общим недоразвитием речи


Авторы: Романова Светлана Сергеевна, Денис Эдуардович Романов
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 21
Населённый пункт: город Снежинск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Сюжетно-ролевая игра как средство формирования элементарных математических представлений детей с общим недоразвитием речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сюжетно-ролевая игра как средство формирования

элементарных математических представлений детей с общим

недоразвитием речи

Автор: Романова Светлана Сергеевна

Аннотация.

Статья посвящена проблеме развития элементарных

математических представлений детей с общим недоразвитием речи. Автор

рассматривает особенности некоторых психологических процессов детей с

общим недоразвитием речи, особенности мыслительной деятельности.

Сюжетно-ролевая игра рассматривается как эффективное средство развития

математических представлений у детей дошкольного возраста с задержками

речевого развития.

Ключевые слова:

ОНР, общее недоразвитие речи, тяжелые

нарушения речи, математические представления, дошкольный возраст,

сюжетно-ролевая игра

Неполноценная речевая деятельность у детей с ОНР накладывает

отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой

сферы, что приведет, в дальнейшем, к затруднению математического

развития в школе. Использование традиционных методов обучения в данном

случае оказывается недостаточным.

Память детей с общим недоразвитием речи достаточна избирательна,

дети данной категории могут успешно усваивать только то, что им

интересно. Для этого педагог на занятиях должен использовать различные

нетрадиционные методы на занятиях по ФЭМП (экспериментирование,

занимательный

материал,

конструирование

и

т.д.).

Формирование

математических представлений в ходе занятий должно осуществляться в

ходе планомерной, системной работы [2].

Развитие элементарных математических представлений у детей

дошкольного

возраста

имеет

большую

ценность

для

интенсивного

умственного

развития

ребенка,

его

познавательных

интересов

и

любознательности,

логических

операций:

сравнение,

обобщение,

классификация.

Специфика

патологий

развития

детей

с

речевыми

нарушениями отражается на качестве усвоения ими математических знаний,

приобретения умений и навыков.

Наибольшие

трудности

у

дошкольников

с

ОНР

вызывает

ориентировка в пространстве. Дети могут найти место предмета, указать, где

он находится (вверху, внизу, спереди, сзади, слева), но они не справляются с

заданиями, требующими развернутого речевого высказывания, содержащего

пространственные предлоги и наречия[6].

Исследователи отмечают, что дошкольники ориентируются в

пространстве на основе чувственной системы отчета, а освоение словесной

системы

по

основным

пространственным

направлениям

происходит

медленно и с трудом. Это осложняет понимание пространственных

взаимоотношений предметов и их частей. Аналогичные задания иногда

вызывают трудности и у детей с нормальным речевым развитием.

Дошкольники с ОНР неправильно употребляют пространственные предлоги,

затрудняются в определении местоположения предмета и его отношения к

себе

и

другим

предметам.

Наблюдается

отставание

в

восприятии

пространственных отношений между предметами.

Именно поэтому существует необходимость реализации тех методов,

которые бы в большей степени способствовали математическому развитию

дошкольников,

формировали

бы

их

самостоятельную,

активную

и

инициативную

позицию.

Работа

по

формированию

элементарных

математических представлений актуальна для дошкольного учреждения

компенсирующей направленности, где обучаются и развиваются дети с

общим недоразвитием речи, так как большинство воспитанников имеют

низкий уровень развития математических представлений.

Отмечается,

что у детей с недоразвитием речи наблюдаются

трудности в усвоении математического материала: с трудом усваивают

пространственные и временные отношения, затрудняются в понимании и

усвоении арифметического и геометрического материала. Это негативно

влияет на познавательное развитие ребенка с нарушениями речи в целом и на

усвоение математических знаний в частности.

Формирование

математических

представлений

должно

реализовываться посредством дидактических и сюжетноролевых игр. Они

позволяют ставить учебную задачу перед детьми не прямым путём, то есть

детям не даётся новый материал в готовом виде. Необходимо открывать

материал путём творческого поиска и анализа. Следовательно, на каждом

занятии дети будут самостоятельно открывать для себя новый материал.

Кроме того, педагогу рекомендуется создавать подходящий к занятию

эмоциональный фон, помогать детям погрузиться в игру, что позволяет

развивать воображение и познавательную активность[2,5].

