Напоминание

Игры по развитию связной речи в старшей группе


Автор: Серебренникова Екатерина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №12"
Населённый пункт: г.Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: Картотека
Тема: Игры по развитию связной речи в старшей группе
Раздел: дошкольное образование





Назад




КАРТОТЕКА ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В

СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Составила: Серебренникова Е.А., воспитатель

МБДОУ «Детский сад №12»

г.Барнаул

2022

ПОДБЕРИ ПРИЗНАК

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие?

какое?), ребёнок отвечает.

Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…

Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

Перчатки (какие?) – кожаные, белые...

Шляпа (какая?) – черная, большая…

Туфли (какие?) – осенние, красивые…

Платье (какое?) - новое, нарядное, зеленое…

Рубашка (какая?) - белая, праздничная….

Шуба (какая?) - меховая, теплая…

НАЙДИ КАРТИНКЕ МЕСТО

Цель: учить соблюдать последовательность хода действия. Формировать умение

составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Материал: наборы серийных картинок для выкладывания.

Ход игры

Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в

ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После по картинкам

составляется рассказ.

НАЗОВИ ЛАСКОВО

Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных

суффиксов.

Оборудование: мяч

Ход игры: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите

ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Шуба теплая - шубка тепленькая

Лиса хитрая - лисичка хитренькая

Заяц белый - зайчик беленький

Сапоги чистые - сапожки чистенькие

Ветка короткая - веточка коротенькая

Шишка длинная - шишечка длинненькая

Ворона черная - вороненок черненький

Снег белый - снежок беленький.

ХОРОШО-ПЛОХО

Цель: познакомить детей с противоречиями окружающего мира. Развивать связную

речь, воображение, ловкость.

Материал: мяч.

Ход игры

Мир не плох и не хорош – объясню, и ты поймешь.

Взрослый задают тему обсуждения. Ребёнок, передавая мяч по кругу, рассказывает,

что, на его взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.

Взрослый: дождь.

Ребёнок: дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли

и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным.

Взрослый: город.

Ребёнок: хорошо, что я живу в городе: можно ездить на автобусе, много хороших

магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

Вариант «Нравится не нравится» (о временах года).

Взрослый: зима.

Ребёнок: мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно

лепить снеговика. Зимой весело. Мне не нравится, что зимой холодно, дует сильный

ветер.

ПОСЧИТАЙ

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Ход игры: воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-

2-5 предметов.

Один мяч, два мяча, пять мячей.

Одна кукла, две куклы, пять кукол.

Одно облако, два облака, пять облаков.

КАКАЯ КАРТИНКА НЕ НУЖНА

Цель: учить находить лишние для данного рассказа детали.

Ход игры

Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности,

но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную

картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?

Цель: закрепить умение соотносить предмет и его признак. Закрепить

согласование прил. с сущ. в роде, числе.

Материал: картинки с изображением дерева, гриба, пня, солнца, девочки,

корзинки, картинки – символы качества предметов.

Ход игры: в центре -картинки с изображением предметов, отдельно – символы

качеств. Детям предлагается найти предметы, к которым можно задать вопрос

«какой?» и ответить на вопрос, подбирая символы качеств. (Пень –какой? Пень

низкий, твердый, круглый и т.д.). Аналогична работа с предметами женского и

среднего рода.

СОСТАВЬ ДВА РАССКАЗА

Цель: учить различать сюжеты разных рассказов.

Ход игры

Перед ребёнком кладут вперемешку два набора серийных картинок и просят

выложить сразу две серии, а затем составить рассказы по каждой серии.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ

Цель: развивать внимание, связную речь, умение описывать предмет.

Ход игрыНа столе расположены предметы в определенной последовательности.

Внимательно посмотрите внимательно на предметы, запомните, как они

расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь

обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне

что изменилось?

Усложнение:– Описать предмет, которого не стало

– Рассказать о месте, где он стоял

– На какой звук начиналось название этого предмет

– В названии каких еще предметов есть этот звук?

ПОЧЕМУЧКИНЫ ВОПРОСЫ

Цель: развивать у детей связную речь, мышление.

Ход игры

1. Почему птицы улетают на юг?

2. Почему наступает зима?

3. Почему ночью темно?

4. Почему зимой нельзя купаться в реке?

5. Почему летом жарко?

6. Почему медведь зимой спит?

7. Почему заяц зимой белый?

