Авторы: Ляпина Елена Алексеевна, Нартя Галина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Золотая рыбка"
Населённый пункт: ЯНАО г. Ноябрьск
Наименование материала: Методическая разработка для педагогов
Тема: Технология "Педагогический круг"
Раздел: дошкольное образование
Технология «Педагогический круг»
Технология «Педагогический круг» - как современная модель организации совместной
деятельности взрослого и ребенка.
Сегодня огромное внимание уделяется модернизации образования в целом и дошкольного
образования в том числе. Впервые пересмотрен подход к образованию ребенка-
дошкольника с точки зрения целостности процесса обучения и воспитания, в котором
учитываются личностные характеристики каждого ребенка: особенности его поведения,
восприятия окружающего мира, темп личностного развития. В свете последних
требований к обновлению дошкольного образования педагогическим сообществом
активно разрабатываются инновационные технологии, методики и подходы к развитию
ребенка. Однако, имеются давно известные образовательные технологии, использование
которых актуально сегодня как никогда. В своей практике работая по системе Марии
Монтессори мы применяем одну из таких технологий «Педагогический круг».
Название «Круг» имеет исторические корни. Согласно легенде, король Артур стал
использовать круглый стол для своих рыцарей, чтобы пирующие не спорили о лучшем
месте за столом, а были равными.
Круглый стол — это цивилизованный способ обмена мнениями, умения договориться,
услышать друг друга. Гораздо позже выражение «круглый стол» стало привычным в
словаре политиков и бизнесменов, а также стал использоваться в образовании,
трансформировавших в термин «Круг».
Описание «Круга» как педагогической технологии встречается в работах Марии
Монтессори. Знакомство с педагогикой М. Монтессори, позволило увидеть, что «круг»
используется как организационный момент в начале дня, а также как структурный
компонент в Монтессори-занятии, которое состоит из трех обязательных частей: круг
(вводная часть), свободная работа (основная часть), работа на линии (заключительная
часть).
Как форма организации детского коллектива в начале дня использование «Круга»,
включает в себя обязательное приветствие друг друга и педагога, пальчиковые игры,
музыкальные минутки. «Круг» это групповая беседа с детьми, точнее - самих детей при
минимальном вмешательстве педагога, речь педагога не должна преобладать над речью
детей в группе «Учитель , веди счет словам своим», говорила М. Монтессори, на круге
обсуждают все: смены сезонов, семейные будни и праздники, разучивают короткие
песенки.
Так что же такое «Педагогический круг» в нашем детском саду? Это универсальный
педагогический метод организации совместной деятельности взрослого и детей.
Существуют следующие виды «Педагогических кругов», которые мы реализуем в нашем
детском саду: «Утренний круг», «Общий круг», «Групповой круг», «Круг-поздравление»,
«Ситуативный круг», «Круг-как диагностический метод».
Рассмотрим более подробно каждый вид «кругов»:
«Утренний круг», проводиться в утреннее время. Он проходит при зажженной свечке
(обязательно в закрытом подсвечнике) с внесением сезонных атрибутов (ветка ели,
корзина с овощами и т.д.). Все дети садятся на ковер вокруг отмеченной линии, можно
сесть на индивидуальные круглые коврики, подушечки, стульчики, и приветствуют друг
друга, говорят приятные добрые слова, поют общую любимую песню, поддерживают тех,
кто недавно пришел в группу. Расположение детей и взрослых по кругу позволяет всем
видеть друг друга, устанавливать прямой контакт глазами, что способствует созданию
атмосферы доверия, открытости, равноправия и непринужденности. Занимая место в
круге, ребенок имеет право сесть рядом с тем, с кем хочется, с кем ему комфортно и
безопасно. Доброжелательная атмосфера круга способствует формированию у детей
свободного ведения беседы, они не бояться задавать вопросы или высказывать свою точку
зрения, они учатся активному слушанию, внимательно сосредотачиваются на том, что
педагог хочет им сказать. Педагог может включить в план проведения круга
коммуникативную игру или забавный стишок, поговорку, которую читают все вместе или
по ролям. На круге дети могут поделиться новостью, показать всем найденный по дороге
в детский сад красивый лист, или рассказать о прочитанной вечером сказке, «Утренний
круг» детского сада иногда бывает и групповым.
«Общий круг» важно проводить регулярно желательно в начале недели. Задачи «Общего
круга» сформировать у детей представления об общности и разнообразии детского
коллектива (как много нас и все мы вместе). Во время проведения «Общего круга» дети
информируются об окружающих событиях как внутри дошкольного учреждения, так и за
его пределами. Форма подачи информации детям разнообразна: могут быть письма,
телеграммы, рисунки, фотографии от участников событий, в которых они общаются, что
будет, происходит, уточняется время и место проведения того или иного мероприятия
(Например утренник, Праздник и т.д.).
К работе «Круга» можно привлекать специалистов детского сада: музыканта, психолога и
т.д.
«Общий круг» имеет определенную структуру, в которой предусмотрены обязательные
части:
1.
Приветствие, во время которого зажигается свеча, которая является началом
общения;
2.
Основная часть, которая содержит информацию по теме, и может проходить в
форме беседы или рассказа;
3.
Завершающая часть, в которой предусматривается два этапа: информация о
значимых событиях в личной жизни воспитанников ( например о Днях рождениях,
путешествиях, рождении младших братьев и сестер) и завершение общего круга, в
котором все воспитанники произносят девиз группы , сопровождая речь
движениями. В конце ведущий гасит свечку.