Наряду с математическим развитием учеников, осуществляется

всестороннее развитие их личности, где частной задачей педагогов является

формирование

математических

понятий

на

основе

математических

представлений

и

математической

логики

в

целом.

Такое

развитие

организуется во взаимодействии учителя-логопеда, воспитателя дошкольного

образования, а в дальнейшем учителя начальных классов, оно способствует

лучшему

формированию

и

развитию

математической

составляющей

процесса обучения, а также способствует профилактике дискалькулии.

Проблема формирования математических понятий у детей дошкольного

возраста рассматривалась в отечественных и зарубежных исследованиях.

Дошкольники с общим недоразвитием речи включены в «группу риска» и

нуждаются в контроле и профилактике проявлений дискалькулии [1].

Среди всех видов детской деятельности особое место занимает

сюжетно-ролевая игра, представляющая собой ведущий вид деятельности

дошкольника, в котором создаются особые условия для актуального развития

всех

основных

сфер

личности

ребенка:

потребностномотивационной,

эмоционально-волевой, когнитивно-познавательной, морально-нравственной,

действенно-практической,

межличностно-социальной,

экзистенциально-

бытийной, а также закладываются психические новообразования для

перехода

на

следующую

возрастную

ступень:

иерархия

мотивов,

самостоятельность, начало произвольности, воображение, умениедействовать

в коллективе, полоролевая идентификация, освоение разных социальных

ролей и многое другое.

Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие

отечественные исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.П. Усовой,

Д.Б. Эльконина, Н.А. Коротковой, Д.В. Менджерицкой, Т.А. Марковой, Н.Я.

Михайленко и многих других.

В работах Н. С. Жуковой и Е. Ф. Соботович указывается, что среди

детей

дошкольного

возраста

распространенным

речевым

нарушением

является общее недоразвитие речи (ОНР). Дети с ОНР – это особая категория

дошкольников, у которых наряду с системным недоразвитием речевой

деятельности в структуре дефекта наблюдаются своеобразие психического

развития, специфические черты эмоциональной незрелости, задержанное или

неравномерное развитие интеллекта, двигательная неполноценность [3; 5].

В своих работах А. В. Калинченко, А. А. Столяр подчеркивают, что

актуальность проблемы математического развития дошкольников с речевой

патологией очевидна. С одной стороны, это связано с трудностями,

возникающими у детей при формировании элементарных математических

представлений, обусловленных специфическими особенностями речевых и

неречевых

нарушений

при

ОНР.

С

другой

стороны,

формирование

математических

представлений

является

мощным

средством

интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих

способностей [4; 6].

А.

Гермаковска

и

Р.И.

Лалаева

отмечают

высокую

распространенность дискалькулии (80%) среди детей с общим недоразвитие

речи. Несформированность фонематических функций, нарушение лексико-

грамматической стороны речи приводит к нарушению формирования

процесса овладения счетными операциями. У детей возникают трудности в

овладении

математическими

понятиями,

специальной

математической

лексикой, к нарушениям восприятия текста, условий задачи и другим

симптомам [4].

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в

формировании счетных операций у детей дошкольного возраста с общим

недоразвитием

речи

чаще

всего

выделяют

такие

трудности

как

ограниченность

словарного

запаса,

наличие

аграмматизмов,

фрагмегментарность

и

нелогичность

связной

речи,

недоразвитие

синтаксической структуры предложения; несформированность зрительного

восприятия,

зрительно-пространственных

представлений,

нарушения

рушения ручной моторики; снижение объема слуховой и зрительной памяти,

несоответствие

норм

математических

знаний,

несформированность

логических операций.

Ученые доказывают, что для данной нозологической категории детей

свойственна

повышенная

отвлекаемость,

чрезмерная

фиксация

на

несущественных деталях в сочетании со слабостью непроизвольного

запоминания, причем эти нарушения остаются стойкими на всех этапах

обучения.

Основную трудность для детей данной категории представляет

дифференциация

геометрических

форм

по

названию

и

определение

предъявленного

геометрического

объекта.

В

то

же

время

авторы

подчеркивают, что процесс формирования элементарных математических

представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи строится с

учетом закономерностей развития математических представлений, как и у

нормотипичных сверстников.

Но, несмотря на большое количество исследований ученых в области

общего недоразвития речи, проблема развития лексики у данной категории

детей существует до сих пор. Как показывает практика, в работе с детьми

логопеды в большей степени обращаются к педагогическому потенциалу

дидактических

словесных

игр,

содержанию

пальчиковых

игр.