8. Почему дома нельзя играть с мячом?

9. Почему из трубы идет дым?

10. Почему в доме делают окна?

11. Почему листья на деревьях появляются весной?

УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ

Цель: учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах и т.д.

Ход игры: воспитатель просит детей самостоятельно составить описательную

загадку о ягодах или фруктах: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай»

(Лимон).

ПОТОМУ ЧТО….

Цель: развивать у детей связную речь, мышление.

Ход игры

Рассуждения и ответы на вопросы:

«Я мою руки потому, что…»

– Почему ты идёшь спать? и т. д. Объясни.

Взрослый даёт задание ребёнку: «Я сейчас произнесу предложение, а ты ответишь

на мой вопрос»

Собака идёт на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.

– Объясни, почему кошка недовольна?

РАСПРОСТРАНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цель: развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами,

словами-признаками, словами-действиями.

Ход игры

Детям предлагается продолжить и закончить начатое логопедом предложение,

опираясь на наводящие вопросы. Например, воспитатель начинает предложение так:

«Дети идут ... (Куда? Зачем?)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в

школу, чтобы ...» Этот вариант помимо обогащения грамматического опыта может

служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребенка по

отношению к различным жизненным ситуациям.

ГДЕ НАЧАЛО РАССКАЗА?

Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность

рассказа с помощью серийных картинок.

Ход игры: ребенку предлагается составить рассказ опираясь на картинки. Картинки

служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала

до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они

соединяются в связный рассказ.

ЕСЛИ БЫ….

Цель: развивать у детей связную речь, воображение, высших форм

мышления – синтез, прогнозирование, экспериментирование.

Ход игры

Педагог предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

«Если бы я был волшебником, то ...»

«Если бы я стал невидимым ...»

«Если весна не наступит никогда ...»

СОСТАВЬ РАССКАЗ

Цель: учить составлять небольшие рассказы о людях разных профессий;

Ход игры

Дети учатся составлять рассказы о профессиях.

Педагог дает образец: «Это доктор. Он лечит людей. Каждому больному он

прописывает

разные

лекарства.

Доктор

смотрит

горло,

слушает,

меряет

температуру, делает уколы.

Следуя образцу, дети составляют по картинкам короткие рассказы о профессии

продавца, парикмахера, летчика и т.д.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от

слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.

Материал: текст стихотворения.

Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!

Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!

РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ

Цель: закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и

разделять слова по родовым признакам.

Материал: карточки с картинками грибов; две корзинки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям из банка предметных картинок выбрать

грибы, про каждый из которых можно сказать «он мой» и положить в одну

корзинку. В другую – положить картинки с грибами, про каждый из которых можно

сказать «она моя».

ПРОДАВЕЦ И ПОКУПАТЕЛЬ

Цель: формировать у детей умение строить предложения со словами-признаками.

Материал: предметы (картинок с изображением предметов) похожих по

назначению, но разных по внешнему виду.

Ход игры

На столе или полке, мольберте выставлено несколько похожих по назначению, но

разных по внешнему виду предметов (картинок с изображением данных предметов).

Ребенок должен так описать предмет, чтобы «продавец» понял, о каком предмете

идет речь. Название предмета можно не называть. Пусть другие дети тоже

догадаются, о чем идет речь.

ОПИШИ-УГАДАЙ

Цель: формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера

на тему, предложенную воспитателем. Развивать монологическую форму речи.

Ход игры

Ребенок должен описать внешний вид другого ребенка, а остальные дети должны

назвать, о ком говорил их товарищ.

БЛИЗКИЕ СЛОВА

Цель: формировать умение подбирать синонимы к словам. Развивать точность

выражения мыслей при составлении предложений.

Материал: Фишки.

Осенью дни пасмурные,… серые, унылые…

Осенью часто погода бывает холодной,… ветреной, дождливой…

Осенью настроение грустное,… печальное, тоскливое…

Осенью дожди частые,… холодные, проливные…

Небо покрывают серые тучи,… тёмные, дождевые…

В начале осени бывают ясные дни,… безоблачные, светлые…

ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК

Цель: развивать воображение, умение рассказывать о характерных свойствах

описываемых предметов, их предназначении, материалах, из которых они сделаны,

определять тематическую группу, к которой относятся предметы.

Материал: коробка с предметом.