«Групповой круг». Дети и взрослые садятся в кружок, участники приветствуют друг
друга, называя каждого по имени, и взглядом, жестом, улыбкой передают приветствие.
Затем все участники берутся за руки и произносят общее приветствие. Если ребенок, по
какой-то причине не хочет сесть вместе со всеми в круг, ему можно предложить
спокойную игру или дежурного по сервировке стола к завтраку. Один из эффективных
приемов для непоседы - посадить его к себе на колени. Около ребенка, требующего
особого внимания, садиться взрослый или ассистент.
В
начале
«Круга»
педагог
напоминает
детям
о
правилах
поведения,
которые
устанавливают очередность высказываний детей: «Говорим по очереди», «Говорит тот,
кто получает игрушку или другой предмет » и т.д. Также в начале «Круга» педагог
назначает старшего помощника, затем предлагает детям вспомнить, какое время года,
какое число, какой день недели. Затем, помощник выкладывает на кавролинографе
картинку со временем года, из цифр составляют дату, из букв день недели.
Затем все вместе составляют план наступившего дня. Помощник выкладывает его с
помощью пиктограмм, обозначающих и уточняющих отдельные режимные моменты
(экскурсия в парк, показ театрализованного представления, поздравление с днем
рождения и т.д.). Составление такого графического плана очень важно для детей. Дети
заранее знают,
какие события произойдут в группе,
учатся планировать свою
деятельность и точно знают, что в конце пребывания в детском саду появиться
пиктограмма «ДОМ».
«Круг- поздравление»
относиться к событийным, он особенно любим детьми. Его
основная цель - поздравление именинника. Он также проходит при зажженной именинной
свечке (обязательно в закрытом подсвечнике). К этому кругу нужно готовиться заранее.
Повесить на стенд фото ребенка – изменника, предложить родителям со своими детьми
подготовить для именинника подарок своими руками. В день Дня рождения педагог и
дети садятся в круг и дарят свои подарки и говорят добрые слова имениннику.
Проводиться игра-хоровод «Каравай». Именинник задувает свечи по количеству лет. Все
вместе рассматривают подарки, читают стихи, показывают театрализованные сценки,
готовят
коллективный
коллаж-поздравление
имениннику,
принимают
участие
в
фотосессии.
«Ситуативный круг»,
отличается вариативностью содержания, и проводиться в
зависимости от ситуации. Например, произошла ссора между детьми, или нарушены
правила поведения в группе. Необходимо немедленное реагирование со стороны
взрослых. Во время круга происходит коллегиальное решение возникшей проблемы.
Также ситуативный круг можно организовать и по поводу важного события, который
произошел в жизни ребенка (например, научился завязывать шнурок, читать, и т.д.).
События и ситуации, которые рассматриваются на них, бывают индивидуальными. Но
самое главное, что они объединяют всех участников педагогического процесса, позволяют
разобраться с трудными ситуациями и сплотить детский коллектив, научить радоваться и
сопереживать успехам друзей, повысить собственную самооценку ребенка. Обсуждение и
«проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную
отзывчивость, помогают осознать и высказывать свои потребности и тревоги, позволяют
научиться принимать сочувствие и помощь со стороны друзей и взрослых, выходить из
сложной, конфликтной ситуации. И самое главное: дети с разными образовательными
возможностями, своими неповторимыми и индивидуальными особенностями учатся жить
вместе и находить свое место среди других.
Многолетнее
использование
в
образовательном
процессе
универсальной
формы
организации совместной деятельности взрослого и ребенка «Доброго круга» на котором
сидят добрые , понимающие люди, маленькие и большие желающие тебе только добра,
позволили нам создать новый вид круга «Диагностический круг» Он помогает нам вести
наблюдение, беседу, экспертную оценку который необходим нам для мониторинга
развития детей. Дети в кругу решают несложные задачи, ситуативные беседы, а после
завершения круга воспитатель фиксирует свои наблюдения в журнале.
В наших группах, где находятся дети от 3 х-до 7 лет, общая возрастная задача,
построения самих себя через активную самостоятельную деятельность, получения опыта
саморазвития и самообучения. Как в большой семье -малыши учатся у старших, а старшие
заботятся о младших. Принцип самообучения и саморазвития- социальный опыт
усваивается в специально подготовленной среде, где дети могут сами выбирать, чем им
заняться, и учатся устанавливать контакты со взрослыми и сверстниками. Все наши
методы направлены на приобретение и обогащение конструктивного общения и
взаимодействия со сверстниками и взрослыми, на овладение устной речи, умения
выражать свои мысли и желания дети приобретают навыки коммуникации. Социализация
и коммуникация проходит невидимой красной линией через всю систему, что
способствует развитию активности, самостоятельности, умению принимать решения,
договариваться с партнером по работе, умению сказать нет в нужный момент, в развитии
волевых, рефлексивных способностей, умению выслушать, терпеливо ждать своей
очереди, оцениванию своей деятельности, своих чувств, умению контролировать себя,
регулировать свое настроение, устанавливать партнерские отношения. Они не сложны в
реализации и могут быть использованы в практике ДОУ, работающих по разным
образовательным программам, как в разновозрастных группах, так и в группах детей
одного возраста. Наш опыт показывает их эффективность. Желаю всем коллегам успехов
в творческой педагогической работе.