Сюжетноролевая игра в большей степени в педагогическом процессе

логопедических

групп

рассматривается

как

свободная,

спонтанная

деятельность.

Процесс обучения детей с общим недоразвитием речи в целом и

процесс формирования элементарных математических представлений, в

частности, имеют свои особенности. Прежде всего, индивидуальный и

дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная

простота знаний и умений, повторяемость, самостоятельность и активность

ребенка в образовательном процессе. Вместе с тем, необходимо учитывать,

что

вся

работа

по

обогащению

(амплификации)

математических

представлений детей дошкольного возраста с задержкой психического

развития должна иметь коррекционно-развивающую направленность.

В сюжетно–ролевой игре заложены большие возможности для

развития навыков общения. С учетом особенностей развития детей с ОНР

необходимы наводящие вопросы взрослого по ходу игры, возможно с опорой

на тему недели, подводящие ребенка к развитию ситуации в разных ключах

воображения.

Сюжетно-ролевая игра - это модель взрослого общества, но детская

роль в этой игре несет большое значение. Нередко возникают конфликты, в

основе нежелания ребенка выполнять ту или иную роль. У детей старшего

дошкольного возраста игра начинается с договора, обсуждения совместного

плана, кто кем будет играть. Таким образом, дети приобретают навык

общественных связей в процессе ролевой игры. Значительно упрощается

процесс социализации, дети поэтапно вливаются в коллектив[2].

Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что

ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит самодеятельный и

творческий характер. Формирование коммуникативных навыков в сюжетно-

ролевой

игре

происходит

естественно.

Коммуникативные

навыки

развиваются по двум направлениям: общение со сверстниками во время

игры, общение во время проигрывания роли персонажа игры.

Ребенок берет на себя роль воспитателя, медсестры, больного ребенка

и проигрывает разные ситуации общения: звонит по телефону, чтобы вызвать

скорую помощь, здоровается с приехавшим по вызову медработником,

объясняет, что заболел ребенок и т. д. игры на эту тему представлены в

приложениях.

Механизм

управления

своим

поведением,

подчинения

правилам игры складывается именно в сюжетно-ролевой игре, а затем

проявляется и в других видах деятельности (например, в учебной). В

развитой ролевой игре с ее сложными сюжетами и ролями, которые создают

широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое

воображение.

При разработке сюжетно–ролевых игр для детей с ОНР необходимо

вводить элементы, направленные на развитие умения планировать свои

действия

в

игре.

Для

начала

формирования

навыков

планирования

необходимо научить ребенка придумывать новую игру по сюжетной

картинке

с

использованием

заданных

персонажей

с

определенными

характерами под контролем взрослого стороны речи, например, развернутые

ответы

на

открытые

вопросы

взрослого

и

сверстников.

Следует

организовывать сложную игру, содержащую в себе элементы двигательных

игровых действий, для развития в игровой форме координации движений,

ориентировки в пространстве.

Таким образом, использование игровых технологий, в частности

сюжетно-ролевых

игр,

в

коррекционно-развивающей

деятельности

с

дошкольниками с задержкой речевого развития позволяют добиться лучшего

усвоения учебного материала. В тоже время, игровая форма обучения дает

возможность соединять воедино коррекционно-развивающую деятельность и

игру,

тем

самым

помогая

воспитанникам

с

нарушениями

развития,

овладевать прочными знаниями, готовясь к школьному обученимю.

К организации сюжетно-ролевых игр предъявляются

следующие

требования:

1. Выполнение санитарно-гигиенических требований.

2. Организация игрового пространства.

3. Наличие игрушек (театральные, музыкальные, сюжетно-образные,

строительный материал и т.п.).

4. Организация центров сюжетной игры и педагогическиезадачи

соответственно возрасту [3].

В ходе игры важно участие педагога (логопеда), который должен

оказывать влияние на игровую деятельность детей. Но это осуществляется не

в строгом указании правил, а в игровом сотрудничестве с детьми.

Сюжетные

линии

и

роли

в

играх

производственно-бытовой

направленности позволяют детям отождествлять себя с социальными ролями,

которые взрослые реализуют в повседневной жизни. Такие игры позволяют

дошкольникам отрабатывать навыки и умения взаимодействовать, по

образцу, который они берут из окружающего мира. Воздействие воспитателя

помогает детям поддерживать интерес к игре, развивать инициативу, учиться

выбирать более интересную игру, больше узнавать о профессиях и их

атрибутах.