Ход игры

В мешочек или коробку кладется предмет (можно картинку).

Дети постепенно определяют, что лежит в мешочке (ящике), задавая вопросы об

определенных свойствах и признаках предметов: «Это игрушка? Она деревянная?

Она пластмассовая? Ее можно катать? И т.д.».

ОТГАДАЙ-КА

Цель: учить детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем

существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Ход игры

Воспитатель напоминает детям, как они рассказали о знакомых предметах,

загадывали и отгадывали о них загадки и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть

предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой

предмет говорит. Надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о

предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех

предметах, которые находятся в комнате». После небольшой паузы (дети должны

выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладет

камешек на колени любому играющему. Ребёнок встает и дает описание предмета, а

затем передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребёнок описывает

свой предмет и передаёт камешек другому играющему, чтобы тот отгадал.

План описания предмета: Он разноцветный, круглой формы. Его можно бросать

вверх, катать по земле, а в группе нельзя им играть, так как можно разбить стекло.

ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ?

Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопрос (чей? чья? чьё?), ребёнок

отвечает.

Шарф (чей?) — мамин,

Шляпка (чья?) — бабушкина,

Поднос (чей?) - дедушкин,

Книга (чья?) – бабушкина,

Тапочек (чей?) – дедушкин.

ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО

Цель: закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже

множественного числа.

Ход игры: детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая

последнего слова. (Это слово стоит в родительном падеже множественного числа).

Дети добавляют недостающее слово и получают за каждый правильный ответ

фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.

ОБЪЯСНИТЕ, ПОЧЕМУ…

Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью,

развитие логического мышления.

Ход игры: воспитатель объясняет, что дети должны будут закончить предложения,

которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно

подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они

все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое

правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот,

кто соберёт больше фишек.

Незаконченные предложения для игры:

Вова заболел… (простыл) Мама взяла зонт… (идёт дождь)

Дети легли спать… (поздно) Очень хочется пить… (жарко)

Лед на реке растаял… (тепло) Деревья сильно закачались… (дует ветер)

СЛОВА – РОДСТВЕННИКИ

Цель: упражнять в подборе однокоренных слов.

Медведь – медведица, медвежонок, медвежий, медведушка …

Волк - волчица, волчонок, волчище, волчий, волчишко…

Лиса –лис, лисичка, лисёнок, лисонька, лисушка….

КТО ГДЕ ЖИВЁТ?

Цель: упражнять в употреблении предложного падежа существительного.

Лиса живёт в норе.

Медведь зимует в… .

Волк живёт в … .

Белка живёт в … .

Ёжик живёт в … .

ИЗМЕНИ СЛОВО

Цель: упражнять в падежном и предложном согласовании.

Изменить слово «окно» в контексте предложения.

В доме большое … . В доме нет … . Я подошел к … . Я мечтаю о большом … . У

меня растут цветы под … .

КЕМ ТЫ БУДЕШЬ?

Цель: закрепить употребление глаголов в будущем времени (буду летать, лечить,

водить ...).

Ход игры: в начале занятия воспитатель читает отрывок из произведения

В.Маяковского Кем быть.

После этого предлагает детям помечтать, кем они хотят быть, кем работать.

- Я буду летчиком, летать на самолетах.

- Я буду врачом, лечить детей.

- Я буду учить детей, учительницей работать.

Воспитатель следит за правильным построением предложений.

КАКОЕ ЭТО БЛЮДО ?

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей

ОБРАЗУЙ СЛОВА

Цель: расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании

действительных причастий настоящего времени.

Материал: предметные картинки перелетных птиц, мяч.

Поет Поющая

Щебечет Щебечущая

Улетает Улетающая

Кормит Кормящая

Плывет Плывущая

Кричит Кричащая

Голодает Голодающая

УЛЕТЕЛИ ПИЦЫ

Цель: упражнять в словоизменении: употребление родительного падежа имен

существительных в единственном и множественном числе.

Нет (кого?) – нет лебедя, утки … .

Нет (кого?) – нет лебедей, уток … .

ИСПРАВЬ ОШИБКУ

Цель: учить понимать значение притяжательных местоимений.

Ход игры: взрослый заведомо говорит неправильно, а ребенок, если слышит

ошибку, исправляет ее.

На столе лежит много карандашов.

Карлсон съел много конфетов.

ОБРАЗУЙ СЛОВА

Цель: расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании

действительных причастий настоящего времени.

Материал: предметные картинки перелетных птиц, мяч.

Поет Поющая

Щебечет Щебечущая

Улетает Улетающая

Кормит Кормящая

Плывет Плывущая

Кричит Кричащая

Голодает Голодающая

СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ

Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.

Материал: мяч.

У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).

У синицы желтая грудь, поэтому ее называют … (желтогрудая).

У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).

У дятла красная голова, поэтому его называют … (…).

У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…).

У дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).

КОМУ ЧТО НУЖНО

Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.

Материал: мяч.

У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).

У синицы желтая грудь, поэтому ее называют … (желтогрудая).

У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).

У дятла красная голова, поэтому его называют … (…).

У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…).

У дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).

ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ

Цель: учить устанавливать сходство и различие предметов по существенным

признакам, закрепление слов-обобщений.

Ход игры. На столе выкладывается по четыре картинки, три из них относятся к

одной тематической группе, а четвёртая к какой-нибудь другой группе. Детям

дается задание: рассмотрите картинки и определите, какая из них лишняя.

Неподходящую картинку переверните, а оставшиеся назовите одним словом».

Каждый участник исключает лишнюю картинку по очереди. Если он ошибается или

не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За

каждое правильное выполнение дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше

фишек.

ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ (с мячом)

стол, стул, кровать, чайник

лошадь, кошка, собака, щука

елка, земляника, береза, дуб,

огурец, тыква, морковь, заяц

блокнот, портфель, газета, тетрадь,

огурец, арбуз, яблоко, мяч

волк, лиса, медведь, кошка

фиалка, ромашка, морковь, василек,

кукла, машинка, пирамида, книга

воробей, орел, ласточка, оса

лыжи, коньки, лодка, санки

стул, молоток, пила, рубанок

снег, мороз, жара, лед

змея, улитка, бабочка, черепаха

кисти, краски, чайник, альбом

шляпа, крыша, дверь, окно

молоко, чай, лимонад, хлеб

ДВА-ДВЕ

«Посмотри на себя и скажи, что у нас по два?..Два глаза, два уха, два локтя, два

плеча, два колена.

А что у нас по две?...Две руки, две ноги, две пятки, две щеки, две ноздри.

Молодец, а теперь продолжи»:

огурец – два..огурца ваза – две…вазы

стул – два ..стула вишня – две…вишни

стол - два…стола слива – две…сливы

кот - два …кота кошка – две…кошки

чашка – две…чашки

окно – два…окна

машина – две…машины

дерево – два…дерева

тюльпан – два …тюльпана

роза – две…розы

помидор – два…помидора

кастрюля – две…кастрюли

костюм – два…костюма

майка – две…майки

НАЗОВИ СЛОВА

Цель: Учить детей называть слова с заданным звуком.

Ход: Педагог предлагает детям назвать слова с заданным звуком. За правильный

ответ дети получают жетоны. В конце игры определяется победитель.

ВЕСЁЛЫЙ ЯЗЫЧОК

Цель: Подготовить артикуляционный аппарат детей к произношению звуков.

Ход:

В: Жил на свете язычок. Был у него свой домик. Домик назывался «ротик». Домик

открывался и закрывался. (Показывает) Чем закрывается домик? (зубами).

В: Правильно! Нижние зубы – крылечко, а верхние – дверка. Давайте все вместе

закроем и») .

Жил Язычок в своем откроем домик Язычка. Улыбнитесь, закройте домик так,

чтобы и крылечко и дверка были хорошо видны. (Дети выполняют упражнение

«Улыбка домике и часто на улицу глядел. Откроет дверку, высунется из нее и опять

спрячется. (Показывает.) язычок был очень любопытный. Все ему хотелось знать.

Увидит, как котенок молоко лакает, и думает, дай0ка и я попробую! Высунет

широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Высунет и спрячет, высунет и

спрячет. Давайте и мы высунем язычок все вместе и спрячем его. Сначала медленно,

а потом быстрее! Совсем как у котенка получается! (Дети выполняют упр.

«Полакаем молоко»)

А еще любил Язычок песни петь. Услышит, как дети кричат: «а-а-а», откроет дверку

широко-широко и запоет «а-а-а». услышит, как лошадка ржет: «и-и-и», сделает

узенькую щелку в дверке и запоет: «и-и-и». услышит, как поезд гудит: «у-у-у»,

кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: «у-у-у».