Для ребенка хорошая наука та, которую он не замечает, продолжая

интересно играть. Во время игры ребенок учится и развивается и при этом

прилагает для усвоения знаний значительно меньше волевых усилий,

концентрации

внимания.

Запоминания

у

ребенка

происходит

самопроизвольно. Именно поэтому воспитатель и логопед должен отдавать

предпочтение игровой деятельности как средству повышения познавательной

активности детей с задержкой речевого развития.

Для

проведения

сюжетно-ролевой

игры

игровой

материал

подготавливается заранее. Дети с радостью участвуют в создании атрибутов

для игры. У них при этом развивается инициатива, они получают чувство

удовлетворения

от

использования

в

игре

самостоятельно

сделанного

атрибута. Также в сюжетноролевых играх следует широко использовать

разнообразный дидактический материал и подбирать его таким образом,

чтобы облегчить ребёнку переход от применения более конкретных его форм

к более абстрактным. В целях формирования элементарных математических

представлений

для

организации

сюжетноролевой

игры

«Семья»

подготавливаются различающиеся по цвету, форме, размеру (большой,

поменьше, маленький) атрибуты (кукольная посуда и тканевые салфетки,

куклы).

Воспитатель должен пытаться создавать такие игровые ситуации,

побуждающие ребенка к свободному речевому общению, которые содержат

большие возможности для осуществления целенаправленной психотерапии.

Игра сама по себе положительно влияет на общее психическое состояние

ребенка, вызывает у него встречную активность, развивает его интересы,

фантазию, воображение.

В процессе игр с этим материалом у детей формируются, уточняются

представления о цвете, размере и форме. Дети овладевают способами

сравнения предметов, их группировки и классификации. Стимулируя к

выполнению этих операций, педагог создаёт игровые или проблемные

ситуации: предлагает подобрать салфетку и посуду по цвету и размеру,

чтобы стол был сервирован красиво; может предложить сосчитать кукол,

чтобы поставить для них нужное количество тарелок или купить нужное

количество пирожных; выяснить, сколько тарелок, пирожных не хватает. Для

закрепления знаний о геометрических фигурах и умений определять форму

предмета, схожую с геометрической фигурой, можно изготовить схемы

сервировки стола.

Вариативность таких схем разнообразит игру и поможет ребёнку

закрепить представления о цвете, форме, размере, будет способствовать

развитию логического мышления.

Формированию представлений дошкольников о форме, закреплению

представлений о цвете способствует изготовление для сюжетно-ролевой

игры «Поездка на транспорте» «билетов» с изображением геометрических

фигур разного цвета. Например, красный квадрат с изображением автобуса

— билет на автобус. Использование карты маршрута транспорта по группе

позволяет детям развивать умение ориентироваться в пространстве, создание

ситуации

купли-продажи

«билетов»

инициирует

выполнение

счётных

операций (счет «денег» для покупки «билетов»).

Список источников:

1.

Гарманова, И. Е. Теоретические основы профилактики дискалькулии у

детей старшего дошкольного возраста с ТНР // Вопросы педагогики. –

2021. – № 7. – С. 51-54. – EDN LQPAQF.

2.

Демидова

А.

П.,

Зиновьева

В.

Н.,

Овчаренко

В.

В.

Развитие

вербализации

пространственных

представлений

у

старших

дошкольников

с

онр

3

уровня

//

Проблемы

современного

педагогического образования. 2022. №74-2.

3.

Демина, Е. А. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность детей

дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Е. А. Демина //

Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 28. – С. 582-586. – EDN

IWAIJG.

4.

Зиновьева В. Н., Демидова А. П., Петрунина Л. С. Логопедическая

работа

по

формированию

математических

представлений

у

дошкольников с общим недоразвитием речи // Проблемы современного

педагогического образования. 2021. №73-2.

5.

Смирнова К.

И., Шмакова И.

Г.

Игровые технологии как средство

формирования элементарных математических представлений у детей

дошкольного возраста с задержкой психического развития // Материалы

Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум».

2022. №XIX.

6.

Трямкина, О. А. Теоретические аспекты формирования элементарных

математических представлений у дошкольников с нарушениями речи //

Актуальные проблемы специального и инклюзивного – Саранск, 2018. –

С. 330-335. – EDN YNCGTB.



В раздел образования