Так у Язычка незаметно и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать

уляжется. Вот такая сказка.

СЕРДИТЫЙ ВОРОН

Цель: Продолжать учить детей определять первый звук в слове.

Ход: Детям раздаются шапки-маски различных зверей. К складному домику

приставляют «мостик» (доску) .

В: В этом домике живут звери: заяц, лиса, медведь, волк и др. Перейти в домик

можно только по мостику, но он не простой, волшебный: уйти из домика по нему

легко, а придти обратно непросто. Около мостика сидит ворон (надевает на себя

шапочку-маску ворона). Каждого животного, кто приходит к мостику, он

спрашивает, какой звук первый в названии этого животного. Кто правильно ответит,

тот пройдет. А кто не знает ответа, того сердитый ворон не пропускает.

НАЗОВИ СЛОВА СО ЗВУКОМ [с'] и [с].

Цель: Продолжать учить детей дифференцировать в словах звуки [с'] и [с].

Ход: Детям даются конверты с тремя картинками: в двух есть звуки [с'] и [с], а в

одной нет, и две фишки-кружочка синего и зеленого цвета. Дети называют

изображенный на картинке предмет и накрывают его кружочком синего, если звук

[с], или зеленого, если звук [с'], цвета.

САМОЛЁТ

Цель: Продолжать учить узнавать звук [с] в словах.

Ход: В: Сегодня мы отправляемся в полет на самолете и надо придумать, какие

вещи взять с собой (Раздает детям картинки.) взять с собой можно только те

предметы, в названиях которых слышится звук [с].

Дети строят самолет. Воспитатель-«стюардесса» впускает пассажиров только с

картинками, на которых изображены предметы со звуком [с]. При входе в самолет

ребенок показывает свою картинку и говорит: «Я возьму с собой сумку» (санки,

сапоги, сыр и др.) и садятся на свое место.

Мы отправляемся в полет. Чтобы нам было веселее, выучим стихотворение, в

котором почти все слова имеют звук [с].

«Самолет построим сами,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами

И опять вернемся к маме.» А. Барто

СЛОВА-ЗАГАДКИ

Цель: Продолжать учить детей определять протяженность слов.

Ход: Воспитатель загадывает загадки. Дети отгадывают, определяют какое слово

длинное или короткое.

ВЕРНО ЛИ ЭТО

Цель: учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их;

развивать умение отличать реальное от выдуманного.

Ход игры

Детям читают стихотворение, содержащее нелепые ситуации. Дети должны

ответить на вопрос: «Верно ли это? – после каждого предложения и доказать,

почему они так считают. За правильный ответ получают фишку. Выигрывает тот,

кто получит больше фишек.

– Верно ли это?

«Собирают сыр с кустов.

С зайцами пасут коров.

На лугу доят волов.

В пляс пускается медведь.

Тыквы стали песни петь.

Косят косари леса.

На снегу лежит роса.

Верно ли, что как-то раз

От дождя нас зонтик спас?

Что луна нам ночью светит?

Что конфет не любят дети?»

«Жили-были дед да баба

С маленькою внучкой,

Кошку рыжую свою называли Жучкой.

А хохлаткою они звали жеребёнка,

А ещё была у них курица Бурёнка.

А ещё у них была собачонка Мурка,

А ещё– два козла: Сивка да Бурка!»

«Дождик греет, солнце льётся.

Мельник мелет воду в колодце.

Прачка на печке стирает корыто.

Бабушка в речке поджарила сито».

«Два весёлых карапуза,

На печи усевшись ловко,

Рвали с яблони арбузы,

В море дёргали морковку.

На ветвях созрели раки,

Семь селёдок и ерши.

Все окрестные собаки ели брюкву от души».

ОБЪЯСНИ ЧТО ТАКОЕ

Цель: развивать способность к анализу, обобщению. Формировать умение

рассуждать, делать выводы.

Ход игры

Педагог просит объяснить выражения:

Железная хватка,скупые слёзы,золотые руки,медвежья услуга,светлая голова,острый

язык,лисьи глаза,блестящая мысль,высокие чувства,короткая память,тонкая

усмешка,лёгкая походка,тёплые слова,громкая фраза,сладкие речи,крокодиловы

слёзы,горькая правда,лёгкие ноги,железный кулак.



В раздел образования